Напоминание

"Самообразование воспитателя"


Автор: Фриц Ирина Ивановна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №291
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Самообразование воспитателя"
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитатель ГПД:

Фриц Ирина Ивановна

Цель:

сбережение здоровья детей и формирование у них основ здорового

образа жизни

Задачи:

- воспитание и пропаганда культуры здоровья;

- совершенствование форм и методов в работе по сохранению, дальнейшему

2

укреплению здоровья учащихся;

- формирование у учащихся качеств, потребностей, способствующих

развитию здоровья

- создание здоровой и безопасной среды

- совершенствование психологической поддержки школьников

Виды деятельности

Изучение

и

внедрение

новых

педагогических

технологий,

форм,

методов и приемов обучения

Периодический самоанализ своей профессиональной деятельности

2

Совершенствование знаний в области классической и современной

психологии и педагогики

Повышение уровня своей эрудиции

Источники самообразования

• Систематический просмотр определенных телепередач

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Обзор в Интернете информации по данной теме

Решение

задач,

упражнений,

тестов,

кроссвордов

и

других

заданий

повышенной сложности, или нестандартной формы

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Изучение современных психологических методик

• Прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

• Организация внеклассной деятельности

• Изучение информационно-компьютерных технологий

• Общение с коллегами в школе, районе

Ведение

здорового

образа

жизни,

занятия

спортом,

физическими

упражнениями.

2

Результаты самообразования

1.

Разработано

а) программа «Уроки здоровья»;

б)

презентация

-

сценарий

клубного

часа

с

использованием

компьютера «О здоровом образе жизни»;

в) тематические клубные часы валеологической направленности;

г) дидактический материал, тесты, наглядность

3.

Проведение

психолого-педагогической

диагностики,

с

целью

выявления готовности ребёнка к подвижным играм.

4.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

5.

Мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки,

зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз.

8.

Ежегодный анализ работы по исследуемой проблеме

В группе организована работа по следующим

направлениям

:

- мониторинг состояния здоровья детей;

- профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно -

двигательного аппарата и др.;

2

- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового

образа жизни;

- проведение «Минутка здоровья»;

- профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;

- спортивные мероприятия;

- разучивание и проведение физкультурных минуток;

Фриц Ирина Ивановна,

воспитатель ГПД, 2017/18 уч. год

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

2

На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья

подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении

состояния здоровья детей и молодёжи России [1, 2, 3, 4]. Одной из основных причин

такого

положения

является

то,

что

у

подрастающего

поколения

не

сформирована

устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как

следует

заботиться

о

своём

здоровье.

Школьники

не

всегда

могут

противостоять

негативному

влиянию

со

стороны

окружающей

среды.

Развитие

информационных

технологий,

ускорение

темпов

жизни

также

повышают

требования

к

физической

и

психической выносливости детей, их адаптационным способностям [1, 4, 5, 6, 7, 8].

Анализ

исследований

свидетельствует

о

том,

что

здоровье

сбережение

явление

многоаспектное и междисциплинарное.

Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ человека.

Понятие «качество жизни» появилось в Index Medicos в 1977 году и всё шире используется

в настоящее время.

Качество жизни – понятие важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер

жизни

современного

общества,

т.к.

основная

цель

всех

институтов

общества

благополучие

человека.

Составляющими

качества

жизни

являются:

психическое

2

благополучие;

социальное

благополучие;

физическое

благополучие;

духовное

благополучие.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности,

рационально

организованный,

активный,

трудовой,

закаливающий

и

в

то

же

время

защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до

глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Основное

его

содержание

составляют

следующие

элементы:

оптимальный

уровень

двигательной

активности;

закаливание,

увеличение

сопротивляемости

организма

неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание;

соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически грамотное поведение;

психическая и эмоциональная устойчивость; сексуальное воспитание; отказ от вредных

привычек;

безопасность

труда

и

поведения,

позволяющая

избежать

травм

и

других

повреждений.

В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья

населения,

так

и

качества

образования

в

настоящее

время

в

образовании

всё

более

распространённым становится термин «здоровье сберегающее образование».

Здоровье сберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного

естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной

потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ, обеспечивает практическое освоение

навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.

Здоровье

сберегающее

образование

включает

участников

этого

процесса,

а

также

соответствующие

цели

(здоровье

сбережения),

содержание

и

здоровье

сберегающие

технологии [9]. Здоровье сберегающие образовательные технологии можно определить

как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли

потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Профилактика

и

коррекция

школьно

обусловленных

и

социально

значимых

нарушений и заболеваний школьников

На протяжении уже более чем двадцатилетнего периода сохраняется тенденция снижения

показателей здоровья детского населения. Данные официальной статистики и показатели

профилактических обследований ежегодно свидетельствуют о негативных тенденциях в

состоянии здоровья подрастающего поколения.

