Автор: Халикова Зиля Раузиловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ РЦ ГО г.Уфа РБ
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Халикова З.Р.,
социальный педагог
ГБУ РЦ ГО г.Уфа РБ
Когда родители справились наконец с потрясением и настроились сделать для своего малыша
все, что от них зависит, приходит время четко определить, к чему же они стремятся. Ребенок с
нарушениями станет взрослым. Благополучие взрослого зависит от того, как он впишется в
общество. Если у него будут друзья, если он сможет нормально жить и работать в обществе,
активно участвовать в общественной жизни и отдыхать среди людей, он будет счастлив. В
противном
случае,
не
имея
друзей,
отталкивая
окружающих
странным,
инфантильным,
агрессивным или неприятным поведением, он будет несчастен. С самого начала родители должны
понять крайне важную вещь и всегда помнить о ней: любой ребенок в итоге должен стать
взрослым, который в меру своих способностей ведет себя как любой взрослый человек. Это
возможно в гораздо большей мере, чем многие себе представляют. Если поведение ребенка не
будет
нормальным,
особенно
если
оно
не
будет
соответствовать
его
возрасту,
социальная
адаптация окажется трудной и невозможной.
Возникает вопрос: а что если ребенок недостаточно умен, чтобы понять, как он должен себя
вести? Это неправда. Чтобы научиться правильному поведению в обществе, особого ума не надо.
Нужна лишь соответствующая тренировка – надо создавать ребенку однозначные ситуации и
учить его вести себя в них правильно. Тогда, столкнувшись с подобными ситуациями в жизни, он
будет точно знать, чего от него ждут.
Самые первые и самые важные взаимоотношения ребенок устанавливает с членами своей семьи,
с этого начинается его социальная адаптация. Умение налаживать отношения с другими людьми
строится именно на первом опыте, и если он окажется удачным, дальнейшее формирование
личности будет проходить легче. И с эмоциональной, и с социальной точки зрения, ребенок с
нарушениями ничем не отличается от любого другого. Он нуждается в любви и заботе, но не
больше других детей. Ему, несомненно, не нужны ни жалость, ни чрезмерная навязчивая опека,
ни
слезливая
и
покровительственная
ласка,
ни
постоянное
пожизненное
лечение,
конечно,
поначалу он нуждается в частом физическом контакте с близкими, в их нежных словах, в полном
и тщательном уходе. Но это будет полезно только в том случае, если атмосфера вокруг ребенка
спокойная, радостная и пронизана любовью, ведь младенцы очень хорошо чувствуют настроение
матери, которое передается им через голос и прикосновения. Однако очень скоро малыш начинает
формироваться как полноправная личность. Он уже не беспомощен и пассивен, и, если имеет
какие- то нарушения, надо очень внимательно следить за ним и отмечать малейшие признаки
того, что он уже слушает и наблюдает
Очень модно рассуждать о развитии ребенка, подчеркивать его важность, но мало кто говорит о
не менее существенной стороне взаимоотношений -
о становлении родителей. Бесспорно,
взаимоотношения родителей и детей со временем меняются. Поведение родителей, нормальное
по отношению к двухнедельной крохе, малышу пяти- шести месяцев уже не годится, и еще
больше не подходит ребенку пяти лет. Родители должны остерегаться привычки повторять: «Он
еще
маленький»,
или:
«Еще
успеет»,
или:
«Он
пока
не
понимает».
Вполне
вероятно,
что
подобные
отговорки
рождены
неосознанным
желанием
родителей
отрицать
физические
недостатки ребенка, но в результате возникает тенденция «инфантилизировать» его – и уже сам
он считает себя маленьким и этим объясняет свою беспомощность. К сожалению это приводит в
самом деле к беспомощности: малыш отстает в развитии в тех областях, где мог бы добиться
большего.
