Автор: Кононов Иван Иванович
Должность: преподаватель бжд
Учебное заведение: ГАПОУ РСЯ Якутский технологический техникум сервиса
Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха Якутия
Наименование материала: Методическая разработка учебного занятия по дисциплине БЖД
Тема: "Чрезвычайные ситуации техногенного характера"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Республики Саха (Якутия)
«Якутский технологический техникум сервиса»
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
Тема: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»
Кононов Иван Иванович,
преподаватель дисциплин
«Безопасность жизнедеятельности»
и «Охрана труда»
г. Якутск, 2018 г.
1
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Время: 45 минут
Группа: КМИТШИ-4
Цель учебного занятия:
1.
Формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и
потерь здоровья людей от внешних факторов и причин. Создание защиты человека в
техносфере
от
внешних
негативных
воздействий антропогенного,
техногенного
и
естественного происхождения.
2.
Образовательная – дать обучающимся, как будущим специалистам организаций,
широкие
знания
по
защите
работников
от
чрезвычайных
ситуаций
техногенного
характера. Усвоить основные направления защиты работников и населения от аварий
техногенного характера.
3.
Развивающая
–
развитие
логического
мышления,
умения
сравнивать,
анализировать, делать выводы.
4.
Воспитательная – формирование нравственных аспектов личности, мотивации
бережному отношению к окружающей среде.
Метод обучения – Информационно – репродуктивный, активный.
Метод преподавания – побуждающий к продуктивному мышлению.
Метод учения – по типу познавательной деятельности.
Метод воспитания – вырабатывать умения мыслить. Выявить способности.
Оснащение
урока:
доска,
экран
с
проектором,
компьютер,
слайды
по
теме
«Чрезвычайные ситуации техногенного характера».
Деятельность на уроке:
№ Основные
этапы
Цель
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
1
Орг. часть.
Контроль
посещаемости,
организация условий к
проведению занятия.
Приветствие.
Отметка
отсутствующих
студентов.
Рапорт дежурного.
2
Целевая
установка.
Активизация
учебной
деятельности.
Ознакомление
с
темой
и
целью,
з а д ач а м и
занятия.
О т в е т ы
н а
поставленные
вопросы.
3
Основная
часть
урока:
о т в е т ы
н а
вопросы;
слово
учителя.
Ус в о е н и е
н о в о г о
материала.
Обсуждение
ответов.
Ус т н о е
и з л о ж е н и е
материала.
Показ слайдов.
О т в е т ы
н а
вопросы.
Конспектирование
.
4
Рефлексия
Конт роль
у с в о е н и я
материала.
Систематизация
знаний.
Подведение
и т о го в
занятия,
выставление
оценок.
О т в е т ы
н а
вопросы.
5
Задание
н а
дом.
Развитие навыка
самостоятельно
добывать знания.
Объяснение
задания,
рекомендация
литературы.
Запись домашнего
задания.
2
Ход урока
1.
Организационный момент - 3 мин.
Приветствие преподавателя. Проверка присутствующих.
2.
Целевая установка:
Сегодня мы проведем занятие на тему «Чрезвычайные ситуации техногенного
характера». На уроке мы познакомимся c некоторыми наиболее часто встречающимися
авариями,
с
их
поражающими
факторами
и
причинами
их
возникновения,
а
также
способами защиты от них.
3.
Основная часть - 35 мин.
Вступительное слово преподавателя о том, что проблемы чрезвычайных ситуаций
техногенного характера все больше и больше становятся масштабнее, разрушительнее со
значительными материальными и людскими потерями.
Вопрос: Когда Вы поднялись утром с постели, куда сразу направились? Конечно, в
туалет.
А
в
городе
Якутске
сколько
человек
проживает?
Около
270
тыс.
человек.
Представьте теперь, что почти одновременно с вами 270 тысяч человек воспользовались
туалетом.
Куда
все
это
пошло?
Конечно,
по
системе
канализации,
через
очистные
сооружения в реку Лену. А очистные сооружения г. Якутска через себя пропускают только
30-40 %
сливаемых нечистот. Все остальное из трубы диаметром 1 метр севернее
Даркылаха прямиком сливается в реку Лену. Теперь представили, что это означает? Наш
город небольшой, есть города с населением более 10-ти, а то и более 20-ти млн. человек.
