Автор: Лаптев Валерий Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 33
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: рабочаяя программа кружка
Тема: " Школа мяча"
Раздел: среднее образование
Рабочая программа кружка « Школа мяча» для учащихся
4-5класса
На 2015-2016 учебный год
Руководитель кружка: Лаптев В.А.
Пояснительная записка
Актуальность:
Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие
дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным
функциональным нарушениям в организме: снижение силы и
работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки,
координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие,
вызывает задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности
необходимо проводить дополнительные занятия по физическому воспитанию.
Важное место в системе физического воспитания детей занимают действия с
мячом. Упражнения в бросках, катании мячей способствуют развитию
глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений,
совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом
различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы,
увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают
кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и
способствуют выработки хорошей осанки.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-
оздоровительной работе с детьми.
Проблема:
Поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним.
«Дефицит» движений у детей школьного возраста
Цель:
Обогащение двигательного опыта учащихся
Задачи:
1.
Научить учащихся владеть мячом на достаточно высоком уровне.
2.
Освоение техники игры в пионербол, волейбол, баскетбол, улучшение
физического развития, физической подготовленности учащихся.
3.
Познакомить школьников с историей игры волейбол, баскетбол.
4.
Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость,
умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для
ведения игры.
5.
Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом:
передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить
индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные
способы и ситуации действий с мячом.
6.
Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и
правила.
7.
Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно
поставленной цели.
8.
Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные
желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных
ситуациях.
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения,
групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению
техникой игры с мячом.
Возраст детей – 4-5 класс. Набор – свободный. Количество 12-14 человек.
Количество занятий: 4 занятия в неделю по 2; 3 часа Общее количество часов
210. Место проведения: спортивный зал МБОУ Гимназия № 33.
Используемый материал: мячи волейбольные, баскетбольные, волейбольная
сетка, гимнастическая стенка.
Срок реализации: 1 год.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению
программы
Диагностические критерии:
Низкий уровень: неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не
замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом.
Не соблюдает заданный темп и ритм с мячом.
Средний уровень: технически правильно выполняет большинство упражнений
с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные
ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном
темпе.
Высокий уровень: уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и
ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты
действий с мячом.
Предполагаемый результат:
1.
Учащиеся смогут владеть мячом на достаточно высоком уровне.
2.
Освоят технику игры в волейбол.
3.
Школьники познакомятся с историей игры волейбол.
4.
У детей выявятся улучшения показателей координации движений,
выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на
площадке, находить удобное место для ведения игры.
5.
Школьники овладеют технико-тактическими действиями с мячом:
передача мяча, бросок мяча через сетку, подача мяча, блокирование,
разучат индивидуальную тактику. Умение выбирать более
целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
6.
Научатся понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и
правила.
Организация образовательной деятельности:
На занятиях и вне занятий:
1.
Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом.
2.
Дети должны освоить технику игры в волейбол, состоящую из двух видов
действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках
без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки,
ложные движения)
3.
Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину,
подача мяча.
4.
Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой,
прыжками, поворотами.
Обучение способам действия.
1.
Нижняя, верхняя подача мяча.
2.
Передача сверху двумя руками.
3.
Прием мяча снизу двумя и одной рукой.
4.
Блокирование
5.
Ведение мяча.
6.
Броски в кольцо.
Правила игры в волейбол:
1.
Состав команды от 6 до 12 игроков. Основными считаются 6 игроков.
2.
Игра начинается с подачи. Право на подачу определяется жребием, в
котором участвуют судья и капитаны команд.
3.
Игра проводится из трех или пяти партий. Если счет в партии достигнет
равный, то игра в ней продолжается до разницы в два очка.
4.
Когда команда выигрывает право на подачу, игроки выполняют переход,
смещаясь по часовой стрелке. Если выиграно очко, смена не
производится, и подача выполняется повторно игроком зоны 1 с места
подачи
Команда теряет право на подачу если:
1.
Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой, пролетел за пределами
ограничительных лент или антенн;
2.
Мяч коснулся игрока или постороннего предмета;
3.
Мяч упал за пределы площадки;
4.
Подача выполнена не с места, вне очереди, двумя руками, с руки,
броском.
5.
Мяч можно отбивать руками не более трех раз.
Правила игры в пионербол:
1.
Две команды. Состав команды от 3 до 8 человек в каждой
2.
Подача выполняется броском одной рукой через сетку
3.
С мячом можно делать не более трех шагов по площадке, после чего его
необходимо либо передать игроку по команде, либо перебросить через
сетку.
4.
Разрешается совершать не более одного паса в атаке.
5.
Игра проводится из двух или трех партий до 25 очков. Если счет в партии
равный, то игра в ней продолжается до разницы в два очка.
Команда теряет право на подачу если:
1.
Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой, пролетел за пределами
ограничительных лент или антенн;
2.
Мяч коснулся пола на своей площадке;
3.
Подача выполняется не с места;
4.
