Автор: Валекжанина Юлия Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия №259 ГО ЗАТО города Фокино"
Населённый пункт: Приморского края
Наименование материала: Программа
Тема: "Организация взаимодействия детского сада и школы"
Раздел: начальное образование
1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
гимназия №259 ГО ЗАТО г. Фокино
Приморского края
Программа
«Организация взаимодействия детского сада и школы»
Валекжанина Ю.Г.
учитель начальных классов.
2016 уч.г.
Обоснование программы
2
Преемственность
выступает
одной
из
главных
задач
дошкольного
образовательного
учреждения
и
школы,
как
необходимое
условие
адаптации
первоклассников к новому виду учебной деятельности.
Школа
и
детский
сад
–
два
смежных
звена
в
системе
образования.
Неподготовленность ребёнка влечёт за
собой негативные последствия: в классе он
испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок
включается
в
особый
режим.
Поэтому
в
учебно-воспитательной
работе
школы
и
любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к
обучению
в
школе,
должна
существовать
преемственность.
Сегодня
понятие
преемственности
практикуется
широко
-
как
непрерывный
процесс
воспитания
и
обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного
периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а
начальная
школа,
используя
опыт
детского
сада,
способствует
его
дальнейшему
личностному становлению.
МКОУ гимназия №259 имеет широкие возможности для реализации программы
преемственности,
так
как
в
условиях
педагогического
процесса
реализуется
образовательные программы предшкольной подготовки и начальной школы.
Таким
образом,
преемственность
обеспечивает
постепенное
развитие
и
углубление
знаний,
усложнение
требований
к
умственной
деятельности,
формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности
между развивающим центром предшкольной подготовки «Филиппок» и начальной
школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного
и
младшего
школьного
возраста.
Целенаправленное
взаимодействие
дошкольной
группы и начальной школы МКОУ гимназии №259 возможно только при разработке и
реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям
школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей трудностями.
Программа
преемственности
основывается
на
следующих
теоретико-
методологических положениях:
1)
фундаментальных
исследований
отечественной
научной
психолого-
педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
2)
научных
исследований,
практических
разработок
и
методических
рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного
дошкольного и начального образования;
3)
действующего
законодательства,
иных
нормативных
правовых
актов,
регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования.
Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет
в рамках программы преемственности:
1. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с
окружающим миром.
2.
Деятельностное
развитие:
овладение
деятельностью,
прежде
всего
ведущей;
формирование творческого характера деятельности.
3. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое
развитие
как
предпосылка
изучения
предмета
«Родной
язык»,
математическое
развитие
как
предпосылка
изучения
предмета
«Математика»,
художественно
-
эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.
3
Цель
программы:
обеспечение
преемственности
и
непрерывности
в
организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между
дошкольным и начальным звеном образования в условиях функционирования МКОУ
гимназии №259
Задачи программы:
1. Создать на территории гимназии единое пространство, наиболее благоприятных
условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий,
подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении
духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в
условиях образовательного процесса гимназии
3.Создать
психолого-педагогические
условия,
обеспечивающие
сохранность
и
укрепление
здоровья,
непрерывность
психофизического
развития
дошкольника
и
младшего школьника.
4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от
игровой к учебной деятельности.
5.Способствовать
преемственности
учебных
планов
и
программ
дошкольного
и
школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.
6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
7. Обеспечить профессиональный рост педагогов.
Принципы построения программы
Принцип
интеграции
содержания
дошкольного
и
начального
школьного
образования.
Принцип
гуманизации,
означающий
личностно-ориентированных
подход
к
детям
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста
на
основе
передовых
идей
психолого-педагогической науки.
Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по
реализации программы.
Принцип
учёта
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей
дошкольного и младшего школьного
возраста, основанного на специфике этапов
развития и личностных характеристик воспитанников.
Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной
школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной
ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
Содержательные компоненты преемственности
Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка
дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника,
так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение
процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный
-
обеспечение
связей
ведущих
деятельностей
смежных
периодов,
опора
на
актуальные
для
данного
периода
деятельности
компоненты,
4
создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего
возрастного периода.
Содержательный
-
правильное
соотношение
между
непосредственной
образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая
культура»,
«Здоровье»,
«Социализация»,
«Труд»,
«Безопасность»,
«Чтение
художественной
литературы»,
«Коммуникация»,
«Познание»,
«Художественное
творчество»,
«Музыка»,
установление
перспектив
в
содержании
обучения
от
дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного
и
младшего
школьного
возраста,
обеспечение
непосредственного
и
контактного
общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного
процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и
предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный
характер его обучения и воспитания.
Организационно-методическое обеспечение включает:
Установление
делового
сотрудничества
между
воспитателями
и
учителями
начальных классов.
Взаимное
ознакомление
учителей
и
воспитателей
с
задачами
образовательно-
воспитательной работы в начальной школе.
Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и
воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.
Семинары-практикумы.
Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с
последующем обсуждением).
Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в
практике учителей и воспитателей.
Разработку
и
создание
единой
системы
диагностических
методик
“предшкольного” образования.
Данное направление имеет несколько аспектов:
Информационно
–
просветительский: предполагает
взаимное
ознакомление
учителей
и
воспитателей
с
задачами
образовательно–воспитательной
работы.
Направления реализации программы преемственности
Организационно-
методическое
обеспечение
Работа с детьми
дошкольной группы
Работа с родителями
5
Изучение
программы
старших
групп
и
первого
класса.
Участвуют
в
совместных
педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».
Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами
осуществления
учебно-воспитательной
работы
(взаимное
посещение
педагогами
уроков
в
школе
и
непосредственной
образовательной
деятельности
детей
в
дошкольных группах с последующем обсуждением).
Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей
со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей
своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Работа с детьми включает:
Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной группы в рамках
школы будущего первоклассника
Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению
“школьной зрелости”.
Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольной
группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
Совместное проведение родительских собраний.
Проведение дней открытых дверей.
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
Открытые занятия
Консультации воспитателя, учителя начальных классов
Организация экскурсий по школе.
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных
соревнований.
Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с
родителями:
1.Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить
ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».
2. Лекторий в рамках школы будущего первоклассника.
3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе
»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и др.
На основе выделенных направлений в программе составлен совместный план
работы
ДОУ
и
МКОУ
гимназии
№259
по
реализации
преемственности.
Совместный план работы ДОУ и МКОУ гимназии №259
(направление: ДОУ – начальная школа)
№
Мероприятия
Цель мероприятия
Сроки
Ответственные
6
п/п
1.
Заседание городского
методического
объединения учителей
начальных классов и
воспитателей.
Встреча учителей
выпускных
4-х классов с
воспитателями
подготовительных к школе
групп
1. Скорректировать
план совместной
работы начальной
школы и
дошкольных групп
2. Выявить
возможность и
место участия
выпускников
подготовительных
групп в празднике “1
сентября – День
Знаний”.
август
учителя
начальных
классов и
воспитатели
2.
Диагностика,
определяющая готовность
детей к обучению в школе
«Адаптация
первоклассников»,
совместный педсовет с
воспитателями
дошкольных групп
Проанализировать
уровни
сформированности
интегративных
качеств
первоклассников и
готовности к
обучению в школе,
согласно модели
Сентябрь
Учитель
начальных
классов
3.
Праздник “1 сентября –
День Знаний”.
Создать для
будущего
выпускника
дошкольных групп
условия для
повышения учебной
мотивации.
2. Создать для
учащихся 1-го
класса условия
возникновения
гордости быть
учеником.
Сентябрь
учителя
начальных
классов и
воспитатели
4.
Взаимопосещение
воспитателями
дошкольных групп уроков
в 1-м классе начальной
школы и учителей
выпускных 4-х классов
непосредственной
образовательной
деятельности в
дошкольных группах
Познакомить
воспитателей
дошкольных групп с
методами и
приёмами,
применяемыми на
различных уроках
учителями
начальной школы.
