Напоминание

"Осуществление комплексной работы по предупреждению неблагополучия детей в образовательной и социальной среде"


Автор: Кузьмина Анна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГАУ "Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: "Осуществление комплексной работы по предупреждению неблагополучия детей в образовательной и социальной среде"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Анна Анатольевна Кузьмина,

педагог-психолог

КГАУ

« К а м ч а т с к и й

ц е н т р

психолого-педагогической

реабилитации и коррекции»

«Осуществление комплексной работы по предупреждению неблагополучия

детей в образовательной и социальной среде»

В

настоящее

время

в

социуме

проявление

семейного

неблагополучия

довольно частое явление. Называют такие семьи по-разному: «неблагополучная»,

«проблемная», «деструктивная», «негармоничная» и т.д. Объединяет их - наличие

тех

или

иных

проблем

и

главной

их

особенностью

является

отрицательное,

разрушительное влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется

в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Именно поведение ребенка выступает своеобразным индикатором семейного

благополучия

или

неблагополучия.

Корни

неблагополучия

в

поведении

детей

разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо

труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые

воспитывались в семьях внешне вполне благополучных. Взаимоотношения членов

семьи на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а

последствия неправильного воспитания, эмоциональная отчужденность на уровне

детско-родительских отношениях на первый взгляд незаметны, что иногда вводит

окружающих

в

заблуждение.

И

толькоанализ

семейной

атмосферы,

в

которой

проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что

благополучие было относительным. В современном обществе такие семьи относят

к группе «условно неблагополучные».

Поэтому основой, обеспечивающей эффективность комплексной работы по

предупреждению неблагополучия детей в образовательной и социальной среде,

выступает

раннее

выявление

неблагополучных

и

особенно

условно

неблагополучных семей.

Вероятность возникновения условного неблагополучия выше в:

- однодетной семье (может сформировать и балованного дитя с безудержно

растущими

потребностями

и,

в

конечном

счете,

невозможностью

их

удовлетворения

и

конфликтными

отношениями

с

обществом;

и

одинокого

человека

с

комплексом

неполноценности,

уязвимого,

неуверенного

в

себе,

неудачливого

и

избалованного

родительской

любовью,

желающего

как

можно

быстрее вырваться из этой опеки).

-

многодетной

семье (может

создать

не

только

дружных

детей

-

коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже

антисоциальным

поведением,

если

родители

заняты

постоянным

добыванием

средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены

на самотек).

- семье с низким материальным положением находящейся за чертой бедности

(лишение

детей

необходимого

в

удовлетворении

материальных

и

духовых

потребностей и как следствие

эксплуатация детей в качестве добытчиков

материальных благ, допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и

противоправной деятельности, приносящей доход семье).

- неполной семье, включая семьи, где периодически определенное время

отсутствует

родитель

(военные,

моряки,

бизнесмены)

из-за

недостатка

материального или отцовского влияния).

- семье со сводными детьми (неприятные, даже враждебные отношения детей

между собой и с окружающими).

- семье с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между

членами семьи.

- семье умышленно или неумышленно допускающей безнадзорность детей,

которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных

объединениях молодежи.

- семье, ориентированной на успех ребенка (где родитель уделяет ребенку

достаточно внимания, внушая ребенку чрезмерное стремление к достижениям, тем

самым формируя у ребенка чрезмерную боязнь неудачи);

- семье с детьми-инвалидами (где неблагоприятная динамика нарушений в

развитии

у

детей

оказывает

сильное

деформирующее

воздействие

на

психику

родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей

ситуации).

Перечисленные

категории

семей

в

целом

способны

самостоятельно

выполнять свои основные функции, имеют достаточно высокий уровень мотивации

для

разрешения

существующих

проблем.

Однако

при

определенных

обстоятельствах,

например:

длительное

воздействие

одного

или

нескольких

факторов, отрицательно влияющих на развитие семейного «климата», эти семьи

могут перейти в «группу риска семей» с высокой долей вероятности возникновения

семейного неблагополучия.

Комплексная

работа

с

такими

семьями

реализуется

в

нескольких

направлениях:

1 – профилактика возникновения семейного неблагополучия:

повышение

профессиональной

компетентности

педагогов

по

проблемам выявления семейного неблагополучия

психолого-педагогическое

просвещение

родителей

(законных

представителей)

реализация профилактических программ с подростками.

2 -Выявление условно неблагополучных семей и детей

3 - Коррекционно-развивающая и реабилитационная работа с семьей:

устранение или нивелирование причин, которые могут привести или

привели к семейному неблагополучию;

коррекция детско-родительских взаимоотношений;

выстраивание

педагогически

целесообразного

и

психологически

оправданного стиля взаимоотношений в семье;

реабилитация членов семьи в их глазах и в социуме.

