Напоминание

"Методы и приемы обучения игры на хомусе"


Автор: Васильева Евдокия Семеновна
Должность: преподаватель фольклорного отделения
Учебное заведение: МБОУ дополнительного образования "Детская школа искусств"
Населённый пункт: п. Депутатский Усть-Янского района Республики Саха Якутия
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: "Методы и приемы обучения игры на хомусе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Научно-методическая статья

Методы и приемы обучения игры на хомусе на занятиях учебного предмета

«Народные инструменты»

На

занятиях

фольклора

ведется

ознакомление

детей

разной

национальности

с

якутским

народным

творчеством.

Фольклор

имеет

огромное

познавательное

и

воспитательное значение в формировании личности школьника.

Программа учебного предмета «Народные инструменты» разработана на основе и с

учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программе в

области

музыкального

искусства «Фольклорный ансамбль».

Предмет «Народные инструменты» направлен на получение учащимися специальных

знаний о многообразных исполнительских формах игры на народных инструментах и

принципах ее воспроизведения. Содержание программы учебного предмета «Народные

инструменты» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственно, патриотическое

воспитание личности учащегося, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных

способностей

детей.

Целью

учебного

предмета

«Народные

инструменты»

является

развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им

знаний,

умений

и

навыков

в

области

музыкального

фольклора,

а

также

выявление

наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального

образования

в

профессиональных

учебных

заведениях

среднего

профессионального

образования по профилю предмета.

Занятия по технике игры на хомусе ведётся по авторской программе «Обучение и

воспитание детей через искусство игры на хомусе», основываясь на проекте программы

хомусиста

импровизатора,

виртуоза

мира

С.

С.

Шишигина.

В

процессе

занятий

сочетается индивидуальная и групповая работа. Образовательный процесс организован в

соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.

У

якутского

народа,

с

глубокой

древности

сохранился

хомус,

вмещающийся

в

ладони,

но

обладающий

способностью

петь

голосом

живой

природы.

Хомусы

изготавливались из дерева, кости и железа. Существуют разновидности хомусов с одним,

двумя,

тремя,

четырьмя

язычками.

Несмотря

на

простоту

наружного

вида

хомус

музыкально богат, широк и глубок по диапазону звучания. Когда его держат в ладони,

прикасаются им к губам и зубам, когда он оживает от дыхания играющего на нем, то

создается особо проникновенная музыка, раскрывающая внутренний мир человека.

Авторская

программа

по

обучению

игре

на

хомусе

состоит

из

3

этапов:

подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап работы включает в себя беседы о

якутском народном

инструменте – хомус. На первом занятии детям рассказываю о строении музыкального

интсрумента, его разновидностях, распространении.

Знакомлю с творчеством известных

хомусистов Л. Турнина, С. Шишигина, П. Оготоева, А. Дегтяревой, Ю. Кривошапкиной и

др. Слушание подлинных образцов игры на хомусе известных исполнителей в записи

является

эффективным

средством

развития

детского

воображения.

Показываю

видеофильмы о мастерах изготовления хомуса в Якутии.

На каждом занятии необходмио делать упражнения для пальцев в виде сжатия и

выпрямления кулака в разном темпе. Поочередно касаемся кончиком большого пальца

другими пальцами вначале медленно, потом с быстрыми темпами.

На следующих занятиях вместе с детьми делаем упражнения для кисти:

вращательные движения вокруг сустава расслабленной кистью с произвольной скоростью.

Далее выполняем эти упражнения в такт музыке, повтореняем упражнений, удерживая

руку

в

положении

игры

на

хомусе.

Делаем

удары

по

язычку

хомуса

сначала

в

произвольном темпе, а потом - в такт разной музыке.

Эффективно проводить упражнения для дыхания на каждом занятии: вдыхание и

выдыхание воздуха через нос, вдыхание и выдыхание воздуха через рот.

На втором этапе идёт работа над

формированием первоначальных навыков

игры.

Чтобы

научиться

играть

на

хомусе,

необходимо

приобрести

пять

основных

навыков: научиться правильно держать хомус, овладеть приемами ударов пальцами о

язычок,

правильно

дышать,

уметь

слушать

основной

звук

хомуса

и

его

обертоны,

научиться видоизменять звук. На этом этапе проводится разучивание и воспроизведение

традиционных приемов игры на хомусе.

развитие навыков игры по разновидности ударов.

В начальной стадии обучения игры на хомусе используются традиционные народные

мелодии-куплеты «Биэ-биэ-биэ», “Ьыт-тыа», уохай» (без перевода).

Мелодия «Биэ-биэ-биэ» применяется при обучении новичка для извлечения первых

звуков на хомусе, при котором одновременно используются ритмичные удары, умеренное

дыхание, движение всех артикулирующих органов.

На следующих занятиях учу детей извлекать самые простые звуки, некоторым

приемам ударов по язычку хомуса. Приступаем непосредственно к игре на хомусе. Далее

ученики овладевают различными приемами удара по язычку хомуса.

При игре на хомусе необходимо уделить особое внимание способам дыхания. Чтобы

звуки

хомуса

слились

в

беспрерывную

музыку,

чтобы

язычок

не

терял

энергии

и

колебался, издавая звуки, не останавливаясь, нужно вдыхать и выдыхать воздух во время

игры.

Далее мы учимся менять звуки, используя губы, органы речи. Комбинируя

различные движения губ и виды дыхания, можно извлекать самые разнообразные звуки.

