Напоминание

«Творческий потенциал обучающегося через духовно–нравственное воспитание в системе дополнительного образования»


Автор: Розанова Наталья Викторовна
Должность: педагог дрполнительного образования
Учебное заведение: МКУДО "ЦРТДиЮ"
Населённый пункт: п.г.т. Каменка, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: «Творческий потенциал обучающегося через духовно–нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Нравственность и творчество в системе образования личности

неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой

деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель

самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное

воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей

творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное

наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к

самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей. В

любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в

целом о творческой деятельности (не разводя понятия художественного,

интеллектуального или технического творчества), то в ней выделяется

интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь

творчеством, дети приобретают дополнительные знания о предмете своего

творчества, которые превращаются для них в инструменты деятельности.

Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют

осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и

действий, а сам процесс создания чего-то нового становится личностно

значимым. Здесь следует отметить также и то, что в творческом процессе

выделяют две стороны – эстетическую и рациональную, которые, в

принципе, отделить друг от друга невозможно. Ребенку изначально присуще

эмоциональнообразное восприятие действительности, а в дальнейшем он

переходит к рациональной деятельности и на этой основе происходит

развитие его творческих способностей.

Воспитывать обучающихся в духе гражданственности и патриотизма,

выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого

ученика, привлекать обучающихся к работе по возрождению, сохранению и

приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать

способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении,

чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации –

вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению

проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся объединения

«Краеведение».

Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и

гражданскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому

участию в решении проблем местного сообщества. Опираясь на комплексное

изучение родного края, краеведение способно выполнить задачу

формирования духовно-нравственной культуры обучающихся. Ведь оно

обладает большими воспитательными возможностями в формировании

патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное

окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как

«Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и

род», «мой дом».

Творческие работы, исследования, участие в конкурсах различного

уровня, игры, проектная деятельность способствуют воспитанию чувства

коллективизма, повышать культуру общения, познавательный интерес,

усвоению общепринятые норм поведения.

Первый блок - традиционные районные акции. Учитывая

необходимость разностороннего развития обучающихся мы ежегодно

участвуем в районных благотворительных акциях "Белый цветок" и

«Рождественское чудо детям!». Обучающиеся собственноручно изготовляют

цветы и открытки и передают их в храм «Казанской иконы Божией Матери».

Второй блок мероприятий, способствующих духовно-нравственному

воспитанию, - мероприятия для обучающихся ЦРТДЮ и объединения

«Краеведение» конкретно, посвященные памятным датам, государственным

праздникам, нашего посёлка и страны. Сложность их заключается в

необходимости тонкого, ненавязчивого введения моментов духовно-

нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию,

чувство патриотизма, уважение традиций своего народа.

Многие данные мероприятия проводятся традиционно в

образовательных учреждениях: это многочисленные концерты (День учителя,

День матери, 23 февраля, День Победы, Масленица, День посёлка, День

защиты детей и т.д.), Все они проводятся с обязательным участием родителей

и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.

Третьем блоке мероприятий - это участие в конкурсах различного

уровня но связанных с духовно-нравственным развитием. Учитывая

необходимость использования современных технологий и приобщения

обучающихся к исследовательской деятельности, мы ежегодно участвуем в

конкурсе «Краски жизни» по здоровому образу жизни. В прошлом году стали

лауреатами. Также принимали участие в областном фестивале-конкурсе

«Воронеж-город Сад». А еще мне хочется отметить что у объединения

«Краеведение» есть подшефный ветеран Великой Отечественной войны

Захарченко Мария Стефановна. Обучающиеся регулярно навещают ее.

И, четвертый блок мероприятий основан на одном из педагогических

принципов: сам педагог должен быть примером духовности и примером

высоконравственных дел.

Я, как педагог активно участвуют во всех мероприятиях, конкурсах,

фестивалях. Мастер-класс «Изготовление пасхальных сувениров», мастер-

класс и ярмарка Рождественских сувениров «Николин день. В ожидании

Рождества…», участие в ежегодной Покровской ярмарке, участие в областной

научно-практической конференции «Система дополнительного образования

Воронежской области: развитие детской одаренности в пространстве

современного образования» и многое другое.

Чтобы ребёнок был счастлив, ему нужна уверенность в себе,

осознание своей значимости и обязательно друзья! Это и дает наша

педагогическая деятельность каждому ребенку. И я верю, что моих учеников

ждет насыщенная, интересная жизнь. Они вырастут замечательными

людьми, истинными гражданами России!



В раздел образования