Автор: Титенок Ирина Александровна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГУЦПППН "Доверие" Забайкальского края
Населённый пункт: Чита
Наименование материала: Статья
Тема: Применение логопедического массажа и ДЭНС-терапии в коррекции у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Раздел: среднее профессиональное
Применение логопедического массажа и ДЭНС-терапии в
коррекции у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Логопед Титенок И.А.
Аннотация: Статья направлена на совершенствование знаний системы
специального образования об особенностях языкового и речевого развития
детей с легкой степенью дизартрии. Эффективность применения технологий
логопедического массажа и динамической электронейростимуляции (ДЭНС)
значительно сокращают сроки коррекционного воздействия.
Данный опыт
работы
будет
полезен
учителям
-
логопедам,
занимающимся
коррекцией
фонетических и общих нарушений речи.
Ключевые слова: Особенности языкового и речевого развития детей,
псевдобульбарная
дизартрия,
логопедический
массаж,
технология
ДЭНС-
терапии.
В последнее время в логопедической практике всё больше отмечается
увеличение
частоты
встречаемости
различных
нарушений
развития
и
явлений
физиологической
незрелости
у
новорождённых.
В
дальнейшем
тщательное комплексное обследование таких детей нередко выявляет у них
наличие
неярких,
стёртых
симптомов
поражения
центральной
нервной
системы,
что
позволяет
диагностировать
псевдобульбарную
дизартрию
легкой степени. Она характеризуется отсутствием явных нарушений общей
моторной сферы и наличием расстройств артикуляционной и мимической
моторики.
1.
Клинико-психолого-педагогическая
характеристика
детей
с
псевдобульбарной дизартрией легкой степени.
Этиология
псевдобульбарной
дизартрии
довольно
неоднозначна.
В
анамнезе,
как
правило,
встречаются
данные
о
наличии
неблагоприятных
внешних воздействий в течении пренатального, натального и постнатального
периодов развития ребёнка.
Среди причин часто встречается: токсикозы беременности (у 60 %
матерей),
хроническая
гипоксия
и
дистрофия
плода
(в
10%
случаев),
внутриутробное
инфицирование
плода
(в
22%
случаев),
острые
и
хронические заболевания матери в период беременности (у 32% матерей),
асфиксия
в
натальном
периоде
(у
10%
детей),
нарушения
родовой
деятельности
(в
56%
случаев),
родовая
травма
головы,
шейного
отдела
позвоночника
(у
24%
детей)
и
другие
виды
патологий.
Их
воздействие
приводит к возникновению ряда специфических отклонений в развитии детей
(Р.А. Белова-Давид, Г.В. Гуревец, С.И. Маевская, Е.Ф. Соботович и др.).
В раннем постнатальном развитии таких детей характерно чрезмерное
двигательное
беспокойство,
частый
беспричинный
плач,
нарушения
сна,
частые вздрагивания, тремор подбородка. Данные особенности позволяют
предположить наличие поражений центральной нервной системы у детей уже
в младенческом возрасте.
Со
слов
родителей,
у
малышей
в
раннем
возрасте
отмечаются
проблемы вскармливания в виде вялости сосания, быстрой утомляемости,
частых
срыгиваний,
что
дает
возможность
предполагать
у
них
раннее
проявление
симптомов
псевдобульбарной
дизартрии
в
виде
минипарезов
артикуляционных
мышц
губ,
языка,
нижней
челюсти,
глотки.
В
более
позднем периоде (1-2 года) у детей отмечается запаздывание формирования
навыков
самостоятельной
еды
(неумение
пользоваться
ложкой,
пить
из
кружки). Также трудности при пережёвывании и глотании твёрдой пищи.
Показатели психомоторного развития у детей с симптомами легкой
формы дизартрии в основном находятся в пределах возрастной нормы. В
течении первых лет жизни (от рождения до 3 лет) многие дети находятся на
диспансерном наблюдении у детского невролога с различными диагнозами.
