Напоминание

Применение логопедического массажа и ДЭНС-терапии в коррекции у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.


Автор: Титенок Ирина Александровна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГУЦПППН "Доверие" Забайкальского края
Населённый пункт: Чита
Наименование материала: Статья
Тема: Применение логопедического массажа и ДЭНС-терапии в коррекции у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение логопедического массажа и ДЭНС-терапии в

коррекции у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Логопед Титенок И.А.

Аннотация: Статья направлена на совершенствование знаний системы

специального образования об особенностях языкового и речевого развития

детей с легкой степенью дизартрии. Эффективность применения технологий

логопедического массажа и динамической электронейростимуляции (ДЭНС)

значительно сокращают сроки коррекционного воздействия.

Данный опыт

работы

будет

полезен

учителям

-

логопедам,

занимающимся

коррекцией

фонетических и общих нарушений речи.

Ключевые слова: Особенности языкового и речевого развития детей,

псевдобульбарная

дизартрия,

логопедический

массаж,

технология

ДЭНС-

терапии.

В последнее время в логопедической практике всё больше отмечается

увеличение

частоты

встречаемости

различных

нарушений

развития

и

явлений

физиологической

незрелости

у

новорождённых.

В

дальнейшем

тщательное комплексное обследование таких детей нередко выявляет у них

наличие

неярких,

стёртых

симптомов

поражения

центральной

нервной

системы,

что

позволяет

диагностировать

псевдобульбарную

дизартрию

легкой степени. Она характеризуется отсутствием явных нарушений общей

моторной сферы и наличием расстройств артикуляционной и мимической

моторики.

1.

Клинико-психолого-педагогическая

характеристика

детей

с

псевдобульбарной дизартрией легкой степени.

Этиология

псевдобульбарной

дизартрии

довольно

неоднозначна.

В

анамнезе,

как

правило,

встречаются

данные

о

наличии

неблагоприятных

внешних воздействий в течении пренатального, натального и постнатального

периодов развития ребёнка.

Среди причин часто встречается: токсикозы беременности (у 60 %

матерей),

хроническая

гипоксия

и

дистрофия

плода

10%

случаев),

внутриутробное

инфицирование

плода

22%

случаев),

острые

и

хронические заболевания матери в период беременности (у 32% матерей),

асфиксия

в

натальном

периоде

10%

детей),

нарушения

родовой

деятельности

56%

случаев),

родовая

травма

головы,

шейного

отдела

позвоночника

24%

детей)

и

другие

виды

патологий.

Их

воздействие

приводит к возникновению ряда специфических отклонений в развитии детей

(Р.А. Белова-Давид, Г.В. Гуревец, С.И. Маевская, Е.Ф. Соботович и др.).

В раннем постнатальном развитии таких детей характерно чрезмерное

двигательное

беспокойство,

частый

беспричинный

плач,

нарушения

сна,

частые вздрагивания, тремор подбородка. Данные особенности позволяют

предположить наличие поражений центральной нервной системы у детей уже

в младенческом возрасте.

Со

слов

родителей,

у

малышей

в

раннем

возрасте

отмечаются

проблемы вскармливания в виде вялости сосания, быстрой утомляемости,

частых

срыгиваний,

что

дает

возможность

предполагать

у

них

раннее

проявление

симптомов

псевдобульбарной

дизартрии

в

виде

минипарезов

артикуляционных

мышц

губ,

языка,

нижней

челюсти,

глотки.

В

более

позднем периоде (1-2 года) у детей отмечается запаздывание формирования

навыков

самостоятельной

еды

(неумение

пользоваться

ложкой,

пить

из

кружки). Также трудности при пережёвывании и глотании твёрдой пищи.

Показатели психомоторного развития у детей с симптомами легкой

формы дизартрии в основном находятся в пределах возрастной нормы. В

течении первых лет жизни (от рождения до 3 лет) многие дети находятся на

диспансерном наблюдении у детского невролога с различными диагнозами.

