Напоминание

"Личностно-деятельностный подход в обучении английскому языку"


Автор: Евдокимова Ирина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Городская гимназия
Населённый пункт: город Димитроврад, Ульяновская область
Наименование материала: Курсовая работа
Тема: "Личностно-деятельностный подход в обучении английскому языку"
Раздел: среднее образование





Назад




1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.Н. Ульянова»

Факультет иностранных языков

Кафедра английского языка

КУРСОВАЯ РАБОТА

по методике обучения АЯ

Личностно-деятельностный подход в обучении английскому языку

Автор работы:

Евдокимова И.Н.

Руководитель работы: к.п.н., доцент Роптанова Л.Ф.

Ульяновск

2014 год

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

5

1.

Теоретические основы личностно-деятельностного

подхода в обучении иностранных языков

5

2.

Личностный-ориентированное обучение,

как компонент личностно-деятельностного подхода

6

3.

Деятельностное бучение как компонент

личностно-деятельностного подхода

9

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

12

1.

Сущность и реализация личностно-деятельностного

подхода в обучении английского языка

12

2.

Технологии реализации личностно-деятельностного

подхода в обучении английскому языку

15

2.1.

Нестандартный урок

15

2.2.

Проектная деятельность

21

3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

28

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость

постоянного

совершенствования

системы

и

практики

образования

обусловлена

социальными

переменами,

происходящими

в

обществе.

Многие

годы

традиционной

целью

школьного

образования

было

овладение

системой

знаний,

составляющих

основу

наук.

Память

учеников

загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому

выпускники

российской

школы

по

уровню

фактических

знаний

заметно

превосходят

своих

сверстников

из

большинства

стран.

Однако

результаты

проводимых

за

последние

два

десятилетия

международных

сравнительных

исследований

заставляют

насторожиться.

Российские

школьники

лучше

учащихся

многих

стран

выполняют

задания

репродуктивного

характера,

отражающие

овладение

предметными

знаниями

и

умениями.

Однако,

показывают более низкие результаты при выполнении заданий на применение

знаний

в

практических,

жизненных

ситуациях,

содержание

которых

представлено в необычной, нестандартной форме. В своей работе «Состояние

российского

образования»

Г.С.

Ковалева

отмечает:

«Российские

школьники

показали

значительно

более

низкие

результаты

при

выполнении

заданий,

связанных

с

пониманием

методологических

аспектов

научного

знания,

использованием

научных

методов

наблюдения,

классификации,

сравнения,

формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации

данных и проведения исследования.» [ 3 ]. Можно сделать вывод о том, что

вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.

Подход,

который

заложен

в

Федеральных

го суд а р с т ве н н ы х

образовательных

стандартах

1

и

2

поколения,

созданных

в

соответствии

с

4

«Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»

(подписан

Правительством

Российской

Федерации

07.09.10),

который

в

зарубежной методике носит название student-oriented, а у нас переводится как

«субъективно-деятельностный»,

как

раз

направлен

на

то,

чтобы

повысить

качество

обучения,

и

образования

в

целом.

Он

разработан

на

основе

исследований психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина,

Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова.

Ведущие

принципы

ФГОС

принципы

развития

личности

при

соблюдении преемственности между ступенями обучения. Поэтому принципы

мотивации, исследовательской деятельности ученика и включенности учителя в

учебное исследование, моделирования учебной деятельности, ориентации на

способности

ученика,

оценивания

активности

учащихся

становятся

определяющими. Более того, стандарт каждой ступени образования содержит

личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей степени.

Объектом данной курсовой работы является личностно-деятельностный

подход в обучении английскому языку.

Целью

данной

работы

является

попытка

рассмотреть

некоторые

положения методики обучения иностранных языков с точки зрения личностно-

деятельностного обучения.

Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:

1.

охарактеризовать

теоретическую

основу

личностно-деятельностного

подхода, в частности его личностный и деятельностный компоненты;

3.

рассмотреть технологии реализации личностно-деятельностного подхода в

обучении английского языка.

Методы исследования: изучение и анализ теоретических источников.

5

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.

Теоретические

основы

личностно-деятельностного

подхода

в

обучении иностранных языков

Личностно-деятельностный

подход

основывается

на

системном

представлении

явлений,

содержание

которых

составляют

исследования

психологии,

психолингвистики

и

гуманистиче ской

п е д а го г и к и .

