Автор: Сергеева Марина Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ лицей №7
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Информационные проекты на уроках географии"
Раздел: среднее образование
Информационные проекты на уроках географии
Сергеева М.Е., учитель географии,
МОУ Лицей №7 Волгоград
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей
мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из
разных областей, коммуникативные и информационно-технологические
умения. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют
корректировки не только содержательных, но и методических и
технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности
переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно
мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые
решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение в
школах метода проектов и технологий на основе проектной и
исследовательской деятельности учащихся.
Проектная деятельность – один из эффективных методов организации
обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки
традиционной классно-урочной системы. Внедрение проектной деятельности
позволяет учителю организовывать освоение современных информационных
технологий, формировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной
работы с электронными средствами (справочно-информационными
системами), использовать мультимедийных технологии, повышать мотивацию
и творческую активность, усиливать интеграционную составляющую
обучения, так как в дальнейшем учащиеся смогут применять полученные
навыки и умения в других областях. Непременным условием проектной
деятельности является наличие заранее выработанных представлений о
конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации
проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких
этапов:
постановка
задачи,
для
решения
которой
необходимо
использовать
информационные технологии;
планирование деятельности по реализации проекта;
планирование временных, пространственных рамок проекта;
поиск
источников
информации
по
данному
вопросу,
знакомство
с
имеющейся информацией в различных источниках, подбор материала;
структурирование информации;
изготовление и оформление продукта;
выбор формы презентации;
подготовка презентации;
презентация;
самооценка и самоанализ.
Основные задачи информационного проекта:
расширение
кругозора,
познавательных
и
творческих
способностей
учащихся;
развитие самостоятельной деятельности учащихся;
развитие навыков работы с информационными технологиями;
создание
информационно-иллюстрированных
слайдов
и
презентации
в
программе Power Point из группы MS Offis;
развитие коммуникативных качеств учащихся.
В нашей лицее, давно и эффективно используются информационные
технологии
в
образовательном
процессе,
поэтому
оформление
учебных
проектов в электронном виде – обязательное условие для их презентации.
Работы
оформляются
как
презентации
в
программе Power
Point
c
использование анимации и гиперссылок, или как учебные сайты.
В учебнике по курсу «Экономическая и социальная география мира» в
разделе «Зарубежная Европа» крайне мало материала, представлена всего одна
страна (Германия). Более широкое изучение материала представляет интерес по
ряду причин:
знакомство с различными странами Европы интересно и увлекательно для
учащихся,
они
получают
возможность
познакомиться
с
особенностями
каждой страны;
созданные фильмы становятся визуальным демонстрационным материалом
для уроков географии;
ученики
овладевают
навыками
самостоятельной
работы
с
информацией,
методикой
презентации,
которую
смогут
применить
в
своей
будущей
деятельности;
Создание
информационных
проектов
по
географии
носит
в
первую
очередь, цель обобщить определенный учебный материал. Можно предложить
какому-либо
ученику
создать
опережающий
проект,
и
предоставить
возможность
самостоятельно
объяснить
учебный
материал
(«Страны
зарубежной Азии», «Мировое хозяйство и МГРТ»). Большой популярностью у
учащихся пользуются межпредметные работы: «Растительный и животный мир
России», «Химическая промышленность мира и экологические проблемы», «
Земельные фонды в сельском хозяйстве и их охрана» и др. Для успешного
выполнения проектных задач учащиеся активно использовали компьютерные
технологии и выполнили большой объем работы:
для
поиска
информации,
кроме
книг,
были
использованы
ресурсы
Интернета, материалы различных электронных энциклопедий на компакт-
дисках;
сканировали необходимый материал;
распечатали на цветном принтере раздаточные материалы;
импортировали и встраивали в слайды различные фотографии;
подготовили презентацию с демонстрацией созданных слайдов.
Можно
выделить
следующие
общеучебные
умения
и
навыки,
формирующиеся в процессе проектной деятельности
1.
Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение
отвечать
на
вопрос:
Чему
нужно
научиться
для
решения
поставленной задачи?
2.
Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей;
Умение
само стоятельно
найти
недо стающую
информацию
в
информационном поле;
умение
запросить
недостающую
информацию
у
эксперта
(учителя,
консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение устанавливать причинно – следственные связи.
3.
Навыки оценочной самостоятельности.
4.
Умение и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умение взаимопомощи в группе в решении общих задач.
5.
Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс;
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
навыки
анализа
собственной
деятельности
(ее
хода
и
промежуточных
результатов).
6.
Коммуникативные умения:
умение организовать взаимодействие со всеми участниками проекта;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс.
Работа
над
информационными
проектами
позволяет
реализовать
творческий
потенциал
учащихся,
организовать
сотрудничество
с
преподавателями
(деловой,
научный
и
личностный
характер
общения),
усиливает
воспитательный
эффект,
вызывает
желание
и
дальше
осваивать
компьютерные технологии и внедрять их при изучении различных учебных
дисциплин. Все это формирует ключевые компетенции учащихся: предметные,
обще
учебные,
информационно-технологические,
коммуникативные;
служит
приобретению ими социального опыта.