Автор: Алексютина Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ "Центр содействия семейному устройству г. Лесозаводска"
Населённый пункт: город Лесозаводск, Приморский край
Наименование материала: Открытое мероприятие по духовно–нравственному воспитанию
Тема: Воспитательное мероприятие "Урок Мудрости"
Раздел: дополнительное образование
Краевое государственное казенное учреждение
«Центр содействия семейному устройству для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, г. Лесозаводска»
Воспитательное мероприятие
«Урок Мудрости»
Авторы:
Алексютина Т. А.
Ц е л ь : Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Сценарий
Слайд
Г З К .
На
протяжении
многих
столетий
люди
пытались
изобрести
вечный
двигатель, машину времени, эликсир молодости, лекарство от всех болезней. Ими двигало
желание противостоять природе, доказать свое превосходство над всем существующим,
совершить, казалось бы, невозможное. Часто они были очень близки к поставленной цели,
но что-то мешало этому….
Слайд
Планета Земля. Центральная часть России.
Исследовательская станция «Пегас» 2138 Год.
А в т о р .
За последние годы
мир претерпел множество изменений. Люди
больше
времени
стали
уделять
науке,
даже
у
детей
появился
интерес
к
изобретательству, тяга к открытиям.
Это
Алиса.
Алиса
-
мозговой
центр
юношеской
исследовательской
станции.
Она
очень
целеустремленный,
творческий
человек.
Алиса
мечтает
изобрести лекарство от всех болезней, с этой целью она собрала вокруг себя молодых
перспективных ученых. А еще у Алисы есть маленький секрет, о котором мы узнаем
чуть позже….
Аркаша. Считает себя одним из сильнейших ученых современности,
причем не без основания. Аркадий уверен, что машина времени - это не фантастика.
А л и с а .
Ну,
как
вчерашние
испытания?
Удачно?
Я
могу
тебе
чем-то
помочь, а то ты слишком хмурый?
А р к а д и й . Все дело в свечах внутреннего сгорания. Они не выдержали
напряжения и перегорели, в результате чего полетела часть микросхем.
А л и с а .
В
таком
случае,
может,
стоит
отказаться
от
этой
затеи,
и
попробовать что-то более реальное. Я тебе давно предлагала присоединиться к нам.
А р к а д и й . Нет, я не брошу дело на полпути! Я добьюсь своей цели! Я
сделаю возможным перемещение людей во времени, и человечество скажет мне спасибо.
Обо мне заговорят по всей планете, обо мне будут писать в газетах, узнавать на улице, и
приглашать работать в самые известные университеты мира!
А л и с а . Ты еще ничего не сделал, а уже столько амбиций. Не рано ли
корону примеряешь? Создается впечатление, что ты работаешь не ради открытия, а ради
признания?
А р к а д и й . Мне кажется, что каждый ученый должен знать цену своему
труду и не стесняться этого. Заслуженная слава никогда не помешает ученому достигать
своей цели.
А л и с а . Ничего подобного, я об этом даже не думаю! Знаешь, ты как тот
ученик, о котором мне рассказывал отец. Молодой человек пришёл однажды к мудрецу и
спросил: «Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?» Мудрец не удостоил его
ответом.
Повторив
свой
вопрос
несколько
раз
с
аналогичным
результатом,
юноша,
наконец, ушёл, чтобы вернуться на следующий день с тем же вопросом. Снова не получил
он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя вопрос: «Господин, что мне делать,
чтобы стать мудрым?»
Мудрец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошёл в воду, кивком
пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял его за
плечи, погрузил в воду и держал его там, невзирая на его попытки освободиться. Наконец
он его отпустил и, когда юноша восстановил дыхание, спросил: «Сын мой, когда ты был
под водой, чего ты желал больше всего?»
Юноша
ответил
без
колебаний:
«Воздуха!
Воздуха!
Я
хотел
воздуха!»
«А
не
предпочёл ли бы взамен него богатства, удовольствий, могущества или любви, сын мой?
Не думал ли ты о чём-нибудь из них?» — допытывался мудрец.
