Напоминание

"История создания и развития оркестра русских народных инструментов"


Автор: Фатеева Елена Александровна
Должность: преподаватель ДШИ
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ Белокалитвинского района
Населённый пункт: Ростовская область, город Белая Калитва
Наименование материала: Урок презентация
Тема: "История создания и развития оркестра русских народных инструментов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств Белокалитвинского района

Открытый урок-презентация на тему:

«История создания и развития оркестра русских народных

инструментов»

Подготовила

преподаватель струнно – щипкового отдела

Фатеева Е. А.

2017г.

Орке́

стр (от

др.-греч.

ορχήστρα)

большой

коллектив

музыкантов-

инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые

из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон.(Слайд №2 и №3)

Схема

размещения

оркестра

русских

народных

инст рументов:

1 - домры альт; 2 - домры бас; 3 - балалайки; 4 - бас балалайки; 5 -флейты; 6 -

кларнеты;

7 - рожки; 8 - баяны; 9 - литавры; 10 - ксилофон; 11 - бубен; 12 - ударные; 13 –

гусли (Слайд №4)

В

XVI

-

XVII

веках

в

русском

музыкальном

обиходе,

получил

распространение тамбуровидный струнный щипковый инструмент с круглым

кузовом и очень длинной шейкой. Это была домра, заимствованная русскими

от восточных племен - выходцев из Азии. Играли на ней медиатором. На

какое-то время домра сделалась излюбленным музыкальным инструментом

скоморохов .Действительно, если в XVII веке домра очень часто упоминалась

в различных литературных источниках, то в XVIII веке упоминаний о ней мы

уже не находили.

В начале ХVII века московские «домерщики» (музыкальные мастера),

изготавливавшие

домры

и

другие

музыкальные

инструменты,

населяли

целый переулок в Замоскворечье в районе Пятницкой улицы. Называли их

также скоморохи(слайд№5)

Хотя домра и другие инструменты были широко распространены в

народе,

в

среду

правящих

классов

эти

инструменты

проникали

лишь

в

исключительных

случаях.

Объясняется

это

враждебным

отношением

со

стороны

церкви,

рассматривающей

все

народные

инструменты,

а

в

особенности инструменты струнные, как «сосуд Диавола», «бесовские игры».

Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и

светской

власти

в

середине

ХVII

века

принимает

характер

массового

уничтожения

этих

образцов

народного

искусства.

Так,

например,

по

свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были

отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-

реку и там сожжены».

Это было в Москве, а в провинцию следовали строгие царские указы

Алексея Михайловича вроде следующего, посланного в том же 1649 году

приказчику Верхотурского уезда в Сибири: «А где объявятся домры и сурны,

и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё

велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». Крестьянам и

городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные

инструменты. Тем более на них играть.

Действительно, если в XVII веке домра очень часто упоминалась в

различных литературных источниках, то в XVIII веке упоминаний о ней мы

уже не находили. В то же время балалайка, не встречавшаяся в памятниках

литературы XVII столетия, в источниках XVIII века занимает прочное место.

(Слайд №6)

На

самом

деле

этот

инструмент

народом

не

был

брошен,

но

только

замаскирован другим названием и впоследствии несколько видоизменен и

упрощен,

так

как

должен

был

оставаться

в

пределах

первобытного

изготовления.

Очевидно,

пишет

исследователь,

русский

народ,

желая

сохранить

домру,

-

инструмент,

преданный

проклятию

и

преследуемый,

сначала переменил ей название, дав новое, обозначающее предмет не для

серьезного занятия, а для забавы, развлечения. Затем, так как приходилось

это музыкальное орудие изготовлять домашними средствами и наскоро, то

для

упрощения

работы

корпус

начали

сколачивать

не

полукруглый,

а

обрезанный снизу, а потом и вовсе треугольный из простых дощечек. Далее,

на балалайку перенесен был и старинный русский прием игры, издавна

практиковавшийся на древней форме гуслей, - бряцание по струнам кистью

руки, а не плектром".

На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия. В

фондах

Центрального

государственного

архива

древних

актов

СССР,

хранится

документ

под

названием

«Память

из

Стрелецкого

приказа

в

малороссийский приказ». Относится этот документ к 1688 году, и вот о каком

происшествии

приключившемся

в

Москве

в

нем

рассказывается:

«В

нынешнем в 196 - м году июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены

арзамасец - посадский человек Савка Федоров сын Селезнев, да Шенкурского

уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними

принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге

в

Яуские

ворота,

пели

песни

и

в

тоё

балалайку

играли

и

караульных

стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…»

Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин (1712-

1785)

-

Член

Санкт-Петербургской

академии

наук

с

1738

г.