Психологические основы подхода заложены работами Л.С. Выготского, А.Н.

Леонтьева,

С.Л.

Рубинштейна,

П.Я.

Гальперина

и

Д.Б.

Эльконина.

Лингводидактическими основаниями являются выявленные А.А. Леонтьевым

характеристики и операциональная структура речевого действия, его функции в

интеллектуальном

процессе;

внутренний

механизм,

программирующий

порождение, и восприятие речи, впервые в науке открытый Н.И. Жинкиным;

структурное

представление

о

языке

в

исследованиях

Н.

Хомского.

Педагогический компонент подхода основывается на работах гуманистического

направления: И.И. Бецкой, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский и

др.

Сами

знания,

вне

определенных

навыков

и

умений

их

использовать,

не

решают

проблему

образования

человека

и

его

подготовки

к

реальной

деятельности вне стен учебного заведения. Личностно-деятельностный подход

означает

пересмотр

педагогом

привычных

трактовок

процесса

обучения

преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков, т.е.

только

как

организации

усвоения

учебного

материала;

субъектно-объектной

схемы

общения,

взаимодействия

преподавателя

и

обучающихся;

объекта

6

обучения только как совокупности усваиваемых знаний [2;С.384].

Специфика

предмета

«иностранный

язык»

такова,

что

обучение,

направленное

на

формирование

коммуникативной

компетенции,

может

происходить только в условиях личностно-деятельностного подхода, который

включает

два

компонента

личностный

(или

личностно-ориентированый)

и

деятельностный, которые, как отмечается И.А. Зимней, «неразрывно связаны

друг с другом в силу того, что личность выступает субъектом деятельности,

которая,

в

свою

очередь,

наряду

с

действием

других

факторов,

например,

общением, определяет его личностное развитие» [2; С.384].

Чтобы

понять

роль

вышеуказанных

компонентов

в

обучении

иностранному языку, а английскому языку в частности, в следующем параграфе

мы остановимся на личностном и деятельностном компонентах личностно-

деятельностного подохода подробнее.

2.

Личностный компонент личностно-деятельностного подхода

Существенно

подчеркнуть,

что

в

своем

личностном

компоненте

этот

подход

может

быть

соотнесен

с

формируемым

на

основе

гуманистической

психологии А. Маслоу, К. Роджерса подходе, центрированном на ученике —

student-centred

approach.

В

современных

отечественных

работах

(И.С.

Якиманская,

Е.В.

Бондаревская,

В.В.

Сериков)

выдвигается

целостная

концепция личностно ориентированного обучения. Согласно этой концепции,

обучение направляется на развитие личности ученика.

Личностно

ориентированный

подход

воздействует

на

все

компоненты

системы образования (образовательные и воспитательные задачи, содержание

обучения, методы и приемы) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом

7

(взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.),

способствуя

созданию

благоприятной

для

школьника

обучающей

и

воспитывающей

среды.

Личность

здесь

выступает

в

качестве

субъекта

деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми

и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов.

В

центре

обучения,

согласно

личностно

ориентированному

подходу,

находится сам ученик, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад.

Учитель

в

контексте

такого

подхода

определяет

учебную

цель

урока

и

организует, направляет и корректирует учебный процесс исходя из интересов

ученика, уровня его знаний и умений. Учащийся в конце урока должен быть в

состоянии ответить себе на вопрос, чему он сегодня научился, что он не мог

сделать еще вчера. Это могут быть новые знания, умения, навыки, отношения,

состояния

и

т.д.

Организация

такого

обучения

означает,

что

использование

учебного материала, тех или иных приемов, способов, упражнений должно

преломляться через призму личности обучаемого — его потребностей, мотивов,

способностей,

активности,

интеллекта

и

других

индивидуа льно-

психологических особенностей.

Личностно

ориентированный

подход

также

предполагает,

что

учитель

максимально

учитывает

национальные,

возрастные,

статусные

особенности

учащихся.

Адресованные

ученику

вопросы,

задания,

замечания

в

условиях

личностно

ориентированного

подхода

стимулируют

его

личностную,

интеллектуальную,

речевую

активность,

поддерживают

и

направляют

его

деятельность без излишнего фиксирования внимания на промахи и ошибки или

неудачные действия.

