Автор: Кокорина Любовь Арсентьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: Г. Ревда
Наименование материала: Статья
Тема: "Минутки чистописания из опыта работы"
Раздел: начальное образование
Минутки чистописания (из опыта работы)
Минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока.
Во время её проведения, наряду с совершенствованием графического
навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора,
разбора слова по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского
языка.
Вот как выглядят мои минутки чистописания в первом классе.
Структура и методика её проведения. В структуре выделяются две фазы:
подготовительная и исполнительная. Подготовительная, в свою очередь,
состоит из двух частей. Рассмотрим конкретней:
- определение и формирование учащимися темы минутки чистописания;
- формирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и
их элементов.
Предлагаю из своего опыта следующие минутки чистописания в первом
классе:
1)
Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами,
расшифровав следующую запись:
6 3 4
Е В ?
Запись можно расшифровать следующим образом. Буква Е в алфавите
шестая по счёту, буква В – третья, значит четвёртая – Г. Сегодня мы будем
писать букву Г,г.
2)
Определите последовательность букв в данном ряду:
Узор из буквы « а» а аа ааа аааа …..
Напишите этот ряд до конца строки, соблюдая указанную
последовательность.
Строчная буква « а» чередуются с согласными буквами алфавита: ал, ам, ас
ат ….
3)
В каждом из данных слов пропущена одна и та же буква один или
два раза.
М…ч, р…д, д..д.., м…сной и т. д. Это буква « я» (Запись с чередующими
согласными:
Яяб, Яящ, Яяв, Яяш и т.д.)
4)
а, с, б, ж, х, ф, э – Какой общий элемент? ( С и С- перевёрнутая)
Запись букв в алфавитном порядке. ( а б ж с ф х э)
5)
Определите порядок написания букв в данном ряду: Фмф Фмфф
Фмффф …..
6)
На доске написаны буквы : т, п, к, е, н Какую букву мы будем
писать, если она в этом ряду лишняя? Объясните, почему? ( Еет Ееп
Еек Еен)
7)
П, в, с, ч, п, с… Определите букву, которую мы будем писать на
уроке, чтобы закончить ряд. (это дни недели – в – воскресенье)
8)
Б, в, г, д, ж,… Угадайте букву, которая будет следующей звонкой
согласной по алфавиту.( буква з)
И т. д.
Во втором классе появляются более сложные варианты проведения
минуток чистописания.
Первый вариант предусматривает совмещение нахождения букв (буквы),
предназначенной для написания, с неполным фонетическим разбором.
Например: пишу на доске слова: нос, лак, лён. Предлагаю детям выполнить
следующее задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы
будем писать сегодня. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный
звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Учащиеся должны дать
полный аргументированный ответ на два поставленных вопроса, не нарушая
их последовательности и одновременно характеризуя предстоящие учебные
действия, примерно следующим образом:
«Сегодня мы будем писать во время минутки чистописания букву л. Она
находится в слове лён, где обозначает непарный звонкий мягкий согласный
звук (Л”)».
От урока к уроку задания первого варианта усложняются за счёт
увеличения в них количества исходных слов, что позволяет целенаправленно
и стабильно развивать объём и распределение внимания,
сосредоточенность, наблюдательность, аналитическое мышление.
Например: пишу на доске пять слов: енот, ёлка, маяк, льёт, мёд. Даю
задание: «Определите букву, которую будем писать сегодня. Она обозначает
гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В
каком слове она находится?».
Второй, более сложный вариант, предполагает совмещение поиска с
неполным фонетическим разбором и одновременным введением
дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами
русского языка. Применяю такие минутки чистописания в третьем классе:
Например: пишу на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Формулирую
задание: «Определите букву, которую будем писать на минутке
правописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный
звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?».
Третий вариант – использование в той или иной форме в процессе поиска
буквы элементов шифра, кодирования и т.д.
Например: пишу на доске слова: берёза, песок, глаз, суббота, беда, пальто,
лес, собака, работа. Окно и шифр к ним 1-4-1.
Предлагаю детям задание: «Расшифруйте данные цифры, используя только
те слова из словарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде
имен существительных. Если вы правильно сгруппируете слова в
соответствии с шифром, то в каждом слове второй группы найдёте искомую
букву. Какая это буква? В каких словах встречается? Ответ учащихся: «Сегодня
мы будем писать согласную букву б. Она есть во всех словах второй группы,
которую составляют существительные женского рода: берёза, суббота,
собака, работа. К первой группе относится сущ-е мужского рода: песок, к
третьей – сущ-е среднего рода: пальто. Отсюда шифр: 1-4-1».
Наконец, четвёртый вариант обеспечивает необходимость
самостоятельного формулирования и выполнения задания,
предусматривающего определение буквы. На доске запись:
Большой – маленький
Сухой - ?
Война - ?
Глубокий - ?
Старый - ?
Гладить - ?
Твёрдый - ?
И даю установку: «Если вы правильно сформулируете и выполните
задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на
минутке чистописания. « Возможный ответ: «К словам левого столбика надо
подобрать слова противоположные по смыслу и начинающиеся на букву М:
Большой - маленький
Старый – молодой
Сухой – мокрый
Гладить – мять
Война – мир
Твёрдый – мягкий
Глубокий – мелкий
Значит, мы сегодня будем писать букву М». И т.д.
Таким образом, постепенно минутка чистописания становится
универсальной структурной частью урока, продолжается дальнейшее
формирование важнейших качеств интеллекта, и всё это на фоне увеличения
роли учащихся в осуществлении учебного процесса.