«Нет,
господин,
я
жаждал
воздуха
и
думал
лишь
о
воздухе»,
—
последовал
немедленный ответ.
«Итак, — сказал мудрец, — чтобы стать мудрым, ты должен так же сильно хотеть
мудрости, как только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за неё, отказываясь от всех
прочих целей жизни. Она должна быть единственным объектом твоего устремления денно
и
нощно.
Если
ты
будешь
стремиться
к
мудрости
с
таким
рвением,
сын
мой,
ты
обязательно станешь мудрым».
А р к а д и й . Нет, я работать над вашим проектом не буду. Я считаю эту
затею бессмысленной. Разве ты сама этого не видишь? Изобретешь ты лекарство от всех
болезней, а о последствиях ты думала?! Люди перестанут болеть, их численность на
планете превысит допустимую и начнется борьба за выживание, которая приведет к
войнам, а уж как уничтожать друг друга люди придумают, разве ты этого хочешь?
Входит Пашка медленно, на ходу читая книгу.
А в т о р .
Этот
вопрос
застал
Алису
врасплох.
Она
никогда
не
задумывалась
так
глубоко
над
последствиями
своего
изобретения.
Она
была
в
поиске заветной формулы, но может дело вовсе не в формуле, а в том, что, люди не
готовы к этому изобретению…
А
это
Павел.
Он
очень
жизнерадостный,
позитивный
человек.
Интересуется всем: проблемами создания животного без легких и жабр для жизни в
безвоздушном пространстве, полетами на Плутон, одним из первых побывал в городе
Жанглечуде и вообще он очень увлеченный человек, но от него обычно возникает
очень много проблем. В этот день он увлекся чтением …
А л и с а. Привет!
П а ш а . Привет? А что, я что-то пропустил?
А л и с а .
Можно
и
так
сказать,
просто
Аркадия
стали
посещать
эгоистичные мысли. А что у тебя в пакете, опять мама пирожков напекла, я их очень
люблю.
2
П а ш а .
Не
совсем.
Это
мое
новое
изобретение
–
отсеиватель
ультрафиолетовых лучей.
Подходит заинтересованный Аркадий.
А р к а д и й . А ты знаешь, что некомпетентность в нашем деле может
привести к катастрофам вселенского масштаба, не говоря уже о нашей маленькой планете.
А л и с а . Вот здесь я с тобой, совершенно согласна. Я за развитие науки, но
прогресс как следствие влечет за собой множество экологических проблем. И мы как
молодое поколение, должны об этом не забывать.
Ролик «Сохраним планету!»
П а ш а . А кто дал вам право усомниться в моих знаниях? Да вы на себя
посмотрите! Тоже мне вообразили из себя великих, а что сделали – то важного? Только
указывать можете, а сами ни на что не способны!
А р к а д и й . Не горячись, сейчас наговоришь много, потом жалеть будешь.
Лучше послушай, мой отец в детстве рассказал мне такую историю…"
Притча о темпераментном мальчике
Жил-был один очень темпераментный мальчик. И вот однажды его отец дал ему
мешочек с гвоздями и наказал, каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева,
вбивать один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой
неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в
столб
гвоздей
стало
уменьшаться.
Мальчик
понял,
что
легче
контролировать
свой
темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда мальчик ни разу не потерял
самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый
день, когда сыну удастся сдержаться, он может выдергивать из забора по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не
осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: "Ты неплохо
справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как
прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и
эти
дыры.
И
не
важно,
сколько
раз
после
этого
ты
извинишься
-
шрам
останется.
Словесный шрам такой же болезненный, как и физический."
А в т о р . Не смотря на то, что характеры у наших героев были разные и
ссоры в их компании не были редкостью, это были не просто ссоры, это споры в
которых рождалась истина. Истина о мире, о человеческих отношениях…
А вот и последняя из нашей четверки юных исследователей. Света, а друзья
называют ее просто Бублик. И вообще не понятно, каким образом она оказалась в
этой компании. Светлана не глупая девочка, но кроме науки ее интересовали еще
многие вещи…
С в е т а. Ребята, у меня новость! Завтра у нас соревнования в воздушных пузырях
на первенство школы, а наша команда от класса — это Саня и я.
