Напоминание

Принципы построения урока математики


Автор: Глазкова Валентина Прокопьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 190
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Принципы построения урока математики
Раздел: среднее образование





Назад




Принципы построения урока математики

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления:

1.

Здоровый

ребенок

практически

достижимая

норма

детского

развития.

2.

Оздоровление – это не совокупность лечебно – профилактических

мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3.

Индивидуально

дифференцированный

подход

основное

средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику

возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у

него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить

использовать полученные знания в повседневной жизни.

Осуществить поставленную задачу можно, если организовать

рационально процесс обучения в соответствии с САНиП, умело чередовать

обучение с двигательной активностью учащихся, выработать в школе единую

систему формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

По

данным

Института

возрастной

физиологии

РАО,

школьная

образовательная

среда

порождает

факторы

риска

нарушения

здоровья,

в

результате

чего

20-40%

негативных

влияний

ухудшают

здоровье

детей

школьного возраста.

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы

риска по степени уменьшения значимости и силы влияния на здоровье детей:

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и

функциональным возможностям учащихся;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требо-

ваний к организации учебного процесса;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья

детей;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

- интенсификация учебного процесса;

- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и

укрепления здоровья;

- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и

здорового образа жизни.

Здоровье ребенка заключается не только в его физическом, но и в его

морально-психологическом состоянии. Недаром говорят: «В здоровом теле –

здоровый дух».

Много лет работаю над темой «Развитие мыслительной деятельности

учащихся в процессе обучения математике». Я поняла, что без сохранения

здоровья детей невозможно воспитать мыслящего человека, а в результате –

личность.

Что же тогда получается: дети – еще не личность? А ведь говорят же:

«уважение к личности ребенка». Противоречие? Думаю, что нет. А.Н.Леонтьев

считал, что личность рождается дважды:

1) в период «возрастной революции» ( «Я сам») ;

2) когда возникает его сознательная личность.

Тогда

по

окончании

школьного

курса

обучения

вчерашний

ученик

сможет

ответить на главный для себя вопрос: «Кто Я?»

Первоочередными задачами для себя считаю следующие:

1.

Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым (на уроке, на

перемене, участвуя в различных внеклассных мероприятиях).

2.

Каждый урок должен оставить в душе ребенка только положительные

эмоции.

3.

Физический и душевный комфорт, ощущение своей защищенности,

интерес к уроку – непременное условие.

От

правильной

организации

урока,

уровня

его

рациональности

во

многом

зависят функциональное состояние ученика в процессе учебной деятельности,

возможность

длительно

поддерживать

умственную

работоспособность

на

высоком уровне.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и

уровни гигиенической рациональности урока:

1.

Обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть

воздуха, освещение класса и доски, внешние раздражители). Кабинете

математики, где я провожу уроки, всегда тепло, комфортно ( много

цветов), жалюзи на окнах позволяют регулировать освещение в течение

всего учебного дня, а в утренние часы, когда еще недостаточно светло, -

электрическое освещение. Постоянно слежу за тем, чтобы все лампочки

были в рабочем состоянии.

2.

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ,

вопросы и ответы, решение примеров и др. (Стараюсь строить урок так,

чтобы максимально чередовать различные виды деятельности.)

3.

Виды

подачи

нового

материа ла:

слове сный,

н а гл я д н ы й ,

аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и др.

4.

Методы, способствующие активизации:

- метод свободного выбора (свободная беседа, свобода творчества);

- активные методы (ролевая игра, дискуссия);

- методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмо-

ций, общения, самооценки, взаимооценки;

- поза ученика ( смена видов деятельности – смена позы);

-

моменты

оздоровления

(физкультминутки,

динамические

паузы,

дыхательная гимнастика, для глаз, массаж активных точек);

-

мотивация

деятельности:

внешняя

(

оценка,

похвала,

поддержка,

соревновательный момент) и внутренняя (стремление больше узнать, радость

от активности, интерес к изучаемому предмету);

- психологический климат на уроке: учитель –ученик (комфорт-

напряжение, сотрудничество-авторитарность); ученик-ученик (сотрудничество-

соперничество,

дружелюбие-враждебность,

активно сть-пассивно сть,

заинтересованность-безразличие);

- эмоциональные разрядки (шутка, улыбка, юмористическая или поучи-

тельная картинка, поговорка, афоризм и др.);

- снижение активности.