Исходя

из

вышеизложенного

мы

можем

сформулировать

основные

положения личностно ориентированного подхода в процессе обучения:

Любые

практические

цели

подчиняются

центральной

задаче

8

формирования,

развития,

воспитания

учащегося

как

активной,

убежденной,

самостоятельной личности, которая умеет эффективно сотрудничать и общаться.

Главной педагогической задачей является ориентация обучения на личностное

развитие ребенка.

В педагогическом процессе активно взаимодействуют и сотрудничают два

субъекта — ученик и учитель.

Учитель организует деятельность в учебно-педагогических ситуациях, в

которых реализуются социально-установленные и межличностные отношения, а

также

позитивные

личностные

новообразования

(мотивационные,

эмоционально-оценочные, интеллектуальные и др.).

Выделим основные принципы личностно ориентированного подхода по

отношению к ученику:

познавательно-коммуникативная активность;

внутренняя мотивированность;

личностная значимость предмета;

комфортность обучения;

самоконтролируемость процесса;

отсутствие чувства непреодолимости.

По отношению к учителю выделяются следующие принципы:

профильно-предметное и личное соответствие деятельности;

гуманистичность;

готовность к сотрудничеству;

демократичность.

Что касается обучения иностранными языкам в целом, и английского в

частности, то личностно-ориентированное обучение подразумевает, что любой

вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его

выполнения,

так

как

только

опыт,

пропущенный

через

призму

личных

9

ценностей,

восприятий,

умений,

может

быть

присвоен

учеником.

Учитель

создает

ситуацию,

в

которой

каждый

ученик

в

классе

должен

иметь

возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы

урока, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения

темы, используя наиболее приемлемые для него темпы и способы работы. Во

всех

темах

курса

иностранного

языка

(«Семья»,

«Друзья»,

«Музыка»,

«Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Все, что нужно

сделать учителю, — помочь ученикам найти свой ракурс предлагаемой темы,

свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы.

Проанализировав,

можем

сделать

следующий

вывод

о

том,

что

применение

технологии

личностно

ориентированного

обучения

позволит

создать

необходимые

условия

для

реализации

индивидуа льного,

дифференцированного подхода в обучении, повысить уровень познавательной

творческой

активности

учащихся,

обеспечить

условия

для

всестороннего

развития личности, сформировать потребность в глубоком овладении знаниями,

в

процессе

формирования

ключевых

компетенций

на

уроках

иностранного

языка.

В качестве второго аспекта личностно-деятельностного подхода выступает

его

деятельностный

компонент.

Хотя,

естественно,

такое

их

разграничение

условно и может быть проведено только теоретически.

3. Деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода

Деятельностный компонент также имеет многосторонние предпосылки

для

формирования

личностно-деятельностного

подхода.

В философии

под

деятельностью

понимают

«специфически-человеческий

способ

отношения

к

миру – «предметная деятельность»; деятельность представляет собой процесс, в

10

ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя

деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей

деятельности». В психологии деятельность представляет собой вид социальной

активности,

свойственной

только

человеку

и

имеющей

созидательный,

сознательный, целенаправленный характер. Известный отечественный психолог,

основатель

деятельностного

подхода,

А.Н.

Леонтьев

в

своей

работе

«Деятельность. Сознание. Личность» писал: «Но что такое человеческая жизнь?

Это

есть

совокупность,

точнее,

система

сменяющих

друг

друга

деятельностей.»[5; С. 508] В педагогическом энциклопедическом словаре дается

следующее

определение

данному

феномену:

«Деятельность

активное

взаимодействие

с

окружающей

действительностью,

в

ходе

которого

живое

существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и

удовлетворяющий таким образом свои потребности» [6; С.68-69].

Хочется отметить, что именно деятельностный подход:

- дает возможность рассмотреть основные компоненты деятельности педагога и

его воспитанников с единых методологических позиций и тем самым раскрыть

природу их взаимодействия;

- позволяет изучить специфические особенности деятельности всех участников

педагогического процесса через проекцию общих концептуальных положений

теории деятельности на педагогическую область;

- обязывает рассматривать педагогическую деятельность как интегративную

характеристику сотрудничества педагога и воспитанника;

- обязывает признать важнейшим фактором, формирующим развитие личности

воспитанника, специально подобранную деятельность;

- определяет процесс образования как непрерывную смену различных видов

деятельности;

11

-

выстраивает

педагогический

процесс

в

соответствии

с

компонентами

деятельности ученика, студента [10; С.239].