П а ш а . А кто этот Саня?
С в е т а . Это мой друг!
А р к а ш а. У тебя друг?! Но ведь ты во всем ищешь выгоду! Летишь как сорока на
блестящее, а дружба требует усилий!
С в е т а. Ты плохо меня знаешь, я умею ценить дружбу по-настоящему!
Притча про светлячка
Солнце садилось. По полянке бежали зеленые волны, пропадая на горизонте.
Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он
вскарабкался
на
остатки
трухлявого
пенька,
чтобы
быть
повыше,
и
запел.
Это
был
светлячок - маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто
пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть
3
его вокальные данные были не ахти, он думал, что поет прекрасно, ведь у него всегда
было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Но
глупый светлячок не понимал, что это все не потому, что он пел задушевные песни о
красоте и был парнем "что надо", а лишь потому, что он обладал очень необычным
свойством: в отличие от всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым
огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как хорошо граненый бриллиант. А
бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком. Ведь у людей
тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным
светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы то не стало стать
его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвертый и т. д., а зачем -- никто не
знает, просто это престижно.
А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть
слов этой песни и не повторил бы ее дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он
прекрасную картину заката, красивое небо, зеленое море травы, слезы росы и любовь. Он
во всем видел любовь.
Закончив
песенку,
светлячок
заметил,
что
у
него
появился
слушатель:
белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.
Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию),
и постарался вложить в перелив своего попурри всю красоту, которую только мог. Но, к
его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но
решил все-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):
- Ну, как? - деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
- Красиво… - сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.
-
Какое
красивое
солнце,
будто
зрелая
вишня,
-
фальшивил
светлячок,
придумывая все новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть,
смотря в сторону остатков уходящего солнца.
Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям,
которые
наперебой
звали
его
к
себе,
чтобы
похвастаться
известным
гостем
-
бриллиантовым светлячком.
Светлячок пропадал среди лести и восхищений и лишь иногда прибегал на
полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих
похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.
Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок
постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды,
когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: "Чего вы тут
смотрите, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла".
Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то еще и сказал,
что слуха у него нет. В отчаянии побрел светлячок, куда глаза глядят. И прибрел, на свое
удивление, все на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошел к нему и
вздохнул. спросил:
- Что случилось? Я так по тебе соскучился.
- А разве ты не видишь?
- Нет, - честно ответил мальчик
- Ну, и ладно, - сказал светлячок.
- Расскажи мне, что ты видишь, - попросил мальчик.
- Что? - удивился светлячок. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы,
-
Ну,
спой
свою
песенку.
Мне
так
нравится
слушать,
как
ты
красиво
описываешь природу, небо, солнце, траву… Вот бы хоть разок взглянуть на это.
И только тут до светлячка дошло, что мальчик слепой и ему все равно, блестит
он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без
блеска. Он ему нужен!
- Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
4
- А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.
- Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.
С в е т а. Да брось Алиска этих мальчишек, пойдем посекретничаем. Как там
Пашка? Все молчит?
А л и с а . Ну да.
С в е т а. Ну а ты почему так ничего и не сказала?
А л и с а. Да ты что Бублик….
В это время Паша отходит в сторону
П а ш а .
Сколько
можно
таить
свои
чувства….
А
вдруг
она
не
ответит
мне
взаимностью, как в той грустной истории о соловье.
Завтра вечером Принц даёт бал, — шептал молодой Студент, — и моя милая тоже
приглашена. Она сказала мне, что если я принесу ей красную розу, то она будет танцевать
со мной до рассвета... Но в моём саду нет красной розы, и мне придётся сидеть в
одиночестве
Один Соловей понял и принял близко к сердцу страдания Студента.
— Дай мне красную розу! — воскликнул Соловей розовому кусту, — и я спою тебе
свою лучшую песню.
