Автор: Фриц Ирина Ивановна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №291
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Самообразование воспитателя"
Раздел: начальное образование
Воспитатель ГПД:
Фриц Ирина Ивановна
Цель:
сбережение здоровья детей и формирование у них основ здорового
образа жизни
Задачи:
- воспитание и пропаганда культуры здоровья;
- совершенствование форм и методов в работе по сохранению, дальнейшему
2
укреплению здоровья учащихся;
- формирование у учащихся качеств, потребностей, способствующих
развитию здоровья
- создание здоровой и безопасной среды
- совершенствование психологической поддержки школьников
Виды деятельности
Изучение
и
внедрение
новых
педагогических
технологий,
форм,
методов и приемов обучения
Периодический самоанализ своей профессиональной деятельности
2
Совершенствование знаний в области классической и современной
психологии и педагогики
Повышение уровня своей эрудиции
Источники самообразования
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по данной теме
•
Решение
задач,
упражнений,
тестов,
кроссвордов
и
других
заданий
повышенной сложности, или нестандартной формы
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик
• Прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация внеклассной деятельности
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Общение с коллегами в школе, районе
•
Ведение
здорового
образа
жизни,
занятия
спортом,
физическими
упражнениями.
2
Результаты самообразования
1.
Разработано
а) программа «Уроки здоровья»;
б)
презентация
-
сценарий
клубного
часа
с
использованием
компьютера «О здоровом образе жизни»;
в) тематические клубные часы валеологической направленности;
г) дидактический материал, тесты, наглядность
3.
Проведение
психолого-педагогической
диагностики,
с
целью
выявления готовности ребёнка к подвижным играм.
4.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
5.
Мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки,
зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз.
8.
Ежегодный анализ работы по исследуемой проблеме
В группе организована работа по следующим
направлениям
:
- мониторинг состояния здоровья детей;
- профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно -
двигательного аппарата и др.;
2
- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового
образа жизни;
- проведение «Минутка здоровья»;
- профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- спортивные мероприятия;
- разучивание и проведение физкультурных минуток;
Фриц Ирина Ивановна,
воспитатель ГПД, 2017/18 уч. год
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
2
На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья
подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.
Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении
состояния здоровья детей и молодёжи России [1, 2, 3, 4]. Одной из основных причин
такого
положения
является
то,
что
у
подрастающего
поколения
не
сформирована
устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как
следует
заботиться
о
своём
здоровье.
Школьники
не
всегда
могут
противостоять
негативному
влиянию
со
стороны
окружающей
среды.
Развитие
информационных
технологий,
ускорение
темпов
жизни
также
повышают
требования
к
физической
и
психической выносливости детей, их адаптационным способностям [1, 4, 5, 6, 7, 8].
Анализ
исследований
свидетельствует
о
том,
что
здоровье
сбережение
–
явление
многоаспектное и междисциплинарное.
Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ человека.
Понятие «качество жизни» появилось в Index Medicos в 1977 году и всё шире используется
в настоящее время.
Качество жизни – понятие важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер
жизни
современного
общества,
т.к.
основная
цель
всех
институтов
общества
–
благополучие
человека.
Составляющими
качества
жизни
являются:
психическое
2
благополучие;
социальное
благополучие;
физическое
благополучие;
духовное
благополучие.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности,
рационально
организованный,
активный,
трудовой,
закаливающий
и
в
то
же
время
защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до
глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Основное
его
содержание
составляют
следующие
элементы:
оптимальный
уровень
двигательной
активности;
закаливание,
увеличение
сопротивляемости
организма
неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание;
соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически грамотное поведение;
психическая и эмоциональная устойчивость; сексуальное воспитание; отказ от вредных
привычек;
безопасность
труда
и
поведения,
позволяющая
избежать
травм
и
других
повреждений.
В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья
населения,
так
и
качества
образования
в
настоящее
время
в
образовании
всё
более
распространённым становится термин «здоровье сберегающее образование».
Здоровье сберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного
естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной
потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ, обеспечивает практическое освоение
навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.
Здоровье
сберегающее
образование
включает
участников
этого
процесса,
а
также
соответствующие
цели
(здоровье
сбережения),
содержание
и
здоровье
сберегающие
технологии [9]. Здоровье сберегающие образовательные технологии можно определить
как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли
потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Профилактика
и
коррекция
школьно
обусловленных
и
социально
значимых
нарушений и заболеваний школьников
На протяжении уже более чем двадцатилетнего периода сохраняется тенденция снижения
показателей здоровья детского населения. Данные официальной статистики и показатели
профилактических обследований ежегодно свидетельствуют о негативных тенденциях в
состоянии здоровья подрастающего поколения.
