Напоминание

" Школа мяча"


Автор: Лаптев Валерий Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 33
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: рабочаяя программа кружка
Тема: " Школа мяча"
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа кружка « Школа мяча» для учащихся

4-5класса

На 2015-2016 учебный год

Руководитель кружка: Лаптев В.А.

Пояснительная записка

Актуальность:

Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие

дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным

функциональным нарушениям в организме: снижение силы и

работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки,

координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие,

вызывает задержку возрастного развития.

Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности

необходимо проводить дополнительные занятия по физическому воспитанию.

Важное место в системе физического воспитания детей занимают действия с

мячом. Упражнения в бросках, катании мячей способствуют развитию

глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений,

совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом

различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы,

увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают

кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и

способствуют выработки хорошей осанки.

Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-

оздоровительной работе с детьми.

Проблема:

Поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним.

«Дефицит» движений у детей школьного возраста

Цель:

Обогащение двигательного опыта учащихся

Задачи:

1.

Научить учащихся владеть мячом на достаточно высоком уровне.

2.

Освоение техники игры в пионербол, волейбол, баскетбол, улучшение

физического развития, физической подготовленности учащихся.

3.

Познакомить школьников с историей игры волейбол, баскетбол.

4.

Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость,

умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для

ведения игры.

5.

Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом:

передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить

индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные

способы и ситуации действий с мячом.

6.

Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и

правила.

7.

Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно

поставленной цели.

8.

Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные

желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных

ситуациях.

Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения,

групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению

техникой игры с мячом.

Возраст детей – 4-5 класс. Набор – свободный. Количество 12-14 человек.

Количество занятий: 4 занятия в неделю по 2; 3 часа Общее количество часов

210. Место проведения: спортивный зал МБОУ Гимназия № 33.

Используемый материал: мячи волейбольные, баскетбольные, волейбольная

сетка, гимнастическая стенка.

Срок реализации: 1 год.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению

программы

Диагностические критерии:

Низкий уровень: неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не

замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом.

Не соблюдает заданный темп и ритм с мячом.

Средний уровень: технически правильно выполняет большинство упражнений

с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные

ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном

темпе.

Высокий уровень: уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и

ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты

действий с мячом.

Предполагаемый результат:

1.

Учащиеся смогут владеть мячом на достаточно высоком уровне.

2.

Освоят технику игры в волейбол.

3.

Школьники познакомятся с историей игры волейбол.

4.

У детей выявятся улучшения показателей координации движений,

выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на

площадке, находить удобное место для ведения игры.

5.

Школьники овладеют технико-тактическими действиями с мячом:

передача мяча, бросок мяча через сетку, подача мяча, блокирование,

разучат индивидуальную тактику. Умение выбирать более

целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

6.

Научатся понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и

правила.

Организация образовательной деятельности:

На занятиях и вне занятий:

1.

Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом.

2.

Дети должны освоить технику игры в волейбол, состоящую из двух видов

действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках

без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки,

ложные движения)

3.

Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину,

подача мяча.

4.

Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой,

прыжками, поворотами.

Обучение способам действия.

1.

Нижняя, верхняя подача мяча.

2.

Передача сверху двумя руками.

3.

Прием мяча снизу двумя и одной рукой.

4.

Блокирование

5.

Ведение мяча.

6.

Броски в кольцо.

Правила игры в волейбол:

1.

Состав команды от 6 до 12 игроков. Основными считаются 6 игроков.

2.

Игра начинается с подачи. Право на подачу определяется жребием, в

котором участвуют судья и капитаны команд.

3.

Игра проводится из трех или пяти партий. Если счет в партии достигнет

равный, то игра в ней продолжается до разницы в два очка.

4.

Когда команда выигрывает право на подачу, игроки выполняют переход,

смещаясь по часовой стрелке. Если выиграно очко, смена не

производится, и подача выполняется повторно игроком зоны 1 с места

подачи

Команда теряет право на подачу если:

1.

Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой, пролетел за пределами

ограничительных лент или антенн;

2.

Мяч коснулся игрока или постороннего предмета;

3.

Мяч упал за пределы площадки;

4.

Подача выполнена не с места, вне очереди, двумя руками, с руки,

броском.

5.

Мяч можно отбивать руками не более трех раз.

Правила игры в пионербол:

1.

Две команды. Состав команды от 3 до 8 человек в каждой

2.

Подача выполняется броском одной рукой через сетку

3.

С мячом можно делать не более трех шагов по площадке, после чего его

необходимо либо передать игроку по команде, либо перебросить через

сетку.

4.

Разрешается совершать не более одного паса в атаке.

5.

Игра проводится из двух или трех партий до 25 очков. Если счет в партии

равный, то игра в ней продолжается до разницы в два очка.

Команда теряет право на подачу если:

1.

Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой, пролетел за пределами

ограничительных лент или антенн;

2.

Мяч коснулся пола на своей площадке;

3.

Подача выполняется не с места;

4.