— Хм, если ты хочешь получить красную розу, молвил Розовый Куст, ты должен
петь, прижавшись грудью к моему шипу.
— Любовь — дороже Жизни! - воскликнул соловей
И вот, когда на небе засияла луна, Соловей прилетел к Розовому Кусту, сел к нему
на ветку и всю ночь пел, прижавшись грудью к шипу. Сначала он пел о том, как незаметно
возникает любовь в сердце мальчика и девочки. И, о чудо! На Розовом Кусте начала
распускаться великолепная Роза, прозрачная голубая, как лёгкий туман над рекой.
А Соловей пел о зарождении страсти в душе мужчины и девушки.
И лепестки Розы окрасились нежным румянцем, как лицо жениха, когда он впервые
целует губы своей невесты.
— Смотри! — воскликнул Куст. — Это настоящее чудо: Роза стала красной. Она
буквально светится, словно драгоценный камень!
Но Соловей ничего не ответил. Он лежал в высокой траве, а в сердце у него был
острый шип.
В полдень Студент распахнул окно и выглянул в сад.
— Ах, какое счастье! — воскликнул он, и, сорвал Розу.
Но девушка, бросив холодный взгляд на Красную Розу, сказала:
— Боюсь, я не смогу танцевать с тобой до рассвета, так как этот цветок не подходит
к моему новому платью.
— О, как вы неблагодарны! — с горечью сказал Студент и ... бросил Розу на
пыльную землю. Но в это время мимо проходили маленькие мальчик и девочка, взявшись
за руки.
— О! Посмотри, какая Волшебная Роза! — воскликнула девочка.
Мальчик поднял прекрасный цветок и задумчиво сказал:
— Удивительно, но мне кажется, что она как-то по-особенному Живая... — С этими
словами он подарил Розу девочке и, затаив дыхание, поцеловал её в щеку.
Девочка зарделась от смущения и тихо сказала:
— Спасибо, эта Роза так прекрасна, как песнь Соловья, который только что запел
вон в том саду. Ты слышишь?
ГЗК Не копите вашу любовь и не считайте ее. Не будьте скупым. Вы все потеряете.
Наоборот, позвольте вашей любви цвести, делитесь ею, раздавайте ее, пусть она растет.
Сегодня вечером Паша пригласит Алису в кафе и признается ей в любви. Мы не знаем, что
будет дальше, но уверенны, что все будет хорошо….
5
А л и с а . Ты поэтому опоздала?
С в е т а . Если бы. Причина другая. Меня задержали родители, говорят, что мы
здесь ерундой занимаемся. Постоянно от меня что-то требуют, чему-то учат, им всегда от
меня что-то надо. Никакой самостоятельности.
А л и с а . Но они ведь по-своему заботятся о тебе, беспокоятся, они тебя любят. А
что ты даешь им взамен?
С в е т а . А я что-то им должна?
А л и с а . Я знаю одну жизненную историю, может она тебя чему-то научит.
Притча про белый платок.
А сейчас, я попрошу вас закрыть глаза и слушать только мой голос. Представьте вот
такую картину:
Холодно.
Моросит
дождь.
Такое
ощущение,
что
весь
мир
и
природа
против
человека. Хорошо в такую погоду сидеть дома с кружкой горячего чая, но… наш герой
сидит на автобусной остановке, изредка пряча нос под воротник куртки. Он едет домой.
А ведь совсем недавно, каких-то пять лет назад он – будущий студент престижного
института уезжал в город из родного дома. Родители не хотели отпускать его так далеко,
но что тут поделаешь, сын стал взрослый…
Он приехал через полгода, у него уже тогда начались проблемы с деньгами –
кредиты, карточные долги. Денег не было, да и на горизонте поступлений не ожидалось.
Он приехал домой. Дома пахло детством: что-то между запахом маминых пирожков
и
цветущей
геранью
на
подоконнике.
Сын
сел
за
стол.