Показатели раннего речевого развития у детей колеблются от нормы до
некоторой задержки. Первые слова отмечаются у малышей к 7-15 месяцев,
элементарная фраза к 1,5-3,5 годам. При этом довольно долго речь детей
остаётся
мало
разборчивой,
фонетическая
сторона
речи
оказывается
несформированной.
Особенности
неврологического
статуса
и
состояния
моторных функций.
В логопедической практике часто встречаются дети
со сложными
нарушениями звукопроизношения и длительной динамикой коррекционной
работы,
имеющие
в
заключении
невропатолога
данные
об
отсутствии
очаговой
микро симптоматике.
Однако
при
более
тщательном
неврологическом обследовании с применением функциональных нагрузок у
них часто выявляются минимальные симптомы органического поражения
центральной нервной системы, что является основным критерием легкой
степени
дизартрии
(Р.А.Белова-Давид,
Г.В.Гуровец,
Л.В.Лопатина,
Е.Ф.Собатович, О.А. Токарева и др.).
Среди
симптомов
поражения
нервной
системы
детей
с
псевдобульбарной
дизартрией
лёгкой
степени
часто
диагностируются
следующие: усиление венозной сети в области лба, висков и переносицы (у
43%
детей),
легкая
сглаженность
носогубных
складок
(в
20%
случаев),
наличие стёртых парезов мышц предплечья и кистей рук (у 100% детей),
различные синкенизии (у 38% детей), гиперкинезы языка (у 50% детей),
девиация языка (у 30% детей), гиперсоливация (у 75% случаев)
Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерными оказываются
нарушения
тонуса
артикуляционной
и
мимической
мускулатуры
(у
93%
случаев),
проявляющей
в
паретичности
или
спастичности
мышц.
Так,
наличие стертых парезов определяет гипомимичность лица, приоткрытость
губ
из-за
слабости
их
мышц
и
мышц
нижней
челюсти,
некоторую
опущенность уголков рта или их несимметричность, вялость и пассивность
языка
и
губ
при
артикуляции.
Наличие
спастичности
проявляется
в
трудностях
или
практической
невозможности
произвольного
управления
мимикой
лица,
малой
подвижности
губ,
напряженности
спинки
языка
и
вялости его кончика.
Нарушения
иннервации
мимической
мускулатуры
в
основном
обусловлены поражением тройничного (5 пара, верхняя и средняя ветви) и
лицевого (7 пара) нервов. При поражении двигательных волокон тройничного
нерва у детей отмечается снижение амплитуды и точности движений губ (у
93% детей), нижней челюсти, нарушается процесс жевания (у 17% детей).
Данные нарушения оказывают влияние на характер произношения звуков.
Звукопроизношение
детей
с
псевдобульбарной
дизартрией
в
целом
характеризуется смазанностью, нечёткой артикуляцией. При этом гласные
звуки часто произносятся с недостаточной дифференциацией, теряя при этом
свою полётность.
Нарушение функционирования подъязычного нерва (7 пара) приводит,
как
правило,
к
нарушению
подвижности
языка
(Л.О.
Бадалян,
Б.С.
Ляпидевский). У большинства детей с псевдобульбарной дизартрией при
произвольном открывании рта язык становится напряжённым, оттянутым
вглубь
ротовой
полости,
что
проявляется
в
выгорбленности
его
спинки.
Кончик языка наоборот оказывается вялым. При этом у детей снижается
объем и амплитуда движений языка вверх, в стороны и вперёд, произвольные
движения
языка
оказываются
ограниченными.
Описанные
моторные
расстройства проявляются в невозможности положить язык на верхнюю губу,
выполнить артикуляционную позу «Чашечка, «Маляр». При их выполнении
нередко
наблюдается
повышения
тонуса
мышц
языка,
переходящее
в
гипертонус
мышц
плечевого
пояса,
отмечаются
синкинезии
в
виде
насильственного
поднятия
плеч,
выдвижения
вперёд
и
вверх
нижней
челюсти.