профилактика возникновения семейного неблагополучия

(повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам

выявления семейного неблагополучия)

В

рамках

повышения

профессиональной

компетентности

педагогов

по

проблемам выявления семейного неблагополучия стали традиционными ежегодные

краевые

обучающие

семинары:

«Взаимодействие

семьи

и

образовательного

учреждения, как комплекс факторов и условий воспитывающей среды», «Пути и

способы разрешения конфликтов в образовательной среде и семье», «Организация

профилактической

работы

с

семьей».

«Современные

подходы

к

организации

профилактической

работы

с

учащимися

и

воспитанниками

разных

возрастных

категорий», «Ранняя профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

профессиональных

образовательных

организаций»,

«Профилактика

семейного

неблагополучия»,

«Организация

безопасного

образовательного

пространства.

Формирование

навыков

персональной

безопасности

у

детей»,

«О

признаках

детского

насилия

и

своевременном

информировании

правоохранительных

органов».

Специалистами

Центра

разработаны

различного

рода

методические

материалы, часть из них представлена в раздаточных материалах:

методические

рекомендации

«Раннее

выявление

семей,

находящихся

в

социально-опасном положении. Профилактика семейного неблагополучия» Данные

методические

рекомендации

посвящены

актуальным

проблемам

организации

работы

с

неблагополучными

семьями

в

образовательном

учреждении.

Они

разработаны в помощь специалистам образовательных организаций на первой

ступени образования, в частности в дошкольных образовательных организациях.

Рекомендации могут быть с целью раннего выявления социально неблагополучных

семей и оказания им своевременной помощи.

Методические

материалы

по

раннему

выявлению

семейного

неблагополучия. Данный сборник посвящен актуальным проблемам организации

работы

с

неблагополучными

семьями

в

образовательном

учреждении.

Они

разработаны в помощь учителям, социальным педагогам, педагогам-психологам.

Методические

материалы

могут

быть

использованы

специалистами

служб

системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

специалистами

по

социальной

работе,

специалистами

по

д ел а м

несовершеннолетних и защите их прав.

Методические материалы по организации всеобуча для родителей детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей-инвалидов

дошкольного

и

младшего школьного возраста «Искусство быть родителем».

Буклеты

для

родителей

«Как

помочь

ребенку

справиться

с

психологической травмой», «Как помочь ребенку пережить развод родителей».

профилактика возникновения семейного неблагополучия

(психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

В направлении профилактики вопросов раннего семейного неблагополучия

ежегодно осуществляется сотрудничество со средствами массовой информации.

Большим потенциалом в повышении психолого-педагогической грамотности

родителей

(законных

представителей)

обладают

родительские

всеобучи,

дополнительная образовательная программа «Основы педагогики и психологии для

родителей (законных представителей) обучающихся», которая позволяет не только

расширить теоретические знания родителей в вопросах психологии и педагогики

семейного

воспитания,

но

способствует

развитию

ключевых

родительских

компетенций,

рефлексии

своего

опыта

родительства,

самокорректировки

неконструктивной родительской позиции.

В силу ряда объективных причин в современной образовательной практике

утрачена

традиция

проведения

родительских

всеобучей.

Среди

таких

причин:

низкая мотивационная готовность педагогов и школьных психологов к проведению

этой работы и незаинтересованность самих родителей.

Работа с семьей всегда тонкий, гибкий и трудоемкий процесс, ведь не каждый

из

родителей

готов

открыто

говорить

о

семейных

проблемах.

И

поэтому,

эффективными

видятся

такие

формы

повышения

психолого-педагогической

компетентности

родителей

как

индивидуальные

консультации,

детско-

родительские тренинги. Вместе с тем, по-прежнему актуальны такие формы работы

как семинары, групповые консультации, родительские конференции.

К

сожалению,

не

во

всех

образовательных

организациях

эта

работа

осуществляется на должном уровне и как следствие – переход семей из «статуса»

условно неблагополучных в «статус» неблагополучных.

Руководителям

образовательных

организаций

необходимо

организовать

системную и систематическую работу, направленную на повышение психолого-

педагогической компетентности родителей (законных представителей).

профилактика возникновения семейного неблагополучия

(реализация профилактических программ с подростками)

Выявление условно неблагополучных семей и детей

Выявление условно неблагополучных семей и детей,

демонстрирующих

«проблемное»

поведение

тоже

достаточно

важная

задача,

стоящая

перед

образовательной организацией. Мы уже перечисляли семьи, которые по тем или

иным

причинам

могут

оказаться

в

«группе

риска».

Не

менее

информативно

поведение ребенка. Существуют признаки, по которым классный руководитель,

школьный

психолог

могут

сделать

вывод

о

неблагополучии

ребенка

в

образовательной и/или семейной среде. К их числу можно отнести:

- изменения в поведении ребенка:

снижение успеваемости в школе,

уклонение от учебы в школе (сначала от отдельных уроков, а затем от

всех) и дома (нежелание учить уроки, часто из-за отсутствия домашних

условий,

бесконтрольность

за

результатами

учебы,

или

наоборот,

ежедневный жесткий контроль с суровым наказанием за неуспеваемость),

конфликты с учителями, со сверстниками,

агрессивность

по

отношению

к

сверстникам,

агрессивность

со

взрослыми, конфликтность с родителями, опекунами, родственниками.

