Напоминание

"Минутки чистописания из опыта работы"


Автор: Кокорина Любовь Арсентьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: Г. Ревда
Наименование материала: Статья
Тема: "Минутки чистописания из опыта работы"
Раздел: начальное образование





Назад




Минутки чистописания (из опыта работы)

Минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока.

Во время её проведения, наряду с совершенствованием графического

навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора,

разбора слова по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского

языка.

Вот как выглядят мои минутки чистописания в первом классе.

Структура и методика её проведения. В структуре выделяются две фазы:

подготовительная и исполнительная. Подготовительная, в свою очередь,

состоит из двух частей. Рассмотрим конкретней:

- определение и формирование учащимися темы минутки чистописания;

- формирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и

их элементов.

Предлагаю из своего опыта следующие минутки чистописания в первом

классе:

1)

Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами,

расшифровав следующую запись:

6 3 4

Е В ?

Запись можно расшифровать следующим образом. Буква Е в алфавите

шестая по счёту, буква В – третья, значит четвёртая – Г. Сегодня мы будем

писать букву Г,г.

2)

Определите последовательность букв в данном ряду:

Узор из буквы « а» а аа ааа аааа …..

Напишите этот ряд до конца строки, соблюдая указанную

последовательность.

Строчная буква « а» чередуются с согласными буквами алфавита: ал, ам, ас

ат ….

3)

В каждом из данных слов пропущена одна и та же буква один или

два раза.

М…ч, р…д, д..д.., м…сной и т. д. Это буква « я» (Запись с чередующими

согласными:

Яяб, Яящ, Яяв, Яяш и т.д.)

4)

а, с, б, ж, х, ф, э – Какой общий элемент? ( С и С- перевёрнутая)

Запись букв в алфавитном порядке. ( а б ж с ф х э)

5)

Определите порядок написания букв в данном ряду: Фмф Фмфф

Фмффф …..

6)

На доске написаны буквы : т, п, к, е, н Какую букву мы будем

писать, если она в этом ряду лишняя? Объясните, почему? ( Еет Ееп

Еек Еен)

7)

П, в, с, ч, п, с… Определите букву, которую мы будем писать на

уроке, чтобы закончить ряд. (это дни недели – в – воскресенье)

8)

Б, в, г, д, ж,… Угадайте букву, которая будет следующей звонкой

согласной по алфавиту.( буква з)

И т. д.

Во втором классе появляются более сложные варианты проведения

минуток чистописания.

Первый вариант предусматривает совмещение нахождения букв (буквы),

предназначенной для написания, с неполным фонетическим разбором.

Например: пишу на доске слова: нос, лак, лён. Предлагаю детям выполнить

следующее задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы

будем писать сегодня. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный

звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Учащиеся должны дать

полный аргументированный ответ на два поставленных вопроса, не нарушая

их последовательности и одновременно характеризуя предстоящие учебные

действия, примерно следующим образом:

«Сегодня мы будем писать во время минутки чистописания букву л. Она

находится в слове лён, где обозначает непарный звонкий мягкий согласный

звук (Л”)».

От урока к уроку задания первого варианта усложняются за счёт

увеличения в них количества исходных слов, что позволяет целенаправленно

и стабильно развивать объём и распределение внимания,

сосредоточенность, наблюдательность, аналитическое мышление.

Например: пишу на доске пять слов: енот, ёлка, маяк, льёт, мёд. Даю

задание: «Определите букву, которую будем писать сегодня. Она обозначает

гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В

каком слове она находится?».

Второй, более сложный вариант, предполагает совмещение поиска с

неполным фонетическим разбором и одновременным введением

дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами

русского языка. Применяю такие минутки чистописания в третьем классе:

Например: пишу на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Формулирую

задание: «Определите букву, которую будем писать на минутке

правописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный

звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?».

Третий вариант – использование в той или иной форме в процессе поиска

буквы элементов шифра, кодирования и т.д.

Например: пишу на доске слова: берёза, песок, глаз, суббота, беда, пальто,

лес, собака, работа. Окно и шифр к ним 1-4-1.

Предлагаю детям задание: «Расшифруйте данные цифры, используя только

те слова из словарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде

имен существительных. Если вы правильно сгруппируете слова в

соответствии с шифром, то в каждом слове второй группы найдёте искомую

букву. Какая это буква? В каких словах встречается? Ответ учащихся: «Сегодня

мы будем писать согласную букву б. Она есть во всех словах второй группы,

которую составляют существительные женского рода: берёза, суббота,

собака, работа. К первой группе относится сущ-е мужского рода: песок, к

третьей – сущ-е среднего рода: пальто. Отсюда шифр: 1-4-1».

Наконец, четвёртый вариант обеспечивает необходимость

самостоятельного формулирования и выполнения задания,

предусматривающего определение буквы. На доске запись:

Большой – маленький

Сухой - ?

Война - ?

Глубокий - ?

Старый - ?

Гладить - ?

Твёрдый - ?

И даю установку: «Если вы правильно сформулируете и выполните

задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на

минутке чистописания. « Возможный ответ: «К словам левого столбика надо

подобрать слова противоположные по смыслу и начинающиеся на букву М:

Большой - маленький

Старый – молодой

Сухой – мокрый

Гладить – мять

Война – мир

Твёрдый – мягкий

Глубокий – мелкий

Значит, мы сегодня будем писать букву М». И т.д.

Таким образом, постепенно минутка чистописания становится

универсальной структурной частью урока, продолжается дальнейшее

формирование важнейших качеств интеллекта, и всё это на фоне увеличения

роли учащихся в осуществлении учебного процесса.



В раздел образования