Основные признаки деятельностного типа обучения иностранным языкам

проявляются коммуникативной направленности обучения иностранному языку,

особенность которого заключается в том, что он по своему назначению и по

своей сущности связан, прежде всего, с отдельным видом речевой деятельности.

Практическая реализация деятельностного подхода в обучении иностранным

языкам, а в частности, английского, заключается в том, что обучение общению

должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы — слушать

иноязычную

речь,

читать

тексты,

писать

и

говорить,

где

все

эти

виды

деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения

учеником конкретных личностно важных проблем и задач.

12

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.

Сущность и реализация личностно-деятельностного подхода в

обучении английского языка

В данной главе рассмотрим сущность и реализацию лично-деятельностного

подхода на примере реализации программы обучения английскому языку в

начальной школе.

Тот факт, что изучение иностранного языка уже с 2004 года предлагается

начинать

во

2

классе,

является

общественным

признанием

объективно

существующего социального интереса и подтверждением важности предмета

для

решения

перспективных

задач

развития

личности

ребенка.

Изучение

иностранных языков в данном возрасте полезно всем детям, независимо от

стартовых

способностей,

поскольку

оказывает

положительное

влияние

на

развитие

психических

функций

ребенка:

его

памяти,

внимания,

мышления,

восприятия,

воображения

и

др.;

имеет

стимулирующее

влияние

на

общие

речевые способности ребенка, что в свою очередь сказывается на владении

родным языком.

Деятельностный

характер

предмета

«иностранный

язык»

соответствует

природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально

и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие

виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста (познавательную,

игровую,

художественную,

проектную,

исследовательскую

и

т.д.)

Таким

образом, перечисленные виды учебной деятельности получают приоритетное

развитие в соответствии с новым и ФГОС.

13

Изучение

предмета

«Иностранный

язык»

направлено

на

решение

ряда

важных развивающих задач, среди которых выделяются следующие:

- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления,

памяти и воображения в ходе овладения языковым материалом, в процессе

участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх.

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных

спектаклей, конкурсов и соревнований

-

приобщение

младших

школьников

к

новому

социальному

опыту

за

счет

проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях,

типичных для семейного, бытового или учебного общения

-

развитие

познавательных

спо собно стей,

овладение

ум е н и е м

взаимодействовать со сверстниками в малой учебной группе.

За

основу

обучения

английскому

языку

в

городской

гимназии

г.

Димитровграда принята программа УМК «Английский в фокусе» (Spotlight),

авторы

Н.И. Быкова, Д. Дули,

совместная продукция российского издательства

«Просвещение» и британского издательства “Express Publishing” , в которой

нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской

и

зарубежных

методик

обучения

иностранному

языку

,

и

которая

отвечает

требованиям

Федерального

компонента

государственного

стандарта

общего

образования

и

соответствует

общеевропейским

компетенциям

владения

иностранным

языком

(Common

European

Framework

of

Reference),

a

также

соответствует стандартам Совета Европы.

Основными характеристиками УМК являются:

-

соответствие

требованиям

Федерального

компонента

государственного

стандарта и Европейским стандартам в области изучения иностранных языков;

- формирование коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и

письме в реальных ситуациях общения в их интеграции;

14

- включение учащихся в диалог культур – России и англоговорящих стран;

- развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самоанализа;

- наличие двуязычного поурочного словаря и грамматического справочника на

русском языке

УМК Английский в фокусе:

-

обеспечивает

формирование

у

младших

школьников

элементарных

коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности;

-

способствует

развитию

речевых,

интеллектуальных

и

познавательных

способностей, а также общеучебных умений;

-

знакомит

учащихся

с

миром

зарубежных

сверстников

и

культурой

англоговорящих стран.

Основные особенности УМК начального этапа обучения:

- используется принцип устного опережения;

- обучение построено на основе простых реальных речевых ситуациях

общения;

-

учитываются

возрастные,

типологические

и

психологические

особенности младших школьников;

-

учащиеся

знакомятся

со

странами

изучаемого

языка;

формируются

способности ведения диалога культур;

- наличие большого количества иллюстраций, песен, игр, сказок;

- наличие разнообразных мультимедийных компонентов в составе УМК.