Чем лучше развитие ребенка в тех областях, в которых он может развиваться, тем очевиднее
становятся
его
неудачи,
вызванные
нарушениями
–
и
он
с
удвоенной
силой
пытается
их
преодолеть. Если складывается обратная ситуация и родители все время «маскируют» нарушения
ребенка, постоянно и во всем обращаясь с ним, как с беспомощным, они лишают его права на
самостоятельность. Чтобы ребенок правильно развивался, родители должны все время изменять
свои с ним отношения, мягко поощрять любые попытки что-то рассматривать, издавать звуки,
исследовать окружающий мир и действовать. Тогда месяц за месяцем, год за годом под в умелым
и мягким руководством ребенок сможет научиться навыкам, ранее для него недоступным. Именно
это, а не установление постоянной его от вас зависимости и есть настоящая родительская любовь.
Однажды ребенку придется остаться без родителей. Даже если у него будут какие-то нарушения,
он, научившись хотя бы эмоционально быть от родителей независимым, будет стремиться к
обществу и сможет наслаждаться общением с другими людьми- так как он окажется лучше
подготовленным к самостоятельной жизни.
Надо приложить все усилия, чтобы ребенок стремился действовать сам. Потребуется не только
терпение, но и время. Нельзя надолго оставлять ребенка наедине с его проблемами, неудачи
отобьют у него охоту действовать, но и не стоит сразу спешить ему на помощь, иначе он
превратится в пассивную куклу. Малышу надо показать, что именно он должен сделать, и
помогать ему через движения его собственных рук и тела. После многих попыток он уже будет
вместе с родителями выполнять необходимые движения, а если и будет сопротивляться, то не
сильно. Когда это удастся, следует постепенно ослаблять вмешательство и помощь, особенно в
самом конце задания – ребенок будет доводить дело до конца сам. Например, когда родители учат
малыша есть ложкой, он должен держать ее сам, а они держат его ручку. Когда взрослый и малыш
вместе донесут несколько раз ложку до рта, нужно убрать руку тогда, когда ложка находится
почти у самых губ. Так ребенку проще понять, что он должен сделать сам, и гораздо легче
завершить уже начатое действие. На самом деле не завершить такое действие можно только
нарочно.
Поощрять ребенка учиться обслуживать себя самому использовать необходимые навыки надо с
самого рождения. Перед кормлением необходимо показать малышу грудь или бутылочку, намекая
что надо открыть ротик, когда сосок или соска коснется его. Не нужно вкладывать ему сосок или
соску в рот насильно! Слишком просто считать, что новорожденный, особенно с какими-то
нарушениями, не способен ничего понять и беспомощен. Не пробуждая в малыше интерес, не
подталкивая его к действиям и не мотивируя его, на самом деле взрослый мешает ему. Ребенок
учится, хотят взрослые этого или нет. Если не учить его помогать самому себе – значит учить его
бездействовать. Ощущение, что ребенок полностью зависит и всегда будет зависеть от родителей,
может приносить
радость родителям, но это – лишь слабая тень той радости, которую они
получат, помогая ребенку бороться со своими недостатками и преодолевать.
Вполне естественно, что родители беспокоятся за будущее ребенка. Это беспокойство может
стать постоянным, и тогда родителей мучают вопросы: «Будет ли он говорить? Сможет ли он
когда-нибудь ходить? Что с ним будет когда мы умрем?» Безусловно, откровенно ответить на эти
вопросы должен семейный врач, но только тогда, когда это будет возможно. Но ответ скорее всего
будет крайне осторожным, ведь часто, особенно когда ребенок еще маленький, ничего нельзя
точно предсказать.
Однако, гораздо важнее не тревожиться о будущем малыша, а изо всех сил помогать ему именно
сейчас. Беспокойство часто разрушительно для родителей – оно мешает полностью использовать
все возможности, оно обязательно передастся ребенку, и в результате он станет несчастным.
Действительно
необходимо
не
слепо
верить
сомнительным
прогнозам,
а
реально
оценить
состояние ребенка и понять, как вы можете помочь ему проявить свои возможности в полной
мере. Ничто так не излечивает от переживаний, как осознание того, что родители действуют
упорно и умело, день за днем – и помогают своим сыну или дочери решать их проблемы. Успех,
даже самый малый, - это надежда, реальная надежда на то, что еще один крошечный шаг к цели
будет сделан. Многие родители читают, слушают, учатся у других, как помощь своему ребенку.