Показатели раннего речевого развития у детей колеблются от нормы до

некоторой задержки. Первые слова отмечаются у малышей к 7-15 месяцев,

элементарная фраза к 1,5-3,5 годам. При этом довольно долго речь детей

остаётся

мало

разборчивой,

фонетическая

сторона

речи

оказывается

несформированной.

Особенности

неврологического

статуса

и

состояния

моторных функций.

В логопедической практике часто встречаются дети

со сложными

нарушениями звукопроизношения и длительной динамикой коррекционной

работы,

имеющие

в

заключении

невропатолога

данные

об

отсутствии

очаговой

микро симптоматике.

Однако

при

более

тщательном

неврологическом обследовании с применением функциональных нагрузок у

них часто выявляются минимальные симптомы органического поражения

центральной нервной системы, что является основным критерием легкой

степени

дизартрии

(Р.А.Белова-Давид,

Г.В.Гуровец,

Л.В.Лопатина,

Е.Ф.Собатович, О.А. Токарева и др.).

Среди

симптомов

поражения

нервной

системы

детей

с

псевдобульбарной

дизартрией

лёгкой

степени

часто

диагностируются

следующие: усиление венозной сети в области лба, висков и переносицы (у

43%

детей),

легкая

сглаженность

носогубных

складок

20%

случаев),

наличие стёртых парезов мышц предплечья и кистей рук (у 100% детей),

различные синкенизии (у 38% детей), гиперкинезы языка (у 50% детей),

девиация языка (у 30% детей), гиперсоливация (у 75% случаев)

Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерными оказываются

нарушения

тонуса

артикуляционной

и

мимической

мускулатуры

93%

случаев),

проявляющей

в

паретичности

или

спастичности

мышц.

Так,

наличие стертых парезов определяет гипомимичность лица, приоткрытость

губ

из-за

слабости

их

мышц

и

мышц

нижней

челюсти,

некоторую

опущенность уголков рта или их несимметричность, вялость и пассивность

языка

и

губ

при

артикуляции.

Наличие

спастичности

проявляется

в

трудностях

или

практической

невозможности

произвольного

управления

мимикой

лица,

малой

подвижности

губ,

напряженности

спинки

языка

и

вялости его кончика.

Нарушения

иннервации

мимической

мускулатуры

в

основном

обусловлены поражением тройничного (5 пара, верхняя и средняя ветви) и

лицевого (7 пара) нервов. При поражении двигательных волокон тройничного

нерва у детей отмечается снижение амплитуды и точности движений губ (у

93% детей), нижней челюсти, нарушается процесс жевания (у 17% детей).

Данные нарушения оказывают влияние на характер произношения звуков.

Звукопроизношение

детей

с

псевдобульбарной

дизартрией

в

целом

характеризуется смазанностью, нечёткой артикуляцией. При этом гласные

звуки часто произносятся с недостаточной дифференциацией, теряя при этом

свою полётность.

Нарушение функционирования подъязычного нерва (7 пара) приводит,

как

правило,

к

нарушению

подвижности

языка

(Л.О.

Бадалян,

Б.С.

Ляпидевский). У большинства детей с псевдобульбарной дизартрией при

произвольном открывании рта язык становится напряжённым, оттянутым

вглубь

ротовой

полости,

что

проявляется

в

выгорбленности

его

спинки.

Кончик языка наоборот оказывается вялым. При этом у детей снижается

объем и амплитуда движений языка вверх, в стороны и вперёд, произвольные

движения

языка

оказываются

ограниченными.

Описанные

моторные

расстройства проявляются в невозможности положить язык на верхнюю губу,

выполнить артикуляционную позу «Чашечка, «Маляр». При их выполнении

нередко

наблюдается

повышения

тонуса

мышц

языка,

переходящее

в

гипертонус

мышц

плечевого

пояса,

отмечаются

синкинезии

в

виде

насильственного

поднятия

плеч,

выдвижения

вперёд

и

вверх

нижней

челюсти.