-

посвятил

балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века».

Свидетельства Я. Штелина противоречивы. Он утверждает, что балалайка «в

употреблении только у черни» и в то же время пишет о молодом человеке «из

знаменитого русского дома, который на этом же инструменте играл новейшие

мелодии

итальянских

арий

и

изящно

себе

аккомпанировал

при

пении».

Весьма ценными являются высказывания Я. Штелина о балалайке той эпохи:

«Нелегко найти в России дом, - пишет он, - где бы на этом… инструменте

молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот

имеется

во

всех

мелочных

лавках,

но

еще

более

способствует

его

распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить»

.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В.В. АНДРЕЕВА

-

НАЧАЛО

РАСЦВЕТА

РУССКОЙ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

В.В. АНДРЕЕВ научился у сельского виртуоза крепостного крестьянина

Антипа

Васильева

играть

на

балалайке.

Что

же

представляла

собою балалайка,

бытовавшая

тогда

в

народе

и

так

заинтересовавшая

В.В. Андреева?

По

своей

форме

и

музыкальным

качествам

старинная

народная балалайка существенно

отличалась

от

современной.

Она

представляла

собой

«длинный

двухструнный

инструмент»,

имела

корпус

около

полутора

пядей

длины

(примерно

27

см.)

и

одной

пяди

ширины

(примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более

длинную».(Слайд№7)

Новая балалайка,

изготовленная

весной

1887

года

в

мастерской

петербургского

мастера

Франца

Станиславовича

Пасербского,(Слайд№8)

вошла

в

историю

русского

балалаечного

искусства

под

названием

"пятиладовой".

Но проходит пора шумного успеха и всплывает непонимание со стороны

столичной публики "чудака", играющего на мужицком инструменте.

С удвоенной энергией работает он над развитием своей исполнительской

техники, неустанно думает о дальнейшем улучшении инструмента. Мастер

Ф.С. Пасербский

делает

ему

концертную

балалайку,

на

этот

раз

с

двенадцатью

постоянными

ладами,

позволяющими

исполнять

более

виртуозные

пассажи

и,

что

о собенно

важно,

х р ом ат и ч е с к и е

последовательности и гаммы.

К

этому

времени

вокруг

В.В. Андреева

сплотился

круг

учеников

и

последователей его дела. Андреева уже не удовлетворяет звучание одной

балалайки. Он, стремясь возродить фольклорные традиции коллективного

музицирования на народных инструментах, создает "Кружок любителей игры

на

балалайке"

Именно

для

этого

ансамбля

в

1887

г.

Ф.С. Пасербский

изготовил

разновидности

балалайки:

пикколо,

альт,

бас,

контрабас(Слайд

№9), а в 1888 г. - дискант и тенор., первое выступление, которого состоялось

20 марта 1888 г. Этот день считается Днем рождения оркестра русских

народных инструментов. ( слайд №10)

В

конце

1896

года

Налимовым,

на

основе

вятской

балалайки,

была

изготовлена

первая

реконструированная

малая

домра,

кузов

которой

был

семиклёпочным. Следом за ней были изготовлены домры альт и бас. Каждая

домра имела свой порядковый номер на этикетке внутри кузова. Позже были

изготовлены

домры

тенор

и

контрабас —

на

этом

разработка

домрового

семейства была завершена.(слайды №12 и №13)

Ударные и шумовые инструменты.(слайд №13)

Невозможно представить русскую плясовую без ударных. Балалайки и

баяна – в оркестре маловато без бубна, ложек и многих других инструментов.

Многие инструменты, такие как тарелки, барабаны, литавры, бубен и т.д. –

стали уже общенациональными и входят в состав самых разнообразных

оркестров мира: симфонических, духовых, эстрадных и народных.

Но есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа,

рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из

них, такие как ложки, трещотки, бубенцы, узаконили свое место не только в

самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально.

Известно, что раньше в пылу плясового азарта в ход пускались не только

ложки, но и сковороды, тазы, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом

все, что может издавать звук. Также, среди домашней утвари устойчивою

музыкальную функцию – приобрели коса

и пила. В 19 – 20 веках ложки

широко

бытовали

в

хорах

песенников

и

ансамблях

русских

народных

инструментов.

В народе выдумщики и шутники изобрели свой ксилофон, более простой и

любопытный. Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с

вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и

небольшими

деревянными

молоточками

начинает

играть

на

них

веселые

плясовые

мелодии.