Во время урока могу заметить внешние признаки усталости ученика: частая

смена

позы,

потягивание,

встряхивание

руками,

закрывание

глаз,

поддерживание

головы,

остановившийся

взгляд,

ненужное

перекладывание

предметов, разговор с соседом и др… Вот тут-то стараюсь использовать работу

в

парах

или

небольших

группах,

«вертушку»

(активное

передвижение

учащихся

из

одной

группы

или

пары

в

другую);

две

доски

учащиеся

вынуждены

поворачивать

голову

от

одной

доски

к

другой,

тем

самым

поддерживается интерес к уроку и активность участия в процессе.

Оптимальная организация учебного процесса и физической активности.

В своей работе стараюсь использовать 4 основные правила построения

урока.

Правило 1-е - Правильная организация урока.

Невозможно

правильно

организовать

урок

без

учета

критериев

здоровьесбережения на рациональном уровне. При этом у ребенка возникнет

потребность запрашивать необходимую информацию.

3 этапа организации урока:

1. Учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует ответы).

2. Ученики формулируют и задают вопросы.

3. Учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат: появляется взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2-е – использование каналов восприятия.

Я

пытаюсь

изложить

учебный

материал

на

доступном

для

всех

языке,

используя при этом все каналы восприятия информации.

Аудиальный канал основан на одновременном восприятии слухом и зрением.

Например:

Перед скобкой «плюс» стоит

Он о том и говорит,

Что ты скобки опускай,

Да все числа выпускай.

Перед скобкой «минус» строгий

Загородит нам дорогу.

Чтобы скобки убирать,

Надо знаки поменять:

-(-2а + 3с) + (-4к + d) = 2а - 3с - 4к + d.

Знак «минус» очень коварный, это «сторож у ворот» (скобок) и выпустит только

тогда, когда все знаки поменяют «паспорта» (знаки). Знак «минус» – «кирпич»,

дорожный знак «въезд воспрещен».

Визуальный канал основан на зрительном восприятии информации. Например:

Математическое лото

Каждому ученику выдается карточка лото и полоски бумаги размером в одну

клетку

лото.

Читаю

примеры,

а

учащиеся

закрывают

в

карточке

соответствующие ответы. По расположению закрытых ячеек мне легко увидеть

правильность вычислений каждого. Из оставшихся незакрытыми букв можно

складывать слова, которые подскажут тему урока.

Кинестетический канал основан на восприятии информации органами чувств.

Ведь на кончиках пальчиков есть тоже «зрение». Например:

« Поставьте пальчик на начало примера, медленно передвигая слева направо,

найдите ошибку (проверьте правильность записи, решения и т.д.)»

Правило3. Учет зоны работоспособности.

Экспериментально

доказано,

что

биоритмологиче ский

оптимум

работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение

учебного дня, так и на протяжении одного урока.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При подготовке к уроку я стараюсь распределить все этапы работы так, чтобы

учесть

их

продолжительность,

объем

нагрузки

и

эффективность

усвоения

знаний учащимися в течение всего урока, а она такова:

5- я _ 25-я минуты -80%;

25-я – 35-я минуты – 60-40%;

35-я – 45-я минуты 10%.

Только

контролируя

изменение

интенсивности

умственной

деятельности

в

течение

всего

урока,

можно

снизить

утомляемость

детей,

поддержать

и

восстановить их работоспособность.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Снятие эмоционального напряжения.

60-40%

На уроках использую (особенно в средних классах) игровые технологии,

помогающие решать не только проблемы мотивации, но и способствующие

развитию учащихся, их социализации. В игре и через игровое общение у

растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность

воздействовать

на

мир,

адекватно

воспринимать

происходящее.

