Напоминание

"Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по декоративно-прикладному творчеству"


Автор: Нечаева Елена Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ лицей № 18
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по декоративно-прикладному творчеству"
Раздел: среднее образование





Назад




«Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по

декоративно-прикладному творчеству»

Современное

обучение

развивает

в

детях

только

одну

сторону-

исполнительские способности, а более сложная и важная сторона- творческие

способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на

плачевном уровне. Это наша слабость и наша

беда,

особенно

теперь,

когда

спасительная

гласность вскрыла массу проблем и требуется все

больше могучих творческих умов, чтобы двинуть

вперед науку, технику и особенно общественную

жизнь.

Обучаясь какому-либо делу, школьник развивает

свои

исполнительские

способности:

внимание,

память,

умение

копировать

действия

других,

повторять

увиденное

и

услышанное,

умение

д о в е с т и

п р о ф е с с и о н а л ь н ы й

н а в ы к

д о

автоматизма и т.п. Эти способности позволяют

ученику поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда

установленному правилу или шаблону - подчас даже машинально.

Диапазон

творческих

задач

необычайно

широк

по

сложности

от

нахождения нужного решения или решения головоломки до изобретения или

научного

открытия,

но

суть

их

одна:

при

их

решении

происходит

акт

творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь то и

требуется

особые

качества

ума,

такие

как

,

наблюдательность,

умение

сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости,

закономерности и т.д.- все то, что в совокупности и составляет творческие

способности.

К сожалению, мы до сих пор мало знаем о

роли

и

влиянии

искусства

на

всю

дальнейшую

жизнь

ребенка.

Но

в

то

же

время

исследования

ученых

все

чаще

напоминают, что человек по своей природе

творец.

Как

правило,

его

творческие

возможно сти

находятся

в

с к р ы том

состоянии

и

реализуются

лишь

в

малой

степени.

Создавая

условия,

побуждающие

ребенка

к

занятиям

декоративно-

прикладным

искусством,

можно

разбудить эти дремлющие до поры

творческие наклонности. Творчество

требует от школьника координации

всех

нравственных

сил,

и

этот

всплеск

активности

благотворно

влияет на психику ребенка, а значит

и на его физическое здоровье.

В настоящее время в любой сфере человеческой деятельности растет доля

«умной» части труда. И это ставит перед человеком задачу непрерывного

образования

и

всестороннего

развития.

Для

этой

цели

по

самой

своей

природе предназначено искусство. Именно оно обладает таким воздействием

на человека, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его

духовный мир в целом. Оно развивает глаза и

пальцы,

углубляет

и

направляет

эмоции,

возбуждает

фантазию,

заставляет

работать

мысль,

расширяет

кругозор

и

формирует

нравственные принципы.

Ученик,

развитый

искусством,

поэтому

и

о тл и ч а е т с я

о т

у ч е н и к а

э с т е т и ч е с к и

неразвитого, что у него органы чувств более

чуткие

и

«умные».

Его

глаза

в

буквальном

смысле

видят

в

вещах

гораздо

больше

значимого,

чем

неразвитый

глаз.

Ученики,

подготовленные к творчеству, намного быстрее

адаптируется не только в науке, но и на производстве.

Осваивая

творческие

задания

или

работая

над

творческим

проектом,

учащиеся развивают навыки самостоятельного творческого подхода к выбору

конструкции,

дизайну

готового

изделия,

его

оформлению,

техники

исполнения работы и конкретных трудовых операций.

Когда

мы

говорим

о

детском

творче стве,

мы

п одразум еваем

самостоятельную, активную работу мысли, пытливый поиск своего решения.

Такой ученический поиск важен рождением самостоятельных исканий на

жизненном поприще. Навыки культуры умственного труда, самостоятельное

творчество детей, радость духовного созидания непосредственно связаны с

трудовым и эстетическим воспитанием.

Развивая

творческое

начало,

мы

с т р е м и м с я

с д е л а т ь

у ч е н и к а

эмоционально

богатым.

Поэтому

всегда помним, что мысль и чувства у

н а ш и х

у ч е н и ко в

л у ч ш е

в с е г о

п р о бу ж д а е т

н е п о с р е д с т в е н н о е

воздействие

окружающего

мира.

