Напоминание

"Формирование у младших школьников библиографической компетентности"


Автор: Волкова Елена Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 344
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование у младших школьников библиографической компетентности"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

Волкова Елена Григорьевна

Учитель начальных классов ГБОУ лицей №344

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

Современное информационное общество требует от человека способности ориентироваться в

информационном потоке. Знакомство с книгой как традиционным носителем информации,

обучение ориентировке в книжном мире - одна из актуальных задач начального образования.

В настоящее время налицо противоречие между требованиями информационного общества и

отсутствием методической системы формирования у младших школьников

библиографической компетентности.

Идеи обучения ребенка способам ориентирования в мире книг появились еще в XIX веке.

Первые библиографические указатели для детей созданы В.И. Водовозовым (1853) и Ф.Г.

Толлем (1862). В 20-30-х годах XX века вводятся библиотечные уроки, цель которых -

приобщение детей к библиотеке, разъяснение важности самостоятельного чтения книг.

Первые методические рекомендации по формированию библиографической грамотности

принадлежат В.А. Флерову (1949). В середине XX века появились первые программы по

пропаганде библиотечно-библиографических знаний, методические руководства по

проведению библиотечных занятий для различных групп читателей.

Большой вклад в разработку проблемы внесла Н.Н.Светловская и ее научная школа: были

определены объем и содержание библиографических знаний и умений, доступных младшим

школьникам, предложены методические рекомендации по их формированию на уроках

внеклассного чтения (Светловская Н.Н., 1981, 1983, 1985, 2001; Джежелей О.В., 1995;

Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С., 1999 и др.). В конце XX века появились вариативные

библиотечные программы Г.В. Чулкиной (1990), ' Т.Е. Соколовой (2000), Л.П. Бирюковой

(2003) и др. Однако библиотечные программы носят рекомендательный, а не обязательный

характер.

Несмотря па обилие программ и практических рекомендаций по формированию

библиографических знаний и умений, в настоящее время не существует теоретических

исследований, направленных на изучение специфики формирования библиографической

компетентности у младших школьников.

Формирование библиографической компетентности (ФБК) является одним из элементов

системы начального обучения в целом. Методическая система ФБК направлена на обучение

эффективному использованию справочно-библиографического аппарата и книжного фонда с

целью удовлетворения читательских интересов и включает в себя участников общения,

мотивы деятельности, содержание, методы и формы обучения.

Формирование библиографической компетентности младших школьников будет успешным

при соблюдении следующих методических условий:

введение новых библиографических знаний на специальных библиографических уроках,

последующее их закрепление и формирование соответствующих умений при решении

конкретных учебных задач на уроках по другим школьным дисциплинам, в самостоятельной

учебной и досуговой деятельности;

систематичность включения заданий на поиск литературы в учебно-познавательную

деятельность;

использование занимательных (игровых) форм обучения способам ориентировки в

книжном мире, постепенный переход от игровой мотивации к формированию

процессуальных и результативных мотивов, мотивов саморазвития;

включение внеклассной работы в общую систему ФБК и установление тесной

взаимосвязи между классной и внеклассной работой;

расширение круга участников общения, предполагающее согласованную работу

учеников, учителя, библиотекаря и родителей.

В центре системы ФБК находятся субъекты общения — ученик и учитель. Учитель,

ориентируясь на уровень развития ученика, цель обучения, учебные программы, отбирает

содержание обучения, определяет адекватные для его усвоения методы и приемы, создает

мотивы учебной библиографической деятельности. В результате реализации внутренних

связей на специальном библиографическом уроке в процессе обучения ученик присваивает

мотив деятельности, овладевает библиографическими знаниями и умениями, у него начинает

формироваться интерес к процессу поиска информации.

Каждый из элементов системы ФБК размыкается во внешнюю среду. Цель расширяется:

библиографическая компетентность, становясь свойством личности, способствует

приобретению новых знаний и умений, развитию познавательного интереса, т. е. развитию

личности в целом, ведет к формированию информационной культуры личности. В процесс

общения с учеником кроме учителя включаются библиотекари, родители.

Библиографические знания и умения обеспечивают приобретение знаний

по другим школьным дисциплинам. Методы и приемы обучения, освоенные учеником,

становятся приемами учения, приемами самостоятельной работы учащихся. По мере

овладения библиографическими знаниями и умениями появляются новые формы освоения

библиографической компетентности — внеклассные мероприятия, самостоятельная работа.

Критериями сформированности библиографической компетентности является

результативность деятельности по ориентировке в книжном мире, определяемая степенью

сформированности познавательных интересов, мотивов, библиографических знаний и

умений.

Содержание и структура системы формирования библиографической компетентности

младших школьников диктуют необходимость соблюдения в процессе обучения

определенных методических условий:

введения новых библиографических знаний на специальных библиографических уроках,

последующего их закрепления и формирования соответствующих умений на уроках по всем

школьным дисциплинам при решении конкретных учебных задач, а также в самостоятельной

учебной и досуговой деятельности;

систематичности включения заданий на поиск литературы в учебно-познавательную

деятельность;

использования занимательных (игровых) форм обучения способам ориентировки в

книжном мире и постепенного перехода от игровой мотивации к формированию

процессуальных и результативных мотивов, мотивов саморазвития;

включения внеклассной работы в общую систему ФБК и установления тесной

взаимосвязи между классной и внеклассной работой;

расширения круга участников общения, предполагающего согласованную работу

учеников, учителя, библиотекаря и родителей.