А

если

к

нему

присоединятся

другие

музыканты

с

подобного рода инструментами, эффект будет большой и неожиданный. Все

это в традициях русского скоморошества.

Люди

старшего

поколения,

наверное

помнят,

чем

были

вооружены

в

прежние

времена

деревенские

сторожа:

так

называемыми

колотушками.

Сторож ходил ночью по деревне и стучал в нее, давая всем понять, что он не

спит, честно трудиться, да и воров отпугивал. Вот именно по принципу

сторожевой колотушки и устроен ударный инструмент – кокошник.

Основой его служит деревянный каркас с двух сторон обтянутый кожей,

остальные 4 стенки сделаны из фанеры. В верхней части крепится ремешок с

шариком, в нижнюю вставляется ручка. Совершаю кистью колебательные

движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону, и

поочередно ударять по широким стенкам кокошника.

Трещотка – представляет собой связку деревянных пластинок, которые

при встряхивании они ударяются друг об друга и издают трескучие звуки.

Рубель как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа. В

прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во

влажном

состоянии

на

скалку

и

затем

утрамбовывали

продолжительное

время – рубелем.

Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского

народного оркестра. Это небольшой, продолговатый брусок, с небольшой

полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекают барабанными или

ксилофонными палочками.

Коробочкой подчеркивают отдельные ритмические точки, имитируют стук

каблуков или например цоканье копыт.

Гусли (Слайд №14)

История происхождения и развития гуслей очень интересна и заслуживает

внимания, как и сам инструмент. Наиболее распространёнными среди народа

были три типа гуслей: гусли звончатые, гусли-клавишные, хроматические

гусли. Несмотря на ряд отличий (количество струн, форма, дополнительные

приспособления), все три вида гуслей имеют одну основу. К сожалению, в

настоящее время в России очень мало мастерских, в которых делают гусли.

Однако интерес к этому замечательному инструменту растёт. Появляются

гусляры-сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как

игры на гуслях, так и пения под гусли.

Духовые

инструменты

занимают

особое

место

в

оркестре

народных

инструментов. Они помогают передать нотки грусти, печали и нежности, а

кроме

того

безудержного

веселья

и

радости

во

время

исполнения

м у з ы к а л ь н о г о

п р о и з в е д е н и я .

Духовые инструменты(слайд №15)

Группа духовых инструментов, входящая в оркестр, очень многочисленна,

состав

ее

меняется

в

зависимости

от

исполняемого

музыкального

произведения или зависит от этнической группы или народа, к которым

принадлежит оркестр.

Рожок

Рожок изготавливают из клена, березы или можжевельника. Звучит рожок

сильно, но мягко. Ансамблевые рожки имеют шесть отверстий. Верхнее -

расположено на оборотной стороне инструмента. Рожки часто вводятся в

состав крупных оркестров русских народных инструментов

Жалейка

Жалейка – это небольшая трубка из ивы или бузины, с одной стороны

воткнут пищик с одинарным язычком, на другую - надет раструб из бересты

или из коровьего рога. Имеется 3-7 отверстий. Есть и парные жалейки. На

парных жалейках исполняют одноголосные и двухголосные наигрыши.

Жалейку в основном использовали в качестве музыкального инструмента

пастухи. На ней играют как дуэтом, так и соло, а иногда исполняют в составе

о р к е с т р а

н а р о д н ы е

п е с н и ,

т а н ц ы ,

н а и г р ы ш и .

Флейта

Флейта

деревянный

духовой

музыкальный

инструмент.

К

группе

деревянных

инструментов

флейта

относится,

поскольку

изначально

эти

инструменты делали из дерева. У флейты звуки образуются рассеканием

п о т о к а

в о з д у х а

о б

г р а н ь .

Флейта может петь весело и беззаботно, нежно и сильно, мягко и серебристо.

Флейта

может

подражать

человеческому

голосу:

порой

ее

сравнивают

с

колоратурным сопрано. И название инструмента происходит от слова flatus

( л а т . ) ,

о б о з н а ч а ю щ е г о

д у н о в е н и е .

Свирель

Свирель - разновидность флейты с двумя не скрепленными друг с другом

стволами из клена, черемухи или ивы. В стволах вырезано или выжжено по

т р и

о т в е р с т и я :

д в а

с

о д н о й

с т о р о н ы ,

о д н о

-

с

д р у г о й .

Свирель может "петь" в два голоса. Звучание у нее нежное, негромкое.