В

игре,

независимо

от

сознания

ребенка,

работают

различные

группы

мышц,

что

благотворно влияет на здоровье.

Элементы игры использую и в качестве обратной связи : оценка

ответов

одноклассников:

хлопанье

в

ладоши,

топанье

ногами,

поднятие

руки

или

сигнальных карточек разных цветов, обозначающих «да», «нет», «прошу слова»

и др..Во время фронтального опроса использую игру с мячом или воздушным

шариком: ученик ловит мяч, если знает правильный ответ на поставленный

учителем

вопрос,

если

не

знает

ответа,

то

ловит

и

передает

его

другому

ученику.

Кроме того, провожу в 5-7-х классах 2 зарядки на одном уроке – для глаз

и различных групп мышц. В более старших классах бывает достаточно одной

зарядки. Зарядку часто сочетаю с темой урока. Например, при изучении темы

«Сравнение обыкновенных дробей»:

а) одна дробь больше другой – руки вверх;

б) одна дробь меньше другой – руки вниз;

в) дроби равны – движение рук параллельно парте на уровне груди.

Приемы

соревнования

благотворно

влияют

на

здоровье

учеников.

Задание:

«Запиши ответ на доске. Кто быстрее». Дети поочередно выбегают к доске и на

скорость записывают ответы.

При проверке домашнего задания ученики по 3-6 человек записывают ответы

на

доске,

затем

их

сменяют

другие.

Учащиеся

двигаются

во

время

напряженного трудного урока.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения,

тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной

мыслительной деятельности, индивидуальная работа с учениками на разных

этапах урока, уместный юмор или небольшое историческое отступление, работа

с одаренными детьми, работа по развивающей программе – вот далеко не весь

арсенал, который я использую на уроках математики.

Школьная оценка

один из важнейших факторов мотивации учебной и

мыслительной

деятельности

ученика.

Если

оценка

обоснована

учителем,

ученик

более

спокойно

реагирует

на

нее.

При

самостоятельном

анализе

учеником своих ошибок яснее сам видит просчеты и может сам найти пути их

исправления. А неудача на уроке будет восприниматься им как временное

явление, появится дополнительный стимул для более продуктивной работы в

школе

и

дома.

Я

поощряю

стремление

ученика

к

самоанализу,

стараюсь

похвалой

или

хорошей

оценкой

укрепить

его

уверенность

в

собственных

возможностях. Если удалось достичь психологического комфорта на уроке, то

работоспособность

класса

будет

высокая,

в

результате

чего

повысится

качественное усвоение знаний учащимися.

Результаты качественной успеваемости в 5-6 классах имеет

положительную динамику, а абсолютная успеваемость остается стабильной.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Здоровьесбережению способствуют уроки с использованием

валеологического

аспекта,

так

как

формируют

внимательное

отношение

учеников к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой

жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить не только

свою жизнь, но и жизнь окружающих.

Большую работу я провожу со своим классом во внеурочное время по

пропаганде вреда курения, принятия алкоголя и наркотиков. Это и просмотр

фильмов, беседы с наркологом, психологом, беседы.

Приложение № 1

Комплексное использование личностно-ориентированных технологии,

обучение в сотрудничестве

Проектная деятельность, дифференцированное обучение.

Задачи:

1.

Создать атмосферу заинтересованности каждого в работе класса.

2.

Умело

подобрать

формы

стимулирования

учащихся

к

высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без

боязни ошибиться.

3.

Создать

педагогическую

ситуацию

общения

на

у р о ке ,

позволяющую каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность.

В

своей

педагогической

практике

я

активно

использую

некоторые

компоненты личностно-ориентированных технологий:

- проблемные творческие задания (сделать из бумаги макет октаэдра);

- задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму

подачи материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- рефлексирующие моменты, т.е. обсуждение того, что получилось, а

что – нет, в чем были проблемы, как можно исправить ошибки;

- дозированные по мере сложности домашние задания. Соизмеряю объем

и

сложность

с

возможностями

ученика:

предлагаю

несколько

заданий

различного уровня сложности и оценку, которую ученик может получить за 2, 3,

5

заданий,

тем

самым

даю

возможность

сильному

ученику

проявить

свои

способности, а слабому – получить положительную оценку. При этом поощряю

более слабого ученика, если он выполнил задание повышенной сложности.