В параграфе 1.2. «Исторический аспект формирования у школьников библиографических

знаний и умений» прослеживается история развития пропаганды библиотечно-

библиографических знаний, методических руководств по проведению библиотечных занятий

среди различных групп читателей (В .И. Водовозов, Ф.Г. Толль, В.А. Флеров, Г.В. Чулкина,

H.H. Светловская, О.В. Джежелей, Т.С. Пиче-Оол и др.).

В параграфе 1.3. «Современные программы формирования библиографических знаний и

умений в школе и в библиотеках» анализируются современные школьные и библиотечные

программы H.H. Светловской, В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой, Р.Н. Бунеева и Е.В.

Бунеевой, М.П. Воюшиной, Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой, Г.В. Чулкиной,

B.

А. Антиповой, Т.Е.Соколовой, Л.П. Бирюковой, H.A. Лошкаревой и др.

Сопоставительный анализ школьных и библиотечных программ показал, что их цели и

задачи не согласованы, содержание частично повторяет друг друга, не всегда прослеживается

четкая дифференциация знаний, умений и видов работ, не всегда можно установить

параллели между ними, выявить преемственность задач, не учитывается специфика работы с

юным читателем в условиях школы и библиотеки. Уроки внеклассного чтения и

информатики проводятся не во всех школах и нерегулярно, а уроки в библиотеках носят

эпизодический характер. Несмотря на обилие программ, целостной системы формирования

библиографической компетентности у младших школьников не разработано.

Высокий уровень сформированности БК характеризуется следующими признаками:

1.

Высокая результативность деятельности по ориентировке в книжном мире (задание

выполнено полностью и правильно).

2.

Наличие познавательных мотивов, осознаваемых учащимися.

3.

Владение знаниями о способах ориентировки в книжном мире, алфавитном каталоге,

справочных изданиях, о принципах расположения библиотечного фонда, о роли аннотации,

опора на существенные признаки при выборе книг, общение с библиотекарем, учителем.

4.

Владение операционной стороной деятельности: умением пользоваться тематическим и

алфавитным каталогом, умением грамотно сформулировать свое обращение к библиотекарю,

умением определять содержание книги по оглавлению, обложке, иллюстрациям, умением

использовать помощь библиотекаря.

5.

Устойчивый и глубокий интерес к предмету и процессу деятельности.

Для среднего уровня сформированности БК характерно:

1.

Средняя результативность деятельности по ориентировке в книжном мире (задание

выполнено не менее чем на 50%).

2.

Преобладание учебных мотивов.

3.

Неполные или поверхностные знания о способах ориентировки в книжном мире:

обложка, иллюстрация, оглавление и т. д.

4.

Владение умением использовать обложку, иллюстрацию, оглавление, фрагменты текста

как основной способ определения содержания книги, недостаточное владение операционной

стороной деятельности по поиску нужной книги.

5.

Неустойчивый и неглубокий интерес к предмету и процессу деятельности.

Для низкого уровня сформированности БК характерно:

1.

Низкая результативность деятельности по ориентировке в книжном мире (задание

выполнено менее чем на 50%).

2.

Преобладающий мотив - избегание неприятностей.

3.

Поверхностные знания о книге и ее элементах, о библиотечном фонде, опора на яркие

внешние, а не на существенные признаки при выборе книги.

4.

Неумение ориентироваться в мире книг, невладение операционной стороной

деятельности по поиску нужной книги с помощью каталогов, использование только

открытого доступа к библиотечному фонду.

5.

Эпизодический интерес к предмету и процессу деятельности.

Для нулевого уровня БК характерно:

1.

Деятельность нерезультативна (задание не выполнено).

2.

Отсутствие мотивации и интереса к выбору книги.

3.

Отсутствие знаний о способах ориентирования в книжном мире.

4.

Неумение использовать обложку, иллюстрации, оглавление для ориентировки в книге,

неумение пользоваться открытым доступом к библиотечному фонду, невладение

операционной стороной деятельности.

5.

Отсутствие интереса к предмету и процессу деятельности.

В рамках исследования было организовано индивидуальное наблюдение за деятельностью

учеников, обучавшихся по вариативным программам и имеющих разный уровень

успеваемости, по поиску книг на заданную учителем тему. Фиксировались результативность

и способ выполнения задания каждым учеником.

Степень сформированности библиографической компетентности зависит от уровня

успеваемости ученика и практически не зависит от программы обучения, что

свидетельствует о малой результативности методики формирования библиографических

знаний и умений в современных программах по литературному чтению.

Овладение библиографическими знаниями и умениями в принципе доступно младшим

школьникам. Низкая степень овладения библиографическими знаниями и умениями

объясняется:

отсутствием систематичности в работе;

отсутствием взаимодействия учителей, родителей и библиотекаря;

невостребованпостью библиографических знаний и умений в организации учебной

деятельности школьника.

Овладение библиографической компетентностью - одно из необходимых условий

успешности учебной, познавательной и творческой деятельности в информационном

обществе, поэтому формирование БК целесообразно начинать уже в начальной школе.

Анализ научной литературы показал, что идея обучения ребенка ориентировке в мире книг

имеет давнюю историю, однако несмотря на обилие школьных и библиотечных программ,

целостной системы по формированию библиографической компетентности у младших

школьников не разработано, что подтвердили и данные констатирующего эксперимента: 65%

выпускников начальной школы находятся на низком и нулевом уровне сформированности

библиографической компетентности, хотя и обучаются по современным вариативным

программам.



В раздел образования