Его главный учитель это родители. Профессионалы помогают родителям, но они не могут сделать
работу родителей. Родители
учатся у них и квалифицированная помощь будет обеспечена
малышу постоянно, а не на несколько часов в неделю.
Именно поэтому вам надо сосредоточиться на настоящем состоянии ребенка и на том, в чем он
нуждается прямо сейчас или вскоре будет нуждаться, а размышлять, станет ли когда-нибудь
«совершенно нормальным»
не надо вовсе. Сожаления, взаимные упреки, тревога, излишняя
сентиментальность и болезненное ожидание чуда бесполезны. То, что
действительно нужно
родителям, - это знания, квалифицированные навыки, терпение, определенность. Но достигать
всего этого надо спокойно, нельзя, чтобы заботы о ребенке поглощали вас полностью, иначе вся
семья будет несчастной.
Задача родителей сродни той, что возникает у альпиниста, стоящего у подножия Эвереста, он
хочет покорить его, но не знает, что многие до него сорвались вниз и он тоже не застрахован от
падения. Ему ведомо и то, что не укрепиться на каждой из достигнутых позиций опасно, и он
знает, как преодолеть препятствие, стоящее сейчас на его пути. Может быть он не покорит
вершину, но будет уверен: до какой отметки он бы не поднялся, это будет вершиной человеческих
возможностей, потому что каждый шаг был тщательно выверен и продуман.
Вполне
понятно,
что
родители
ребенка
с
физическими,
а
возможно,
и
умственными
нарушениями хотят, чтобы он научился читать, писать, считать и получил среднее образование.
Но социальная адаптация гораздо важнее интеллектуального развития как для обычного человека,
так и для человека с какими-то нарушениями. В частности, если у ребенка имеются трудности в
обучении
и
снижена
способность
к
абстрактному
мышлению,
важнее
всего
будет
сосредоточиться на основах социальной адаптации, обучить его навыкам самообслуживания
(есть,
ходить,
контролировать
мочеиспускание
и
дефекацию,
одеваться,
разговаривать)
и
воспитать его дружелюбным: тогда он всегда будет вызывать у окружающих симпатию и желание
помочь. Одно из наиболее важных, но довольно трудно приобретаемых качеств- способность
располагать людей к себе. Уметь привлекать других дружелюбием, легкостью и очарованием,
чтобы обратиться к ним за помощью или предложить свою помощь – чрезвычайно ценное
качество.
Мы подошли к тому, что человеку с нарушениями надо позволять помогать другим людям и
поддерживать в нем такое стремление. Тот, кто проявляет себя как полезный член общества,
получает признание. Больше всего ценят активных созидателей и помощников, в то время как
зависимые
и
беспомощные
люди
выглядят
«балластом».
Человек
с
нарушениями
должен
помогать
другим
людям.
Это,
вероятно,
кажется
странным,
но
это
возможно.
Взрослые
с
нарушениями
нередко
с
радостью
присматривают
за
детьми
с
тяжелыми
нарушениями
и
заботятся о них с огромной нежностью. В награду они получают любовь, которой в другой
ситуации никогда бы не узнали. Такие взаимоотношения обогащают обе стороны, их ничем не
заменить. В общем, любой человек, который большую часть жизни зависит от окружающих дома,
в школе или в специальном интернате, может и должен помогать другим. Ему надо как можно
раньше начинать давать небольшие поручения: помогать по дому вам, его братьям и сестрам,
соседям и друзьям. Нет причин отказывать человеку в радости помогать , например, пожилым
людям – соседям или в каких-то общественных организациях. Наша цель не только поощрять
этого человека самостоятельно принимать решения, делать выбор или действовать, но и дать ему
возможность радоваться тому, чему радуемся сами и что приберегаем только для себя: делать
шаги навстречу другим, помогать и заботиться о ближних. Только так он сможет почувствовать
себя частью общества.