Таким

образом,

появляется

возможность

дифференцированно

помогать

слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с

трудными

детьми.

Сильные

учащиеся

реализуют

свое

стремление

быстрее

двигаться

вперед

и

вглубь,

слабые

меньше

ощущают

свое

отставание

от

сильных.

- проектная деятельность (в течение математической недели докладывают

о своих «научных открытиях», например: «Несколько способов доказательства

теоремы Пифагора» (первое место в научно-практической конференции

- 8

класс, Инна П. 2009г.)

Информационные технологии

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и

оказывают серьезное влияние на процессы обучения и систему образования в

целом.

Уже

сложно

представить

себе

современный

урок

в

школе

без

компьютера.

На уроках математики использую компьютер в следующих случаях:

- выборочно, фрагментарно иллюстрирую дополнительный материал;

- наглядно представляю диагностические и контролирующие материалы;

- во время презентаций проектов учащимися;

- для вычислений, построения графиков, сечений многогранников;

- для получения учащимися информации самостоятельно.

Я считаю, что использование электронных источников информации формирует

информационную

компетентность

учеников

и

в

современных

условиях

чрезвычайно эффективно. Конечно, наша школа оснащена технически не в том

объеме, как нам, учителям, хотелось бы, но выход все-таки находим. Я на

уроках математики использую ИКТ в варианте «проникающей технологии», т.е.

при

изучении

отдельных

тем,

при

решении

дидактических

задач.

Для

фронтальной

работы

использую

материалы

сайта

ФИПИ,

что

позволяет

разрабатывать

тренировочные

и

контролирующие

задания

для

учащихся

с

учетом

уровневой

дифференциации.

Использование

информационных

технологий в обучении математике повышает мотивацию, интерес к предмету.

При работе на компьютере обязательно напоминаю ученикам правила

работы за компьютером, чтобы не навредить здоровью.

Технология психологического сопровождения учебной группы.

Данная технология является моделью внедрения в работу школы

принципов

психологии

здоровья

и

педагогической

терапии.

В

ее

основе

-

активное участие психологов в образовательном процессе школы, а школьный

психолог

должен

стать

одной

из

ключевых

фигур

учебно-воспитательного

процесса,

основанного

на

принципах

здоровьесбережения.

Именно

психогенные

нарушения

здоровья

-

самые

распространенные

среди

школьников,

а

в

дальнейшей

их

жизни

станут

причиной

различных

заболеваний.

Вот

некоторые

формы

сотрудничества

со

школьным

психологом

и

психологическим центром «Радуга»:

- психолого – педагогическое сопровождение в адаптационный период

при переходе учащихся в среднее звено (диагностическое обследование на

выявление

школьной

тревожности,

коррекционно–развивающие

занятия

с

детьми группы «риска»);

- цикл занятий по профессиональной ориентации старшеклассников;

- тренинги личностного роста подростка.

Результаты использования здоровьесберегающих технологий.

К результатам использования здоровьесберегающих технологий можно

отнести (помимо качественного усвоения учебного предмета) следующие:

1. Развитие способности ориентироваться:

- в окружающей действительности;

- в явлениях природы;

- в социальных явлениях;

- во всех основных областях культуры, включая мир духовных

ценностей.

2.Формирование ключевых компетенций.

В течение нескольких лет работы провожу наблюдения за детьми

разного возраста на уроках, на переменах, на внеклассных занятиях, беседую с

учителями, работающими на данной параллели, и веду дневник, где фиксирую

физическое, психоэмоциональное состояние ученика на первоначальном этапе

(5 класс) и на протяжении всего обучения (до выпуска из школы). Это помогает

мне, как учителю математики, строить свои уроки с учетом особенностей детей,

для этого приходится часто корректировать планы, чтобы помочь отдельным

учащимся

решить

их

проблемы.

