Автор: Волкова Елена Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 344
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование у младших школьников библиографической компетентности"
Раздел: начальное образование
Статья
Волкова Елена Григорьевна
Учитель начальных классов ГБОУ лицей №344
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
Современное информационное общество требует от человека способности ориентироваться в
информационном потоке. Знакомство с книгой как традиционным носителем информации,
обучение ориентировке в книжном мире - одна из актуальных задач начального образования.
В настоящее время налицо противоречие между требованиями информационного общества и
отсутствием методической системы формирования у младших школьников
библиографической компетентности.
Идеи обучения ребенка способам ориентирования в мире книг появились еще в XIX веке.
Первые библиографические указатели для детей созданы В.И. Водовозовым (1853) и Ф.Г.
Толлем (1862). В 20-30-х годах XX века вводятся библиотечные уроки, цель которых -
приобщение детей к библиотеке, разъяснение важности самостоятельного чтения книг.
Первые методические рекомендации по формированию библиографической грамотности
принадлежат В.А. Флерову (1949). В середине XX века появились первые программы по
пропаганде библиотечно-библиографических знаний, методические руководства по
проведению библиотечных занятий для различных групп читателей.
Большой вклад в разработку проблемы внесла Н.Н.Светловская и ее научная школа: были
определены объем и содержание библиографических знаний и умений, доступных младшим
школьникам, предложены методические рекомендации по их формированию на уроках
внеклассного чтения (Светловская Н.Н., 1981, 1983, 1985, 2001; Джежелей О.В., 1995;
Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С., 1999 и др.). В конце XX века появились вариативные
библиотечные программы Г.В. Чулкиной (1990), ' Т.Е. Соколовой (2000), Л.П. Бирюковой
(2003) и др. Однако библиотечные программы носят рекомендательный, а не обязательный
характер.
Несмотря па обилие программ и практических рекомендаций по формированию
библиографических знаний и умений, в настоящее время не существует теоретических
исследований, направленных на изучение специфики формирования библиографической
компетентности у младших школьников.
Формирование библиографической компетентности (ФБК) является одним из элементов
системы начального обучения в целом. Методическая система ФБК направлена на обучение
эффективному использованию справочно-библиографического аппарата и книжного фонда с
целью удовлетворения читательских интересов и включает в себя участников общения,
мотивы деятельности, содержание, методы и формы обучения.
Формирование библиографической компетентности младших школьников будет успешным
при соблюдении следующих методических условий:
•
введение новых библиографических знаний на специальных библиографических уроках,
последующее их закрепление и формирование соответствующих умений при решении
конкретных учебных задач на уроках по другим школьным дисциплинам, в самостоятельной
учебной и досуговой деятельности;
•
систематичность включения заданий на поиск литературы в учебно-познавательную
деятельность;
•
использование занимательных (игровых) форм обучения способам ориентировки в
книжном мире, постепенный переход от игровой мотивации к формированию
процессуальных и результативных мотивов, мотивов саморазвития;
•
включение внеклассной работы в общую систему ФБК и установление тесной
взаимосвязи между классной и внеклассной работой;
•
расширение круга участников общения, предполагающее согласованную работу
учеников, учителя, библиотекаря и родителей.
В центре системы ФБК находятся субъекты общения — ученик и учитель. Учитель,
ориентируясь на уровень развития ученика, цель обучения, учебные программы, отбирает
содержание обучения, определяет адекватные для его усвоения методы и приемы, создает
мотивы учебной библиографической деятельности. В результате реализации внутренних
связей на специальном библиографическом уроке в процессе обучения ученик присваивает
мотив деятельности, овладевает библиографическими знаниями и умениями, у него начинает
формироваться интерес к процессу поиска информации.
Каждый из элементов системы ФБК размыкается во внешнюю среду. Цель расширяется:
библиографическая компетентность, становясь свойством личности, способствует
приобретению новых знаний и умений, развитию познавательного интереса, т. е. развитию
личности в целом, ведет к формированию информационной культуры личности. В процесс
общения с учеником кроме учителя включаются библиотекари, родители.
Библиографические знания и умения обеспечивают приобретение знаний
по другим школьным дисциплинам. Методы и приемы обучения, освоенные учеником,
становятся приемами учения, приемами самостоятельной работы учащихся. По мере
овладения библиографическими знаниями и умениями появляются новые формы освоения
библиографической компетентности — внеклассные мероприятия, самостоятельная работа.
Критериями сформированности библиографической компетентности является
результативность деятельности по ориентировке в книжном мире, определяемая степенью
сформированности познавательных интересов, мотивов, библиографических знаний и
умений.
Содержание и структура системы формирования библиографической компетентности
младших школьников диктуют необходимость соблюдения в процессе обучения
определенных методических условий:
•
введения новых библиографических знаний на специальных библиографических уроках,
последующего их закрепления и формирования соответствующих умений на уроках по всем
школьным дисциплинам при решении конкретных учебных задач, а также в самостоятельной
учебной и досуговой деятельности;
•
систематичности включения заданий на поиск литературы в учебно-познавательную
деятельность;
•
использования занимательных (игровых) форм обучения способам ориентировки в
книжном мире и постепенного перехода от игровой мотивации к формированию
процессуальных и результативных мотивов, мотивов саморазвития;
•
включения внеклассной работы в общую систему ФБК и установления тесной
взаимосвязи между классной и внеклассной работой;
•
расширения круга участников общения, предполагающего согласованную работу
учеников, учителя, библиотекаря и родителей.