Поражение языко-глоточного (9 пара) и блуждающего (10 пара) нервов

приводит к нарушению функционирования мышц глотки, язычка и мягкого

неба (Л.О. Бадалян, Б.С. Ляпидевский). Данные наблюдения показывают, что

у детей с псевдобульбарной дизартрией может отмечаться недостаточность

сокращения мягкого нёба, ограничение его подвижности, откланениеувули в

поражённую

сторону,

снижение

глотательного

рефлекса,

и

как

результат

накопление

слюны

в

ротовой

полости

75%

детей).

При

нарушении

функционирования языкоглоточного нерва у детей наблюдаются нарушения

произношения заднеязычных звуков, проявляющиеся в их искажении либо

замене на переднеязычные.

Ребёнок с лёгкими проявлениями псевдобульбарной дизартрии часто

недостаточно

четко

воспринимает

состояние

напряжённости

или

расслабленности

мышц

речевого

аппарата,

наличие

насильственных

непроизвольных движений. Он испытывает значительные затруднения при

выполнении заданных движений и поз по словесной инструкции, так как не

может

правильно

и

точно

определить

положение

и

состояние

органов

артикуляции (Г.В.Гуровец, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.С. Волкова и

др.)

Картину двигательных расстройств при псевдобульбарной дизартрии

легкой

степени

дополняют

нарушение

темпо-ритмической

организации

артикуляционных движений (у 85% детей). При этом в большинстве случаев

наблюдается постепенное замедление темпа движения. Часто при изменении

физического или эмоционального состояния у детей отмечается изменение

тонуса мышц языка, губ и нижней челюсти, что свидетельствует о наличии у

них экстрапирамидальной недостаточности (у 93% детей). Кроме того, при

применении функциональных нагрузок у них нередки гиперкинезы языка,

синкинезии в виде содружественных движений языка и нижней челюсти,

языка и плечей, губ и нижней челюсти. Эти данные позволяют сделать вывод

о том, что при псевдобульбарной дизартрии лёгкой степени двигательные

расстройства наиболее ярко проявляются в артикуляционной моторике.

На

сегодняшний

день

существует

многообразие

медикаментозных

средств, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений. Как

правило, положительного быстрого и стойкого эффекта удается добиться

путём интеграции педагогических и медицинских методик.

Особое

внимание

заслуживают

методы

здоровьесберегающих

технологий, которые включают компенсаторные механизмы развития всего

организма.

К

таким

действенным

эффективным

методам

коррекции

неврологической патологии относят применение логопедического массажа и

аппарата динамической электростимуляции (ДЭНС).

2.

Логопедический массаж в коррекции дизартрии

Система

логопедической

работы

с

детьми

при

псевдобульбарной

дизартрии легкой степени предусматривает комплексный характер. Одним из

средств

коррекционного

воздействия

является

логопедиче ский

массаж. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий,

активный

метод

механического

воздействия.

Массаж

применяется

в

тех

случаях,

когда

имеют

место

нарушения

тонуса

артикуляционных

мышц.

Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж, в

конечном счете, способствует улучшению произносительной стороны речи.

Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или

расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных

ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые

кинестезии

имеют

очень

важное

значение

в

формировании

как

импрессивной,

так

экспрессивной

речи

(В.Л.

Богородицкий,

1930;

М.А.

Пискунов, 1962 и др.). Кинестетическое чувство сопровождает работу всех

мышц.

Так,

в

полости

рта

возникают

совершенно

различные

дифференцированные

мышечные

ощущения

в

зависимости

от

степени

мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления

этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех

или иных звуков.

Отчетливости

кинестетического

восприятия

содействуют

и

осязательные

ощущения.

Роль

осязательного,

тактильного

ощущения

в

кинестетическом восприятии имеет большое практическое значение.

При

выполнении

логопедического

массажа

необходимо

знать

все

противопоказания и владеть основными приемами массажа. Логопедический

массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также

плечевого

пояса.

Особое

внимание

в

процессе

логопедического

массажа

уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся

мышцы языка, губ, щек, мягкого неба. Логопед должен хорошо представлять

себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться

логопедический массаж.

Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является

устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого

аппарата.

Основными задачами логопедического

массажа

при

коррекции

произносительной стороны речи при дизартрии является:

– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в

мимической и артикуляционной мускулатуре;

– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы,

синкинезии, девиация и др.;

– стимуляция положительных кинестезии;

– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём,

переключаемость и др.);

– увеличение силы мышечных сокращений;

–активизация

тонких

дифференцированных

движений

органов

артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения

При

составлении

массажного

комплекса,

направленного

на

нормализацию произношения язычных звуков, необходимо учитывать все

группы

мышц,

как

непосредственно,

так

и

опосредованно

влияющие

на

состояние

мышц

языка.

Комплекс

массажных

движений

составляется

с

учетом того, какие движения языка страдают в большей степени. Как и в

выше приведенных примерах, массаж должен включать все группы мышц,

поскольку они взаимосвязаны. Последовательность массажных движений и

приемы массажа будут зависеть от состояния мышечного тонуса.Применение

логопедического

массажа

позволяет

значительно

сократить

время

коррекционной

работы,

особенно

над

формированием

произносительной

стороны

речи.

Благодаря

использованию

этого

метода

механического

воздействия,

который

приводит

к

постепенной

нормализации

мышечного

тонуса,

формирование

нормативного

произнесения

звуков

может

происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если ребёнок имеет

выраженную неврологическую симптоматику (которая и присутствует при

дизартрии),

только

использование

логопедического

массажа,

особенно

на

начальных

стадиях

коррекционной

работы,

может

обе спеч ить

положительный эффект. Таким образом, логопедический массаж оказывает

общее

положительное

воздействие

на

организм

в

целом,

вызывая

благоприятные

изменения

в

нервной

и

мышечной

системах,

играющих

основную роль в речедвигательном процессе.

Применение аппарата динамической электронейростимуляции в

коррекционном процессе при псевдобульбарной дизартрии.

Метод динамической электростимуляции официально зарегистрирован

Министерством здравоохранения РФ.

Эффективность

метода

ДЭНС-терапии

состоит

в

активизации

и

в о с с т а н о в л е н и и

фу н к ц и й

а р т и к ул я ц и о н н ы х

о р г а н о в

п у т е м

целенаправленного воздействия на их пораженные участки, благодаря чему

процесс

формирования

и

автоматизации

речевого

навыка

протекает

значительно быстрее.

Технология ДЭНС используется уже далеко не первый год. Практика

применения аппаратов в логопедии наглядно демонстрирует, что уже после

первых сеансов можно наблюдать следующие результаты:

более правильное звукопроизношение;

увеличение словарного запаса;

появление фразовой речи;

концентрация внимания, улучшение памяти;

уменьшение нервной возбудимости, нормализация сна;

появление

интереса

к

обучающим

программам

и

контактам

со

сверстниками.

Методы

ДЭНС-терапии

удобны,

безопасны

и

не

вызывают

аллергических реакций. Сеансы ДЭНС проводят курсами по 10-15 дней с

частотой один сеанс в день. В рамках сеанса обрабатывают две основные

зоны и одну дополнительную. Каждый два-три дня зоны чередуют.

Как работает методика ДЭНС в комплексном лечении детей с речевыми

нарушениями

В

процессе

лечения

нарушений

речевого

развития

воздействие

производится как на конкретные речевые зоны, так и на универсальные.

Шейно-воротниковая зона: работа с ней позволяет улучшить снабжение

мозга кислородом и снять речевые зажимы.

Речевые зоны (область под челюстью и язык): стимуляция их улучшает

кровоснабжение артикуляционного аппарата и готовит его мышцы к

активной работе.

Су-Джок речевые зоны (на подушечках пальцев рук): работа с ними

укрепляет связь речевой функции с пальцевой моторикой. Данные зоны

расположены в коре головного мозга рядом и оказывают взаимное

влияние друг на друга.

Околопозвоночные зоны (справа и слева от позвоночника): стимуляция

их позволяет задействовать подкорково-стволовые структуры на благо

лечения речевых нарушений.

