Напоминание

"Инновации в образовании. Уроки творческого воображения"


Автор: Гуляева Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №15"
Населённый пункт: города Благодарный Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Инновации в образовании. Уроки творческого воображения"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

на тему:

«Инновации в образовании. Уроки творческого воображения»

подготовила Гуляева Людмила Ивановна

учитель начальных классов

МОУ "СОШ №15" г. Благодарный Ставропольского края

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески

подходить

к

любым

изменениям,

нетрадиционно

и

качественно

решать

существующие

проблемы,

обусловлена

ускорением

темпов

развития

общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в

быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в

творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической

разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления,

его источников, стимулов и условий. Стратегия современного образования

заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои

таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации

личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим

тенденциям

развития

отечественной

школы,

для

которой

характерна

ориентация

педагогов

на

личностные

возможности

учащихся,

их

непрерывное "наращивание". Выдвижение на первый план цели развития

личности,

рассмотрение

предметных

знаний

и

умений

как

средства

их

достижения

находят

отражение

в

государственных

документах.

В

"Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года",

"Концепции

структуры

и

содержания

общего

среднего

образования

12летней школе)" делается акцент на развитие креативных способностей и

воображения

учащихся,

индивидуализацию

их

образования

с

учетом

интересов и склонностей к творческой деятельности. В связи с этим остро

встал

вопрос

об

организации

активной

познавательной

и

созидательной

деятельности

учащихся,

способствующей

накоплению

творческого

опыта

младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на

по следующих

эт апах

непрерывного

образования

с т а н о в и т с я

малоэффективной.

С

точки

зрения

педагогической

психологии

наиболее

актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих

способностей

именно

для

детей

начальной

школы

как

первой

ступени

среднего

образования.

На

сегодняшний

день

актуальна

проблема

поиска

средств

развития

мыслительных

способностей,

связанных

с

творческой

деятельностью

младших

школьников

как

в

коллективной,

так

и

в

индивидуальной форме обучения.

Воображение

это

аналитико-синтетическая

деятельность,

которая

осуществляется

под

направляющим

влиянием

сознательно

поставленной

цели

либо

чувств,

переживаний,

которые

владеют

человеком

в

данный

момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех

случаях,

когда

необходимо

отыскать

новое

решение,

т.е.

требуется

опережающее

практическое

действие

отражения,

которое

происходит

в

конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на

готовое

описание

или

условное

изображение.

Творческое

воображение

заключается

в

самостоятельном

создании

новых

образов.

Почти

вся

человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее

место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения

задач?

При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и

сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее

как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач

ребенок

ищет

не

любое,

а

реальное,

"взрослое",

серьезное,

выполнимое

решение.

В

обоих

случаях

он

творит,

но

при

фантазировании

больше

свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется

больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с

развития фантазии.

Чем отличается фантазия от глупости?

Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость - это

бестолковый,

нелепый,

ненужный,

неразумный,

неверный,

вредный,

нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто

его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели

поступка.

Всякая ли фантазия - это хорошо? Есть генеральный критерий оценки

качества всех дел на Земле - это увеличение добра в мире.

Классическим носителем фантазии является сказка.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он

не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное

это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что

мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить

внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о

своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то,

может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу?

Немедленно помогите ему.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Говорят: "Без воображения нет соображения".

А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что

без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что

холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают

нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического

приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое,

управляемое

воображение

-

это

бесценное

свойство

оригинального

нестандартного мышления.

Детям думать "по законам" трудно, но если их научить фантазировать и не

критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно

если их еще и похваливать.

Видимо, так дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо

воспользоваться

и

развивать

воображение

и

фантазию

с

самого

раннего

детства.

Пусть

дети

"изобретают

свои

велосипеды".

Кто

не

изобретал

велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от

богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче

опыт

-

богаче

воображение.

Отсюда

следствие:

надо

помогать

ребенку

накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был

творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то

есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе

представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без

тренировки это трудно, но можно.

3.

Содержание

воображаемых

предметов

или

явлений

зависит

от

наших

чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на

наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет

руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться

войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Способы развития фантазии и воображения

Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом

рассмотрим приемы развития творческого воображения . Идеально, если сам

ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого

добиться?

1. Сформировать мотивацию!

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично

ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у

детей еще не сильна.

3.

Фантазировать

должно

быть

интересно.

Тогда,

получая

удовольствие,

ребенок

быстрее

овладеет

умением

фантазировать,

а

потом

умением

воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к

рассуждениям, а к событиям.

4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой "волне любви" они больше вам

доверяют и охотнее слушаются.

5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение

взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.

6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:

- в нежном возрасте (2-6 лет) - сказки, фантастические рассказы;

- в отрочестве (7-14) - приключенческие фантастические романы (Жюля

Верна, Беляева, Конан Дойля, Уэллса);

- в юности и в зрелые годы - добротная научно-фантастическая литература

(Ефремов, Стругацкие, Азимов, Роберт Шекли, Филипп Дик, Лем, Г. Альтов).

Научите детей восхищаться хорошей фантазией!

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у

тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?"

8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят

выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый

остров, как выжить?

9. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним

рассказы, сказки, истории.

Использование приемов фантазирования не исключает надобности думать.

Приемы

"не

вместо",

а

помощь"

фантазии,

приемы

указывающие

направления думанья. Знание приемов фантазирования подводит детей к

овладению

"взрослыми"

приемами

разрешения

противоречий

и

решения

изобретательских задач.

Список использованной литературы:

1. Пономарёв Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. Свиридова

Е.В.

Волшебные

сказки

и

приёмы

их

анализа

на

уроках

литературного

чтения// Начальная школа. - 2009

2.

Супрунюк

Е.Н.

Моделирование

на

уроках

литературного

чтения

и

образовательные эффекты// Начальная школа. - 2004.

3. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. - М.: Просвещение,

2009.

4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков: Фолио; М.:ООО

«Издательство АСТ»,2000.



В раздел образования