Автор: Кузьмина Анна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГАУ "Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: "Осуществление комплексной работы по предупреждению неблагополучия детей в образовательной и социальной среде"
Раздел: дополнительное образование
Анна Анатольевна Кузьмина,
педагог-психолог
КГАУ
« К а м ч а т с к и й
ц е н т р
психолого-педагогической
реабилитации и коррекции»
«Осуществление комплексной работы по предупреждению неблагополучия
детей в образовательной и социальной среде»
В
настоящее
время
в
социуме
проявление
семейного
неблагополучия
довольно частое явление. Называют такие семьи по-разному: «неблагополучная»,
«проблемная», «деструктивная», «негармоничная» и т.д. Объединяет их - наличие
тех
или
иных
проблем
и
главной
их
особенностью
является
отрицательное,
разрушительное влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется
в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.
Именно поведение ребенка выступает своеобразным индикатором семейного
благополучия
или
неблагополучия.
Корни
неблагополучия
в
поведении
детей
разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо
труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые
воспитывались в семьях внешне вполне благополучных. Взаимоотношения членов
семьи на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а
последствия неправильного воспитания, эмоциональная отчужденность на уровне
детско-родительских отношениях на первый взгляд незаметны, что иногда вводит
окружающих
в
заблуждение.
И
толькоанализ
семейной
атмосферы,
в
которой
проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что
благополучие было относительным. В современном обществе такие семьи относят
к группе «условно неблагополучные».
Поэтому основой, обеспечивающей эффективность комплексной работы по
предупреждению неблагополучия детей в образовательной и социальной среде,
выступает
раннее
выявление
неблагополучных
и
особенно
условно
неблагополучных семей.
Вероятность возникновения условного неблагополучия выше в:
- однодетной семье (может сформировать и балованного дитя с безудержно
растущими
потребностями
и,
в
конечном
счете,
невозможностью
их
удовлетворения
и
конфликтными
отношениями
с
обществом;
и
одинокого
человека
с
комплексом
неполноценности,
уязвимого,
неуверенного
в
себе,
неудачливого
и
избалованного
родительской
любовью,
желающего
как
можно
быстрее вырваться из этой опеки).
-
многодетной
семье (может
создать
не
только
дружных
детей
-
коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже
антисоциальным
поведением,
если
родители
заняты
постоянным
добыванием
средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены
на самотек).
- семье с низким материальным положением находящейся за чертой бедности
(лишение
детей
необходимого
в
удовлетворении
материальных
и
духовых
потребностей и как следствие
эксплуатация детей в качестве добытчиков
материальных благ, допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и
противоправной деятельности, приносящей доход семье).
- неполной семье, включая семьи, где периодически определенное время
отсутствует
родитель
(военные,
моряки,
бизнесмены)
из-за
недостатка
материального или отцовского влияния).
- семье со сводными детьми (неприятные, даже враждебные отношения детей
между собой и с окружающими).
- семье с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между
членами семьи.
- семье умышленно или неумышленно допускающей безнадзорность детей,
которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных
объединениях молодежи.
- семье, ориентированной на успех ребенка (где родитель уделяет ребенку
достаточно внимания, внушая ребенку чрезмерное стремление к достижениям, тем
самым формируя у ребенка чрезмерную боязнь неудачи);
- семье с детьми-инвалидами (где неблагоприятная динамика нарушений в
развитии
у
детей
оказывает
сильное
деформирующее
воздействие
на
психику
родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей
ситуации).
Перечисленные
категории
семей
в
целом
способны
самостоятельно
выполнять свои основные функции, имеют достаточно высокий уровень мотивации
для
разрешения
существующих
проблем.
Однако
при
определенных
обстоятельствах,
например:
длительное
воздействие
одного
или
нескольких
факторов, отрицательно влияющих на развитие семейного «климата», эти семьи
могут перейти в «группу риска семей» с высокой долей вероятности возникновения
семейного неблагополучия.
Комплексная
работа
с
такими
семьями
реализуется
в
нескольких
направлениях:
1 – профилактика возникновения семейного неблагополучия:
повышение
профессиональной
компетентности
педагогов
по
проблемам выявления семейного неблагополучия
психолого-педагогическое
просвещение
родителей
(законных
представителей)
реализация профилактических программ с подростками.
2 -Выявление условно неблагополучных семей и детей
3 - Коррекционно-развивающая и реабилитационная работа с семьей:
устранение или нивелирование причин, которые могут привести или
привели к семейному неблагополучию;
коррекция детско-родительских взаимоотношений;
выстраивание
педагогически
целесообразного
и
психологически
оправданного стиля взаимоотношений в семье;
реабилитация членов семьи в их глазах и в социуме.
профилактика возникновения семейного неблагополучия
(повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам
выявления семейного неблагополучия)
В
рамках
повышения
профессиональной
компетентности
педагогов
по
проблемам выявления семейного неблагополучия стали традиционными ежегодные
краевые
обучающие
семинары:
«Взаимодействие
семьи
и
образовательного
учреждения, как комплекс факторов и условий воспитывающей среды», «Пути и
способы разрешения конфликтов в образовательной среде и семье», «Организация
профилактической
работы
с
семьей».
