Напоминание

"Особенности работы с детьми с нарушениями слуха на уроках хореографии"


Автор: Князева Елена Рудольфовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБОУ ДО "Кезская ДШИ"
Населённый пункт: п. Кез, Удмуртская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности работы с детьми с нарушениями слуха на уроках хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности работы с детьми с нарушениями слуха

на уроках хореографии

Князева Елена Рудольфовна,

преподаватель хореографии

МБОУ ДО «Кезская ДШИ»

п. Кез, Удмуртская Республика

Потребность в изучении данной проблемы возникла с того момента, как

в моем хореографическом классе появился Ребенок с ОВЗ (тугоухость). И в

первую очередь мне было стыдно за себя: я забывала, что в классе есть

особенный ребенок, который меня не слышит и не понимает, он не понимает,

что я говорю, что я объясняю, еще и эти непонятные хореографические

термины на французском языке. Я вспоминала об этом только тогда, когда

видела, что Ребенок висит на хореографическом станке, развлекаясь сам с

собой, и ничего не делает по теме урока. На вид обычный Ребенок, ничем не

отличающийся от остальных детей, с неплохими хореографическими

данными, с огромным желанием выступать на сцене.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. Include –

заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый

для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в школах.

В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую

дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем

людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые

образовательные потребности.

Отойдя от всех мудрых значениях слова ИНКЛЮЗИЯ, преподаватель

должен четко понимать, что инклюзия - это НЕ ДЛЯ людей с особыми

потребностями, инклюзия - это ВМЕСТЕ с людьми с особыми

потребностями.

Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с

ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень

нуждающиеся в пошаговом сопровождении.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень

познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,

сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск

и использование активных форм, методов и приёмов обучения является

одним из необходимых средств повышения эффективности, как

образовательного так и коррекционно-развивающего процесса.

И чтобы повысить вот эту познавательную активность, повысить

мотивацию к учебной деятельности, нужно заинтересовать ребенка. В моем

случае, чтобы не терять связь с Ребенком, мне нужно было добиться того,

чтобы Ребенок меня все время слышал, а самое главное - не увлекаться самой

и не забывать, что в моем классе есть особенный Ребенок.

Во-первых, я заметила, что Ребенок понимает меня по артикуляции губ.

То есть на уроках должен быть постоянный контакт с ребенком «глаза в

глаза».

Существуют три способа восприятия речи: слухо-зрительный, слуховой,

зрительный.

При любом снижении слуха ребенок начинает активнее пользоваться

зрением. Для полноценного понимания моей речи Ребенок с нарушением

слуха должен видеть мое лицо, губы и слышать его с помощью слухового

аппарата. Это и есть основной способ восприятия устной речи детьми с

нарушениями слуха – слухо-зрительный.

При проведении занятий, уроков и внеклассных мероприятий

необходимо учитывать эту особенность.

Во-вторых, в хореографическом классе мне понадобилась небольшая

маркерная доска, куда я записывала сложные термины, которые произносятся

на французском языке. Это оказалось полезным и для здоровых детей.

В-третьих, на уроках хореографии вообще нужно меньше говорить, а

больше показывать, и желательно на Ребенке с особыми потребностями. Ведь

Ребенок в моем классе замечательно слышал музыку, и даже говорил, что она

звучит громко.

Таким образом, особенности памяти детей с нарушениями слуха можно

кратко охарактеризовать следующим образом:

● образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в

любом возрасте);

● уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса

ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на

запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения

слуха словесная память значительно отстает.

Особенности мышления детей с нарушениями слуха можно кратко

охарактеризовать следующим образом:

● у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно

преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;

● уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития

речи плохослышащего учащегося.

Особенности внимания детей с нарушениями слуха можно кратко

охарактеризовать следующим образом:

● сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут

одномоментно воспринять меньшее количество элементов;

● меньшая устойчивость, а следовательно, большая утомляемость, так как

получение информации происходит на слухо-зрительной основе.

● низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется

определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к

другому;

● трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом

может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при

этом испытывает серьезные затруднения.

Особенности коммуникации с окружающими людьми

● плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если

он хорошо видит лицо говорящего;

● нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны

незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой

формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;

● при ответе на вопрос: «Все ли понятно?» ребенок с нарушением слуха

чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;

● ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать

продолжительный монолог;

● испытывает значительные трудности в ситуации диалога и полилога;

● у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в

общении со слышащими.