Организация

детей

в

коллективы

и

их

длительное

пребывание

в

образовательных

учреждениях позволяет на протяжении всего периода обучения эффективно осуществлять

профилактические

мероприятия,

в

том

числе

оздоровительные

программы

и

формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения.

ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что

предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и

общества в целом.

К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее

повышению защитных сил организма, а также поведение, направленное на борьбу с

вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных сил организма

включает

в

себя

оптимальный

режим

различных

видов

деятельности

и

отдыха,

рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру,

2

закаливание,

соблюдение

правил

личной

гигиены,

медицинскую

активность

и

динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное гигиеническое поведение.

Усиление

профилактической

направленности

современного

здравоохранения

предусматривает формирование ответственности детей, подростков и их родителей за своё

здоровье и здоровье окружающих.

Отношение к здоровью, здоровье сберегающее поведение и ЗОЖ являются одним из

важнейших составляющих элементов культуры общества. ЗОЖ предполагает поведение и

стиль жизни, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. ЗОЖ

связан

с

выбором

личностью

позитивного

в

отношении

здоровья

стиля

жизни,

что

предполагает высокий уровень гигиенических знаний, гигиенической культуры отдельных

групп и общества в целом. Одной из составных частей ЗОЖ является воспитание культуры

населения в отношении собственного здоровья.

В

формировании

санитарной

культуры

ведущая

роль

принадлежит

комплексу

мероприятий

по

гигиеническому

воспитанию

и

обучению,

что

закреплено

в

законодательном

порядке.

Федеральный

закон

«О

санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения» содержит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и

обучение». В ней определено, что с целью повышения санитарной культуры населения,

профилактики заболеваний, для распространения знаний о ЗОЖ должны проводиться

гигиеническое воспитание и обучение граждан. К гигиенически рациональным формам

поведения

относится

поведение,

способствующее

повышению

защитных

свойств

организма, а также поведение, направленное на борьбу с факторами риска, влияющими на

здоровье.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребёнок

может

обеспечить

соответствующий

способ

жизнедеятельности.

Многое

зависит

от

родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но от

того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее

поведение.

В

настоящее

время

актуальной

медико-социальной

проблемой

является

высокое

распространение среди школьников факторов риска, которые ВОЗ рассматривает как

ключевые

индикаторы

здоровья.

Особое

беспокойство

вызывает

высокая

распространённость неблагоприятных факторов риска, обусловленных образом жизни,

которые формируются уже в начальной школе. Факторы риска, обусловленные образом

жизни, являются управляемыми. В связи с этим важным направлением профилактики

заболеваний среди учащихся является формирование у детей и подростков стереотипов

ЗОЖ,

тогда

как

дефицит

знаний

у

обучающихся

по

вопросам

ЗОЖ

способствует

распространению

факторов

риска,

провоцирующих

возникновение

функциональных

расстройств, неинфекционных и инфекционных заболеваний.

Литература

1. Баранов А.А., Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической

и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей /А.А.

Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М., 2006. – 412с.

2.

Воронцов

И.М.

Здоровье

главная

медицинская,

социальная

и

гуманитарная

проблема.

Материалы

междунар.

форума

«Здоровье

нации

здоровый

город.

Роль

2

бизнеса, общественности и муниципальных властей в создании благоприятной для жизни

городской среды обитания». – М., 2005. – С. 65-73.

3.

Онищенко

Г.Г.

Проблема

улучшения

здоровья

учащихся

и

со стояние

общеобразовательных учреждений. Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2005. - №3. – С.

40-43.

4. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их

оздоровления: метод. рекомендации /А.А. Баранов – М., 2006. – 47с.

5.

Баранов

А.А.

Медицинские

и

социальные

аспекты

адаптации

современных

подростков к условиям воспитания обучения и трудовой деятельности: руководство для

врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева – М., 2007. – 352с.

6. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование

системы их медицинского обеспечения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2005. – 54с.

7. Конова С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в

условиях первичного звена здравоохранения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2007. –

53с.

8. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние годы (2005-

2007). Актуальные вопросы педиатрии: материалы XII Конгресса педиатров. – М., 2008. –

С. 402.

9.

Здоровье

сберегающие

технологии

в

современном

образовательном

процессе:

монография /Г.В. Ильина, Л.А. Иванова, О.В. Савельева и др. Под общей ред. А.П. Савина.

Сиб. федер. ин-т; Краснояр. гос. пед. ин-т им. В.П. Астафьева и др. – Красноярск: Центр

информации, ЦНИ «Монография», 2014. – 168с.



В раздел образования