Моя

задача

как

учителя

и

классного

руководителя

дать

возможность

ребенку

раскрыть

свои

умственные,

моральные

и

физические

возможности.

И

этого

можно

добиться

только

в

тесном контакте с родителями. Совместно с психологом тестируем учеников и

их родителей, а результаты обсуждаем на родительских собраниях

На протяжении всего обучения в школе дети, по моим наблюдениям,

учатся ориентироваться в окружающей действительности, явлениях природы,

познают себя и других людей! Они уже разбираются во многих социальных

явлениях. Вот некоторые результаты моих наблюдений:

1.

Подросток и его духовное « Я».

1.

Похвалю

на

уроке

математики

того

ученика,

который

делает

малейшие шаги к успеху, а «математика» стараюсь вовлечь в какие-нибудь

спортивные мероприятия и отмечу его старания.

2.

В

различных

групповых

работах

оцениваю

не

каждого

индивидуально, а всю группу, при этом обязательно говорю о вкладе каждого

ученика в общий успех.

В этом случае духовная сила коллектива «прикрывает»

нерешительность,

неуверенность

в

себе

слабоуспевающих

учеников

в

математике. Положительный момент заключается в том, что подросток видит,

как надо поступать (отвечать), чтобы быть не ведомым, а ведущим. На другом

групповом

занятии

этот

ученик

будет

более

уверенно

себя

чувствовать,

преодолеет ситуативно-негативное отношение к себе и другим детям.

Но если такому ребенку не дать «выхода», у него может сформироваться

устойчиво-негативное

отношение к

своему

духовному

«Я»:

он

замкнется,

будет ощущать себя «пешкой», будет избегать любой формы публичности, да и

в дальнейшей жизни станет искать покровительства сильных, будет избегать

любого свободного действия - лично он ни за что не отвечает, он – ведомый.

Это будет серьезным просчетом учителя.

2 Подросток и Другой человек.

Подросток вообще готов помочь всем, любит дарить подарки «просто

так» - в этом устойчиво-позитивное отношение к людям. К счастью, таких

детей больше В этом случае можно говорить о хорошем воспитании в семье.

Но далеко не все дети таковы. Некоторые делают только то, что захотят

или

только

тогда,

когда

их

об

этом

попросишь.

Они

осторожны

в

своих

суждениях, стараются не подвергать риску собственное благополучие. Они не

дадут

милостыню,

но

сами

любят

получать

подарки.

В

их

поведении

проявляется ситуативно-негативное отношение к другим. Все зависит от того,

как сложится для них ситуация. Такие дети не проявляют самостоятельности.

Поэтому я часто планирую уроки так, чтобы создать проблемную ситуацию.

Неуверенные в себе дети вынуждены дать ответ, принять участие в дискуссии.

С воодушевлением готовлюсь к уроку, где планирую увидеть групповую

деятельность учеников.

Условия проведения такого урока:

1.

Нельзя критиковать любые мнения и предложения.

2.

Не бояться высказывать самые неожиданные предложения, порой

даже нелепые, невероятные.

3.

В случае заминки учитель «берет удар на себя».

На таком уроке ребенок на время выключает внутреннего критика, который

сидит

в

каждом

из

них,

и

старается

думать

свободно

и

раскованно

(ситуативно-позитивное отношение к себе).

На каждом уроке при подаче нового материала, при закреплении

я

стараюсь ставить перед детьми проблемные вопросы (задачи). Вот некоторые

темы уроков, где пробуем работать в коллективе, когда «один за всех а все - за

одного»:

«Сложение чисел с разными знаками (урок – соревнование)»;

«Математический КВН»

3 Подросток и труд (учеба).

Пятиклассники обычно с удовольствием выполняют любую работу в

классе, по благоустройству территории, не стыдятся при этом грязных рук. Уже

в старших классах (7-9) некоторых из них раздражает нудная работа, потому что

занимает

много

времени.

И

делают

они

ее

«за

компанию»

- ситуативно-

позитивное

отношение.

У

других

детей

любая

сложная

работа

вызывает

отвращение.

Они

стараются

«улизнуть»,

придумав

очередную

причину

устойчиво-

негативное

отношение

к

работе

(учебе).