На свирели играют в основном соло, исполняют народные песни

Гобой

Гобой — духовой деревянный музыкальный инструмент регистра "сопрано",

представляющий собой коническую трубку с клапанами и двойной тростью

(язычком).

Инструмент

обладает

несколько

гнусавым,

но

певучим

в

в е р х н е м

р е г и с т р е

-

р е з к и м )

т е м б р о м .

Гобой

используется

как

сольный

инструмент

в

составе

оркестра.

Волынка

В ол ы н ка

д у хо в о й

я з ы ч ко в ы й

м у з ы ка л ь н ы й

и н с т р у м е н т.

Волынка — это воздушный резервуар, который делается из телячьей или

козьей шкуры, снабженный трубкой для наполнения "мешка" воздухом, с

прикрепленными 1-3 язычковыми трубками, с помощью которых получается

п о л и ф о н и ч е с к о е

з в у ч а н и е .

Духовые инструменты без сомнения можно назвать душой любого оркестра.

Потому

что

они

способны

передать

звучанием

те

чувства

и

эмоции

человеческой души, которые композитор попытался вложить в написанное им

м у з ы к а л ь н о е

п р о и з в е д е н и е .

Баян и аккордеон.(слайд№19)

имеют огромную популярность и в наши дни, стал Христиан Бушман в

Западной

Европе

Берлине).

Звук

инструмента

извлекался

язычками

свободно проскакивающими через отверстие в рамке под давлением струи

воздуха вдыхаемой музыкантом. В 1822 году Бушман, приделав кожаный мех

к

своему

усовершенствованному

камертону

для

настройки

органов,

изобретает маленькую ручную гармонику и совершенствует её.А название

аккордеону дал в 1829 году в Вене мастер Кирилл Демиан, когда изготовил

вместе

с

сыновьями

Гвидо

и

Карлом

гармонику

с

аккордовым

аккомпаниментом

в

левой

руке.

С

той

поры

все

гармоники,

имевшие

аккордовый

аккомпанемент,

стали

называться

во

многих

странах

аккордеонами.

Появление

гармоник

в

России

датируется

началом

40-х

годов

XIX

в.

Привилегированные

слои

населения,

как

указывается

в

литературных

источниках, покупали ручные гармоники за границей, а через крепостных

слуг гармоники появились и стали популярными в деревнях. К середине XIX

в. кустарное производство гармоник получило широкое распространение в

Тульской, Новгородской, Вологодской и Вятской губерниях, а уже в 80-х

годах

данный

промысел

развился

в

Петербурге,

Тверской,

Волынской,

Московской,

Сибирской,

Ярославской,

Нижегородской,

Костромской,

Орловской губернияхСоздателем первой русской хроматической гармоники

был

русский

музыкант-самородок

тульский

рабочий-красильщик

Николай

Иванович Белобородов, который был страстным музыкантом-гармонистом и

в

течение

всей

своей

жизни

стремился

к

созданию

новой

гармоники

с

хроматическим строем. Наконец, в 1870 г. ему это удалось. При участии

Белобородова

тульскими

мастерами

было

изготовлено

20

хроматических

гармоник.

В начале XX века, особенно после революции, баяны стал выпускаться в

серийном производстве на специальных фабриках. Он приобрел массовое

распространение. Гармоники постепенно уходили в прошлое, а баян можно

было

увидеть

повсеместно:

на

свадьбах,

танцевальных

и

концертных

площадках, в клубах и прочих народных гуляньях. Обладавший большими

гармоническими

и

тембровыми

возможностями

баян

стал

незаменимым

аккомпанирующим инструментом, подобно роялю. Сравнительно легкий и

удобный для переноса, он был подобен маленькому оркестру, совмещавшему

возможности разных инструментов.

Аккордеон

-

это

одна

из

наиболее

совершенных

разновидностей

хроматической

гармоники

с

правой

клавиатурой

фортепьянного

типа

(диапазон

-

четыре

октавы).

А

в

других

странах

аккордеонами

принято

называть все ручные гармоники - и с клавишами, и с кнопочками.

Великорусский оркестр (слад№20) является единственным национальны

художественным

созданием,

ничего

не

позаимствовавшим

с

запада…,

представляет собой редкое исключение, как дело, выросшее на русской

почве,

созданное

русским

трудом

и

опирающееся

на

музыкальные

инструменты

русского

народа,

усовершенствованные

на

основе

принципов,

данных

самим

народом,

строго

сохранившие

свой

тип

и

присущие им особенности… это искусство во всех отношениях стало

доступным народу…»

В.В. Андреев



В раздел образования