Сделано более трех шагов с мячом в руках;

5.

Сделано более одного паса при атаке.

Правила игры в пионербол с 2 мячами:

Существует несколько вариантов игры. Играть в пионербол интересно в

каждом случае. При игре в пионербол с двумя мячами, каждой команде дают по

мячу. По свистку начинается игра. Команды пытаются перебросить мяч на

сторону соперника. Засчитывается проигрышное очко той команде, в чьем

владении находится сразу оба мяча. Важным нюансом такого правила является

то, что мяч считается во владении команды, если его коснулся игрок или же он

ударился о землю. В случае если мячи ударяются друг с другом в воздухе,

партия начинается заново.

Тематический план

Месяц:

Мероприятия:

Цель:

Сентябрь

1.

Обследование детей

2.

Инструктаж по технике

безопасного поведения в

физкультурном зале

3.

Знакомство с мячом

Подготовить детей к

обучающему процессу

Октябрь

1.

Совершенствование броска

мяча вверх и ловля его двумя

руками на месте

2.

Прокатывание мяча одной и

двумя руками из разных

положений

3.

Ведение мяча на месте

Научиться управлять мячом,

чувствовать его

Ноябрь

1.

Выполнение броска и ловли

мяча в движении

2.

Отбивание мяча об пол одной

рукой на месте

Контролировать мяч в

движении

Декабрь

1.

Отбивание мяча об пол правой и

левой рукой в движении

2.

Передача мяча друг другу

различным способом

Научить точности передачи

мяча партнеру

Январь

1.

Передача мяча друг другу в

разных направлениях стоя и

сидя

2.

Перебрасывание друг другу и

ловля мяча сидя и стоя спиной

друг к другу

Совершенствовать точность

передачи мяча при игре в парах

Февраль

1.

Перебрасывание мяча через

сетку

2.

Бросок мяча через сетку в

Подготовить детей к игре в

пионербол с двумя мячами

прыжке

Март

1.

Бросок мяча об стенку и ловля

его двумя руками

2.

Подача и пас в игре

Развивать ловкость, умения

принимать решения в процессе

игры пионербол

Апрель

1.

Нижняя подача в волейболе

2.

Обучение техники приема и

передачи мяча

Совершенствовать технику

игры

Май

1.

Блокирование мяча в процессе

игры

2.

Расстановка игроков на поле

Разработать тактику игры

Методическое обеспечение программы

Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки,

которые

являются

единым

педагогическим

процессом,

направленным

на

формирование

и

закрепление

определенных

навыков,

на

достижение

оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов

обучающимися.

Успешное

осуществление

учебно-тренировочного

процесса

возможно

при

соблюдении

принципа

единства

всех

сторон

подготовки,

а

именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической

и морально-волевой.

Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании

д в у х

г р у п п

м е т о д о в :

о б щ е п е д а г о г и ч е с к и х

и

с п о р т и в н ы х .

Общепедагогические

или

дидактические

методы

включают

метод

наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при

единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по

отношению

к

технической

подготовке,

метод

раннего

освоения

сложных

элементов,

метод

соразмерности,

т.е.

оптимального

и

сбалансированного

р а з в и т и я

ф и з и ч е с к и х

к а ч е с т в .

Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности учебно-

тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения

требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод

избыточности,

предполагающий

применение

тренировочных

нагрузок,

превосходящих

соревновательные;

метод

моделирования

соревновательной

деятельности в тренировочном процессе.

Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко

всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального

подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо

внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо

при

обучении

технике

и

тактике

игры,

предъявляя

при

этом

одинаковые

требования

в

плане

овладения

основной

структурой

технического

и

т а к т и ч е с к о г о

п р и е м а .

В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по

нескольким

видам

подготовки.

Занятие

включает

обязательно

общую

физическую

подготовку,

так

же

специальную

физическую

подготовку.

На

занятие

может

быть

осуществлена

работа

по

технической,

тактической

и

м о р а л ь н о - в о л е в о й

п о д г о т о в к е

ю н ы х

с п о р т с м е н о в .

Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего

учебно-тренировочного

проце сса.

Все

упражнения

делятся

н а

общеразвивающие,

подготовительные,

подводящие

и

о с н о в н ы е .

Общеразвивающие

и

подготовительные

упражнения

направлены

преимущественно

на

развитие

функциональных

особенностей

организма,

а

подводящие

и

основные

-

на

формирование

технических

навыков

и

т а к т и ч е с к и х

у м е н и й .

В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода

целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием

изучают

в

целом,

затем

переходят

к

составным

частям

и

в

заключение

возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования

техники происходит формирование тактических умений.

Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии

с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит

распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего

планирования.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее

количество

часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Знакомство с мячом

38

30

8

2

Броски мяча

38

33

5

3

Отбивание мяча

29

25

4

4

Передачи мяча друг другу

34

31

3

5

Броски через сетку

27

25

2

6

Подачи, передачи

54

51

3

ИТОГО часов:

210

185

25



В раздел образования