«Современные
подходы
к
организации
профилактической
работы
с
учащимися
и
воспитанниками
разных
возрастных
категорий», «Ранняя профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
профессиональных
образовательных
организаций»,
«Профилактика
семейного
неблагополучия»,
«Организация
безопасного
образовательного
пространства.
Формирование
навыков
персональной
безопасности
у
детей»,
«О
признаках
детского
насилия
и
своевременном
информировании
правоохранительных
органов».
Специалистами
Центра
разработаны
различного
рода
методические
материалы, часть из них представлена в раздаточных материалах:
•
методические
рекомендации
«Раннее
выявление
семей,
находящихся
в
социально-опасном положении. Профилактика семейного неблагополучия» Данные
методические
рекомендации
посвящены
актуальным
проблемам
организации
работы
с
неблагополучными
семьями
в
образовательном
учреждении.
Они
разработаны в помощь специалистам образовательных организаций на первой
ступени образования, в частности в дошкольных образовательных организациях.
Рекомендации могут быть с целью раннего выявления социально неблагополучных
семей и оказания им своевременной помощи.
•
Методические
материалы
по
раннему
выявлению
семейного
неблагополучия. Данный сборник посвящен актуальным проблемам организации
работы
с
неблагополучными
семьями
в
образовательном
учреждении.
Они
разработаны в помощь учителям, социальным педагогам, педагогам-психологам.
Методические
материалы
могут
быть
использованы
специалистами
служб
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
специалистами
по
социальной
работе,
специалистами
по
д ел а м
несовершеннолетних и защите их прав.
•
Методические материалы по организации всеобуча для родителей детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов
дошкольного
и
младшего школьного возраста «Искусство быть родителем».
•
Буклеты
для
родителей
«Как
помочь
ребенку
справиться
с
психологической травмой», «Как помочь ребенку пережить развод родителей».
профилактика возникновения семейного неблагополучия
(психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей)
В направлении профилактики вопросов раннего семейного неблагополучия
ежегодно осуществляется сотрудничество со средствами массовой информации.
Большим потенциалом в повышении психолого-педагогической грамотности
родителей
(законных
представителей)
обладают
родительские
всеобучи,
дополнительная образовательная программа «Основы педагогики и психологии для
родителей (законных представителей) обучающихся», которая позволяет не только
расширить теоретические знания родителей в вопросах психологии и педагогики
семейного
воспитания,
но
способствует
развитию
ключевых
родительских
компетенций,
рефлексии
своего
опыта
родительства,
самокорректировки
неконструктивной родительской позиции.
В силу ряда объективных причин в современной образовательной практике
утрачена
традиция
проведения
родительских
всеобучей.
Среди
таких
причин:
низкая мотивационная готовность педагогов и школьных психологов к проведению
этой работы и незаинтересованность самих родителей.
Работа с семьей всегда тонкий, гибкий и трудоемкий процесс, ведь не каждый
из
родителей
готов
открыто
говорить
о
семейных
проблемах.
И
поэтому,
эффективными
видятся
такие
формы
повышения
психолого-педагогической
компетентности
родителей
как
индивидуальные
консультации,
детско-
родительские тренинги. Вместе с тем, по-прежнему актуальны такие формы работы
как семинары, групповые консультации, родительские конференции.
К
сожалению,
не
во
всех
образовательных
организациях
эта
работа
осуществляется на должном уровне и как следствие – переход семей из «статуса»
условно неблагополучных в «статус» неблагополучных.
Руководителям
образовательных
организаций
необходимо
организовать
системную и систематическую работу, направленную на повышение психолого-
педагогической компетентности родителей (законных представителей).
профилактика возникновения семейного неблагополучия
(реализация профилактических программ с подростками)
Выявление условно неблагополучных семей и детей
Выявление условно неблагополучных семей и детей,
демонстрирующих
«проблемное»
поведение
–
тоже
достаточно
важная
задача,
стоящая
перед
образовательной организацией. Мы уже перечисляли семьи, которые по тем или
иным
причинам
могут
оказаться
в
«группе
риска».
Не
менее
информативно
поведение ребенка. Существуют признаки, по которым классный руководитель,
школьный
психолог
могут
сделать
вывод
о
неблагополучии
ребенка
в
образовательной и/или семейной среде. К их числу можно отнести:
- изменения в поведении ребенка:
•
снижение успеваемости в школе,
•
уклонение от учебы в школе (сначала от отдельных уроков, а затем от
всех) и дома (нежелание учить уроки, часто из-за отсутствия домашних
условий,
бесконтрольность
за
результатами
учебы,
или
наоборот,
ежедневный жесткий контроль с суровым наказанием за неуспеваемость),
•
конфликты с учителями, со сверстниками,
•
агрессивность
по
отношению
к
сверстникам,
агрессивность
со
взрослыми, конфликтность с родителями, опекунами, родственниками.