Детям

нравятся

сеансы

ДЭНС-терапии,

и

они

с

удовольствием

стремятся на занятия с логопедом.

И это действительно так, потому что напоминает им игру. Достаточно

почитать отзывы родителей и логопедов в социальных сетях о методе ДЭНС

и аппарате ДЭНС-ПКМ, чтобы в этом убедиться.

Исследование в практическом применении логопедического

массажа и сеанса ДЭНС-терапии.

В

исследовании

приняли

участие

дети

(4

человека)

со

стёртыми

признаками

псевдобульбарной

дизартрии.

Этиологическими

факторами

были неблагоприятные роды, постнатальные заболевания травматического и

воспалительного

характера.

Отмечалась

неврологическая

симптоматика:

нарушение

иннервации

мышц,

лицевой

мускулатуры,

тремор

языка,

мышечный

гипо

или

гипертонус,

изменения

со

стороны

вегетативной

системы,

нарушение

произвольных

и

непроизвольных

общемоторных

двигательных

актов.

Кроме

того,

имелись

нарушения

познавательной

деятельности: низкая работоспособность, нарушения внимания и памяти.

Для

детей

была

определена

методика

логопедического

массажа

и

ДЭНС-терапии

в

сочетании

с

традиционной

схемой

коррекции.

На

логопедических занятиях по коррекции стёртых признаков псевдобульбарной

дизартрии

работа

проводилась

на

развитие

мелкой

моторики,

моторики

речевого

аппарата

(артикуляционная

гимнастика,

логопедический

массаж,

ДЭНС-терапия),

физиологического

и

речевого

дыхания

(дыхательная

гимнастика),

коррекция

нарушенного

и

закрепление

правильного

звукопроизношения, работа над выразительностью речи.

На диаграмме отражены сроки коррекции детей.

ДИАГРАММА

Дети с традиционной системой коррекции 1 год

0

2

4

6

8

10

12

14

12

2

Срок коррекции, месяцы

Таким

образом,

проведённое

исследование

показывает,

что

использование методов логопедического массажа и сеансов ДЭНС-терапии

значительно

сокращает

сроки

коррекции,

добиваемся

значительных

улучшений в коррекции звукопроизношения. Кроме того, у детей отмечалось

расширение

объёма

речевого

дыхания

и

голосообразования,

улучшилось

состояние

мышечного

тонуса

органов

артикуляции,

зрительно-моторной

координации и памяти.

Включение

методов

логопедического

массажа

и

динамической

электронейростимуляции

в

комплекс

реабилитационных

мероприятий

стёртых

признаков

псевдобульбарной

дизартрии

позволяют

значительно

быстрее и эффективнее корректировать речевые нарушения детей. Хочется

отметить, что описанные приёмы делают мою работу более интересной,

разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и

способствуют

большей

заинтересованности

детей

и

их

родителей

к

логопедическим занятиям.

Список литературы:

3.

Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефект. высш. пед.

учеб. заведений – М.: изд. Центр «Академия», 2000

4.

Выготский Л.С. Мышление и речь – М. Изд. АПН РСФСР 1934

5.

Гуровец

Г.В.,

Маевская

С.И.

«К

вопро су

д и а г н о с т и к и

стёртобульбарной

дизартрии»//

Вопросы

логопедии

М.

Просвещение 1978.

6.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах

дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб: Образование,

1994.

7.

Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В.Нарушение речи у детей с

церебральным параличом: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение,

1985.

8.

Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина - М.: 1969.

9.

Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей.

Подготовительный этап. – М.: ВЛАДОС, 2003.

10.Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г. Нарушение голоса

и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: Ринолалия.

Дизартрия. - М.: ВЛАДОС, 2003.

11.Рявкин

С.Ю.;

Власов

А.А.;

Николаева

Н.Б.

«Практическое

руководство

по

динамической

элект ронейро стимуляции»

Екатеринбург. 2001г.

12. Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ, Филичева Т.Б. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников М 1990.



В раздел образования