Познакомить
В
течение
года
учителя
начальных
классов и
воспитатели
7
учителей с методами
и приёмами,
применяемыми в
организации
непосредственной
образовательной
деятельности с
детьми
Выявить возможные
ошибки при
обучении и
воспитании
первоклассников.
5
Выставка продуктивной
деятельности «Осенняя
фантазия»
Совместное
творчество
учащихся начальных
классов и детей
дошкольных групп
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
дошкольных
групп
6
Мастер – класс для
учителей: «Всестороннее
развитие ребёнка в
игровой деятельности»
Защита творческих
тем по воспитанию
детей воспитателями
дошкольных групп
Ноябрь
Воспитатели
7.
Совместное заседание
ГМО
Общие понимания и
требования готовности
ребенка к школе
1.Выработать
педагогами
дошкольных групп
и школы общее
понимание и
требования к
готовности ребенка
к школе.
Ноябрь
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
8.
Изучение воспитателями
подготовительных групп
программ 1-го класса
начальной. школы,
планируемых к открытию
на будущий учебный год.
Показать
разнообразие
программ в
начальной школе.
Повысить уровень
подготовки к
обучению в школе,
базируясь на
программах школы.
Сентябрь
- апрель
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
9.
Праздник “Мы теперь –
ученики”.
Выявить
возможность и
место участия
выпускников
подготовительной
группы в празднике
Ноябрь
Учителя
начальных
классов
8
“Мы теперь –
ученики”.
Создать для
будущего
выпускника
дошкольных групп
условия
возникновения
желания учиться в
школе.
Создать для
учащихся 1-го
класса условия
возникновения
гордости быть
учеником.
10
Семинар-практикум
«Использование
здоровьесберегающих
технологий в работе
дошкольных групп и
начальной школы
Знакомство с
новыми
образовательными
технологиями
Ноябрь
Администрация
школы
11.
Работа предшкольного
развивающего центра
«Филиппок» (проведение
адаптационных занятий с
воспитанниками
дошкольной группы)
1.Создание условий
для личностного
развития ребенка.
2. Обеспечение
успешной адаптации
к обучению в школе,
желания учиться и
развиваться
Октябрь -
апрель
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
12
Акция «Начальная школа -
детскому саду: новогоднее
чудо». Обмен опытом по
театрализованной
деятельности педагогов
начальных классов и
дошкольных групп
Создание условий
для совместного
эмоционально фона
при проведении
праздников,
развлечений,
досугов, выставок
Декабрь
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
13.
Проведение совместного
педагогического совета
для обсуждения
преемственности в
речевом развитии детей
дошкольного и младшего
школьного возраста
Выявить
особенности
программ по
речевому развитию
Подготовить к
школе
воспитанников
дошкольных групп
Декабрь-
февраль
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
9
согласно
программным
требованиям ДОУ и
школы.
14
Посещение мероприятия в
дошкольных группах по
физкультурному досугу
«Ловкие, сильные,
быстрые», посвящённому
Дню защитника Отечества
Привлечение
учащихся начальных
классов к
проведению
праздника
Февраль
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
дошкольных
групп
15.
Проведение тестирования
по определению школьной
зрелости при поступлении
в школу.
Выявить уровень
школьной зрелости у
воспитанников
подготовительных
групп.
Наметить пути
формирования
развития
школьнозначимых
функций для тех
воспитанников
подготовительных
групп, у которых
низкий и
пониженный
уровень школьной
зрелости.
Выявить
воспитанников
подготовительных
групп со средним и
повышенным
уровнем школьной
зрелости и наметить
пути его повышения
и поддержания
уровня школьной
мотивации.
Апрель-
май
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
16.
Проведение совместного
родительского собрания
“Подготовка к школе в
системе “Детский сад –
семья – школа”
Привлечь родителей
к обучению детей в
школе
Сформулировать
задачи дошкольной
группы и семьи в
подготовке детей к
Март
Администрация
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
10
школе.
