Автор: Сизова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Верхнесейская НОШ - филиал МБОУ "Большесейская СОШ"
Населённый пункт: Хакасия, Таштыпский район
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Конструирование продуктивного взаимодействия учителя и учащихся в начальной школе в условиях ФГОС".
Раздел: начальное образование
«Конструирование продуктивного взаимодействия учителя и учащихся в начальной
школе в условиях ФГОС».
Соответственно,
цель мастер-класса – познакомить вас со способами конструирования (моделирования)
урока в контексте профессиональной деятельности педагога, работающего в условиях
ФГОС
Для реализации данной цели мне необходимо решить следующие задачи:
показать практическую значимость использования данных способов для
моделирования урока
предложить практические рекомендации, направленные на повышение
эффективности использования педагогических знаний для конструирования современного
урока
убедить вас в целесообразности их использования в практической деятельности.
1.Психологический настрой «Все в твоих руках». Прием «Яркое пятно».
-Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает
далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня
в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет
мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. Главная заповедь учителя – заметить даже самое
маленькое продвижение ученика и поддержать его успех.
Предлагаю вам сейчас в режиме «мозгового штурма» определить, что же такое урок? Для
этого каждая группа в течение одной минуты должна продолжить два незаконченных
предложения: «Урок – это …» и «Я иду на урок, чтобы …». Благодарю всех, кто высказал
свое мнение.
Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя
- на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;
- учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за
учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.
«Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье
месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и … ничто не может
возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть
тружеником, - в сфере мысли» - писал великий педагог-практик В.А. Сухомлинский.
Чтобы такое не происходило, мы должны с вами правильно сконструировать урок. А что
для вас означает выражение «конструирование урока»? (мнение коллег).
Конструирование урока – это такой документ, в котором прописано взаимодействие
учителя и ученика на протяжении всего урока. (технологические карты)
Я хочу рассказать, какие приемы взаимодействия с учащимися использую на своих уроках
(русский язык, литературное чтение).
Прием «Лови ошибку».
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и
предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в
себе ошибки 2 уровней: 1) явные, которые достаточно легко выявляются учащимися,
исходя из их личного опыта и знаний; 2) скрытые, которые можно установить, только
изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить
ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего
возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале
урока.
“Цепочка признаков“
Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех
объектов, которые включаются в работу.
1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у
него – часть речи»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество
слогов») и т. П., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Рыцарский турнир.
Ученик выходит к доске и по пройденной теме задает учителю вопрос (заранее
подготовленные вопросы), на которые он хотел бы получить ответы. Все длится не более
10 минут. Вопросы должны быть сжатыми, ответы – короткими и по существу.
«Идеальный опрос».
Идеальный опрос – это когда опроса фактически нет. Учитель спрашивает: «Кто сегодня
готов получить наивысшую оценку? Кто хорошо готов к уроку? Кто готов?». Главное,
чтобы дети сами оценивают уровень своей подготовки домашнего задания.
Лови ошибку (найди ошибку, найди несоответствия).
Учитель в своем сообщении допускает ошибки (можно предложить текст), которые
необходимо найти. Можно указать количество ошибок. Допустить две-три явные ошибки,
одну малозаметную.
Ошибки-тайна.
Учитель в контрольной работе, диктанте, сочинении и т.д. ошибки не исправляет, а
указывает их количество. Найти и исправить их — задача каждого ученика.
«Аукцион»
Учащиеся пишут небольшой текст. Цветом показывают: красный –ставит учитель оценку,
зеленый – учитель указывает количество ошибок цифрой, или палочки на строке, где
допущена ошибка.
Собери текст. «Мозаика»
Класс делится на группы по 4–6 человек. Каждая группа получает по пакету. Там — в
разрозненном виде ксерокопии абзацев параграфа учебника (домашнего задания). Задание:
в течение одной–двух минут восстановить текст и придумать вопрос команде-сопернице,
ответом на который будет, например, 5-й абзац параграфа.
«Эйдетика» (образ)
Работа со словарными словами. Берется большое количество слов, которые еще не
изучали . Запись под диктовку, проверка. Те слова, в которых допущены ошибки, дети
выписывают, составляют образ.
Синквейн- это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение
к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает
свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить
его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке
учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Предлагаю вам составить синквейн по теме мастер-класса.
1. …..
2. …..
3. …..
4. …..
5. Урок.
Предлагаю вам виды творческих работ. Мне они очень помогают в работе. Просто!
Интересно! Главное –при выполнении каждого упражнения закрепляется навык
орфографической зоркости.
Текст делится на предложения. Дети читают предложения, собирают в
последовательности. Читает каждый свое предложение, получается текст.
Ответить на вопросы.
Змиа.
Вплыа снге. В лесу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и
грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Злые влкои бгтеаю по лсеу.
1.
Прочитайте текст.
2.
Задайте к тексту вопросы.
3.
Запишите второе предложение в тетрадь.
Чтение с наложением
На доске записаны вопросы.
Дети пытаются догадаться по вопросам о ком или о чем будет идти речь в данном тексте.
Берется небольшой текст или отрывок из текста. Первый ученик читает первое
предложение. Второй читает первое и второе предложение. Третий –два первых и третье
предложение и т.д. последним читает хорошо читающий ребенок.
Зайка.
135264
лялуГ Клоя по еулс и заметил под ксоумт зцйаа. Бедняга слмлоа
14325
укпал и не мог ьтажеб. Ж _лк_ слато еолК зайчишку. Вз_л он его на уирк и оетнс
д_мой. Коля сам смастерил клткеу и посад_л тдуа за_ку.
Вопросы:
1.
Где гулял Коля?
2.
Кого он увидел под кустом?
3.
Почему зайчик не мог бежать?
4.
Куда отнес Коля зайчика?
Текст
1.
Прочитай рассказ.
Собака заболела. Чаш-
ка с молоком стояла воз-
ле ее носа. Я погладил Ла-
ду. Она начала лакать. Моя ласка прибавила ей силы.
2.
Какой заголовок ты выберешь:
1.
Собака Шарик.
2.
Лада.
3.
Кошка Лада.
3.
Ответь на вопросы:
-Как звали собаку?
-Что с ней случилось?
- Что прибавило сил Ладе?
4.
Найди слова, которые не поместились на строке.
Прочитай их по слогам. Как они перенесены?
5.
Запиши слова, раздели на слоги для переноса.
Все приемы помогают создать условия на уроке для конструирования продуктивного
взаимодействия учителя и учащихся в условиях ФГОС.
Благодаря такой работе, дети с удовольствием работают на уроках. Развивается
логическое мышление, орфографическая зоркость, повышается грамотность учащихся.