Поражение языко-глоточного (9 пара) и блуждающего (10 пара) нервов
приводит к нарушению функционирования мышц глотки, язычка и мягкого
неба (Л.О. Бадалян, Б.С. Ляпидевский). Данные наблюдения показывают, что
у детей с псевдобульбарной дизартрией может отмечаться недостаточность
сокращения мягкого нёба, ограничение его подвижности, откланениеувули в
поражённую
сторону,
снижение
глотательного
рефлекса,
и
как
результат
накопление
слюны
в
ротовой
полости
(у
75%
детей).
При
нарушении
функционирования языкоглоточного нерва у детей наблюдаются нарушения
произношения заднеязычных звуков, проявляющиеся в их искажении либо
замене на переднеязычные.
Ребёнок с лёгкими проявлениями псевдобульбарной дизартрии часто
недостаточно
четко
воспринимает
состояние
напряжённости
или
расслабленности
мышц
речевого
аппарата,
наличие
насильственных
непроизвольных движений. Он испытывает значительные затруднения при
выполнении заданных движений и поз по словесной инструкции, так как не
может
правильно
и
точно
определить
положение
и
состояние
органов
артикуляции (Г.В.Гуровец, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.С. Волкова и
др.)
Картину двигательных расстройств при псевдобульбарной дизартрии
легкой
степени
дополняют
нарушение
темпо-ритмической
организации
артикуляционных движений (у 85% детей). При этом в большинстве случаев
наблюдается постепенное замедление темпа движения. Часто при изменении
физического или эмоционального состояния у детей отмечается изменение
тонуса мышц языка, губ и нижней челюсти, что свидетельствует о наличии у
них экстрапирамидальной недостаточности (у 93% детей). Кроме того, при
применении функциональных нагрузок у них нередки гиперкинезы языка,
синкинезии в виде содружественных движений языка и нижней челюсти,
языка и плечей, губ и нижней челюсти. Эти данные позволяют сделать вывод
о том, что при псевдобульбарной дизартрии лёгкой степени двигательные
расстройства наиболее ярко проявляются в артикуляционной моторике.
На
сегодняшний
день
существует
многообразие
медикаментозных
средств, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений. Как
правило, положительного быстрого и стойкого эффекта удается добиться
путём интеграции педагогических и медицинских методик.
Особое
внимание
заслуживают
методы
здоровьесберегающих
технологий, которые включают компенсаторные механизмы развития всего
организма.
К
таким
действенным
эффективным
методам
коррекции
неврологической патологии относят применение логопедического массажа и
аппарата динамической электростимуляции (ДЭНС).
2.
Логопедический массаж в коррекции дизартрии
Система
логопедической
работы
с
детьми
при
псевдобульбарной
дизартрии легкой степени предусматривает комплексный характер. Одним из
средств
коррекционного
воздействия
является
логопедиче ский
массаж. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий,
активный
метод
механического
воздействия.
Массаж
применяется
в
тех
случаях,
когда
имеют
место
нарушения
тонуса
артикуляционных
мышц.
Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж, в
конечном счете, способствует улучшению произносительной стороны речи.
Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или
расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных
ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые
кинестезии
имеют
очень
важное
значение
в
формировании
как
импрессивной,
так
экспрессивной
речи
(В.Л.
Богородицкий,
1930;
М.А.
Пискунов, 1962 и др.). Кинестетическое чувство сопровождает работу всех
мышц.
Так,
в
полости
рта
возникают
совершенно
различные
дифференцированные
мышечные
ощущения
в
зависимости
от
степени
мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления
этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех
или иных звуков.
Отчетливости
кинестетического
восприятия
содействуют
и
осязательные
ощущения.
Роль
осязательного,
тактильного
ощущения
в
кинестетическом восприятии имеет большое практическое значение.
При
выполнении
логопедического
массажа
необходимо
знать
все
противопоказания и владеть основными приемами массажа. Логопедический
массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также
плечевого
пояса.
Особое
внимание
в
процессе
логопедического
массажа
уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся
мышцы языка, губ, щек, мягкого неба. Логопед должен хорошо представлять
себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться
логопедический массаж.
Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является
устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого
аппарата.
Основными задачами логопедического
массажа
при
коррекции
произносительной стороны речи при дизартрии является:
– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в
мимической и артикуляционной мускулатуре;
– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы,
синкинезии, девиация и др.;
– стимуляция положительных кинестезии;
– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём,
переключаемость и др.);
– увеличение силы мышечных сокращений;
–активизация
тонких
дифференцированных
движений
органов
артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения
При
составлении
массажного
комплекса,
направленного
на
нормализацию произношения язычных звуков, необходимо учитывать все
группы
мышц,
как
непосредственно,
так
и
опосредованно
влияющие
на
состояние
мышц
языка.
Комплекс
массажных
движений
составляется
с
учетом того, какие движения языка страдают в большей степени. Как и в
выше приведенных примерах, массаж должен включать все группы мышц,
поскольку они взаимосвязаны. Последовательность массажных движений и
приемы массажа будут зависеть от состояния мышечного тонуса.Применение
логопедического
массажа
позволяет
значительно
сократить
время
коррекционной
работы,
особенно
над
формированием
произносительной
стороны
речи.
Благодаря
использованию
этого
метода
механического
воздействия,
который
приводит
к
постепенной
нормализации
мышечного
тонуса,
формирование
нормативного
произнесения
звуков
может
происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если ребёнок имеет
выраженную неврологическую симптоматику (которая и присутствует при
дизартрии),
только
использование
логопедического
массажа,
особенно
на
начальных
стадиях
коррекционной
работы,
может
обе спеч ить
положительный эффект. Таким образом, логопедический массаж оказывает
общее
положительное
воздействие
на
организм
в
целом,
вызывая
благоприятные
изменения
в
нервной
и
мышечной
системах,
играющих
основную роль в речедвигательном процессе.
Применение аппарата динамической электронейростимуляции в
коррекционном процессе при псевдобульбарной дизартрии.
Метод динамической электростимуляции официально зарегистрирован
Министерством здравоохранения РФ.
Эффективность
метода
ДЭНС-терапии
состоит
в
активизации
и
в о с с т а н о в л е н и и
фу н к ц и й
а р т и к ул я ц и о н н ы х
о р г а н о в
п у т е м
целенаправленного воздействия на их пораженные участки, благодаря чему
процесс
формирования
и
автоматизации
речевого
навыка
протекает
значительно быстрее.
Технология ДЭНС используется уже далеко не первый год. Практика
применения аппаратов в логопедии наглядно демонстрирует, что уже после
первых сеансов можно наблюдать следующие результаты:
более правильное звукопроизношение;
увеличение словарного запаса;
появление фразовой речи;
концентрация внимания, улучшение памяти;
уменьшение нервной возбудимости, нормализация сна;
появление
интереса
к
обучающим
программам
и
контактам
со
сверстниками.
Методы
ДЭНС-терапии
удобны,
безопасны
и
не
вызывают
аллергических реакций. Сеансы ДЭНС проводят курсами по 10-15 дней с
частотой один сеанс в день. В рамках сеанса обрабатывают две основные
зоны и одну дополнительную. Каждый два-три дня зоны чередуют.
Как работает методика ДЭНС в комплексном лечении детей с речевыми
нарушениями
В
процессе
лечения
нарушений
речевого
развития
воздействие
производится как на конкретные речевые зоны, так и на универсальные.
Шейно-воротниковая зона: работа с ней позволяет улучшить снабжение
мозга кислородом и снять речевые зажимы.
Речевые зоны (область под челюстью и язык): стимуляция их улучшает
кровоснабжение артикуляционного аппарата и готовит его мышцы к
активной работе.
Су-Джок речевые зоны (на подушечках пальцев рук): работа с ними
укрепляет связь речевой функции с пальцевой моторикой. Данные зоны
расположены в коре головного мозга рядом и оказывают взаимное
влияние друг на друга.
Околопозвоночные зоны (справа и слева от позвоночника): стимуляция
их позволяет задействовать подкорково-стволовые структуры на благо
лечения речевых нарушений.
