Автор: Панкратова Галина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок в свете стандартов второго поколения
Раздел: начальное образование
Современный урок в свете стандартов второго поколения
(слайд 1)
(слайд 2)
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
1 . У Р О К
( П р е д и с л о в и е )
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются
цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии
обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и
главной формой обучения.
На
нем
держалась
традиционная
и
стоит
современная
школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет
назад,
встречаются
участники
образовательного
процесса:
учитель
и
ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это –
н о р м а л ь н о .
.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он
современен в самом широком понимании этого слова.
Современный
–
это
и
совершенно
новый,
и
не
теряющий
связи
с
прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный
[от
лат.
actualis
–
деятельный]
означает
важный,
существенный
для
настоящего
времени.
А
еще
–
действенный,
современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня
живущего человека.
Помимо этого, если урок – современный, то он
обязательно закладывает основу для будущего.
Всем известно, что с 1 сентября 2011 года вступили в силу стандарты
второго
поколения.
Этот
документ
является
основополагающим
для
деятельности современного учителя.
«Новый» ученик «нашей новой школы» значительно отличается от того
ученика, каким мы его видели раньше. И главное отличие состоит в том, что
1
меняется роль учителя и ученика в учебном процессе, меняется стиль их
взаимодействия.
Ученик – активный, творческий, мыслящий, ищущий, который умеет
работать
с
информацией,
умеет
делать
выводы,
анализировать,
контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же исполняет роль
успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все
перечисленные выше мыслительные операции.
Слайд 3. В настоящее время все более актуальным в образовательном
процессе
становится
использование
в
обучении
приемов
и
методов,
которые
формируют
умения
самостоятельно
добывать
знания,
собирать
необходимую
информацию,
выдвигать
гипотезы,
делать
выводы
и
умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть
сформированы
универсальные
учебные
действия,
обеспечивающие
способность
к
организации
самостоятельной
учебной
деятельности.
Признанным подходом в обучении выступает
системно-деятельностный
метод,
т.е.
учение,
направленное
на
решение
задач
проектной
формы
организации
обучения,
на
самостоятельное
приобретение
и
усвоение
новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному
уроку.
Современный
урок
должен
отражать
владение
классической
структурой урока на фоне активного применения собственных творческих
наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания
учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
С л а й д
4 .
Д а в а й т е
р а с с м о т р и м методические
принципы
современного
урока.
О д н и м
и з
т а к и х
п р и н ц и п о в
я в л я е т с я
субъективизация.
Это
тогда,
когда
учащийся
рассматривается
не
как
объект
обучения,
а
как
равноправный
с
учителем
участник
образовательного процесса. Когда-то педагог наш Ушинский сказал, что
процесс обучения двусторонний: учитель – учит, а ученик – учиться. И от
равных усилий того и другого зависит конечный результат обучения.
Следующий
принцип
–
это метапредметность, которая заложена в
государственных
стандартах
второго
поколения.
Она
предполагает
формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
Деятельностный подход современного обучения заключается в том,
что знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими
в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
2
Коммуникативность предполагает умение учащегося обмениваться в
ходе обучения информацией, взаимодействовать с другими учащимися на
уроке.
Рефлексивность заключается в том, что ученик ставится в ситуацию,
когда ему необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
Импровизационность –
(прежде
всего
этот
принцип
касается
учителя) учитель должен быть готов на уроке к изменению и коррекции
своего плана и хода урока в процессе его проведения.
Слайд 5. Отсюда и вытекают и требования к современному уроку,
который должен предполагать
1) самостоятельную работу учащихся на всех этапах урока;
2)
учитель
должен
выступать
на
уроке
в
роли
организатора,
а
не
информатора и руководителя;
3)
обязательная
рефлексия
учащихся
на
уроке
тоже
непременное
требование;
4)
наконец,
высокая
степень
речевой
активности
учащихся,
что
и
предполагает реализацию принципа коммуникативности.
Слайд
6.
Сравнительная
таблица,
которую
вы
видите
на
экране,
поможет более четко осознать,
чем современный урок отличается от
урока по традиционной методике. И так схема первого момента:
СЛАЙД 7. 1) Оргмомент заменяется на мобилизующий этап. Проверка
домашнего задания может быть включена в мобилизующий этап, но она
не является главным на этом этапе.
2) Далее идет самоопределение учащихся на основе антиципации, т.е.
предугадывание
того,
что
они
должны
сделать
на
уроке.
Обычно
это
входило в оргмомент, когда учитель формулировал тему урока и ставил
перед учащимися цели урока.
СЛАЙД
8.3)
Объяснение
нового
материала
в
современном
уроке
начинается с момента осознания учениками недостаточности имеющихся
знаний.
Вот
этот
момент
обязательно
должен
присутствовать
в
уроке,
который соответствует современным требованиям.
СЛАЙД 9. 4) Закрепление, как видите, нового остается и в формате
современного урока.
СЛАЙД
10.
