Напоминание

"Роль родителей в формировании самооценки младшего школьника"


Автор: Градиль Вера Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 207
Населённый пункт: г. Санкт-Петрбург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль родителей в формировании самооценки младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




Роль родителей в формировании самооценки младших школьников.

Самооценка – очень тонкий и хрупкий инструмент. Роль родителей в формировании

самооценки младшего школьника трудно переоценить, поскольку именно в семье

начинается формирование самооценки.

Только родителям под силу сделать так, чтобы ребенок был уверен в себе, весел, открыт

миру и эмоционально устойчив. Люди с адекватной самооценкой стремятся к успеху и

могут признать свои ошибки, не умаляя своих достоинств.

К сожалению, далеко не всегда родители понимают, что самооценка их сына или дочки

занижена –иногда дети все свои переживания тщательно скрывают. А ведь для того чтобы

помочь ребенку, необходимо сначала понять, существует ли сама проблема.

Внимательным родителям и говорить ничего не нужно – они сами обо всем догадаются.

Чтобы облегчить задачу, мы предлагаем вам ряд вопросов, которые помогут прояснить

ситуацию. Чем на большее количество вопросов вы дадите положительный ответ, тем

острее проблема.

1. Ваш ребенок крайне неохотно идет на контакт со сверстниками, опасаясь быть

высмеянным?

2. Ребенок достаточно тревожный и часто поддается панике?

3. Ребенок отказывается пробовать что-то новое для себя, потому что заранее уверен в

неудаче?

4. Если у него получилось что-то сделать хорошо, ребенок считает, что это случайная

удача?

5. Ваш ребенок зависит от мнения окружающих?

6. Есть у вашего ребенка пример для подражания среди сверстников?

7. Ребенок избегает пристального внимания на семейных праздниках?

8. Ребенок отказывается участвовать в школьных мероприятиях?

9. Прогулке с друзьями ребенок предпочтет вечер в своей комнате?

10. Ребенок никогда или крайне редко и неохотно делится с вами своими успехами,

мыслями, тревогами и переживаниями?

Конечно же, один – два положительных ответа могут быть случайным совпадением,

поэтому тревогу поднимать рано – просто понаблюдайте за чадом. А вот если

положительных ответов четыре и более – возможно, ребенку требуется помощь взрослых.

Как повысить самооценку ребенка:

Хвалите детей. Делайте это искренне и эмоционально. Уделяйте больше времени своему

ребенку, не скупитесь на ласку.

• Неприемлемо приклеивание ярлыков типа: «Лентяй», «Бестолковый», «Копуша».

• Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Можно лишь сравнивать его успехи

сегодняшние и прошлые. Указывать на то, что стало получаться у него гораздо лучше.

• Необходимо выдвигать достижимые ребенком требования, чтобы он не терял веру в свои

силы.

• Необходимо вовлекать ребенка в такие занятия, где цель обязательна будет достигнута.

Потом задание можно немного усложнять.

• Не делайте ребенку замечания в присутствии других, избегайте приказного тона.

• Не забывайте сами употреблять слова «спасибо» и «пожалуйста», когда обращаетесь к

ребенку.

• Чаще вовлекайте ребенка в свои «взрослые» дела. Пусть он поймет, что вы готовы

доверить ему важное дело и уверены, что он с ним справится.

• Учитывайте мнение ребенка в семейных делах. Пусть ребенок чувствует себя нужным и

важным в вашей семье.

Очень важно суметь воспитать в ребенке уважение к индивидуальности других людей,

внимание к потребностям и интересам окружающих, обращать внимание ребенка на то,

что он бывает не прав, может заблуждаться, быть в чем-то менее успешен, чем другие.

При этом важно подчеркивать мысль, что различия между людьми не означают, что одни

из них лучше других, – каждый человек по-своему ценен и прекрасен.

Для формирования адекватной самооценки ребенка:

• Научите ребенка оценивать других людей (начните с персонажей сказок или рассказов).

• Обсуждайте с ребенком хорошие и плохие его поступки.

• Необходимо оценивать конкретно плохое поведение ребенка, а не критиковать его

самого.

• Обращайте внимание на успехи других людей их достижения (но не переусердствуйте!)

• Следите за тем, чтобы все дела ребенок доводил до конца (не нужно восхищаться

«полуфабрикатами»; похвалите ребенка и побудите закончить начатое).

• Объясните ребенку, что каждому человеку свойственны разные чувства, и эти чувства

нужно научиться уважать. Покажите на собственном примере, что вы принимаете любые

чувства своего малыша. Приоткрывайте свой внутренний мир, не бойтесь показать свои

эмоции и чувства.

• Освободите ребенка от чрезмерной опеки и контроля. Предоставьте возможность

ребенку делать свои ошибки и самому их переживать для того, чтобы впоследствии он мог

оценить свое поведение и узнать на что он способен. Не нужно за ребенка делать то, что

он с легкостью может сделать самостоятельно.

• Помните, что в тех ситуациях, когда трудно найти взаимопонимание с ребенком, нужно

просто попробовать посмотреть на все его глазами, помня о разнице вашего с ним

жизненного опыта.

Все вышеперечисленные способы повысить самооценку ребенка, безусловно,

эффективны. Но все они будут совершенно бесполезными, если вы сами своего ребенка не

будете уважать.

Если вы будете соблюдать все рекомендации, у вас обязательно получится повысить

самооценку ребенка. Конечно же, это произойдет не за один день, но терпение и труд все

перетрут.



В раздел образования