Напоминание

"Информационные проекты на уроках географии"


Автор: Сергеева Марина Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ лицей №7
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Информационные проекты на уроках географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Информационные проекты на уроках географии

Сергеева М.Е., учитель географии,

МОУ Лицей №7 Волгоград

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей

мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из

разных областей, коммуникативные и информационно-технологические

умения. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют

корректировки не только содержательных, но и методических и

технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности

переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно

мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые

решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение в

школах метода проектов и технологий на основе проектной и

исследовательской деятельности учащихся.

Проектная деятельностьодин из эффективных методов организации

обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки

традиционной классно-урочной системы. Внедрение проектной деятельности

позволяет учителю организовывать освоение современных информационных

технологий, формировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной

работы с электронными средствами (справочно-информационными

системами), использовать мультимедийных технологии, повышать мотивацию

и творческую активность, усиливать интеграционную составляющую

обучения, так как в дальнейшем учащиеся смогут применять полученные

навыки и умения в других областях. Непременным условием проектной

деятельности является наличие заранее выработанных представлений о

конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации

проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких

этапов:

постановка

задачи,

для

решения

которой

необходимо

использовать

информационные технологии;

планирование деятельности по реализации проекта;

планирование временных, пространственных рамок проекта;

поиск

источников

информации

по

данному

вопросу,

знакомство

с

имеющейся информацией в различных источниках, подбор материала;

структурирование информации;

изготовление и оформление продукта;

выбор формы презентации;

подготовка презентации;

презентация;

самооценка и самоанализ.

Основные задачи информационного проекта:

расширение

кругозора,

познавательных

и

творческих

способностей

учащихся;

развитие самостоятельной деятельности учащихся;

развитие навыков работы с информационными технологиями;

создание

информационно-иллюстрированных

слайдов

и

презентации

в

программе Power Point из группы MS Offis;

развитие коммуникативных качеств учащихся.

В нашей лицее, давно и эффективно используются информационные

технологии

в

образовательном

процессе,

поэтому

оформление

учебных

проектов в электронном виде – обязательное условие для их презентации.

Работы

оформляются

как

презентации

в

программе Power

Point

c

использование анимации и гиперссылок, или как учебные сайты.

В учебнике по курсу «Экономическая и социальная география мира» в

разделе «Зарубежная Европа» крайне мало материала, представлена всего одна

страна (Германия). Более широкое изучение материала представляет интерес по

ряду причин:

знакомство с различными странами Европы интересно и увлекательно для

учащихся,

они

получают

возможность

познакомиться

с

особенностями

каждой страны;

созданные фильмы становятся визуальным демонстрационным материалом

для уроков географии;

ученики

овладевают

навыками

самостоятельной

работы

с

информацией,

методикой

презентации,

которую

смогут

применить

в

своей

будущей

деятельности;

Создание

информационных

проектов

по

географии

носит

в

первую

очередь, цель обобщить определенный учебный материал. Можно предложить

какому-либо

ученику

создать

опережающий

проект,

и

предоставить

возможность

самостоятельно

объяснить

учебный

материал

(«Страны

зарубежной Азии», «Мировое хозяйство и МГРТ»). Большой популярностью у

учащихся пользуются межпредметные работы: «Растительный и животный мир

России», «Химическая промышленность мира и экологические проблемы», «

Земельные фонды в сельском хозяйстве и их охрана» и др. Для успешного

выполнения проектных задач учащиеся активно использовали компьютерные

технологии и выполнили большой объем работы:

для

поиска

информации,

кроме

книг,

были

использованы

ресурсы

Интернета, материалы различных электронных энциклопедий на компакт-

дисках;

сканировали необходимый материал;

распечатали на цветном принтере раздаточные материалы;

импортировали и встраивали в слайды различные фотографии;

подготовили презентацию с демонстрацией созданных слайдов.

Можно

выделить

следующие

общеучебные

умения

и

навыки,

формирующиеся в процессе проектной деятельности

1.

Рефлексивные умения:

умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

умение

отвечать

на

вопрос:

Чему

нужно

научиться

для

решения

поставленной задачи?

2.

Поисковые (исследовательские) умения:

умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,

привлекая знания из различных областей;

Умение

само стоятельно

найти

недо стающую

информацию

в

информационном поле;

умение

запросить

недостающую

информацию

у

эксперта

(учителя,

консультанта, специалиста);

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

умение устанавливать причинно – следственные связи.

3.

Навыки оценочной самостоятельности.

4.

Умение и навыки работы в сотрудничестве:

умение коллективного планирования;

умение взаимодействовать с любым партнером;

умение взаимопомощи в группе в решении общих задач.

5.

Менеджерские умения и навыки:

умение проектировать процесс;

умение планировать деятельность, время, ресурсы;

навыки

анализа

собственной

деятельности

(ее

хода

и

промежуточных

результатов).

6.

Коммуникативные умения:

умение организовать взаимодействие со всеми участниками проекта;

умение вести дискуссию;

умение отстаивать свою точку зрения;

умение находить компромисс.

Работа

над

информационными

проектами

позволяет

реализовать

творческий

потенциал

учащихся,

организовать

сотрудничество

с

преподавателями

(деловой,

научный

и

личностный

характер

общения),

усиливает

воспитательный

эффект,

вызывает

желание

и

дальше

осваивать

компьютерные технологии и внедрять их при изучении различных учебных

дисциплин. Все это формирует ключевые компетенции учащихся: предметные,

обще

учебные,

информационно-технологические,

коммуникативные;

служит

приобретению ими социального опыта.



В раздел образования