5)
А
вот
заканчиваться
современный
урок
должен
непременно рефлексией. Домашнее задание может быть дано до или после
него. А вот рефлексия – это обязательный момент современного урока.
Слайд 11. Отсюда вытекают и требования к заданиям на уроке. Они
должны быть повышенного уровня сложности, предполагать поисковый
3
характер, быть проблемными для учащихся. Такие задания предполагают
необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов
предмета, а еще лучше, если ученикам потребуются знания, которые они
приобрели на разных предметах.
Слайд 12.. Теперь посмотрим, как происходит деятельность ученика
самостоятельно на разных этапах урока.
И
так
мобилизующий
этап.
Выполняя
предложенные
учителем
задания частично поискового характера, ученик выходит на определение
темы урока. Пользуясь опорной схемой, ученик формулирует цели урока,
создает установку себе самому на их реализацию. Также ученик в ходе
выполнения задания данного учителем, актуализирует имеющиеся знания,
применяя их в практической деятельности в ситуации, с которой он до
этого не сталкивался.
Слайд
13.. На
этапе
овладения
новыми
знаниями
ученик
сам
формулирует
задания
к
упражнению,
ему
дается
только
материал
упражнений, формулирует он их на основе уже имеющегося у него опыта
работы на уроках. Дальше ученик выполняет упражнения, комментируя и
поясняя все свои действия. И наконец, он формулирует новое правило на
основании анализа предложенного учителем материала.
Слайд 10. На этапе рефлексии ученик должен вспомнить весь ход
урока, проанализировать свою деятельность или деятельность товарищей
и сформулировать свои впечатления.
Слайд
14..
Естественно,
что
эта
технология
предполагает
определённого требования к учителю.
1. Учитель точно и четко формулирует задания, потому что он потом
не повторяет это задание для учеников.
2. Учитель не дает ученикам новые знания в готовом виде
3.
Учитель
не
комментирует
ответы
учеников
и
не
исправляет
их,
предлагает
это
сделать
самим
ученикам.
Таким
образом,
достигается
взаимоконтроль.
4.
Также
учитель
не
должен
повторять
того,
что
уже
сказано
учениками. Это заставляет учеников быть на уроке более внимательными,
оценивать информацию, которую они получают от другого ученика, т.е.
это способствует развитию коммуникативных навыков.
5.
Учитель
должен
предугадать
затруднения
учеников
и
иметь
несколько вариантов в записи хода урока, которые он, может, будет менять
в
зависимости
от
того,
если
дети
не
смогут
выполнить
поставленные
4
перед ними задачи или выполнит его не так, как предполагал учитель. Это
как раз и отвечает требованиям импровизационности.
6.. Подбирая комплексные задания, в которых предложенная языковая
единица рассматривается с нескольких сторон, учитель обеспечивает
развитие учащегося, который способен посмотреть на одно и то же
явление с разных сторон.
В заключение хочу привести высказывание
Александра
Асмолова
–
одного
из
главных
разработчиков
новых
стандартов — о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы
живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь,
который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в
тормоз». Наша задача – не превратить федеральный государственный
образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля
образования
СЛАЙД 16. Выводы по реализации ФГОС :
опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом,
концептуальные
идеи
и
прописанные
пути
реализации
федерального
государственного
стандарта
второго
поколения
актуальны
и
востребованы
современной
образовательной
системой;
материально-технические
возможности
школы
позволяют
организовать
внеурочную
деятельность
эффективно,
мобильно:
каждая
минута,
проведённая
в
школе,
даёт
р е б ё н ку
положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной,
творческой личностью;
много
внимания
на
уроках
и
внеурочных
занятиях
уделяется
проектной
и
исследовательской
деятельности;
дети
охотно
включаются
в
самостоятельный
поиск
новой
информации,
интерпретации её, представления своих проектов;
наблюдения
за
учащимися
показывают:
дети
стали
лучше
говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог;
не
просто
воспроизводят
увиденное
или
прочитанное
(услышанное),
но
и
умеют
рассуждать,
делать
выводы,
обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают
5
навыки
самоорганизации
в
группе,
направленной
на
решение
учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает
свою деятельность на уроке;
наблюдения
за
работой
учителей
на
уроках
свидетельствуют:
учителя
обладают
определенным
уровнем
методической
подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-
субъект»
учебной
деятельности;
владеют
мультимедийными
информационными источниками, инструментами коммуникации,
ИКТ-средствами.
Проблем
много.
Они
решаемы.
Главное
не
отступать
и
идти
намеченной
дорогой.
И
помнить,
что
никакие,
даже
самые
замечательные,
методические
материалы
и
наисовременнейшее
оборудование
не
дадут
результата,
если
не
начать
с
себя.
Даже
с ф о рм и р о ва н н ы е
ком м у н и кат и в н а я ,
п р о ф е с с и о н а л ь н а я ,
информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач
стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно
новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое
отношение к педагогической деятельности.
В заключение хочу прочитать строки С.Беловой
Думала: главное – формировать,
Делать, ваять, лепить.