Для

УМК

Spotlight

характерно

цикличное

повторение

изученного

материала.

Для

закрепления

и

повторения

пройденных

структур

и

лексики

используются наглядные материалы (карточки, плакаты), CD и DVD.

Учитывая

психологические,

типологические

и

возрастные

особенности

младших

школьников,

Учебник

использует

разнообразные

по

форме

и

15

содержанию

упражнения

и

задания,

которые

сопровождаются

красочными

иллюстрациями и музыкой.

Таким

образом,

можно

заключить,

что

деятельностный

подход

порождает много различных способов организации процесса обучения, которые

могут успешно реализованы с использованием соответствующих технологий и

УМК.

2.

Технологии реализации личностно-деятельностного подхода в

обучении английскому языку

2.1. Нестандартный урок

Чтобы

урок

повышал

мотивацию

учащихся

в

изучении

иностранного

языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть

интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой материала ( в

дополнение

к

действующим

УМК)

вполне

доступно

для

любого

учителя

иностранного языка. В сети Интернет можно найти и использовать на уроке

свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми,

видеоролики

реальных

событий,

начать

переписку

с

зарубежными

сверстниками.

Коммуникативная

направленность

процесса

обучения

иностранному

языку

должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого

процесса.

Ролевые

игры,

театрализованные

постановки,

проектная

и

исследовательская

деятельность

наиболее

часто

используются

учителями

иностранного языка. Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться

использовать

разные

способы

решения

задач

в

зависимости

от

характера

проблемы.

Разные

формы

организации

процесса

изучения

языка

также

16

помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к

действительности.

В

процессе

обучения

учителя

иностранного

языка

часто

сталкиваются

с

проблемой

отсутствия

у

школьников

потребности

пользоваться

изучаемым

языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать развитие

коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут

наиболее

способствовать

этому.

Как

сделать

уроки

английского

языка

по-

настоящему

интересными?

Почему

не

все

занятия

английским

языком

одинаково полезны? И что мешает детям использовать полученные знания по

английскому языку на практике? Как провести урок английского языка, который

был бы не только корректно построен с точки зрения методики, но и интересен

и результативен для учащихся?

Как

показывает

опыт,

для

поддержания

плодотворной

и

эффективной

деятельности

учащихся

оправдано

регулярное

применение

нетрадиционных

форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся.

Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных

дисциплин. Нестандартные уроки — это всегда праздники, когда все учащиеся

активны,

когда

каждый

имеет

возможность

проявить

себя

в

атмосфере

успешности. Эти уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, в

частности

таких,

как

проблемное

обучение,

поисковая

деятельность,

межпредметные

и

внутрипредметные

связи

и

др.

Снимается

напряжение,

оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Виды нестандартных уроков

1. Уроки-игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез — в этом

сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры

развивают

интеллектуальную

и

эмоциональную

сферу

учащихся.

Особенностями этих уроков является то, что учебная цель ставится как игровая

17

задача, и урок подчиняется правилам игры, обеспечивая увлеченность и интерес

к содержанию со стороны школьников.

2.

Уроки-сказки,

уроки-путешествия опираются

на

фантазию

детей

и

развивают её. Проведение уроков-сказок возможно в двух вариантах: первый —

когда за основу берется народная или литературная сказка, второй — сказка

сочиняется

самим

учителем.

Сама

форма

сказки

близка

и

понятна

детям,

особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом

откликаются на такой урок.

3. Уроки-состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют

проверить

практические

умения

и

теоретические

знания

большинства

школьников по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманы

учителем

или

являться

аналогом

популярных

телевизионных

конкурсов

и

состязаний.

4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций

деловая игра. Урок-суд, урок-аукцион, урок-биржа знаний и так далее.

Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие

задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, здесь проявляются

инициатива и артистизм школьников, неординарность мышления.

5. Интернет-уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют

все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и

старшего школьного возраста.

6.

Уроки,

основанные

на

формах,

жанрах

и

методах

работы,

известных

в

общественной

практике: исследование,

изобретательство,

анализ

первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж, рецензия.

7. Урок-экскурсию трудно переоценить в наше время, когда все шире и шире

развиваются

связи

между

странами

и

народами.