Отсюда мы стараемся дать школьнику

больше

фактов,

сгруппировать

их

таким образом, чтобы они сами в своей совокупности заставляли думать,

пробуждали его чувства. Толчок к мысли дает удивление перед чем-то. Мы

побуждаем

школьника

увидеть,

остановиться,

задуматься,

сделать

свое

маленькое открытие в окружающем мире.

Опираясь на опыт В.А. Сухомлинского, мы даем детям такие направления

основных умений: умение видеть, воспринимать окружающий мир, думать,

выражать свои мысли и , наконец, умение пользоваться своими знаниями.

Вырабатывая любое из перечисленных умений в отдельности и все вместе,

мы стремимся пробудить в ребенке художника, творца, учим его видеть

прекрасное

в

природе,

ценить

человеческий

труд

и

вкладывать

частицу

своего труда в общее дело.

В наше время эстетическое начало широко проникает в труд. От приобщения

учеников к декоративно- прикладному творчеству, прежде всего, к народному,

в

решающей

мере

зависит

формирование

восприимчивости

мира

прекрасного,

стремление

жить

и

трудиться

по

законам красоты.

Знакомство

с

яркой

и

доступной

для

учеников

форме с народным искусством закладывает в них

образные

художественные

представления,

воспитывает

эстетический

вкус,

развивает

творческое

начало,

т.е.

именно

те

качества,

ко т о р ы е

с п о с о б с т в у ю т

и н т е н с и в н о м у

становлению

личности,

обогащают

её

духовно,

ф о р м и р у ю т

н р а в с т в е н н ы е

ч у в с т в а ,

мировоззрение.

Это

тем

более

важно

сегодня,

когда

столь

обильной

и

разноплановой

стала

получаемая

молодежью

информация.

Декоративно-прикладное

искусство

в

силу

его

близости

к

детскому

восприятию

и

творческим

проявлениям-

действенное

средство

развития

художе ственно-

творческих способностей детей школьного

возраста,

формирования

таких

важных

личностных качеств, как уважение к труду и

умение трудиться.

Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов,

исследователей

народного

искусства,

справедливо

утверждающих,

что

ребенок

раскрывается

не

тогда,

когда

он

выступает

в

роли

пассивного

зрителя, «поглотителя информации», а когда он увлечен каким-то делом,

требующим

активности,

самостоятельности,

проявления

фантазии

и

воображения.

Знакомясь

с

образцами

народного

декоративно-

прикладного

творчества,

учащиеся

попадают

в

мир

сказочных

образов,

ярких

красок,

выразительных

пластических форм, узоров

орнамента,

ко т о р ы е

б л и з к и

и

с о з ву ч н ы

и х

эстетическим чувствам и представлениям.

Знакомство с произведениями народного

декоративного творчества не только воспитывает художественный вкус детей,

но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством.

Важно подчеркнуть, что обращение к произведениям

народного

искусства,

восприятие

школьниками

на

разных возрастных этапах его образной природы,

отдельных

выразительных

средств,

равно

как

и

освоение разнообразных технических приемов

и

навыков, традиционных видов мастерства, способов

обработки

различных

материалов,

всегда

является

для них интересным и увлекательным делом.

Особенно перспективным представляется освоения

школьниками

подросткового

возраста

различных

в и д о в

худ о ж е с т в е н н ы х

ремесел, технических приемов и навыков мастерства,

характеризующих

традиционные

виды

народного

искусства.

На

этом

этапе

завершается

созревание

психофизиологической

базы

ребенка,

необходимое

для

успешных

занятий

декоративным

искусством.

Многие важные функциональные показатели (работа

глаз, способность к восприятию цвета, пространства)

приобретают

вполне

взрослые

формы,

становясь

доступными,

и

вызывают

активный

интере с

технические аспекты художественного процесса.

Меняются

творческие

аспекты

восприятия

произведений

народного

искусства, градации

проникновения в поэтический, красочный мир его

образов,

уровни

участия

в

самом

творческом

процессе,

но

неизменным

остаются увлеченность самим процессом творчества, творческая активность

школьников,

приверженность

их

декоративно-

прикладному

творчеству,

основу которого составляет знакомство с народным искусством.



В раздел образования