Автор: Родина Лариса Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: р.п.Шемышейка Пензенская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "О значимости учебного материала в работе с учащимися фортепианных классов в детской музыкальной школе"
Раздел: дополнительное образование
МБОУДО ДШИ р.п.Шемышейка
«
О значимости учебного материала в работе с учащимися
фортепианных классов в детской музыкальной школе
»
Методическая разработка
Преподаватель ДШИ
Родина Л.И.
2018г
.
О значимости учебного материала в работе с учащимися фортепианных
классов в детской музыкальной школе.
Значимость учебного материала – важность для ученика. Значимость может
быть художественной, познавательной, методической, эстетической,
эмоциональной и т.д.
Художественная значимость, также как и сложность зависит не только от
особенностей музыки, но и определяется наличием развитых музыкально-
перспективных способностей слушателей. Наличие высокоразвитых
способностей к эстетическому восприятию всегда выражается в адекватной
эстетической оценке музыкального сочинения, которая выявляет
художественную значимость.
Безусловно, произведения должны отбираться и по критерию методической
ценности – полезности для развития музыкальных способностей и уровня
мастерства учащихся.
Как справедливо отмечают психологи, главная задача педагога – воспитать у
учащихся чувство осознания значимости учебного материала. Например , для
формирования технического мастерства необходимо у исполнителя создать
правильное отношение к работе над гаммами, этюдами. Ученик должен
понимать их важность для овладения элементами исполнительского
искусства. Так, учащиеся педагога А.А.Артоболевской с удовольствием
играли все этюды Черни благодаря интересным приёмам работы на уроке .
Для того, чтобы вызвать интерес у ученика, очень важно подобрать
художественно-ценный, эмоционально привлекательный музыкальный
материал. Положительное отношение музыканта к исполняемому
произведению, соответствие музыки вкусам исполнителя, его
исполнительскому стилю, способствуют творческой работе над
произведением, стимулируют формирование оптимального эстрадного
самочувствия. Л. Маккиннон напоминает педагогам о том, что не все дети
любят мажорную музыку, не для всех приемлемы ноты, украшенные
картинками и стишками. Некоторые с удовольствием играют грустные пьесы
– выбор произведений нужно предоставить ученику.
Преподаватели теоретических дисциплин также отмечают: материал,
используемый на уроках сольфеджио, должен быть художественно- ценным и
привлекательным для ученика. Учащиеся не должны сталкиваться со
стилистически индифферентной музыкой.
Способы «повышения» значимости материала очень разнообразны. Многие
западные психологи основным средством ошибочно считают награду,
подкрепление. Например. Психолог Рабин- Рабсон изучал возможность
интенсификации продуктивности занятий на фортепиано в традиционном
«американском стиле»: при помощи введения денежной стимуляции, создавая
престижную установку в ходе соревнования. Автор приходит к выводу, что
ни один из методов «мотивационного обучения» не влияет положительно на
эффективность научения.
Отечественные психологи решающую роль придают социально- ценным
мотивам. На основе использования дидактических принципов советской
педагогики Л. В. Занкову и его сотрудникам удалось сформировать у
школьников глубокие внутренние побуждения к учению, сознательное
усвоение знаний в условиях безоценочного обучения. Глваным для учеников
Л. В. Занкова были не оценки, а познавательные интересы, развитые
педагогами в условиях воспитывающего, проблемного обучения.
Особый интерес в плане рассмотрения фактора «значимость» представляют
исследования отечественных психологов, проведённые на основе
использования концепции А. Н. Леонтьева о предметном содержании
деятельности. Оказалось: результаты непроизвольного запоминания(или
случайного, попутного научения) в значительной степени зависят от того,
какое место занимает материал в общей структуре деятельности: является ли
он основной целью или же средством для достижения этой цели. В первом
случае, материал запоминается быстрее и прочнее. Ф. В. Соколов
продемонстрировал возможность применения этой теории к практике
музыкального обучения.
Основная цель деятельности музыканта- мастера связана с эмоционально
смысловым содержанием исполняемого произведения. Технологическая
сторона «уходит в область ультразвука», по выражению Е. Нестеренко.
Произведения запоминаются непроизвольно, однако эта непроизвольность-
результат функционирования высокоразвитой образной памяти, итог
жизненного и музыкально- художественного опыта исполнителя, в ходе
формирования которого развивались и миемические процессы.
Начинающего музыканта необходимо научить способам осмысленной работы
над музыкальным материалом ( и в классе по специальности, и на уроках
сольфеджио).
Используемая литература:
1. Брагина О. Ф. На уроках Анны Даниловны Артоболевской. В кн.:
Методические материалы в помощь педагогам – пианистам музыкальных
школ. М., 1970.
2. Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1975.
3. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967.
4. Масленкова Л. Психология музыкального диктанта. В сб.: Теоретические
дисциплины в музыкальном училище. Л., 1977.
5. Соколов Ф.В. О музыкальной памяти пианистов – исполнителей. В кн.:
Музыкальное исполнительство. Вып.6.М., 1979.