Знакомство

с

русской

национальной

культурой

становится

необходимым

элементом

процесса

18

изучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по

городу,

рассказать

иностранным

гостям

о

самобытности

русской

культуры.

Принцип

диалога

культур

предполагает

использование

культуроведческого

материала о родной стране, что позволяет развивать культуру представления

родной

страны,

а

также

формировать

представления

о

культуре

стран

изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и

культурологической

мотивации,

стремятся

развивать

у

учащихся

познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

8. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль.

Использование

художественных

произведений

зарубежной

литературы

на

уроках

иностранного

языка

обеспечивает

создание

коммуникативной,

познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая

работа,

которая

способствует

выработке

навыков

общения

детей

на

иностранном языке и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой

вид

работы

активизирует

мыслительную

и

речевую

деятельность

учащихся,

развивает

их

интерес

к

литературе,

служит

лучшему

усвоению

культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка.

9. Интересной

и

плодотворной

формой

проведения

уроков

является урок-

праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях,

существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников стремление к

иноязычному

общению,

способствующее

участию

в

различных

ситуациях

межкультурной коммуникации.

10. Урок-интервью. Это своеобразный диалог по обмену информацией. На

таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством

частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное

сочетание

структурной

повторяемости

обеспечивает

прочность

и

осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока

19

может включать отдельные подтемы. Например: «Cвободное время», «Планы на

будущее», «Биография» и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом

значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки.

Учащиеся

самостоятельно

работают

над

заданием

по

рекомендованной

учителем

страноведческой

литературе,

готовят

вопросы,

на

которые

хотят

получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует

учащихся

к

дальнейшему

изучению

иностранного

языка,

способствует

углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также

расширяет кругозор.

11.

Урок-эссе. Современный

подход

к

изучению

иностранного

языка

предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и

выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному, к

обсуждаемой проблеме: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и

авторского

«я».

Словарь

кратких

литературоведческих

терминов

трактует

понятие «эссе» как разновидность очерка, в котором главную роль играет не

воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. На

уроках

иностранного

языка

ученики

анализируют

избранную

проблему,

отстаивают

свою

позицию.

Учащиеся

должны

уметь

критически

оценивать

прочитанные

произведения,

в

письменном

виде

излагать

мысли

по

поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно

принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические

функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно,

умение мыслить на иностранном языке.

12. Интегрированный урок иностранного языка. Межпредметная интеграция

дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным

учебным

предметам.

Исследования

показывают,

что

повышение

образовательного

уровня

обучения

с

помощью

межпредметной

интеграции

20

усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в

области

гуманитарных

предметов.

Основными

целями

интеграции

иностранного

языка

с

гуманитарными

дисциплинами

я вл я ют с я :

совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на

систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях

иноязычного

речевого

общения;

дальнейшее

развитие

и

совершенствование

эстетического вкуса учащихся.

13.

Видеоурок. Овладеть

коммуникативной

компетенцией

на

иностранном

языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому

важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций

общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов

работы. В этих случаях большое значение имеют аутентичные материалы, в том

числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего

требования

коммуникативной

методики

представить

процесс

овладения

языком как постижение живой иноязычной культуры. Еще одним достоинством

видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому

внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного

отношения

к

увиденному.

Использование

видеофильма

помогает

также

развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде

всего внимания и памяти.

Таким

образом,

названные

формы

занятий

и

методы

обучения

поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению,

способствуют

развитию

социокультурной

компетенции

учащихся.

У

школьников возникает практическая потребность в применении иностранного

языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно

естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они

планируют заниматься в будущем.

21

2.2.

Проектная деятельность

Ставя перед учителем новые задачи, деятельностный подход дает большой

стимул для развития

творческого потенциала в разных сферах деятельности

учителя: будь то форма урока или мероприятия, будь то планирование всего

учебного материала или конкретных этапов урока, применение новых методик

и технологий в учебном и воспитательном процессе или переосмысливание

старых классических методик.

Остановлюсь более подробно на одной из технологий реализации личностно-

деятельностного подхода - это проектная деятельность на примере материала

УМК «Английский в фокусе». Основная идея данной технологии – создать

условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных

учебных ситуациях, в которых каждый отвечает не только за результат своей

работы, но, что особенно важно, за результат всей работы.

