Автор: Хайдарова Зиля Равиловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ КШП "Калкан"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Использование инновационных технологии на уроках биологии".
Раздел: среднее образование
Учитель биологии
Хайдарова Зиля Равиловна
ГБОУ КШП «Калкан»
Г. Набережные Челны
Использование инновационных технологий на уроках биологии.
В
настоящее
время,
когда
процессы
информатизации
в
обществе
постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться
в стороне. Традиционные способы передачи информации уступают место
использованию информационно-коммуникационных технологий.
Информатизация
биологии,
как
общеобразовательного
предмета
развивается главным образом в форме внедрения в учебный процесс новых
информационных
технологий
в
качестве
технических
средств
обучения.
Рациональное
использование
компьютерных
технологий
как
технических
средств обучения является в настоящее время важнейшей задачей дидактики
и методики обучения. Поэтому для учителя важным является приобретение
навыков использования информационных технологий на уроках биологии, во
внеурочной деятельности и при подготовке к проведению уроков. Основная
роль педагога для успешного решения образовательных задач, овладения
учащимися профессиональными знаниями сводится к созданию необходимых
условий для достижения поставленной цели. Использование компьютеров в
учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы:
индивидуализация
и
дифференциация
обучения;
мотивация
обучения;
избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени;
активизация
самостоятельной
работы
учащихся.
Использование
новых
информационных
технологий
в
процессе
обучения
позволяет
добиться
качественно
более
высокого
уровня
наглядности
уроков
биологии,
значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников,
а
непрерывная
обратная
связь
оживляет
учебный
процесс,
способствует
повышению
его
динамизма,
что,
в
результате
ведет
к
формированию
положительного отношения учащихся к изучаемому материалу. Применение
компьютера
на
уроках
биологии
делают
занятия
более
наглядными,
интересными, яркими, насыщенными.
Также при изучении биологии большую помощь оказывает применение
электронных
и
информационных
ресурсов
с
аудиоинформацией
записи
звуков живой и неживой природы. К примеру, в апреле в рамках городского
семинара мною было проведено интегрированное внеклассное мероприятие
«В мире птиц», где были использованы голоса птиц нашего региона.
На
уроках
биологии
применяю
программу
POWER
POINT,
что
позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на
уроке. Компьютерная лекция, разработанная средствами POWER POINT- это
тематическая и логическая связанная последовательность информационных
объектов,
демонстрируемая
на
экране
или
мониторе.
Наиболее
удачным
кажется
применение
компьютерных
презентаций
при
проведении
уроков
изучения новой темы и при закреплении пройдённого материала. Методы и
приемы, используемые при подаче учебного материала по биологии в форме
презентаций,
практика
обучения,
анализ
результатов
показывает,
что
это
способствует: расширению дидактических возможностей урока; наглядному
представлению
учебного
материала;
повышению
интереса
к
предмету;
развитию
приемов
мышления:
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения;
развитию
умений
осуществлять
обработку
информации;
в
сжатой
форме
воспроизводить
передаваемую
информацию;
приобретение
опыта
использования
информационных
технологий
в
индивидуальной
и
коллективной
учебной
и
познавательной
деятельности.
Лучший
образовательный
эффект
от
применения
ИКТ,
в
частности
презентаций,
достигается
в
предметном
обучении,
тогда,
когда
они
используется
в
сочетании с другими инновационными образовательными технологиями.
Использование
пре зент аций
обе спечивает
более
п о з и т и в н ы й
образовательный эффект. При этом презентации могут быть созданы к уроку
учителем, а также в ходе самостоятельной работы учащихся по выполнению
презентации в программе POWER POINT как индивидуального творческого
задания, как сопровождения при защите реферата как «конечного продукта»
проектной
деятельности
на
уроке.
Использование
презентации
позволяет
учителю мотивировать учащихся на активную познавательную деятельность
и обеспечить
эффективную
работу
по
погружению
в
проект.
Учащиеся
используют
возможности
POWER
POINT
для
наглядного
представления
результатов своей проектной работы. Учащиеся с увлечением участвуют в
проектной
деятельности,
используя
компьютерные
технологии.
У
школьников, участвовавших в проектной деятельности, возрос интерес к
биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее
решение.
Мои
учащиеся
принимают
активное
участие
в
научных
конференциях.