Сделано более трех шагов с мячом в руках;
5.
Сделано более одного паса при атаке.
Правила игры в пионербол с 2 мячами:
Существует несколько вариантов игры. Играть в пионербол интересно в
каждом случае. При игре в пионербол с двумя мячами, каждой команде дают по
мячу. По свистку начинается игра. Команды пытаются перебросить мяч на
сторону соперника. Засчитывается проигрышное очко той команде, в чьем
владении находится сразу оба мяча. Важным нюансом такого правила является
то, что мяч считается во владении команды, если его коснулся игрок или же он
ударился о землю. В случае если мячи ударяются друг с другом в воздухе,
партия начинается заново.
Тематический план
Месяц:
Мероприятия:
Цель:
Сентябрь
1.
Обследование детей
2.
Инструктаж по технике
безопасного поведения в
физкультурном зале
3.
Знакомство с мячом
Подготовить детей к
обучающему процессу
Октябрь
1.
Совершенствование броска
мяча вверх и ловля его двумя
руками на месте
2.
Прокатывание мяча одной и
двумя руками из разных
положений
3.
Ведение мяча на месте
Научиться управлять мячом,
чувствовать его
Ноябрь
1.
Выполнение броска и ловли
мяча в движении
2.
Отбивание мяча об пол одной
рукой на месте
Контролировать мяч в
движении
Декабрь
1.
Отбивание мяча об пол правой и
левой рукой в движении
2.
Передача мяча друг другу
различным способом
Научить точности передачи
мяча партнеру
Январь
1.
Передача мяча друг другу в
разных направлениях стоя и
сидя
2.
Перебрасывание друг другу и
ловля мяча сидя и стоя спиной
друг к другу
Совершенствовать точность
передачи мяча при игре в парах
Февраль
1.
Перебрасывание мяча через
сетку
2.
Бросок мяча через сетку в
Подготовить детей к игре в
пионербол с двумя мячами
прыжке
Март
1.
Бросок мяча об стенку и ловля
его двумя руками
2.
Подача и пас в игре
Развивать ловкость, умения
принимать решения в процессе
игры пионербол
Апрель
1.
Нижняя подача в волейболе
2.
Обучение техники приема и
передачи мяча
Совершенствовать технику
игры
Май
1.
Блокирование мяча в процессе
игры
2.
Расстановка игроков на поле
Разработать тактику игры
Методическое обеспечение программы
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки,
которые
являются
единым
педагогическим
процессом,
направленным
на
формирование
и
закрепление
определенных
навыков,
на
достижение
оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов
обучающимися.
Успешное
осуществление
учебно-тренировочного
процесса
возможно
при
соблюдении
принципа
единства
всех
сторон
подготовки,
а
именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической
и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании
д в у х
г р у п п
м е т о д о в :
о б щ е п е д а г о г и ч е с к и х
и
с п о р т и в н ы х .
Общепедагогические
или
дидактические
методы
включают
метод
наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при
единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по
отношению
к
технической
подготовке,
метод
раннего
освоения
сложных
элементов,
метод
соразмерности,
т.е.
оптимального
и
сбалансированного
р а з в и т и я
ф и з и ч е с к и х
к а ч е с т в .
Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности учебно-
тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения
требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод
избыточности,
предполагающий
применение
тренировочных
нагрузок,
превосходящих
соревновательные;
метод
моделирования
соревновательной
деятельности в тренировочном процессе.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко
всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального
подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо
внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо
при
обучении
технике
и
тактике
игры,
предъявляя
при
этом
одинаковые
требования
в
плане
овладения
основной
структурой
технического
и
т а к т и ч е с к о г о
п р и е м а .
В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по
нескольким
видам
подготовки.
Занятие
включает
обязательно
общую
физическую
подготовку,
так
же
специальную
физическую
подготовку.
На
занятие
может
быть
осуществлена
работа
по
технической,
тактической
и
м о р а л ь н о - в о л е в о й
п о д г о т о в к е
ю н ы х
с п о р т с м е н о в .
Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего
учебно-тренировочного
проце сса.
Все
упражнения
делятся
н а
общеразвивающие,
подготовительные,
подводящие
и
о с н о в н ы е .
Общеразвивающие
и
подготовительные
упражнения
направлены
преимущественно
на
развитие
функциональных
особенностей
организма,
а
подводящие
и
основные
-
на
формирование
технических
навыков
и
т а к т и ч е с к и х
у м е н и й .
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода
целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием
изучают
в
целом,
затем
переходят
к
составным
частям
и
в
заключение
возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования
техники происходит формирование тактических умений.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии
с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит
распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего
планирования.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Общее
количество
часов
В том числе
Практических
Теоретических
1
Знакомство с мячом
38
30
8
2
Броски мяча
38
33
5
3
Отбивание мяча
29
25
4
4
Передачи мяча друг другу
34
31
3
5
Броски через сетку
27
25
2
6
Подачи, передачи
54
51
3
ИТОГО часов:
210
185
25