Автор: Царенкова Юлия Викторовна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №6 города Благовещенска"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование аутентичных аудиовизуальных средств для развития социокультурной компетенции обучающихся"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка на основе аутентичного видеоматериала
(рекламного ролика “Рождественское бедствие кота Мога”)
с целью развития социокультурной компетенции обучающихся
Автор: Ю.В. Царенкова, учитель иностранных языков МАОУ «Лицей №6
города Благовещенска»
Аннотация
В
данной
разработке
автор
показывает
практическое
применение
аутентичного
рекламного
видеоролика
в
процессе
развития
у
школьников
социокультурной
компетенции на уроках иноязычного образования. Картинка, видеоряд, текст, звуковой ряд
рекламы
на
изучаемом
языке
представляют
собой
вспомогательный
аутентичный
инструментарий
для
лучшего
осмысления
особенностей
языка,
народа,
страны,
погружения в культуру и изучения ценностей, моральных норм и обычаев социума.
Зеркально отражая последние тенденции развития языка, рекламные материалы являются
подспорьем в овладении навыками современной устной и письменной речи.
Методическая разработка
предназначена для обучающихся разных уровней языковой
компетенции
и
находит
свое
применение
в
темах
«Традиции»,
«Рождество
в
Великобритании», «Семья и семейные ценности», «Правила пожарной безопасности» и
др.
Пояснительная записка
Современная образовательная ситуация характеризуется введением нового
Федерального
закона
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
актуальными
потребностями общества в компетентной, креативной, конкурентно-способной личности
выпускника школы, введением ФГОС на всех возрастных ступенях школы и новыми
приоритетами
результатов
обучения
учащихся:
личностными,
метапредметными
и
предметными. Ключевые
цели
внедрения
ФГОС
напрямую
связаны
с
изучением
иностранного
языка,
цель
преподавания
которого
состоит
в
развитии
у
школьников
иноязычной
коммуникативной
компетенции, то
есть
«способности
и
готовности
осуществлять
иноязычное
межличностное
и
межкультурное
общение
с
носителями
я з ы к а » . В
условиях
единого
информационного
пространства,
международного
сотрудничества и взаимодействия с представителями различных культур современному
школьнику необходима определённая степень знакомства с социокультурным контекстом
функционирования иностранного языка. Одним из средств развития социокультурной
компетенции могут
стать аутентичные видеоматериалы: короткометражные фильмы,
мультфильмы, видеоклипы, рекламные видеоролики.
Необходимость и важность формирования и развития социокультурной компетенции
обучающихся
на
уроках
иноязычного
образования
и
во
внеурочной
деятельности
побудили к изучению теоретической,
научно-педагогической, методической литературы и
привели
к
практическим
результатам
в
научно-исследовательской
работе
на
тему:
«Развитие социокультурной компетенции обучающихся с использованием аутентичных
рекламных видеороликов» (научный руководитель О.Н. Кухаренко, к.п.н., доцент кафедры
романо-германских
и
восточных
языков
факультета
иностранных
языков,
БГПУ;
рецензент
М.В.Карапетян,
к.ф.н., доцент кафедры английской филологии и методики
преподавания английского языка, декан факультета иностранных языков). Результатом
глубокого всестороннего изучения этой темы является данная методическая разработка.
Актуальность методической разработки обусловлена необходимостью поиска
новых подходов в обучении, повышению его качества и результативности. Актуальное
аутентичное произведение современной англоязычной массовой культуры, заключенное в
рамки
рекламного
видеоролика
призвано
развивать
социокультурную
компетенцию
обучающихся, критическое мышление, коммуникативные навыки, толерантное отношение
к другой культуре, готовность вести межкультурный диалог. В основу разработки легли
социокультурный,
коммуникативно-когнитивный
подход,
технологии
критического
мышления, проблемного обучения, проектной деятельности.
Инновационность
методической
разработки
заключается
в
использовании
аутентичного
рекламного
видеоролика
для
развития
социокультурной
компетенции
обучающихся
в
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
с
учетом
планируемых
личностных,
предметных
и
метапредметных
результатов,
обусловливает повышение мотивации
к изучению языка
и культуры
англоязычных
стран,
стимулирует
познавательный
интерес
обучающихся,
развивает
кругозор и фоновые знания.
Практикоориентированность методической разработки состоит в возможности
её
применения
учителями
иностранного
языка
общеобразовательных
учреждений
на
уроках иноязычного образования и во внеурочной деятельности, а также на практических
занятиях по теории и методике обучения английскому языку в педагогическом вузе.
Цель
методической
разработки состоит
в
формировании
и
развитии
социокультурной компетенции как одном из компонентов коммуникативной компетенции.