Только

терпение,

поэтапное усложнение работы, умение заинтересовать ребенка помогут ему

справиться с заданием.

В своей работе я ставлю перед собой задачи:

1.

Научить

ребенка

самостоятельно

находить

интересующую

его

информацию.

2.

Построить

урок

демократично,

чтобы

ребенок

мог

спрашивать

учителя, если сомневается.

Только

хорошая

психологическая

обстановка,

доверительные

отношения

между учителем и учеником помогут ему справиться с проблемой.

3.

Заинтересовать

ученика

в

решении

задачи,

для

этого

выбираю

различные формы и методы.

4.

При усвоении нового материала обязательно предусматривать опору

на уже имеющиеся у детей знания.

Особенно

я

стараюсь

быть

чуткой

к

пятиклассникам

новый

учитель,

непривычная

обстановка.

Только

с

учетом

их

возрастных

особенностей,

индивидуальных

способностей,

их

физического

состояния

можно

добиться

доверия

детей,

чтобы

их

глаза

загорелись

огоньком

ожидания

чего-то

интересного, нового для каждого из них. Я стараюсь предусмотреть, чтобы

перед каждым ребенком на уроках, на внеклассных занятиях было несколько

возможных целей,

отвечающих разным его потребностям. А раз появляется

какая-то

потребность,

возникает

мотив

деятельности.

И

волевые

качества

ребенка станут занимать особое место в его характере.

4.Подросток и окружающий мир.

Одни дети уже в подростковом возрасте являются пацифистами (не

приемлют грубую силу, стараются мирно уладить конфликт). Они чаще других

идут на уступки.

У этих детей уже сложилось устойчиво-позитивное отношение к миру.

Другие не идут на уступки, так как не хотят казаться слабыми в глазах

окружающих. В некоторых случаях могут найти оправдание насилию, т. е.

действуют в зависимости от ситуации – ситуативно-позитивное отношение.

Это, на мой взгляд, не так уж плохо. Жизнь внесет в понимание мира у детей

свои коррективы.

И вот уж совсем печально, когда ребенок не видит альтернативы: мирно

уладить конфликт или дракой.

Он – на стороне силы, а другие – «слабаки». У таких детей уже формируется

устойчиво-негативное отношение к жизни.

Тут все зависит от того, как учитель вместе с родителями сможет убедить

ребенка,

что

любое

насилие

не

может

быть

единственным

способом

в

разрешении любого конфликта – локального (класс, двор, школа) или мирового.

В нашей школе есть дети из бывших братских республик. Я стараюсь

прививать своим ученикам терпимость, уважение к другим национальностям,

т. к. расовая проблема становится актуальной не только в России, но и во всем

мире.

5. Отношение к природе.

У одних детей устойчиво-позитивное отношение к земле, природе, для

них естественно чувство жалости к «братьям нашим меньшим»: накормят,

принесут больного домой. Они не станут в лесу, у школы мусорить. Если их

постоянно хвалить за это, то другие, которым эти качества не присущи , будут

нарочно сорить, рвать цветы на клумбе у школы. Я пытаюсь быть более чуткой

именно к последним, ибо у них может сформироваться устойчиво-негативное

отношение не только к природе, но и к другим детям.

Природа будет ими восприниматься как предмет потребления, а над теми, кто

проявляет сострадание к «братьям нашим меньшим», будут смеяться. Только в

общении ребенка с природой можно разрешить данную проблему. Часто с

классом хожу в походы в лес и там на конкретных примерах объясняю, что

можно, а чего нельзя делать на природе.

6.Отношение подростка к своему здоровью.

Потребность

в

своем

физическом

развитии

особенно

явно

начинает

проявляться уже в подростковом возрасте: мальчику понравилась девочка –

хочет показать силу, ловкость (поможет и парту передвинуть, и цветы полить),

девочка пытается привлечь внимание внешностью, опрятностью, рано пытается

надеть украшения.

Для некоторых детей ценность здоровья является приоритетной. Они

понимают, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивируют его и

связывают с ним свои дальнейшие жизненные успехи.

