Напоминание

"О значимости учебного материала в работе с учащимися фортепианных классов в детской музыкальной школе"


Автор: Родина Лариса Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: р.п.Шемышейка Пензенская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "О значимости учебного материала в работе с учащимися фортепианных классов в детской музыкальной школе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУДО ДШИ р.п.Шемышейка

«

О значимости учебного материала в работе с учащимися

фортепианных классов в детской музыкальной школе

»

Методическая разработка

Преподаватель ДШИ

Родина Л.И.

2018г

.

О значимости учебного материала в работе с учащимися фортепианных

классов в детской музыкальной школе.

Значимость учебного материала – важность для ученика. Значимость может

быть художественной, познавательной, методической, эстетической,

эмоциональной и т.д.

Художественная значимость, также как и сложность зависит не только от

особенностей музыки, но и определяется наличием развитых музыкально-

перспективных способностей слушателей. Наличие высокоразвитых

способностей к эстетическому восприятию всегда выражается в адекватной

эстетической оценке музыкального сочинения, которая выявляет

художественную значимость.

Безусловно, произведения должны отбираться и по критерию методической

ценности – полезности для развития музыкальных способностей и уровня

мастерства учащихся.

Как справедливо отмечают психологи, главная задача педагога – воспитать у

учащихся чувство осознания значимости учебного материала. Например , для

формирования технического мастерства необходимо у исполнителя создать

правильное отношение к работе над гаммами, этюдами. Ученик должен

понимать их важность для овладения элементами исполнительского

искусства. Так, учащиеся педагога А.А.Артоболевской с удовольствием

играли все этюды Черни благодаря интересным приёмам работы на уроке .

Для того, чтобы вызвать интерес у ученика, очень важно подобрать

художественно-ценный, эмоционально привлекательный музыкальный

материал. Положительное отношение музыканта к исполняемому

произведению, соответствие музыки вкусам исполнителя, его

исполнительскому стилю, способствуют творческой работе над

произведением, стимулируют формирование оптимального эстрадного

самочувствия. Л. Маккиннон напоминает педагогам о том, что не все дети

любят мажорную музыку, не для всех приемлемы ноты, украшенные

картинками и стишками. Некоторые с удовольствием играют грустные пьесы

– выбор произведений нужно предоставить ученику.

Преподаватели теоретических дисциплин также отмечают: материал,

используемый на уроках сольфеджио, должен быть художественно- ценным и

привлекательным для ученика. Учащиеся не должны сталкиваться со

стилистически индифферентной музыкой.

Способы «повышения» значимости материала очень разнообразны. Многие

западные психологи основным средством ошибочно считают награду,

подкрепление. Например. Психолог Рабин- Рабсон изучал возможность

интенсификации продуктивности занятий на фортепиано в традиционном

«американском стиле»: при помощи введения денежной стимуляции, создавая

престижную установку в ходе соревнования. Автор приходит к выводу, что

ни один из методов «мотивационного обучения» не влияет положительно на

эффективность научения.

Отечественные психологи решающую роль придают социально- ценным

мотивам. На основе использования дидактических принципов советской

педагогики Л. В. Занкову и его сотрудникам удалось сформировать у

школьников глубокие внутренние побуждения к учению, сознательное

усвоение знаний в условиях безоценочного обучения. Глваным для учеников

Л. В. Занкова были не оценки, а познавательные интересы, развитые

педагогами в условиях воспитывающего, проблемного обучения.

Особый интерес в плане рассмотрения фактора «значимость» представляют

исследования отечественных психологов, проведённые на основе

использования концепции А. Н. Леонтьева о предметном содержании

деятельности. Оказалось: результаты непроизвольного запоминания(или

случайного, попутного научения) в значительной степени зависят от того,

какое место занимает материал в общей структуре деятельности: является ли

он основной целью или же средством для достижения этой цели. В первом

случае, материал запоминается быстрее и прочнее. Ф. В. Соколов

продемонстрировал возможность применения этой теории к практике

музыкального обучения.

Основная цель деятельности музыканта- мастера связана с эмоционально

смысловым содержанием исполняемого произведения. Технологическая

сторона «уходит в область ультразвука», по выражению Е. Нестеренко.

Произведения запоминаются непроизвольно, однако эта непроизвольность-

результат функционирования высокоразвитой образной памяти, итог

жизненного и музыкально- художественного опыта исполнителя, в ходе

формирования которого развивались и миемические процессы.

Начинающего музыканта необходимо научить способам осмысленной работы

над музыкальным материалом ( и в классе по специальности, и на уроках

сольфеджио).

Используемая литература:

1. Брагина О. Ф. На уроках Анны Даниловны Артоболевской. В кн.:

Методические материалы в помощь педагогам – пианистам музыкальных

школ. М., 1970.

2. Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1975.

3. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967.

4. Масленкова Л. Психология музыкального диктанта. В сб.: Теоретические

дисциплины в музыкальном училище. Л., 1977.

5. Соколов Ф.В. О музыкальной памяти пианистов – исполнителей. В кн.:

Музыкальное исполнительство. Вып.6.М., 1979.



В раздел образования