Посредством внедрения и реализации данной методической разработки станет возможным
решение следующих задач:
-формирование
навыков
восприятия
иноязычной
речи,
развитие
навыков
аудирования,
чтения,
говорения
(монологической,
диалогической),
письменной
речи,
активизация
лексико-грамматических
структур
и
семантизация
новых
лексических
единиц;
-развитие связной
речи,
языковой
догадки,
слуховой
и
зрительной
памяти,
логического и творческого мышления; развитие рефлексии; готовность к практическому
использованию иностранного языка как средства общения с носителями языка; развитие
мотивации и потребность самостоятельно изучать язык во внеурочное время.
-расширение представлений о культуре страны изучаемого языка, приобретение
фоновых знаний и знакомство с безэквивалентной лексикой.
-развитие
открытости,
толерантности,
уважения,
способность
понимать
и
принимать различия культур поведения; сопоставление родной культуры с культурой
других народов; этическое и эстетическое воспитание.
Планируемые результаты использования данной методической разработки:
Личностные:
1. Использование информационного пространства сети Интернет для повышения
мотивации и интереса к предмету;
2. Участие в творческом процессе, работа в сотрудничестве;
3.
Признание
для
себя
общепринятых
морально-этических
норм,
развитие
толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Метапредметные:
1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиск средств ее осуществления.
2.
Способность
активно
использовать
речевые
средства
и
средства
информационных и коммуникационных технологий.
3.
Готовность
осуществлять
регулятивные
действия
самонаблюдения,
самоконтроля,
самооценки
в
процессе
автономной
работы
и
коммуникативной
деятельности на иностранном языке.
4.
Готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признавать
возможность
существования
различных
точек
зрения
и
права
каждого
иметь
свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
5. Способность осуществлять поиск информации (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) и готовность работать с
ней: выделение, обобщение и фиксация нужной информации.
Предметные:
1. Уметь воспринимать на слух и понимать иноязычные тексты с разной глубиной
проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, выборочным и
полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи.
2.
Уметь
читать
и
понимать
аутентичные
тексты
с
полным
пониманием
содержания,
с
пониманием
основного
содержания
и
выборочным
пониманием
интересующей информации.
3. Уметь делать выписки из текста, писать эссе, письмо в компанию, статью в
журнал, создавать плакат.
4. Уметь кратко высказываться о фактах и событиях, передавать содержание,
основную мысли прочитанного текста с опорой на него.
5.
Адекватно
произносить
звуки
английского
языка,
соблюдать
правильное
ударение в словах и фразах.
7. Знать и понимать традиции празднования Рождества в странах изучаемого
языка,
роль
домашних
питомцев
в
жизни
британцев,
примеры
использования
новых
технологий в обучении.
8. Уметь сравнивать традиции празднования Рождества, социальные проблемы в
родной стране и стране изучаемого языка.
Video
«Mog’s Christmas Calamity”
'Making of...' video
Theme
Traditions/Christmas/Family/Fire Safety
Level
Elementary/Pre-Intermediate (A1-A2)
Intermediate (B1)
Socio-cultural
awareness
Christmas tree, chestnuts
Proper names: Mog, the Thomas family, Nicky and Debbie
Author Judith Kerr
Vocabulary
Basket, lazy, creep-crept, leap-leapt, chestnuts, exploded, smashed, fan,
pine needles,dashed
Calamity –disaster, catastrophe
Task description:
Mog sets off a chain of unfortunate events which almost ruin
Christmas for the Thomas family. Can she pull it all back to save the
day?
Grammar
Present, Past Continuous
Asking about the visuals ("What can/could you see?")
Adverbs (slowly, lazily, carefully, dangerously, cautiously, stupidly,
quickly, rapidly, crazily) scared, frightened
Description
Script
Here is "Mog’s Christmas Calamity" short film with English
and French subtitles. All right reserved.
It was Christmas Eve and everyone in the Thomas family was
dreaming sweat dreams. Nicky and Debbie were dreaming about what
Santa would bring them. Mr Thomas was dreaming of a new bat. Mrs
Thomas was dreaming of... something else. Finally, of course, we have
Mog.
Mog
was
not
dreaming
sweat
dreams.
Mog
was
having
a
nightmare.
“Hello, fire service. Hello?”
“Follow that cat!”
As the neighbours gathered the firemen told everyone how
Mog had saved the day. She deserves a medal. I think she'd rather have
an egg. But there was no egg for Mog. There was no Christmas at all.
At least, that's what they thought. But everyone else thought if the
Thomases and Mog can't have a Christmas, they can share ours. So
that's exactly what they all did. There you go, Mog.
Activity 1. Read the title and try to guess what the film is about - «Mog’s
Christmas Calamity”?
Activity 2. Watch «Mog’s Christmas Calamity” sound off with freeze frame.