Организация
детей
в
коллективы
и
их
длительное
пребывание
в
образовательных
учреждениях позволяет на протяжении всего периода обучения эффективно осуществлять
профилактические
мероприятия,
в
том
числе
оздоровительные
программы
и
формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения.
ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что
предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и
общества в целом.
К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее
повышению защитных сил организма, а также поведение, направленное на борьбу с
вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных сил организма
включает
в
себя
оптимальный
режим
различных
видов
деятельности
и
отдыха,
рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру,
2
закаливание,
соблюдение
правил
личной
гигиены,
медицинскую
активность
и
динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное гигиеническое поведение.
Усиление
профилактической
направленности
современного
здравоохранения
предусматривает формирование ответственности детей, подростков и их родителей за своё
здоровье и здоровье окружающих.
Отношение к здоровью, здоровье сберегающее поведение и ЗОЖ являются одним из
важнейших составляющих элементов культуры общества. ЗОЖ предполагает поведение и
стиль жизни, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. ЗОЖ
связан
с
выбором
личностью
позитивного
в
отношении
здоровья
стиля
жизни,
что
предполагает высокий уровень гигиенических знаний, гигиенической культуры отдельных
групп и общества в целом. Одной из составных частей ЗОЖ является воспитание культуры
населения в отношении собственного здоровья.
В
формировании
санитарной
культуры
ведущая
роль
принадлежит
комплексу
мероприятий
по
гигиеническому
воспитанию
и
обучению,
что
закреплено
в
законодательном
порядке.
Федеральный
закон
«О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» содержит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и
обучение». В ней определено, что с целью повышения санитарной культуры населения,
профилактики заболеваний, для распространения знаний о ЗОЖ должны проводиться
гигиеническое воспитание и обучение граждан. К гигиенически рациональным формам
поведения
относится
поведение,
способствующее
повышению
защитных
свойств
организма, а также поведение, направленное на борьбу с факторами риска, влияющими на
здоровье.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребёнок
может
обеспечить
соответствующий
способ
жизнедеятельности.
Многое
зависит
от
родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но от
того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее
поведение.
В
настоящее
время
актуальной
медико-социальной
проблемой
является
высокое
распространение среди школьников факторов риска, которые ВОЗ рассматривает как
ключевые
индикаторы
здоровья.
Особое
беспокойство
вызывает
высокая
распространённость неблагоприятных факторов риска, обусловленных образом жизни,
которые формируются уже в начальной школе. Факторы риска, обусловленные образом
жизни, являются управляемыми. В связи с этим важным направлением профилактики
заболеваний среди учащихся является формирование у детей и подростков стереотипов
ЗОЖ,
тогда
как
дефицит
знаний
у
обучающихся
по
вопросам
ЗОЖ
способствует
распространению
факторов
риска,
провоцирующих
возникновение
функциональных
расстройств, неинфекционных и инфекционных заболеваний.
Литература
1. Баранов А.А., Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической
и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей /А.А.
Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М., 2006. – 412с.
2.
Воронцов
И.М.
Здоровье
–
главная
медицинская,
социальная
и
гуманитарная
проблема.
Материалы
междунар.
форума
«Здоровье
нации
–
здоровый
город.
Роль
2
бизнеса, общественности и муниципальных властей в создании благоприятной для жизни
городской среды обитания». – М., 2005. – С. 65-73.
3.
Онищенко
Г.Г.
Проблема
улучшения
здоровья
учащихся
и
со стояние
общеобразовательных учреждений. Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2005. - №3. – С.
40-43.
4. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их
оздоровления: метод. рекомендации /А.А. Баранов – М., 2006. – 47с.
5.
Баранов
А.А.
Медицинские
и
социальные
аспекты
адаптации
современных
подростков к условиям воспитания обучения и трудовой деятельности: руководство для
врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева – М., 2007. – 352с.
6. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование
системы их медицинского обеспечения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2005. – 54с.
7. Конова С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в
условиях первичного звена здравоохранения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2007. –
53с.
8. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние годы (2005-
2007). Актуальные вопросы педиатрии: материалы XII Конгресса педиатров. – М., 2008. –
С. 402.
9.
Здоровье
сберегающие
технологии
в
современном
образовательном
процессе:
монография /Г.В. Ильина, Л.А. Иванова, О.В. Савельева и др. Под общей ред. А.П. Савина.
Сиб. федер. ин-т; Краснояр. гос. пед. ин-т им. В.П. Астафьева и др. – Красноярск: Центр
информации, ЦНИ «Монография», 2014. – 168с.