Научно-практическая экологическая конференция школьников «Экология, город
и мы»
Научно-практическое чтение имени А.С. Тайсина
Республиканский фестиваль исследовательских работ «Паруса науки»
При организации семинарских занятий использование презентации позволяет
обеспечить визуализацию рассматриваемого учебного материала и активное
включение в его обсуждение всех учащихся класса. К наиболее эффективным
формам
представления
материала
по
биологии
следует
отне сти
мультимедийные презентации, которые можно применить на всех этапах урока.
Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких
опорных образов, наполненных разнообразной информацией. Например, в 11
классе проводим урок-презентация на тему: «Экологические проблемы городов
»; в 9 классе уроки «Наследственные болезни»; «Влияние курения»; в 10 классе
«Мутационная изменчивость».
Важно отметить, что я использую на работах биологии и традиционные
методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи
учащихся.
Содержание
учебного
материала
некоторых
тем
по
биологии
предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, диспуты. Виртуальные
лабораторные
работы
создают
условия
моделирования,
но
они
не
могут
заменить реальность настоящих лабораторных и практических работ, когда
дети всё выполняют своими руками, всё наблюдают своими глазами. Кроме
того, виртуальные лабораторные работы не дают возможность приобретения
учащимися практических навыков.
Известно, что современные технологии должны и регламентированы
гигиеническими нормами. Длительное пребывание за компьютером может
негативно
сказаться
на
здоровье
ученика,
возникает
утомление,
которое
приводит
к
торможению
восприятия
учебного
материала,
отвлечению
внимания
и
привыканию.
Поэтому
важно
использовать
здоровье
сберегающие
технологии
(физкультминутки,
негромкую
классическую
музыку). Информационные технологии должны использоваться как элементы
на уроке. И далеко не все уроки целесообразно проводить с использованием
мультимедийных презентаций.
Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и
дополняют другие средства, не заменяя их. Поэтому необходимо
комплексное
использование
средств
обучения.
Исп ользован и е
инновационных технологий на уроках биологии это средство повышения
эффективности образовательного процесса.
И конечно хочется, более подробно остановится на тех технологиях,
которые я использую на своих уроках.
Первая технология которую я попробовала в действии и хочу вам
представить – Информационно-коммуникативная технология (ИКТ).
Для меня внедрение ИКТ в образовательный процесс стало не только
насущной необходимостью, а так же осознанным процессом технологизации.
В
основе
обучения
с
помощью
компьютерных
технологий
лежит,
прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся,
которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и
позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.
В изучении школьного курса биологии я выделяю несколько основных
направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление объектов и явлений микромира;
- изучение биохимических процессов; - изучение
природных процессов и явлений
- моделирование биологического эксперимента;
- система тестового контроля; - подготовка к
ЕГЭ.
Широкое использование анимации, биологического моделирования с
использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и
запоминающимся.
Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему
тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения
материала.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет
кругозор ребенка и облегчает понимание окружающей среды.
Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования
на
уроке
биологии
–
его
использование
при
рассмотрении
сложных
биологических процессов, таких как фотосинтез, биосинтез белка, митоз,
мейоз и другие сложные биохимические процессы.
Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен.
Конечно, для того, чтобы подготовить и организовать качественную
работу в выбранном мною направлении, необходимо наличие компьютеров.
Поэтому эти уроки провожу в кабинете информатики.
Формы использования ИКТ.
При подготовке и проведении уроков биологии на различных ступенях
обучения я использую различные формы ИКТ, а именно:
1. Готовые электронные продукты
2. Собственные мультимедийные презентации.
3. Ресурсы сети Интернет.
Сеть Интернет.
Получая
из
сети
учебно-значимую
информацию,
учащиеся
приобретают навыки:
-
целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по
заданным признакам;
- видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в
информационном сообщении.
Преимущества для учителя:
- поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителям рисовать и
делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
- позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая
любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много
времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
-
вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению,
стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
- делает занятия интересными и развивает мотивацию.
-
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной
работе, развития личных и социальных навыков.
- учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате
более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
-
позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут
обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным
потребностям.
-
учащиеся начинают работать более творчески и становятся
уверенными в себе.
Используя ИКТ на своих уроках, я нахожу ряд преимуществ, которые
помогают мне в работе, а именно:
- экономия времени на уроке;
- глубина погружения в материал;
- повышенная мотивация обучения;
- интегративный подход в обучении;
-
возможность одновременного использования аудио-, видео-,
мультимедиа-материалов;
-
возможность
формирования
коммуникативной
компетенции
учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только
на
этапе
его
проведения,
но
и
при
подготовке,
на
этапе
формирования
структуры урока;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную
позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету,
чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться,
самостоятельно добывать необходимую информацию.