What can you see? What are the people doing now? Describe the cat, the interior of the
rooms, appearance, people.
Activity 3. Watch with sound.
Questions:
1.
What is the family’s name?
2.
How many children are there in the family?
3.
Is there a pet in the family? What is its name?
4.
What happened? When did it happen?
Activity 4. True or false:
1.
This is a family of three.
2.
It is summer now.
3.
Mr Thomas is dreaming of a new car.
4.
Mog is dreaming of milk and biscuits.
5.
A ball wakes Mog up.
6.
Mog presses 999 on the telephone.
7.
Mog breaks things in the kitchen.
8.
The police come to the house.
9.
An old lady says that Mog deserves a medal.
10.
Their friends and neighbours help them.
Activity 5. Put the sentences in the logical order.
Mog got an egg at the end.
Mog ran outside.
An old lady said that Mog deserved an medal.
The fire brigade came to the house.
It was Christmas Eve.
Mog broke things in the kitchen.
Mog jumped on a fan.
Mog landed on the Christmas tree.
Mog was having a nightmare.
Everyone in the Thomas family was dreaming sweet dreams.
Activity 6. Who said:
“Follow that cat!”
“She deserves a medal”
“I think she’d rather have an egg”
“There you go, Mog”
Activity 7. Write what the Thomas family were dreaming of:
1.
Everyone in the Thomas family was dreaming … .
2.
Nicky and Debbie were dreaming about what Santa would ….
3.
Mr Thomas was dreaming of …
4.
Mrs Thomas was dreaming of....
5.
Mog was not dreaming …. . Mog was having a … .
Activity 8. Quiz
1) What was everyone in the Thomas family dreaming?
a.
They were dreaming of a long holiday.
b.
They were dreaming of a sweet Christmas.
c.
They were dreaming sweet dreams.
2) Why does Mog wake up?
a.
Because a ball rolls under her paw.
b.
Because she can smell smoke.
c.
Because a mouse bites her tail.
3) What's the number that Mog calls?
a.
112.
b.
911.
c.
999.
4) What catastrophe of the following doesn't happen?
a.
Mog pulls the table cloth of the table.
b.
The eggs break.
c.
Mog rides the fan.
d.
The clock tips over.
e.
The Christmas lights go out.
f.
Smoke comes out from the freezer.
5) Who knocked on the door?
a.
A fireman.
b.
Nobody.
c.
A lot of neighbours.
Activity 9. Write your own story about a Christmas calamity.
Activity 10. Read the Mog books. Which is your favourite? Why? Can you write a
book review of one of them?
Activity 11. Write a description of one of the family's dreams... or Mog's nightmare.
Activity 12. Retell the story from Mog's point of view.
Activity 13. Write some narration for the parts of the film that don't have any.
Activity 14. Write a character description of Mog.
Activity 15. Write a newspaper report about Mog, the heroic cat!
Activity 16. Pause the video at various points and look at Mog's expression (e.g. 0:27,
0:49, 0:55, 0:59, 1:18, 1:27, 1:36, 1:44, 1:59, 2:30, 3:00, 3:20). Could you create some thought
bubbles for the character at these points?
Activity 17. This film is an advert. What are adverts? Why do people / businesses
make them? Could you plan and record your own advert for a product?
Activity 18. Watch the 'Making of...' video and think of questions that you would like
to ask the creator of 'Mog' (Judith Kerr):
Activity 19.
Maths
Create a timeline that shows the main events of the film and the approximate
times that they took place.
Science
Create your own fire triangle poster to show the three elements that a fire needs to
ignite (heat, fuel and oxygen).
Computing
Create your own animated version of this story.
Use painting / 3D software to create your own images of Mog.
Design a poster / website to promote this short film (or the accompanying book).
Design Technology
Create a model of Mog.
Art
Create a storyboard that shows the main events in the film.
Look at the illustrations of Mog in the books and the 3D character in the film.
Which do you prefer? Why?
Could you create your own illustrations of Mog in different situations?
Could you create your own illustrations of Mog showing different facial
expressions?
Music
Listen to the music (without watching the video). Can you imagine what might be
happening in the video?
Listen to the music and think of words to describe it. Which instruments can you
hear?
Religious education
Discuss how Christians celebrate Christmas and why it is important to them.
PSHE
Create a fire safety poster. Could you research the topic by interviewing a
firefighter?
The message at the end of the film states that 'Christmas is for sharing'. How do
the people in the film share with the Thomas family? What was the last thing that you shared?
How does sharing make the sharer and the recipient feel?
Sales of the related book are helping to raise money for 'Save the Children'. Think
of other ways that people can raise money for charity. Could you plan your own charity
fundraising event? Which charity would you choose and why?
Activity 20. Read the key phrase! What does it teach you?