Думала: верный маршрут показать,
Править, лечить, учить.
Думала: рваться, бороться, рубить,
Мчаться, коль сила несет,
А оказалось – всего лишь любить.
Т о л ь к о
л ю б и т ь
–
в о т
и
в с е !
Главное! По каким бы стандартам ни учится ребенок, любовь и внимание
учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите
6
ФГОС
в
начальной
школе:
первые
итоги,
т руд н о с т и ,
размышления и задачи.
Инновации прочно вошли в нашу школьную жизнь. Но этот процесс
потребовал от нас особой организации деятельности, постановки новых
задач.
Проблемы, с которыми столкнулись:
. При переходе на новые стандарты мы столкнулись с необходимостью
разработки
целого
пакета
документов.
Нам
предстояло
разработать
ключевой документ.
1. Рабочую образовательную программу
2. Отсутствие опыта у педагогов в самостоятельной разработке такой
программы.
3. Временные затраты.
4.
Учителям
приходилось
соотносить
содержание
учебников
с
требованиями
к
результатам
реализации
основной
образовательной
программы, указанных в новых стандартах.
5
На
сегодняшний
день
недостаточно
контрольно-измерительных
материалов, предлагаемых авторами УМК, что также создает проблемы
при
разработке
системы
оценки
результатов
как
учебной,
так
и
внеучебной работы с детьми.
6 Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в
соответствии
с
планируемыми
результатами
освоения
программ
начального образования.
7. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности
у ч и т е л е й
н а ч а л ь н ы х
к л а с с о в .
Большое внимание вопросам ФГОС уделялось МО учителей начальных
классов.
На
заседаниях
МО
учителей
начальных
классов
решались
учебно – методические задачи:
Изучение
и
внедрение
в
практику
«общеобразовательные
стандарты второго поколения»
7
Непрерывное
совершенствование
уровня
педагогического
мастерства
учителей,
их
эрудиции
и
компетентности
в
профессиональной
сфере
в
условиях
реализации
стандартов
второго поколения;
Ку р с ы
у с о в е р ш е н с т в о в а н и я
у ч и т е л е й
п о
Ф Г О С .
Использование наиболее эффективных технологий преподавания
предметов,
разнообразных
вариативных
подходов
к
творческой
деятельности обучающихся.
Итоговое оценивание учащихся за 4 года зависит от интегральной
критериальной
оценки
сформированности
универсальных
учебных
действий, отражающейся в их «Портфолио - портфолио достижений».
Выводы по реализации ФГОС :
опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом,
концептуальные
идеи
и
прописанные
пути
реализации
федерального
государственного
стандарта
второго
поколения
актуальны
и
востребованы
современной
образовательной
системой;
материально-технические
возможности
школы
позволяют
организовать
внеурочную
деятельность
эффективно,
мобильно:
каждая
минута,
проведённая
в
школе,
даёт
р е б ё н ку
положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной,
творческой личностью;
много
внимания
на
уроках
и
внеурочных
занятиях
уделяется
проектной
и
исследовательской
деятельности;
дети
охотно
включаются
в
самостоятельный
поиск
новой
информации,
интерпретации её, представления своих проектов;
наблюдения
за
учащимися
показывают:
дети
стали
лучше
говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог;
не
просто
воспроизводят
увиденное
или
прочитанное
(услышанное),
но
и
умеют
рассуждать,
делать
выводы,
обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают
навыки
самоорганизации
в
группе,
направленной
на
решение
8
учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает
свою деятельность на уроке;
наблюдения
за
работой
учителей
на
уроках
свидетельствуют:
учителя
обладают
определенным
уровнем
методической
подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-
субъект»
учебной
деятельности;
владеют
мультимедийными
информационными источниками, инструментами коммуникации,
ИКТ-средствами.
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной
дорогой.
И
помнить,
что
никакие,
даже
самые
замечательные,
методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут
результата,
если
не
начать
с
себя.
Даже
сформированные
коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности
ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной
реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать
новое
сознание,
новая
позиция,
новое
отношение
к
педагогической
деятельности.
В заключение хочу прочитать строки С.Беловой
Думала: главное – формировать,
Делать, ваять, лепить.
Думала: верный маршрут показать,
Править, лечить, учить.
Думала: рваться, бороться, рубить,
Мчаться, коль сила несет,
А оказалось – всего лишь любить.
Т о л ь к о
л ю б и т ь
–
в о т
и
в с е !
Главное!
По
каким
бы
стандартам
ни
учится
ребенок,
любовь
и
внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив,
успешен
в
учебе.
Любите
ребенка
сегодня
таким,
какой
он
есть,
п о м о г а й т е
е м у ,
б е р е г и т е
е г о !
В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова –
одного
из
главных
разработчиков
новых
стандартов
—
о
времени,
начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся
мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с
корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Наша задача – не
9
превратить федеральный государственный образовательный стандарт
второго поколения в «тормоз для корабля образования
10