Метод

проектов

нашел

широкое

распространение

и

приобрел

большую

популярность

в

силу

рационального

сочетания

теоретических

знаний

и

их

практического

применения

для

решения

конкретных

проблем

окружающей

действительности в совместной деятельности школьников. В курсе английского

языка

начальной

стадии

обучения

с

использованием

УМК

«Английский

в

фокусе»

метод

проектов

может

использоваться

в

рамках

программного

материала практически по любой теме.

Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения

учащимися языка (по принципу «надо знать») и активизирует и взаимодействие

для

достижения

практического

результата

обучения

языка.

Проект

в

принципиальном

плане

меняет

функциональные обязанности ученика и

22

учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании

содержания

обучения

иностранным

языкам

и

конкретного

урока;

второй

выступает в роли консультанта, помощника, участника игры.

Работа с проектом имеет следующие этапы:

I.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

1) Планирование учителем проекта в рамках тем программ;

2) Выдвижение идеи учителем на уроке;

3)

Обсуждение

идеи

учащимися;

выдвижение

ими

своих

и д е й ;

аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о

большом, т.е. длительном проекте).

II.Организация работы:

1) Формирование микрогрупп;

2) Распределение заданий в микрогруппах;

3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

III.Завершающий этап:

1) Промежуточный контроль (при длительном проекте);

2) Обсуждение способа оформления проекта;

3) Документирование проекта;

4) Презентация результатов проекта всей группе на вечере, в рамках недели

иностранного языка, на родительском вечере и т.д.;

5)Подведение

итогов

выполнения

проекта:

обсуждение

результатов,

выставление оценок и т.д.

IV. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных

пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.)

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но

и

значительно

эффективнее.

Обучению

придается

коммуникативная

направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора

23

учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы

непринужденности

и

эмоциональной

стабильности,

сотрудничества

с

учениками.

В

связи

с

этим

изменяется

роль

учителя,

который

становится

партнером,

сотрудником

ученика.

В

сотрудничестве,

сотворче стве

актуализируются все субъекты образовательного процесса.

Считаю, что рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения

вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам

английского

языка.

Я

стараюсь

создать

в

классе

такую

атмосферу

сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:

- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;

-

позволяет

им

действовать

с

максимально

возможной

степенью

свободы,

способствует укреплению дружбы, уважению потребностей и чувств других

детей;

-дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и

чувствами, а также развивает способность понимать других.

Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления самого

себя через средства английского языка, я добиваюсь активной деятельности

учащихся.

Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Пример индивидуального проекта

«Моя семья»

Начальная школа (3-4 класс)

Тема: «Семья».

Цель: обобщение и повторение лексики по теме.

Навыки

и

умения:

отбор

информации,

решение

коммуникативной

задачи

средствами изучаемого языка, сбор и обработка информации элементарного

уровня.

24

Продолжительность: 3-4 урока.

Этапы организации работы по проекту:

1. Информация о проекте, постановка целей, определение сроков

и

конечного

продукта

(подготовка

тематического

постера),

обсуждение

критериев оценки окончательного продукта и способов его презентации – 1

урок.

2. Подготовка проекта – 1 неделя (10 минут на уроке – консультации учителя,

работа над языковым материалом).

3. Презентация проектного продукта – 1 урок.

Школьники готовят постеры с фотографиями своих родственников и делают

подписи к ним. В зависимости от уровня обученности учащихся портреты

родных

и

близких

могут

включать

информацию

об

их

увлечениях,

предпочтениях

и

т.

д.

В

классе

каждый

представляет

свой

постер

с

комментариями – простыми предложениями на изучаемом языке. Помочь в

подготовке

проекта

детям

может

не

только

учитель,

но

и

родители,

их

приобщение к процессу изучения ребенком

иностранного

языка

имеет

большое воспитательное значение.

Постерами можно украсить класс или вестибюли школы, можно установить

специальный ящик для голосования за лучший постер и т. п.

4. Обсуждение и оценка деятельности обучающихся.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени

самостоятельности

поисковой

деятельности,

координации

своих

действий,

активного

исследовательского,

исполнительского

и

коммуникативного

взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы

перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную

деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Роль учителя

заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в

25

оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и

консультировании

учащихся

по

ходу

выполнения

проекта

на

правах

соучастника.