Думаю, что они в

дальнейшей взрослой жизни будут способны противостоять попыткам вовлечь

их в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических средств и, надеюсь,

не

допустят

этого

в

отношении

других.

В

этом

и

состоит

их устойчиво-

позитивное отношение к своему телесному «Я».

К сожалению, таких детей становится все меньше. Меньше по разным

причинам: родители не прививают с детских лет навыка здорового образа

жизни, в школьные годы у детей в силу разных причин (об этом говорилось

выше) ухудшается здоровье, да и наше современное общество не считает культ

здоровья необходимым.

Вероятно, поэтому в сознании подростка ценность здоровья невысока.

Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает

пустой

тратой

времени:

когда

начинаешь

на

классном

часе

напоминать

ученикам о правилах безопасности дома, на улице, в транспорте, на дорогах,

они кричат: «Да мы уже об этом 100 раз слышали!» И все же постоянно

провожу беседы перед каникулами, перед выездом в театр и т. д.

В то же время подростки хотят хорошо выглядеть в глазах окружающих,

но делать для этого что-нибудь им лень, а вредные привычки кажутся им не

такими уж вредными, наоборот, в них есть, как они считают, некая приятность,

шарм.

Могут усмехнуться в ответ на фразу: «Кто не курит и не пьет, тот

здоровеньким

помрет».

В

этом

проявляет ся ситуативно-негативное

отношение

подростков

к

своему

здоровью.

Стараюсь

воспользоваться

ситуацией и убедить ребенка в том, что, здоровый человек имеет гораздо

больше возможностей реализовать себя в жизни, чем тот, кто злоупотребляет

своим здоровьем

И еще есть одна, на мой взгляд, самая трудная категория детей, для

которых

собственное

здоровье,

тем

более

здоровье

окружающих,

не

представляет значимой ценности.

Им либо наплевать на свое физическое

состояние, либо они ненавидят все то, что связано с собственной телесной

жизнью: презирают тех, кто занимается своим здоровьем (делает зарядку, в

полную силу «выкладывается» на уроках физкультуры, участвует в спортивных

состязаниях), вредными привычками гордятся - так похожи на взрослых.

В этом проявляется их устойчиво-негативное отношение к своему телесному

«Я». Тут уж одними нравоучениями и беседами не обойдешься. Тут нужно что-

то такое, чтобы ребенок своими глазами увидел последствия наплевательского

отношения к своему здоровью. Все свои классы вожу на экскурсию в музей

Новосибирской медицинской академии, где представлены легкие курильщиков,

наркоманов и другие больные органы умерших.

В музее МЧС г. Новосибирска (тоже обязательно посещаем) дети видят,

к чему может привести беспечность на дорогах, неосторожное обращение с

огнем.

Заключение.

К концу обучения (10 – 11 класс) некоторые ученики проявляют свои

индивидуальные физические, физиологические, психологические и социальные

качества.

Личность каждого заметно стала проявляться в ее социальных связях и

отношениях, в отношении к природе, к культуре, к другим людям.

А.Н.Радищев вопрошал: «Ведаешь ли, отчего зависит твоя особенность, твоя

личность, что ты есть…?».

Наши

ученики

выйдут

в

большую

жизнь

с

избыточным

потоком

информации и постоянных нервных стрессов, поэтому мы, учителя и родители,

можем помочь им сохранить и укрепить здоровье только в том случае, если

дети будут счастливы дома, на уроке, на перемене, в общении с другими детьми

и взрослыми. Только тогда они сумеют игнорировать отрицательные эмоции

или трансформировать их в положительные.

Надежные

качества

для

сохранения

душевного

здоровья

доброта,

честность,

чуткость

и

уважение

к

окружающим,

чувство

юмора,

добросовестность и высокое мастерство в любой деятельности. Формированию

«счастливого»

характера

в

большей

мере

способствуют

занятия

спортом,

соблюдение

режима

труда

и

отдыха,

правил

личной

гигиены,

музыка,

литература, физический труд, пребывание на лоне природы.



В раздел образования