- асоциальное или деликвентное поведение, в том числе:

уход

от

проблем

с

помощью

алкоголя,

наркотиков,

токсических

веществ, курение;

уход из семьи в подростковую криминогенную среду: самоутверждение

в такой среде своими отрицательными проявлениями, участие в групповых

преступлениях,

хулиганство,

кражи,

попрошайничество,

вымогательство,

рэкет, бродяжничество;

ранняя половая жизнь или брак как выход из такой обстановки в семье,

сожительство, проституция как способ проведения свободного времени и как

способ проживания;

безнаказанность,

жестокость

по

отношению

к

животным,

сверстникам,

взрослым,

самодовольство,

бравада,

хвастовство

своими

«подвигами»,

страсть

к

приключениям

как

интересному

способу

препровождения свободного времени;

психологический

травматизм,

психологический

дискомфорт,

педагогическая

запущенность

и

как

следствие

отставание

в

развитии,

общение со случайными сообществами подростков для компенсации дефицита

общения;

правонарушения (разбои, хулиганство, грабежи, кражи, утверждения

своей

территории)

связанные

с

осуждением

обществом

образа

жизни

родителей и самих подростков как ответная реакция;

эгоизм, эгоцентризм, некоммуникабельность.

Коррекционно-развивающая и реабилитационная работа с семьей

(устранение или нивелирование причин, которые могут привести или привели к

семейному неблагополучию;

коррекция детско-родительских взаимоотношений)

Центр

обеспечивает

комплексную

систему

мер,

направленных

на

совершенствование

процессов

коррекции

и

реабилитации

обучающихся,

отстающих в физическом и психическом развитии, испытывающих затруднения в

учебе, в общении, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, формирование у

них

адекватной

жизненной

позиции,

осуществление

индивидуально-

ориентированных

методов

психолого-педагогической

и

медико-социальной

помощи несовершеннолетним «группы риска» и их семьям и др.

Находятся на сопровождении специалистов Центра дети с высокой степенью

педагогической

запущенности,

отказывающиеся

посещать

образовательные

организации, дети подвергшиеся различным формам психического и физического

насилия, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных

программ, с отклонениями в поведении и другие дети из явно неблагополучных и

условно неблагополучных семей.

Индивидуальная коррекционно-реабилитационная работа включает в себя

пролонгированные консультации, углубленную диагностику, цикл коррекционных

занятий, направленных

на коррекцию психотравмы и высоких эмоциональных

нарушений (агрессии, страхов, тревожности, депрессивного состояния, высокого

уровня

эмоционального

отреагирования),

а

также

на

повышение

самооценки,

адаптивных возможностей, работоспособности и на формирование релаксационно-

диафрагмального

дыхания,

обучение

навыкам

продуктивного

реагирования

в

конфликтных ситуациях.

В рамках индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы с детьми

и подростками «группы риска» используют компьютерное оборудование («Волна»,

«Комфорт»,

«КИТ-комплекс»),

медицинское

оборудование

(«Трансаир»),

оборудование «Темной сенсорной комнаты».

На

каждого

ребенка

была

составлена

индивидуальная

коррекционная

программа

с

учетом,

индивидуальных

особенностей

и

ресурсного

потенциала

каждого несовершеннолетнего. В рамках оказания комплексной помощи клиентам,

обратившимся

в

Центр,

с

родителями

данных

подростков

проводились

консультации по проблемам детско-родительских отношений.

Из

числа

подростков,

прошедших

курс

индивидуальной

коррекционно-

реабилитационной

работы

(испытывающих

сложности

в

межличностных

отношениях в обществе: проблемы непринятия детей, уход подростков из дома,

замкнутость, конфликты между родителями и детьми и т.д.) формируются группы

(общей

численностью

до

15

человек)

и

проводятся

групповые

занятия

по

профилактическим

программам

«Я

сам

строю

свою

жизнь»,

«Формирование

позитивных жизненных целей».

Не менее важным является проведение реабилитационных мероприятий в

образовательных

организациях,

в

которых

воспитывается

или

обучается

несовершеннолетний.

Прежде

всего,

это

своеобразное

сопровождение

специалистами

образовательной

организации

таких

семей.

Обязательное

включение

родителей

в

проведение

воспитательных

мероприятий

на

базе

образовательной организации.

Успешность реабилитационной работы, в большинстве случаев, определяется

мотивационной

готовностью

несовершеннолетних

в

личностном

росте,

заинтересованностью к взаимодействию со специалистами, поддержкой со стороны

взрослых курирующих данную работу (родителей, педагогов, инспекторов и др.).

В заключении хочется отметить, что только не только комплексный подход в

вопросах

семейного

неблагополучия

может

дать

стабильный

положительный

результат и позволит избежать возобновления критической ситуации. Необходима

четкая координация работы всех органов и учреждений по оказанию помощи таким

семьям.



В раздел образования