Авторы: Хатит Сима Яхиевна, Пченушай Римма Руслановна
Должность: преподаватели фармацевтических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ККБМК
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Раздел: среднее профессиональное
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Пченушай Р.Р., Хатит С.Я., Хизриева С.Г.
ГБПОУ
«Краснодарский
краевой
базовый
медицинский
колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Модернизация
здравоохранения,
адаптация
к
рыночным
условиям
диктуют
образовательным
учреждениям
необходимость
усиления
практикоориентированной и инновационной
направленности подготовки
конкурентоспособных выпускников, их трудоустройство и закрепление на
рабочем месте. Это позволит удовлетворить потребности отрасли в целом и
отдельного работодателя – учреждений здравоохранения.
Требования
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов среднего профессионального образования третьего поколения к
профессиональной
компетентности
выпускников
и
объективные
условия
реальной практики в здравоохранении диктуют необходимость изменений в
методологии среднего медицинского образования.
Выпускник
медицинского
колледжа
должен
владеть,
помимо
теоретических знаний, регламентируемым объемом практических умений и
опытом
практической
деятельности.
До
настоящего
времени
освоение
большинства из них
было возможно лишь в теоретическом формате, что
связано
как
с
рисками
возможных
осложнений
при
выполнении
определенных медицинских манипуляций, так и с этическими и правовыми
нормами.
В
настоящее
время
Краснодарский
краевой
базовый
медицинский
колледж
успешно
реализует
внедрение
в
образовательный
процесс
медицинских
колледжей
Кубани
инновационную
т ех н ол о г и ю
симуляционного
обучения
с
помощью
имитаторов
пациента. Для этого в
колледже
созданы
симуляционные
кабинеты,
оснащенные
муляжами,
анатомическими
моделями,
а
также
манекенами
и
современными
симуляторами, имеющими физиологические характеристики живого человека
(более 30 наименований).
Предметом
особой
гордости
являются
многофункциональные
манекены, относящиеся к имитаторам высшего класса: мобильный манекен
имитации
родов
с
беспроводным
управлением Noelle
V
и
имитатор
новорожденного SimBaby, которые не только реалистично повторяют черты
человека, но и имитируют основные клинические проявления критических
состояний, являются интерактивными, реагирующими на правильные или
неточные
медицинские манипуляции, обладающие способностью издавать
звуки, отвечать на вопросы студентов.
Интеграция
информатизации
и
имитационного
обучения
в
образовательный
процесс
предоставляет
новые
возможности
для
преподавателей учить эффективнее, а для студентов - учиться безопасно
и с минимальным риском для пациентов.
В симуляционном центре имеется несколько рабочих зон, в которых
студенты
могут
отрабатывать
практический
опыт
оказания
медицинской
помощи и ухода за взрослым пациентом и за ребенком.
Первая
зона
дает
возможность
отработать
умение
ухода
за
новорожденным и ребенком до года. Будущие медицинские сестры могут не
только пеленать и кормить младенца, но даже попробовать искупать его в
настоящей ванночке.
В
следующей
зоне
отрабатываются
более
сложные
медицинские
манипуляции.
Здесь
студенты
учатся
пунктировать
вены
и
промывать
кишечник,
делать
внутримышечные
инъекции
и
бережно
перекладывать
лежачего пациента.
К сожалению, в медицинской практике бывают ситуации, когда средний
медицинский работник, находящийся в стационаре ближе всех к пациенту,
должен быть готовым первым прийти на помощь больному при внезапной
остановке сердца и дыхания. Поэтому третья зона имитационного кабинета
предназначена для отработки на манекенах практического опыта сердечно-
легочной реанимации.
Необходимо
подчеркнуть,
что
при
имитационном
обучении
профессиональное
действие
может
быть
неоднократно
повторено
обучающимся
для
выработки
уверенности
выполнения
и
ликвидации
ошибок.
Кроме
этого,
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
среднего
профессионального
образования
нового поколения на базе симуляционного центра студенты старших курсов
медицинских колледжей могут проходить учебную практику.
При
необходимости
мобильный
ситуационный
центр
используется
также в учебном процессе дополнительного профессионального образования
средних
медицинских
работников,
работающих
в
практиче ском
здравоохранении Кубани.
Симуляционные технологии в медицине являются важным для нашего
образования
форматом
обучения
с
активным
практическим
акцентом,
эффективно
формирующим
опыт
практической
деятельности
будущих
средних
медицинских
работников
через
погружение
в
реальность
практического здравоохранения.