Детям
нравятся
сеансы
ДЭНС-терапии,
и
они
с
удовольствием
стремятся на занятия с логопедом.
И это действительно так, потому что напоминает им игру. Достаточно
почитать отзывы родителей и логопедов в социальных сетях о методе ДЭНС
и аппарате ДЭНС-ПКМ, чтобы в этом убедиться.
Исследование в практическом применении логопедического
массажа и сеанса ДЭНС-терапии.
В
исследовании
приняли
участие
дети
(4
человека)
со
стёртыми
признаками
псевдобульбарной
дизартрии.
Этиологическими
факторами
были неблагоприятные роды, постнатальные заболевания травматического и
воспалительного
характера.
Отмечалась
неврологическая
симптоматика:
нарушение
иннервации
мышц,
лицевой
мускулатуры,
тремор
языка,
мышечный
гипо
или
гипертонус,
изменения
со
стороны
вегетативной
системы,
нарушение
произвольных
и
непроизвольных
общемоторных
двигательных
актов.
Кроме
того,
имелись
нарушения
познавательной
деятельности: низкая работоспособность, нарушения внимания и памяти.
Для
детей
была
определена
методика
логопедического
массажа
и
ДЭНС-терапии
в
сочетании
с
традиционной
схемой
коррекции.
На
логопедических занятиях по коррекции стёртых признаков псевдобульбарной
дизартрии
работа
проводилась
на
развитие
мелкой
моторики,
моторики
речевого
аппарата
(артикуляционная
гимнастика,
логопедический
массаж,
ДЭНС-терапия),
физиологического
и
речевого
дыхания
(дыхательная
гимнастика),
коррекция
нарушенного
и
закрепление
правильного
звукопроизношения, работа над выразительностью речи.
На диаграмме отражены сроки коррекции детей.
ДИАГРАММА
Дети с традиционной системой коррекции 1 год
0
2
4
6
8
10
12
14
12
2
Срок коррекции, месяцы
Таким
образом,
проведённое
исследование
показывает,
что
использование методов логопедического массажа и сеансов ДЭНС-терапии
значительно
сокращает
сроки
коррекции,
добиваемся
значительных
улучшений в коррекции звукопроизношения. Кроме того, у детей отмечалось
расширение
объёма
речевого
дыхания
и
голосообразования,
улучшилось
состояние
мышечного
тонуса
органов
артикуляции,
зрительно-моторной
координации и памяти.
Включение
методов
логопедического
массажа
и
динамической
электронейростимуляции
в
комплекс
реабилитационных
мероприятий
стёртых
признаков
псевдобульбарной
дизартрии
позволяют
значительно
быстрее и эффективнее корректировать речевые нарушения детей. Хочется
отметить, что описанные приёмы делают мою работу более интересной,
разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и
способствуют
большей
заинтересованности
детей
и
их
родителей
к
логопедическим занятиям.
Список литературы:
3.
Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефект. высш. пед.
учеб. заведений – М.: изд. Центр «Академия», 2000
4.
Выготский Л.С. Мышление и речь – М. Изд. АПН РСФСР 1934
5.
Гуровец
Г.В.,
Маевская
С.И.
«К
вопро су
д и а г н о с т и к и
стёртобульбарной
дизартрии»//
Вопросы
логопедии
–
М.
Просвещение 1978.
6.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах
дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб: Образование,
1994.
7.
Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В.Нарушение речи у детей с
церебральным параличом: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение,
1985.
8.
Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина - М.: 1969.
9.
Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей.
Подготовительный этап. – М.: ВЛАДОС, 2003.
10.Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г. Нарушение голоса
и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: Ринолалия.
Дизартрия. - М.: ВЛАДОС, 2003.
11.Рявкин
С.Ю.;
Власов
А.А.;
Николаева
Н.Б.
«Практическое
руководство
по
динамической
элект ронейро стимуляции»
Екатеринбург. 2001г.
12. Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ, Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников М 1990.