Автор: Розанова Наталья Викторовна
Должность: педагог дрполнительного образования
Учебное заведение: МКУДО "ЦРТДиЮ"
Населённый пункт: п.г.т. Каменка, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: «Творческий потенциал обучающегося через духовно–нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
Раздел: дополнительное образование
Нравственность и творчество в системе образования личности
неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой
деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель
самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное
воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей
творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное
наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к
самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей. В
любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в
целом о творческой деятельности (не разводя понятия художественного,
интеллектуального или технического творчества), то в ней выделяется
интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь
творчеством, дети приобретают дополнительные знания о предмете своего
творчества, которые превращаются для них в инструменты деятельности.
Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют
осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и
действий, а сам процесс создания чего-то нового становится личностно
значимым. Здесь следует отметить также и то, что в творческом процессе
выделяют две стороны – эстетическую и рациональную, которые, в
принципе, отделить друг от друга невозможно. Ребенку изначально присуще
эмоциональнообразное восприятие действительности, а в дальнейшем он
переходит к рациональной деятельности и на этой основе происходит
развитие его творческих способностей.
Воспитывать обучающихся в духе гражданственности и патриотизма,
выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого
ученика, привлекать обучающихся к работе по возрождению, сохранению и
приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать
способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении,
чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации –
вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению
проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся объединения
«Краеведение».
Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и
гражданскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому
участию в решении проблем местного сообщества. Опираясь на комплексное
изучение родного края, краеведение способно выполнить задачу
формирования духовно-нравственной культуры обучающихся. Ведь оно
обладает большими воспитательными возможностями в формировании
патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное
окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как
«Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и
род», «мой дом».
Творческие работы, исследования, участие в конкурсах различного
уровня, игры, проектная деятельность способствуют воспитанию чувства
коллективизма, повышать культуру общения, познавательный интерес,
усвоению общепринятые норм поведения.
Первый блок - традиционные районные акции. Учитывая
необходимость разностороннего развития обучающихся мы ежегодно
участвуем в районных благотворительных акциях "Белый цветок" и
«Рождественское чудо детям!». Обучающиеся собственноручно изготовляют
цветы и открытки и передают их в храм «Казанской иконы Божией Матери».
Второй блок мероприятий, способствующих духовно-нравственному
воспитанию, - мероприятия для обучающихся ЦРТДЮ и объединения
«Краеведение» конкретно, посвященные памятным датам, государственным
праздникам, нашего посёлка и страны. Сложность их заключается в
необходимости тонкого, ненавязчивого введения моментов духовно-
нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию,
чувство патриотизма, уважение традиций своего народа.
Многие данные мероприятия проводятся традиционно в
образовательных учреждениях: это многочисленные концерты (День учителя,
День матери, 23 февраля, День Победы, Масленица, День посёлка, День
защиты детей и т.д.), Все они проводятся с обязательным участием родителей
и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.
Третьем блоке мероприятий - это участие в конкурсах различного
уровня но связанных с духовно-нравственным развитием. Учитывая
необходимость использования современных технологий и приобщения
обучающихся к исследовательской деятельности, мы ежегодно участвуем в
конкурсе «Краски жизни» по здоровому образу жизни. В прошлом году стали
лауреатами. Также принимали участие в областном фестивале-конкурсе
«Воронеж-город Сад». А еще мне хочется отметить что у объединения
«Краеведение» есть подшефный ветеран Великой Отечественной войны
Захарченко Мария Стефановна. Обучающиеся регулярно навещают ее.
И, четвертый блок мероприятий основан на одном из педагогических
принципов: сам педагог должен быть примером духовности и примером
высоконравственных дел.
Я, как педагог активно участвуют во всех мероприятиях, конкурсах,
фестивалях. Мастер-класс «Изготовление пасхальных сувениров», мастер-
класс и ярмарка Рождественских сувениров «Николин день. В ожидании
Рождества…», участие в ежегодной Покровской ярмарке, участие в областной
научно-практической конференции «Система дополнительного образования
Воронежской области: развитие детской одаренности в пространстве
современного образования» и многое другое.
Чтобы ребёнок был счастлив, ему нужна уверенность в себе,
осознание своей значимости и обязательно друзья! Это и дает наша
педагогическая деятельность каждому ребенку. И я верю, что моих учеников
ждет насыщенная, интересная жизнь. Они вырастут замечательными
людьми, истинными гражданами России!