Вот и представьте, что творится во всем мире. А эти проблемы только от естественных
надобностей. А сухой мусор, отходы бытовые и промышленные? Это также проблема из
проблем. Посмотрите вокруг наших населенных пунктов. Фактически наши населенные
пункты все без исключения стоят на красивейших местах. Однако, сегодня выедешь за
населенные пункты и обязательно попадаешь на неорганизованные свалки.
Мы
сегодня
остановимся
на
чрезвычайных
ситуациях,
которые
связаны
с
производственно-хозяйственной
деятельностью
человека
на объектах
техносферы,
рассмотрим
проблему
безопасности
жизнедеятельности,
которая
возникла
в
связи
с
ростом
мощности
технологий
преобразования
человеком
окружающей
среды
и
достижением масштабами этих преобразований пределов роста.
До последнего времени вопросы безопасности от собственных действий в процессе
отработки новых технологий решались без проблем - вторичные опасности доводились до
приемлемого
уровня
методом
проб
и
ошибок.
Однако
в XX
веке
технологии
были
доведены индустриальной цивилизацией до такого уровня мощности, что первая же их
проба или ошибка в применении стали грозить глобальной катастрофой. Первой угрозой
глобальной
катастрофы
от
собственных
действий
была
осознана
возможность
быстротечной, но гибельной для человечества «ядерной зимы».
Вопрос: Кем и когда было впервые применено ядерное оружие? (США в 1945 году
сбросили ядерные боеголовки на японские города Хиросима и Нагасаки).
Создание и применение технологий, изначально предназначенных для повышения
уровня
безопасности
и
комфорта,
парадоксально
привели
как
к
возникновению
«невидимых» (до поры до времени) угроз природных и социальных катаклизмов, так и к
очевидному росту числа угрожающих аварий технических систем и опасных ситуаций в
повседневной жизни современного человека. Новые опасности и угрозы жизни, здоровью,
состоянию
генетического
фонда
людей
усугубляются
ростом
численности
населения
Земли
и
деформацией
сознания
общества:
утверждается
господство
потребительской
идеологии
в
ущерб
духовно-нравственным
ценностям
и
моральным
принципам,
3
обеспечившим существование и развитие человечества.
Масштаб крупных техногенных и природных катастроф в последнее время вполне
соизмерим
с
чрезвычайными
ситуациями
военного
времени.
Возросла
угроза
террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально
опасные объекты и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за
рамки национальных границ.
Запишем некоторые определения настоящей темы.
К
техногенным
относятся
чрезвычайные
ситуации
(ЧС),
происхождение
которых связано с производственно-хозяйственной деятельностью человека на объектах
техносферы.
Как
правило,
техногенные
ЧС
возникают
вследствие
аварий,
сопровождающихся самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и
(или) энергии.
Авария
– опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной
территории или акватории угрозы жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий,
сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или
транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей среде.
Катастрофа (производственная или транспортная) – крупная авария, повлекшая за
собой
человеческие
жертвы,
значительный
материальный
ущерб
и
другие
тяжелые
последствия.
Пожар —
это неконтролируемое горения вне специального очага, сопровождающееся
уничтожением материальных ценностей и создающее опасность для жизни людей.
Взрыв
—
это
неконтролируемое
освобождение
большого
количества энергии в
ограниченном объеме за короткий промежуток времени.
Анализ
причин
возникновения
промышленных
аварий
и
катастроф позволяет
объединить их в группы по следующим признакам:
1. Ошибки и недоработки на стадиях проектирования объекта (изыскательские
ошибки; проектные недоработки; конструкторские ошибки и недоработки).
2.
Некачественное
изготовление
(строительство)
объекта
(отступление от
заложенных
в
проектах
решений,
материалов;
нарушение технологии изготовления
(строительства); скрытый брак в материалах или сырье, несоответствие их характеристик
нормативным требованиям).
3.
Эксплуатационно-технические причины (нарушение технологических процессов
(отклонения параметров процесса, отклонения в характеристиках сырья и материалов,
нарушение технологической дисциплины и др.); изношенность оборудования).