Работа
с
компьютерами
и
цифровым
оборудованием
усиливает
познавательный
интерес
учащихся,
стимулирует
их
к
творчеству,
способствует объединению всех предметных знаний в единую картину мира.
Особенно часто на своих уроках я применяю игровые технологии, так как
они
развивают
познавательный
интерес
учащихся
.
Игровая
деятельность
учащихся – одно из самых эффективных средств интеллектуального развития
личности ребенка. С первых лет работы в школе мне были интересны игровые
технологии.
Педагогические
игры
имеют
учебно-познавательную
направленность.
Элементы
игровых технологий
использую
на
различных
уроках: изучение нового материала, закрепление, обобщение. Особое место
занимают обобщающие игровые программы. Основными задачами этих уроков
являются систематизация и углубление знаний учащихся по теме, обобщение
пройденного
материала,
развитие
умения
логически
мыслить
и
четко
формулировать
ответ.
Задания
готовлю различной
сложности:
задания
репродуктивного характера и творческие.
К о н т р о л ь н о
-
о б о б щ а ю щ и й
у р о к
« Б и о м а р а ф о н »
я использовала при изучении темы «Обмен веществ. Кожа. Выделение» (8
класс). Класс во время урока мысленно превратился в стадион. Учащиеся
поделились на 4 команды спортсменов. На стадионе присутствовали судьи и
болельщики.
Урок
состоял
из
разнообразных
по
форме
и
содержанию
конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать и применить свои знания
по теме, смекалку, эрудицию.
За каждый правильный ответ учащиеся получали по жетону. Успешное
прохождение
этапов
игры
оценивалось
километрами
на
спидометрах
по
пятибалльной системе.
Победителем
считалась
та
команда
спортсменов,
которая
имела
больший
километраж
на спидометре.
На
обобщающих
уроках по
анатомии
человека большое
внимание
придаю отработке
практических навыков по оказанию первой медицинской помощи. В данном
случае
школьники
демонстрировали
свои
знания
и
умения
в
оказании
доврачебной помощи при ожогах, ранениях кожи. Урок в 11 классе по теме
«Экология» проводила в форме ролевой игры с применением экспертных групп.
Класс был поделен на две группы: «специалистов» и «журналистов». Первая
группа учащихся подбирала материал и готовила презентации. Вторая группа
занималась подбором вопросов, которые они должны были задавать во время
игры. Для закрепления материала в 8-9 классах использую дидактические игры:
«Найди ошибку», «Биологический лабиринт» и др.
В о
в р е м я
п р о в ед е н и я
д е ка д ы
е с т е с т в е н н ы х
н ау к провожу
интеллектуально – творческие игры: «Звездный час», «Своя игра», «КВН».
Проверка знаний в форме игры происходит ненавязчиво, а неоднократное
повторение
в
различных
вариантах способствует
процессу
запоминания.
Применение
элементов
игровых
технологий
приучает
школьников
к
многовариантности обучения, позволяет найти свое место на уроке, проявить
себя.
На
своих
уроках
я
частично
применяю и
другие
технологии,
здоровьесберегающие
(различные
физкульт-минутки),
т е х н ол о г и ю
проблемного
обучения
(постановка
проблемных
вопросов),
технология
обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с
современными
информационными
технологиями
могут
существенно
повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед
образовательным
учреждением
задачи
воспитания
всесторонне
развитой,
творчески свободной личности.
Главной
целью
инновационных
технологий
образования
является
подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся
обществе, формирование у него способностей к саморазвитию. Сущность
такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные
возможности
человека
и
их
реализацию.
Образование
должно
развивать
механизмы
инновационной
деятельности,
находить
творческие
способы
решения
жизненно
важных
проблем,
способствовать
превращению
творчества в норму повседневной жизни человека, которая применима во
всех сферах его деятельности.
Задача педагога – личностно ориентированное развитие учащихся, их
познавательных и общекультурных умений, обеспечивающее формирование
ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».
С целью более эффективного внедрения инновационных технологий в
образовательный
процесс
школы
результаты
каждого
эксперимента
обсуждаются
на
заседаниях
методических
объединений,
круглых
столах,
семинарах.
С