В параграфе 1.2. «Исторический аспект формирования у школьников библиографических
знаний и умений» прослеживается история развития пропаганды библиотечно-
библиографических знаний, методических руководств по проведению библиотечных занятий
среди различных групп читателей (В .И. Водовозов, Ф.Г. Толль, В.А. Флеров, Г.В. Чулкина,
H.H. Светловская, О.В. Джежелей, Т.С. Пиче-Оол и др.).
В параграфе 1.3. «Современные программы формирования библиографических знаний и
умений в школе и в библиотеках» анализируются современные школьные и библиотечные
программы H.H. Светловской, В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой, Р.Н. Бунеева и Е.В.
Бунеевой, М.П. Воюшиной, Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой, Г.В. Чулкиной,
B.
А. Антиповой, Т.Е.Соколовой, Л.П. Бирюковой, H.A. Лошкаревой и др.
Сопоставительный анализ школьных и библиотечных программ показал, что их цели и
задачи не согласованы, содержание частично повторяет друг друга, не всегда прослеживается
четкая дифференциация знаний, умений и видов работ, не всегда можно установить
параллели между ними, выявить преемственность задач, не учитывается специфика работы с
юным читателем в условиях школы и библиотеки. Уроки внеклассного чтения и
информатики проводятся не во всех школах и нерегулярно, а уроки в библиотеках носят
эпизодический характер. Несмотря на обилие программ, целостной системы формирования
библиографической компетентности у младших школьников не разработано.
Высокий уровень сформированности БК характеризуется следующими признаками:
1.
Высокая результативность деятельности по ориентировке в книжном мире (задание
выполнено полностью и правильно).
2.
Наличие познавательных мотивов, осознаваемых учащимися.
3.
Владение знаниями о способах ориентировки в книжном мире, алфавитном каталоге,
справочных изданиях, о принципах расположения библиотечного фонда, о роли аннотации,
опора на существенные признаки при выборе книг, общение с библиотекарем, учителем.
4.
Владение операционной стороной деятельности: умением пользоваться тематическим и
алфавитным каталогом, умением грамотно сформулировать свое обращение к библиотекарю,
умением определять содержание книги по оглавлению, обложке, иллюстрациям, умением
использовать помощь библиотекаря.
5.
Устойчивый и глубокий интерес к предмету и процессу деятельности.
Для среднего уровня сформированности БК характерно:
1.
Средняя результативность деятельности по ориентировке в книжном мире (задание
выполнено не менее чем на 50%).
2.
Преобладание учебных мотивов.
3.
Неполные или поверхностные знания о способах ориентировки в книжном мире:
обложка, иллюстрация, оглавление и т. д.
4.
Владение умением использовать обложку, иллюстрацию, оглавление, фрагменты текста
как основной способ определения содержания книги, недостаточное владение операционной
стороной деятельности по поиску нужной книги.
5.
Неустойчивый и неглубокий интерес к предмету и процессу деятельности.
Для низкого уровня сформированности БК характерно:
1.
Низкая результативность деятельности по ориентировке в книжном мире (задание
выполнено менее чем на 50%).
2.
Преобладающий мотив - избегание неприятностей.
3.
Поверхностные знания о книге и ее элементах, о библиотечном фонде, опора на яркие
внешние, а не на существенные признаки при выборе книги.
4.
Неумение ориентироваться в мире книг, невладение операционной стороной
деятельности по поиску нужной книги с помощью каталогов, использование только
открытого доступа к библиотечному фонду.
5.
Эпизодический интерес к предмету и процессу деятельности.
Для нулевого уровня БК характерно:
1.
Деятельность нерезультативна (задание не выполнено).
2.
Отсутствие мотивации и интереса к выбору книги.
3.
Отсутствие знаний о способах ориентирования в книжном мире.
4.
Неумение использовать обложку, иллюстрации, оглавление для ориентировки в книге,
неумение пользоваться открытым доступом к библиотечному фонду, невладение
операционной стороной деятельности.
5.
Отсутствие интереса к предмету и процессу деятельности.
В рамках исследования было организовано индивидуальное наблюдение за деятельностью
учеников, обучавшихся по вариативным программам и имеющих разный уровень
успеваемости, по поиску книг на заданную учителем тему. Фиксировались результативность
и способ выполнения задания каждым учеником.
Степень сформированности библиографической компетентности зависит от уровня
успеваемости ученика и практически не зависит от программы обучения, что
свидетельствует о малой результативности методики формирования библиографических
знаний и умений в современных программах по литературному чтению.
Овладение библиографическими знаниями и умениями в принципе доступно младшим
школьникам. Низкая степень овладения библиографическими знаниями и умениями
объясняется:
•
отсутствием систематичности в работе;
•
отсутствием взаимодействия учителей, родителей и библиотекаря;
•
невостребованпостью библиографических знаний и умений в организации учебной
деятельности школьника.
Овладение библиографической компетентностью - одно из необходимых условий
успешности учебной, познавательной и творческой деятельности в информационном
обществе, поэтому формирование БК целесообразно начинать уже в начальной школе.
Анализ научной литературы показал, что идея обучения ребенка ориентировке в мире книг
имеет давнюю историю, однако несмотря на обилие школьных и библиотечных программ,
целостной системы по формированию библиографической компетентности у младших
школьников не разработано, что подтвердили и данные констатирующего эксперимента: 65%
выпускников начальной школы находятся на низком и нулевом уровне сформированности
библиографической компетентности, хотя и обучаются по современным вариативным
программам.