Рекомендации для учителей при инклюзивном обучении детей с

нарушением слуха

1.

Соберите как можно больше информации о нарушении учащегося и

постарайтесь получить чёткое представление о возможностях и

ограничениях, связанных с нарушением.

2.

Заранее расскажите остальным учащимся в классе, с чем им нужно

считаться при общении с учащимся с ОВЗ по слуху. Затем учащийся и

сам может ответить на вопросы одноклассников.

3.

Постоянно помните о том, что слабослышащий учащийся вынужден

всегда сильно концентрировать свое внимание. Он не может на

некоторое время отвлечься, иначе потеряет нить урока. Это очень

утомительно.

4.

Чтение с губ требует дополнительных усилий, так как слабослышащий

учащийся должен не только воспринять учебный материал, но и

правильно понять речь как таковую.

5.

Не забывайте, что слабослышащий многое слышит, но необязательно

правильно понимает все услышанное.

6.

Старайтесь не давать слишком долгие устные объяснения.

7.

Поощряйте вопросы.

8.

Делая важные сообщения и давая инструкции, смотрите на учащегося

и говорите чуть медленнее. Более громкая речь в большинстве случаев

не дает эффекта.

10. Прежде чем перейти к новой теме, напишите на доске схему.

11. Не просто спрашивайте: «Ты понял?», но и контролируйте, так ли это на

самом деле, попросите повторить услышанное.

12. При повторении используйте другие слова. Это увеличит для ребенка с

нарушением слуха возможность понимания.

13. Следите за тем, чтобы слабослышащий учащийся давал правильный

ответ на поставленный вопрос; ответы и сообщения, правильные по сути, но

не являющиеся ответами на поставленный вопрос, не должны вас

удовлетворять.

14. Учащийся может рассчитывать на помощь одноклассников, поэтому

давайте ему возможность оборачиваться в классе, чтобы видеть говорящего

или чтобы обратиться за помощью.

15. Сопровождайте некоторые объяснения жестами.

16. Привлеките внимание слабослышащего учащегося, прежде чем начнете

говорить. Иначе он упустит часть сказанного. Договоритесь с ним об

определенных сигналах например, отвечающий поднимает руку;

17. Оптимальное место для слабослышащего в классе 3—4 м сбоку от вас, у

окна. Тогда ему не придется слишком много смотреть вверх, он видит

освещенную часть вашего лица и не изолирован от других. Однако всегда

обсуждайте с ребенком его место. Иногда выбор места определяется тем, на

какое ухо он лучше слышит.

18 Не смейтесь над слабослышащим учащимся, если он отвечает невпопад.

Но позже объясните ему комичность ситуации.

19. Перед тем как заговорить со слабослышащим, выключите радио,

телевизор или магнитофон.

20. Никогда не обращайтесь к слабослышащему учащемуся со спины. Он

может испугаться, не услышав вашего приближения.

21. Старайтесь поддерживать регулярные контакты с родителями

интегрируемого учащегося. Информируйте их о методиках и содержании

обучения, обсуждайте с ними возникающие проблемы. Иногда родители

предлагают способы решения проблем, опираясь на свой воспитательный

опыт.

Помощь при восприятии речи.

1.

Артикулируйте, но не преувеличенно.

2.

Говорите медленнее, чем обычно, но не слишком медленно, иначе

нарушится темп речи, а интонация будет неестественной. Ритм и

интонация как раз дают слабослышащим много информации.

3.

Учитывайте то, что некоторых людей труднее воспринимать визуально,

например, говорящих невнятно, людей с усами и бородой и т. п.

4.

Не говорите с полным ртом.

5.

Использование диалекта вызывает дополнительные трудности.

6.

Старайтесь подолгу не стоять у окна, так как смотреть против света

утомительно.

7.

Во время объяснения не пишите на доске.

8.

Старайтесь во время урока меньше ходить по классу.

9.

Писать и считывать с губ одновременно — невозможно.

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского

образования, в том числе, развитие инклюзивной практики,

гарантируют равные права на получение образования и доступность

общего образования для детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута.

Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных

учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться

к жизни вместе со своими сверстниками в школе по месту жительства,

где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка.

Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ

позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь

необходимые на сегодняшний день. При включении детей с ОВЗ в

общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ

возникают следующие задачи:

•создание общего образовательного пространства, максимально комфортного

для всех учащихся;

•помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,

социализации;

•психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных

программ;

•развитие психолого-педагогической компетенций, психологической

культуры педагогов, учащихся, родителей.



В раздел образования