4 . Человеческий фактор
(нарушение трудовой дисциплины;
нарушение
правил
безопасности проведения работ; психофизиологические причины - ошибки в действиях,
усталость, невнимание и др.).
5 . Внешние причины (отклонения параметров энергопитания; погодные факторы;
геологические явления; диверсии и др.).
Вопрос: Знаете ли Вы, на каком основании стоят наши дома? Правильно, наши дома
стоять на сваях. Сваи вбиваются в вечно мерзлую землю. Однако, эта земля не может быть
однородной, поэтому на стадии проектирования проводят изыскательские работы, используя
бурильные установки, изучают места, где будут установлены и на какой глубине эти сваи. Вот и
представим, что произошла ошибка и сваю поставили рядом с трещиной, или еще хуже,
казалось бы, за твердым сплошным массивом оказался провал. Тогда что будет? Во время
эксплуатации дома свая начнет проваливаться в грунт, и дом начнет разрушаться. Или, вот,
иногда в СМИ проскальзывает информация о том, что на строящемся объекте провалился
потолок или часть стены. Как думаете, по какой причине такое случилось? А это и есть
некачественное
строительство
объекта,
происшедшее
из-за
нарушения
технологии
строительства. Как вы знаете в настоящее время распространено каркасно-монолитное
строительство. Да, эти дома сейсмоустойчивы, например, против панельных, однако их строить
надо при плюсовых температурах, а у нас это иногда строители нарушают и «лепят» при
4
минусовых температурах. В результате происходит обрушение. Или, вот пример – нарушения
эксплуатационно-технические.
Те
же
сваи
со
временем
требуют,
бывает,
проведения
укрепительных работ. Приходится вскрывать сваи неотложно, например, летом. Как вы
думаете, что будет, если вскрыть сразу десятка свай и в летнюю жару оставить вскрытыми
месяц? Правильно, начнет таять вечная мерзлота, и вместо укрепления можем получить
разрушение. Поэтому такая работа требует ограничения, такие как время вскрытия и
ограничения по количеству вскрытых свай.
Вопрос:
Можете
ли
перечислить
поражающие
факторы,
имеющие
место
при
чрезвычайных ситуациях?
Вопрос:
А
теперь,
перечислите, пожалуйста,
наиболее часто происходящие на
предприятиях аварии? Правильно: пожары, взрывы. Если конкретизировать, это – взрывы
емкостей с горючими газами или жидкостями, разрушение и взрывы технологического
оборудования. Еще:
- обрушение строительных конструкций;
- прорывы трубопроводов с газом; нефтью, ХОВ и другими продуктами;
- разрушение гидротехнических сооружений.
Вопрос:
Помните
ли,
происшедшую
в
России
аварию
(вернее,
крупнейшую
индустриальную техногенную катастрофу) на гидротехническом сооружении, унесшей
жизни 75 работников?
Это было 17 августа 2009 г. на Саяно-Шушенской ГЭС. По мощности Саяно-
Шушенская ГЭС в России занимает первое место, а в мире шестое. Только на восстановление
ГЭС запланировали около 50 млрд. рублей. Это ведь колоссальная сумма – не 50 тысяч, не 50
и даже не 500 миллионов, а 50 млрд. рублей. То есть эти деньги были сняты с других
программ. Например, на эти средства могли бы построить несколько десятков небольших
современных больниц или могли бы увеличить стипендии студентам, зарплаты учителям,
пенсии пенсионерам и т.д. Одной из причин этой аварии явились –
эксплуатационно-
технические причины, выразившиеся в нарушении технологической дисциплины. Вовремя
не провели регламентные (ремонтные) работы, вовремя не обслужили и вследствие этого из-
за недопустимых вибраций разрушился агрегат № 2, и вода с огромным напором хлынула в
машинный зал. В результате – человеческие жертвы и огромный материальный ущерб. В
настоящее время возбуждено уголовное дело (1149 томов) против 7 работников, в том числе
против
главного
инженера.
Весь
этот
ущерб
многократно
увеличился
бы,
если
бы
разрушилось тело плотины, и волна прорыва затопила нижерасположенную местность.
