Напоминание

"Звук ш. Буква Ш"


Автор: Матвеева Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №40 "Ручеёк"
Населённый пункт: г. Псков, Псковская область
Наименование материала: Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте
Тема: "Звук ш. Буква Ш"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ООД фронтальное логопедическое занятие

по подготовке к обучению грамоте

Тема: "Звук [ш]. Буква Ш"

Учитель-логопед МБДОУ Детский сад №40»Ручеёк»

Матвеева Татьяна Александровна

г. Псков

Цели: закрепить умение правильно произносить звук [ш]

Задачи:

1. Коррекционно- образовательные:

- закрепление акустико-артикуляционной характеристики звука Ш

- учить выделять звук [ш] в звучащей речи;

- учить определять место зв. в слове; проводить звуковой анализ слова;

- учить словообразованию: глаголы, существительные единственного и

множественного числа;

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать внимание;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать мышление;

- развивать память;

- развивать речь;

- развивать общую и мелкую моторику,

- развитие пространственных представлений,

- развитие просодической стороны речи.

3. Коррекционно- воспитательные:

- развивать инициативу, стремление к активной деятельности;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Оборудование:

- игрушки Смешариков (Крош, Нюша, Лосяш).

- дидактический материал: картинка колокольчик, схемы слов (положение

звука в начале, середине, и в конце слова), схема характеристики согласного

звука, синий квадратик для обозначения звука; макет полки, картинки

кухонной посуды; буквы Шш, слоговая таблица

-ТСО. Аудиозапись “Круглой песни” из мультфильма;

- раздаточный материал: зеркала, картинки со звуком [ш] для звукового

анализа по количеству детей, картинки с изображением Смешариков на

каждого ребёнка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе

утро!”

Пальчиковое упражнение «Колокольчик».

Идёт коза рогатая

Идёт коза бодатая

К ней другая спешит

Колокольчиком звенит.

(Скрещенные пальцы показывают колокольчик с языком).

- Как называется внутренняя часть колокольчика? - Нам, зачем нужен язык?

2. Сообщение темы занятия.

В течение нескольких занятий мы играли со свистящими звуками. Вспомните

– какими? (с,сь, з, зь, ц) Сегодня на занятии мы познакомимся ещё с одним

звуком русского языка. А с каким – вы узнаете позже.

Этот год президент В.В. Путин объявил годом кино и мультфильма.

Наверняка вы любите мультфильмы и у вас есть любимые? (ответы детей)

Один из ваших любимых мультфильмов мы сегодня вспомним и даже

побываем в гостях у его героев. А заодно и с новым звуком познакомимся.

Итак, закрываем глаза и отправляемся в страну, где каждый из вас хотел бы

побывать. (убираем покрывало, которым закрыты игрушки)

Логопед: Открывайте глаза. Это – страна Смешариков.

Живут на свете шарики,

Шарики-Смешарики.

Наверняка любимец ваш

Мудрый лось, зовут Лосяш.

Крошку кролика, зовут Крош.

Этот кролик так хорош!

А кругленькая хрюша

По прозванью Нюша.

Логопед: у Смешариков есть любимый звук, это как раз тот звук, с которым

мы сегодня будем знакомиться. Послушайте еще раз, как звучат имена

Смешариков и скажите, какой общий звук вы услышите

3. Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.

Работа с зеркалами.

А)

Артикуляционный уклад

Логопед: Произнесите звук [ш] В каком положении губы?

Дети: Вытянуты вперед, округлены (круглые, как смешарики, поэтому они

любят этот звук)

Логопед: Где находится язычок?

Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”.

Логопед: Покажите рукой, какой язык.

Логопед: поднесите ладонь ко рту и произнесите звук, какой воздух

чувствуется на ладошке?

Логопед: тёплая воздушная струя идёт по языку, а не через щёки.

Какой это звук – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Дети: Звук Ш всегда твердый.

Логопед: Каким цветом мы обозначим звук [ш] на схеме слова?

Дети: Синего. (повесить синий квадратик)

Логопед: Звук Ш звонкий или глухой?

Дети: Глухой. Колокольчика на квадратике не будет

Логопед: Вот и познакомились мы со звуком Ш. Закрепим по схеме:

согласный, глухой, всегда твёрдый!!!

Б).

Артикуляционная гимнастика

.

– Сейчас я вам расскажу, как Крош проводит своё утро, а вы мне покажите с

помощью языка то, что он делает.

С утра он пьёт чай из чашки (упражнение «Чашечка)

Чай горячий, нужно подуть на язычок («Сухой листочек»)

Конечно с вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье»)

Потом он чистит зубы («почистим зубы»)

И начинает делать уборку в доме («стены, потолок»)

Очень любит он играть на дудочке («дудочка»)

Собрать зеркала

4. Упражнение в произношении звука [ш]. Пальчиковая гимнастика.

