Автор: Ширшикова Наталья Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №177"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Степень с натуральным показателем"
Раздел: среднее образование
Степень с натуральным
показателем
Алгебра 7 класс
Подготовила учитель математики
МБОУ «Лицей № 177»
Ново-Савиновского района
г. Казани
Ширшикова Н.М.
Степень и ее свойства
Определение степени с натуральным показателем
Цели: ввести понятие степени числа a с натуральным показателем, развить навыки
возведения в степень.
Актуализация знаний
Предлагается найти квадраты и кубы некоторых чисел:
=
Изучение нового материала
Выражение, состоящее из произведения нескольких одинаковых множителей, называют
степенью.
Нахождение значения степени называют возведением в степень.
Выполнение заданий из учебника №376, 379 (Алгебра. 7 класс. Авторы: Ю.Н. Макарычев,
Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова).
Вывод: при возведении в степень положительного числа в результате получаем число
положительное, при возведении в степень нуля получаем нуль. Результат возведения в степень
отрицательного числа зависит от показателя: если показатель – число четное, то при возведении в
степень получаем положительное число, если показатель – число нечетное, то при возведении
получаем отрицательное число.
Выполнение тестовой работы.
1.
Найти
верное значение степени:
а) 2
6
1) 12; 2)
; 3) 32; 4) 64;
б) 3
4
1) 64; 2) 12; 3) 81; 4) 27;
в) (1
4
1) 1
; 2)
; 3)
; 4) 4 ;
г) (2
4
1) 1
; 2)
; 3)
; 4) 8
2.
Представить число в виде степени с натуральным показателем:
а) 16
1)- 2
4
; 2) (- 2)
4
; 3) 4
4
; 4) (- 4)
4
б) 8
1) 2
3
; 2) (- 4)
2
; 3) 4
2
; 4) 2
4
;
в) –
1) –
2
2) –(
)
4
; 3
(–
)
4
; 4) (
)
2
;
г) -5
1) - 5
0
;
2) 5
1
; 3) (- 5)
0
; 4) - 5
1
Познакомить и научить пользоваться таблицей «Квадраты и кубы натуральных чисел от 1 до 10»,
выполнить задания №381, 398,399 выборочно.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
4
9
16
25
36
49
64
81
100
1
8
27
64
125
216
343
512
729
1000
Свойства степени с натуральным показателем.
Умножение и деление степеней.
Цели: ввести правило умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями и закрепить его
в ходе выполнения заданий, развивать логическое мышление учащихся.
Повторение изакрепление пройденного материала
Разбор нерешенных примеров домашнего задания
Изучение нового материала.
Учащимся предлагается выполнить следующие действия:
Вычислить значение выражения:
Вывод: для любого а и произвольных натуральных чисел m и n
(1)
Вычислить значение выражения:
Вывод: для любого числа а (а
0) и произвольных натуральных чисел m и n
(2)
Вычислить значение выражения:
Если использовать основное свойство степени, получим:
Сравнивая правые части равенства, имеем:
Вывод: степень числа а (a
) с нулевым показателем равна единице
(3)
Выполнить задания из учебника №403,405,406,414,416(а,в,д),418(а,в)
Домашнее задание: №404,408,410(а,в,д),415,418(б,г)
Возведение в степень произведения и степени
Цели: Рассмотреть свойства возведения в степень произведения и степени числа.
Контроль усвоения материала. Разбор нерешенных примеров домашнего задания.
Математический диктант.
1.
Запишите выражение
. Представить это выражение в виде степени.
2.
Запишите степень, которая получится, если выражение
возвести в
четвертую (третью) степень.
3.
Представить в виде произведения степеней пятую (седьмую) степень произведения
чисел 7 и 13 (11 и 19).
4.
Запишите в виде степени выражение
.
5.
Число a – отрицательное число. Каков знак
? (Число b – отрицательное число.
Каков знак
?)
Изучение нового материала.
, (4)
где a и b – любые числа, n – натуральное число
По определению степени имеем:
Свойство можно использовать при умножении любого числа множителей
, (5)
где
- любое число, m, n – натуральные числа
По определению и свойству степени имеем:
Рассмотренные свойства можно использовать вместе с другими свойствами:
Выполнить задания из учебника№428,434,436,439,440(а,б,в)
Домашнее задание №437,438,441,451(г,д,е)
Решение уравнений (расширение программы).
Цели: научиться решать задания с применением свойств степени
Свойства степеней применяются при решении показательных уравнений, простейшие из которых
рассматриваются в 7-м классе.
•
Уравнение, содержащее переменную только в показателе степени, называется
показательным:
•
В 7 классе рассматриваются показательные уравнения, решение которых основано на
приеме уравнивания оснований степеней
Пример. Решить уравнение:
5
3х - 2
= 5
10 –х
Решение: Данное уравнение равносильно уравнению:
3х - 2 = 10 – х
4х = 12
х = 3
Ответ: х = 3
Выполнить задания в классе:
Домашнее задание по записи.
Зачетная работа по теме: «Степень с натуральным показателем»