Слава богу, этого не случилось.
В целом чрезвычайные ситуации техногенного характера по типам и видам
инициирующих их событий подразделяются:
транспортные аварии (катастрофы);
пожары, взрывы, угроза взрывов;
аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;
аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ;
аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;
внезапное обрушение зданий, сооружений;
аварии на электроэнергетических системах;
аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;
аварии на очистных сооружениях;
гидродинамические аварии.
Имеют место следующие поражающие факторы:
-
физическое
поражение
–
в
результате
воздействия
физической
энергии
(кинетическая, акустическая, электромагнитная, радиационная, тепловая и т.д.);
- химическое поражение (при авариях на химически опасных объектах (ХОО);
-
биологическое поражение
происходит в результате воздействия на людей и
животный
мир
болезнетворных
микробов,
токсинов,
иных
биологически
активных
5
веществ.
- информационно-психологическое поражение – воздействие с помощью средств
массовой информации или специальных средств на психическое состояние человека.
- комбинированное поражение имеет место в случае одновременного воздействия
на объекты различных видов поражений.
Вопрос: Рассмотрим пожары. Что такое пожар? Можете своими словами выразить?
Да, это неконтролируемое горение, приносящее материальный ущерб и угрозу жизни
людей.
Вопрос: А теперь можете ли назвать условия возникновения горения? Что для этого
требуется?
Во-первых, требуется горючая среда, то есть горючие материалы, вещества. Во-
вторых, источники зажигания (открытый огонь, любая искра, например, от статического
электричества,
неисправного
электрооборудования
и
т.д.).
В-третьих,
среда
поддерживающая горение – это воздух, кислород.
Поражающие факторы пожара:
- непосредственное касание пламени; даже при кратковременном касании на теле
возникают значительные ожоги;
- высокая температура воздуха, окружающей среды; горячий дым при вдыхании
вызывает ожог дыхательных путей;
- дым горячий, непрозрачный, вызывает удушье; вызывает раздражение глаз, что
также ухудшает видимость;
-
отравление
токсичными
продуктами
горения
синтетических
материалов
(выделяются невероятно ядовитые вещества – диоксины);
- в любой момент возможно обрушение, строительных конструкций здания;
- всегда существует, угроза взрыва от газовых баллонов, бензиновых канистр,
охотничьих и военных боеприпасов, газовых коммуникаций и т.п.;
- вследствие обгорания изоляции электрических проводов очень даже возможно
поражение электрическим током.
Примерно 60% людей на пожарах погибают не от открытого огня, не от ожогов, а от
удушья или отравления.
Вопрос: Какие могут быть причины пожара?
Причины возникновения пожара:
а). неисправность электрической сети – старение изоляции проводов, самодельные
предохранительные устройства, так называемые "жучки", самодельные или с истекшим
гарантийным сроком электроприборы, перегрузка сети и т.д.
б) неосторожное обращение с огнем (спички, свечи, петарды, непогашенные окурки
и т.д.);
в) самовозгорание – тепловое, химическое и микробиологическое. Температура
самонагревания
вещества
является
показателем
пожароопасности.
Для
большинства
горючих материалов это – находится в пределах от 80 до 150
0
С.
Вопрос: Какие правила поведения при пожаре знаете?
Правила поведения при пожаре.
1. Не паниковать.
2. Вызвать пожарную команду по телефону 01, сообщить соседям о возгорании.
3. Полностью отключить в квартире электричество, отключив все автоматы защиты
сети.
4. Плотно закрыть двери, окна, форточки.
5. Вывести в безопасную зону детей и беспомощных.
6. При эвакуации покрываться мокрым пальто, курткой и т.д..
7. В задымленном помещении передвигаться на четвереньках, ползком.
6
4.
Рефлексия.
- Что для себя нового узнали на уроке?
- Чем отличается катастрофа от аварии?
5.
Домашнее задание.
- У нас в городе Якутске есть объекты, эксплуатирующие ХОВ (химически опасные
вещества). Какие это объекты, и какие это химические вещества? Их характеристики и
способы защиты от них.
Работы оформите в письменном виде. Информацию можете найти в Интернете и в
нашей библиотеке.
7