Обозначить
требования учителей
к уровню
подготовки
выпускников
дошкольной группы
к обучению в школе.
17.
Экскурсии воспитанников
дошкольных групп в
школу в рамках «Дня
открытых дверей»
Познакомить
воспитанников
дошкольной группы
со зданием школы,
учебными классами,
физкультурным
залом, библиотекой.
Создать для
будущих
первоклассников
условия
возникновения
желания учиться в
школе.
Март
Администрация
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
18
Праздник «Масленица»
Совместная
организации
праздника учащихся
начальной школы и
дошкольной группы
Март
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
19.
Организация тематической
творческой выставки: “Вот
что я умею!”
1. Выявить
творческий
потенциал детей
предшкольного и
школьного возраста.
Апрель
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
20.
Консультации для
родителей будущих
первоклассников “Как
правильно организовать
свободное время ребёнка”
Помощь родителям
в решении
педагогических
проблем.
Март -
май
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
21
Выставка «Мир глазами
детей» Преемственность
изобразительных
технологий в дошкольном
образовании и начальной
школе
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
22.
“День открытых дверей”
Показать с помощью
Март
Администрация
11
(по отдельному плану)
компьютерной
техники
презентацию школы.
Обозначить для
родителей будущих
первоклассников
программные
требования для
выпускников ДОУ.
Довести до каждого
родителя программу,
учебные пособия,
планируемые на
будущий учебный
год в школе.
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
24
Диагностическое
обследование,
определяющее успешность
обучения первоклассников
в конце учебного года
Определение уровня
готовности к
обучению в школе
Март
Администрация,
учителя
начальной школы
25
Круглый стол
«Сравнительный анализ
диагностики в начале и
середине учебного года»
Обсуждение
проблем в
подготовке к школе
детей дошкольной
группы
Март
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
дошкольных
групп
Экскурсия «Введение в
школьную жизнь»
Знакомство со школьной
библиотекой, спортивным
залом, школьным музеем,
игровыми комнатами,
кабинетом музыки
Путешествие по
школьным станциям
Апрель
Администрация
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
16.
Праздник “Прощай,
Азбука!”
1 Создать для
будущего
выпускника
дошкольной группы
условия
возникновения
желания учиться в
школе, уметь читать.
2. Создать для
учащихся 1-го
класса условия
возникновения
Май
12
гордости быть
учеником.
27.
Круглый стол “Вопросы
преемственности ДОУ и
школы
Составить
примерный план
совместной работы
начальной школы и
дошкольных групп
на будущий учебный
год.
Подвести итоги
совместной работы
начальной школы и
дошкольных групп
по решению
проблемы
преемственности.
Апрель-
май
28.
Участие первоклассников в
празднике “До свидания,
детский сад!”
Создать для
будущего
выпускника
дошкольных групп
условия
возникновения
желания учиться в
школе.
Май
Воспитатели
дошкольных
групп
29
Педагогический совет
«Реализация
преемственности между
ДОУ и начальной школой»
Анализ работы по
преемственности за год.
Составление плана работы
на новыйучебный год.
Создание консультативных
пунктов для родителей
будущих первоклассников
на базе школы
Подведение итогов
по реализации
программы
преемственности
Май
Администрация
Учителя
начальных
классов и
воспитатели
дошкольных
групп
Психолог
Ожидаемые результаты программы
1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп
и начальной школы, подчиненность всего учебно -
воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его
обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности,
любознательности, самосознания и самооценки.
13
2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных
звеньях образовательной системы.
3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом
соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.
4. Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания
предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов.
5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных
этапах обучения.
6.
Создание
системы
диагностических
тестов
и
заданий
для
контроля
за
достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.
Вся деятельность программы ориентирована на модель дошкольника.
Модель выпускника дошкольных групп - предполагаемый результат совместной
деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов,
семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка,
которыми должен обладать выпускник