- асоциальное или деликвентное поведение, в том числе:
•
уход
от
проблем
с
помощью
алкоголя,
наркотиков,
токсических
веществ, курение;
•
уход из семьи в подростковую криминогенную среду: самоутверждение
в такой среде своими отрицательными проявлениями, участие в групповых
преступлениях,
хулиганство,
кражи,
попрошайничество,
вымогательство,
рэкет, бродяжничество;
•
ранняя половая жизнь или брак как выход из такой обстановки в семье,
сожительство, проституция как способ проведения свободного времени и как
способ проживания;
•
безнаказанность,
жестокость
по
отношению
к
животным,
сверстникам,
взрослым,
самодовольство,
бравада,
хвастовство
своими
«подвигами»,
страсть
к
приключениям
как
интересному
способу
препровождения свободного времени;
•
психологический
травматизм,
психологический
дискомфорт,
педагогическая
запущенность
и
как
следствие
отставание
в
развитии,
общение со случайными сообществами подростков для компенсации дефицита
общения;
•
правонарушения (разбои, хулиганство, грабежи, кражи, утверждения
своей
территории)
связанные
с
осуждением
обществом
образа
жизни
родителей и самих подростков как ответная реакция;
•
эгоизм, эгоцентризм, некоммуникабельность.
Коррекционно-развивающая и реабилитационная работа с семьей
(устранение или нивелирование причин, которые могут привести или привели к
семейному неблагополучию;
коррекция детско-родительских взаимоотношений)
Центр
обеспечивает
комплексную
систему
мер,
направленных
на
совершенствование
процессов
коррекции
и
реабилитации
обучающихся,
отстающих в физическом и психическом развитии, испытывающих затруднения в
учебе, в общении, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, формирование у
них
адекватной
жизненной
позиции,
осуществление
индивидуально-
ориентированных
методов
психолого-педагогической
и
медико-социальной
помощи несовершеннолетним «группы риска» и их семьям и др.
Находятся на сопровождении специалистов Центра дети с высокой степенью
педагогической
запущенности,
отказывающиеся
посещать
образовательные
организации, дети подвергшиеся различным формам психического и физического
насилия, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, с отклонениями в поведении и другие дети из явно неблагополучных и
условно неблагополучных семей.
Индивидуальная коррекционно-реабилитационная работа включает в себя
пролонгированные консультации, углубленную диагностику, цикл коррекционных
занятий, направленных
на коррекцию психотравмы и высоких эмоциональных
нарушений (агрессии, страхов, тревожности, депрессивного состояния, высокого
уровня
эмоционального
отреагирования),
а
также
на
повышение
самооценки,
адаптивных возможностей, работоспособности и на формирование релаксационно-
диафрагмального
дыхания,
обучение
навыкам
продуктивного
реагирования
в
конфликтных ситуациях.
В рамках индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы с детьми
и подростками «группы риска» используют компьютерное оборудование («Волна»,
«Комфорт»,
«КИТ-комплекс»),
медицинское
оборудование
(«Трансаир»),
оборудование «Темной сенсорной комнаты».
На
каждого
ребенка
была
составлена
индивидуальная
коррекционная
программа
с
учетом,
индивидуальных
особенностей
и
ресурсного
потенциала
каждого несовершеннолетнего. В рамках оказания комплексной помощи клиентам,
обратившимся
в
Центр,
с
родителями
данных
подростков
проводились
консультации по проблемам детско-родительских отношений.
Из
числа
подростков,
прошедших
курс
индивидуальной
коррекционно-
реабилитационной
работы
(испытывающих
сложности
в
межличностных
отношениях в обществе: проблемы непринятия детей, уход подростков из дома,
замкнутость, конфликты между родителями и детьми и т.д.) формируются группы
(общей
численностью
до
15
человек)
и
проводятся
групповые
занятия
по
профилактическим
программам
«Я
сам
строю
свою
жизнь»,
«Формирование
позитивных жизненных целей».
Не менее важным является проведение реабилитационных мероприятий в
образовательных
организациях,
в
которых
воспитывается
или
обучается
несовершеннолетний.
Прежде
всего,
это
своеобразное
сопровождение
специалистами
образовательной
организации
таких
семей.
Обязательное
включение
родителей
в
проведение
воспитательных
мероприятий
на
базе
образовательной организации.
Успешность реабилитационной работы, в большинстве случаев, определяется
мотивационной
готовностью
несовершеннолетних
в
личностном
росте,
заинтересованностью к взаимодействию со специалистами, поддержкой со стороны
взрослых курирующих данную работу (родителей, педагогов, инспекторов и др.).
В заключении хочется отметить, что только не только комплексный подход в
вопросах
семейного
неблагополучия
может
дать
стабильный
положительный
результат и позволит избежать возобновления критической ситуации. Необходима
четкая координация работы всех органов и учреждений по оказанию помощи таким
семьям.