Лосяш любит играть со звуком [ш] и предлагает вам поиграть вместе с ним

Изолированный звук:

Глубокий вдох – на выдохе

«Лес шумит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш.(показ руками)

«Гусь шипит»: (шш-шш) (показ руками)

«Шарик» (показ руками)

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой (вдох)

Вдруг шар лопнул, воздух вышел

Стал он тонкий и худой (на выдохе (ШШШШ)

В слогах с разным ритмом и интонацией:

Логопед: Лосяш предлагает поиграть в игру “Повторялки”. Он будет

произносить слоги как будто хочет у вас спросить – вопросительно, а вы

повторите слоги, но уже, как бы отвечая – утвердительно.

Пример: Лосяш: ша-ша-ша? Дети: ша-ша-ша.

Играем: (хоровые ответы)

ши-ши-шу? шу-ша-ша? ша-ши-шо? ше-ши-ша?

5. Развитие фонематического восприятия.

Произнесение звука Ш в словах.

Игра «Сигнальщики».

Звук [ш] иногда называют песенкой гуся. Покажи «гуся»(рукой) когда

услышишь звук [ш]:

Смешарик воздушный хвост

шипит живот

лопнувший выпускает синий

шалун Нюша

Лосяшу очень понравилось с вами играть, а теперь вас в гости приглашает

Нюша.

Игра «4 – й лишний».

Логопед: у себя на кухне Нюша расставила посуду на полки кухонного

шкафа. На каждой полке по 4 предмета посуды. Она хотела, чтобы в

названиях всех предметов был её любимый звук [ш]. Но оказалось, что один

предмет на каждой полке лишний, потому что в его названии звука [ш] нет.

Помогите Нюше найти и убрать с полки этот предмет.

Назовите предметы посуды на нижней полке, проговариваем [ш]:

Чашка, ложка, сковорода, ковш. Какой предмет лишний?

Назовите предметы посуды на верхней полке:

Кружка, кастрюля, нож, кувшин. Какой предмет лишний?

Нюша благодарит вас за помощь и зовёт поиграть, отдохнуть под их

любимую Круглую песенку. Вставайте в круг. Идём по кругу изображая

слова-действия в песенке.

6. Физкультминутка.

7. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Крош зовёт вас поиграть со словами, в названии которых есть звук [ш]. Когда

будете отвечать, правильно и чётко произносите этот согласный, всегда

твёрдый звук. Язычок за верхними зубами в форме чашечки.(Передаёшь

игрушку Кроша, когда ответил)

А) Игра «Я начну, а ты закончи»:

Я иду, а ты идёшь.

Я беру, я пою, я веду, я несу, я плыву, стою, я бегу, я рисую, я лечу (на

самолёте,больных)

Б) Игра «Один-много»

Шалаш, камыш, малыш, карандаш, ландыш, ваш, брошь, мышь, детёныш,

финиш

В)Словарная работа

Когда шуршат – это шорох

Когда шепчут, когда шумят, когда шелестят, когда спешат, когда шагают,

Г) Проговорим скороговорку. Заучим.

Нюша под душем

Моет шею и уши.

8. Звуковой анализ. Выделение звука [ш] из состава слова.

Раздать детям картинки.

Назови картинку (шёпотом), есть ли в слове звук [ш]. Определи его место в

слове (начало, середина, конец).

Кому не понятно, что изображено на его картинке?

Смешарики хотят ещё поиграть с вами и со словами.

Выходят 3 ребёнка с картинками (звук [ш] в разных позиция), берут схему

слов и игрушку Смешарика. Это 3 капитана для 3 команд.

У кого в названии картинки звук [ш] в начале слова – бегите в команду

Кроша, у кого в середине – в команду Нюши, у кого в конце – в команду

Лосяша. Капитаны проверьте, нет ли в вашей команде игрока, который

принёс лишнюю картинку. Проверка команд, произнесение слов вслух.

Логопед: За то, что вы не ошиблись в игре, Смешарики хотят подарить вам

свои портреты.

Раздать по командам изображения Смешариков.

Дети садятся.

9. Знакомство с буквой Ш. Чтение слогов и слов с буквой Ш.

Посмотрите на обратную сторону портрета. Что изображено на ней? Это

буква, которая обозначает любимый звук Смешариков – звук [ш]

Эта буква хороша

Назовём её мы ША.

Из скольки элементов-палочек (три вертикальных и одна горизонтальная)

состоит буква Ш? Обведите её пальчиком. Изобразите из пальчиков.

Пропишите в воздухе.

Буква Ш — особенная буква. Она обозначает только твердый звук [ш] и

всегда читается твердо, даже если стоит с гласными И,Е (которые обычно

делают согласные звуки мягкими)

Чтение слогов

10. Итог занятия.

Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Смешариков. С

каким звуком вы познакомились сегодня в этой стране? А с буквой?

Вы, ребята, молодцы и Смешарики приглашаю вас ещё раз прийти к ним в

гости.

Фотоотчёт

ША ШЕ

ШО ШУ

ШИ ШЁ

Ш ш



В раздел образования