Приоткрывая и смыкая губы, в сочетании с вдыханием воздуха можно получить эффект

звучания, равносильный эффекту, получаемому от удара по язычку.

На

третьем

этапе

предпочтение

отдается

воспроизведению

современных

приемов

игры

на

хомусе

по

приемам

И.Алексеева

и

импровизации

современных

и

традиционных способов извлечения звуков природы. Такие игры развивают интерес к

пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию.

Игра на хомусе в основном имеет тематически направленный импровизационный

характер. Сильно развито лирическое уйуу»- воспевание, всегда связанное с явлениями

родной природы и состоянием душевных переживаний исполнителя. Удачно комбинируя

эти основные приемы изменения звука с приемами дыхания, удара, можно обрадовать и

удивить

зрителей

чудесной

музыкой

хомуса,

убедить

их,

что

хомус

действительно

говорящий инструмент.

Чтобы

научить

всей

технике

игры

на

хомусе,

нужны

систематические

занятия,

упорство,

настойчивость

и

большое

желание.

Дети

должны

овладеть следующими

приемами игры на хомусе: «наар охсуулар»: «хардары-таары охсуулар»; «тарбах араас

охсуулара»; «табыгыр». Приемы «н оон», «уос ооно» основаны на физическом участии

губ, преимущественно при исполнении мелодий, импровизаций с губными звуками б, в,

м.

Прием «хаастатыы» — гусиное пение является традиционно развитым способом

игры, акустический эффект которого принимается слушателем как подражание гусиному

пению. Прием «куерэгэйдэтии» -пение жаворонка является исконно традиционным и

образуется при ритмичном движении языка исполнителя по полости рта.

В

далекой

древности

наши

предки

свою

радость

выражали

игрой

на

хомусе,

подражая пению жаворонка, говору гусей. Эта традиция сохранилась до сих пор в виде

имитационной игры. Искусный хомусист может точь-в-точь повторить звуки весенней

капели, топот скакунов, кукование кукушки, барабанную дробь дятла, свист ветра.

Эффективность методов работы с детьми проявляется не только на занятиях, но и,

прежде всего, в творческой, концертной и конкурсно – фестивальной деятельности, в

новаторском подходе, в умении раскрыть и проявить творческие способности каждого

ученика.

Проведенная

работа

показала

положительную

динамику

уровня

развития

музыкальной культуры детей.

Мои ученики принимают активное участие на улусных конкурсах творчества и

занимают призовые места. Барабанская Ариана заняла II место, Горохова Аурика – III

место на улусном конкурсе исполнителей на хомусе (п. Депутатский 2017 г.),

Среди воспитанников есть победители и призеры республиканских и региональных

конкурсов исполнителей на хомусе: Васильева Сайаана – Победитель Республиканского

конкурса исполнителей на хомусе «Хомус Куо - 2017» в номинации «Приз зрительских

симпатий»

(г.

Якутск

2017

г.),

лауреат

II

степени

Дальневосточного

регионального

дистанционного творческого конкурса «Утро Родины» в номинации «Инструментальный

жанр» ( г. Владивосток 2016 г.)

Высокие достижения учеников на Всероссийских и международных фольклорных

конкурсах: Васильева Сайаана – I место, Барабанская Ариана – 1 место во Всероссийском

детско – юношеском конкурсе фольклорных коллективов «Праздник фольклора» (соло на

хомусе) (г. Москва 2017 г.), Васильева Сайаана – лауреат I степени Международного

фестиваля - конкурса искусств «Алтын Майдан - Якутия» - «Кемус туьулгэ» в номинации

«Инструменты

старшая

группа»

(г.

Якутск

2017

г.),

Лауреат

II

степени

V

Международного конкурса – фестиваля детского творчества «Diamond notes» (г. Якутск

2017 г.)

Руководимый мною ансамбль фольклорного отделения «Кун сыдьаайа» старшая и

младшая

группы

награждены

дипломами

I

и

II

степени

на

конкурсе

«Творческий

калейдоскоп»

в

2015

и

2016

гг.,

дипломом

Дальневосточного

регионального

дистанционного творческого конкурса «Утро Родины» (г. Владивосток 2016 г.), заняли два

призовых места (2 и 3 места). на Всероссийском дистанционном конкурсе фольклора «Ух-

ты!» ( г. Москва 2018 г.), стала лауреатом 1 степени на Рреспубликанском дистанционном

конкурсе фольклора «Кемус дор5оон» (с. Булгунняхтаах Кангаласского района 2018 г.)

Мои первые выпускники стали работниками в сфере культуры: Михайлова И.Н. –

Отличник

культуры

РС

(Я),

артистка

Драматического

театра

имени

П.А.

Ойунского;

Трофимов

И.А.

артист

эстрады;

Трофимова

Т.А.

культуролог;

Петрова

М.

А.

преподаватель в Эльгяйской средней школе по предмету “Культура народов РС (Я)”.

Чтобы научить играть на хомусе так, чтобы волновать души сотен людей, надо самому

поверить в человеческую душу хомуса, в волшебство его музыки, идущее из глубины

веков, накопленное многими поколениями мастеров изготовления и игры на хомусе,

народными талантами. А для этого необходимо знать свой родной язык, уважать традиции

своего народа, стремиться только к хорошему, доброму, светлому.



В раздел образования