Исходя

из

вышеизложенного

можно

сделать

следующий

вывод,

что

функция

учителя

при

деятельностном

подходе,

в

данном

случае

при

организации

проектной

деятельности,

проявляется

в

деятельности

по

управлению процессом обучения. Перефразируя известное высказывание Л.С.

Выготского, где учитель сравнивается с рельсами, можно сказать, что учитель

направляет деятельность ученика, организовывает его деятельность по поиску и

обработке

информации,

помогает

обобщить

способы

действия

и

поставить

учебную задачу, а ученик действует свободно и самостоятельно.

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личностно-деятельностный

подход

определяет

систему

принципов

концептуально

целостной

организации

обучения,

основными

из

которых

являются следующие: 1) центрированность обучения на личности учащегося; 2)

управление учебной деятельностью ученика, в которой он формируется как

субъект;

3)

организация

предметного

содержания

учебного

материала;

4)

управление процессом сознательного усвоения способов речевой деятельности;

5) организация обучения как субъектно-субъектного учебного сотрудничества

преподавателя и учащегося; 6) осуществление педагогического процесса как

равнопартнерского взаимодействия, выражающего гуманистическое отношение

к ученику; 7) реализация речевого взаимодействия преподавателя и учащихся в

форме

педагогического

общения

и

коллективной

коммуникативной

деятельности как формы внутригруппового учебного сотрудничества.

Реализация

системы

семи

перечисленных

принципов

в

обучении

иностранному

языку,

и

английскому

языку

в

частности,

представляет

его

о р г а н и з а ц и ю

н а

о с н о в е

л и ч н о с т н о - д е я т е л ь н о с т н о го

п о д хо д а .

Системообразующим

является

принцип

учебного сотрудничества

субъектов,

выражением которого является этот подход.

Качество

образования

на

современном

этапе

понимается

как

уровень

специфических,

надпредметных

умений,

связанных

с

самоопределением

и

самореализацией

личности,

когда

знания

приобретаются

не

"впрок",

а

в

контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение

жить здесь и сейчас". Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём

фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку

любая

информация

быстро

устаревает.

Необходимым

становятся

не

сами

знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как

информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое,

27

и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким

образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат –

знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения),

мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса

и способы деятельности учащихся.

Можно сделать следующие выводы: иностранный язык, и английский

язык в частности, перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ

познания окружающего мира и способ саморазвития, реализации которых

способствует использование личностно-деятельностного подхода, который, в

свою очередь, может быть реализован с помощью различных технологий.

Исходя из материалов данной курсовой работы, можно утверждать, что

успешными теологиями обучениями английскому языку в рамках ФГОС

являются проектная деятельность и нестандартные уроки.

28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Бим,И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения

иностранным

языкам

/

И.

Л.

Бим

//

Иностранные

языки

в

школе.

Москва.-2001.- №4. – С. 5-8.

2.

Гальскова,Н.Д.

Современная

методика

обучения

иностранным

языкам. Пособие для учителя. /Н.Д. Гальскова— 2-е изд., перераб. и доп.

— М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.

3.

Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А.

Зимняя.– М: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.-384 с.

4.

Ковалёва, Г.С. Состояние российского образования/Г.С. Ковалева. –

М.: Педагогика. 2001, №2.-С. 82

5.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии/А.Н. Леонтьев. - М.:

Смысл, 2000.-508 с.

6.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.

— М.: Большая Российская энциклопедия.- 2003.

7.

Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый

курс

лекций.

Пособие

для

студентов

пед.

вузов

и

учителей./Е.Н.

Соловова.- М.: Просвещение, 2002.- 239с.

8.

Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе.

Общие вопросы методики (под ред. Рахманова И.В. - М.: Просвещение,

1974.

9.

Щукин. А.Н. Методика обучения иностранным языкам. Учебное

пособие для преподавателей и студентов./Щукин А.Н. — М.: Филоматис,

2004. — 416 с.

10.

Я ко вл е ва ,

Н . О .

Те о р е т и ко - м е тод ол о г и ч е с к и е

о с н о в ы

педагогического проектирования: монография./Н.О. Яковлева.- М., 2002.-

29

239 с.



В раздел образования