Мать
то
и
дело
постоянно
подкладывала ему в тарелку, бегала вокруг, периодически обнимала и спрашивала, как он
там, а отец просто сидел и смотрел на него…
Сын знал, где у родителей деньги. И когда родители вышли из дома, он открыл
верхнюю дверцу старенького комода и забрал все деньги, которые там лежали. Вскоре,
обняв родителей, наш герой вышел из дома и уехал обратно в город.
Он, конечно, расплатился со всеми долгами, но за этими долгами пошли другие и
другие… можно сказать, что парень совсем докатился… а дальше была тюрьма. Все эти
годы он вспоминал свой родной дом и родителей, которых он так обманул.
Когда наш герой был освобожден, он решил, что больше никогда не будет играть в
карты и ввязываться в авантюры. А главное, что он решил вернуться домой, но как, ведь
он так поступил со своими родителями. И тогда, он решил написать письмо: «…столько
времени прошло, даже не знаю, живы ли вы и простите ли вы меня. Через неделю, в
четверг, я буду в родной деревне и пройду мимо вашего дома. Если вы простите меня, то
повесьте на окно моей комнаты белый платок. Тогда я зайду, обниму вас…, а если нет, то
пройду мимо вашего дома и больше не буду вас беспокоить подобными письмами».
И вот та самая автобусная остановка, моросит дождь, наш герой садится в автобус.
Через несколько часов он был уже в своей деревне. Выйдя на улицу, где живут родители,
молодой человек, опустив голову, побрел по дороге. Перед глазами была только мокрая
земля и камни, но он не поднимал голову, для того, чтобы не разочароваться заранее. Когда
он дошел до дома и поднял голову..., что же он увидел?.. Нет, на окне не было белого
платка..., весь дом был завешан всем белым, что было: и простыни, и скатерти..., а на
крыльце стояли его родители.
Они простили его, ведь прощение – это главное и самое дорогое, что может
подарить человеку семья!
Для каждого из нас родители должны быть чем-то особенным, чем-то важным. Но
не все знают об этом и относятся ко всем действиям родителей как к само собой
разумеющемуся.
А р к а д и й . Прощение? Да! Все в этой жизни имеет цену!
А л и с а . Да что ты все цена, стоит, Ты только о деньгах, о выгоде думаешь, но
настоящую ценность имеют не деньги!
6
Ролик «Время»
Г З К . Представь, что существует банк, который каждое утро кладет на твой счет
86 400$.
Он не хранит ежедневный остаток.
Каждую ночь он приравнивает к нулю весь остаток, до последней копейки, который
ты не используешь в течение дня.
Что ты сделаешь?
Конечно, ты будешь снимать каждый день всё до последней копейки!!!!
ЗНАЙТЕ: у каждого из нас есть счёт в этом банке.
Его название Время!
Часовая стрелка продолжает описывать дугу. Достигни максимума за день.
Чтобы оценить по достоинству год, спроси об этом у студента, который потерял год
учёбы.
Чтобы понять ценность недели, спроси об этом у издателя еженедельного журнала.
Чтобы понять ценность часа, спроси об этом у влюбленных, которые ждут встречи.
Чтобы понять ценность минуты, спроси об этом у человека, опоздавшего на поезд.
Чтобы
понять
ценность
секунды,
спроси
об
этом
у
человека,
избежавшего
автокатастрофы.
Чтобы
понять
ценность
тысячной
доли
секунды,
спроси
об
этом
у
атлета,
выигравшего серебро на Олимпийских играх.
Цени по достоинству каждый момент, который ты живёшь, и предавай ему ещё
больше значимость, разделяя его с особенным человеком, настолько особенным, чтобы
посвятить ему своё время.
Вчера? Это история.
Завтра? Это тайна… поэтому существует только настоящее.
Еще помни, что время не будет ждать, поэтому цени по достоинству каждый
момент, которым ты располагаешь.
А л и с а . А вообще, Аркадий, ты прав! Я действительно занимаюсь не тем! Кому
это нужно? Я, глупая, вбила себе в голову, что могу спасти мир. Я даже не думала, что
могу навредить! Все я решила - бросаю эту затею!
С в е т а . Не может быть, чтобы столько сил было потрачено впустую. Ведь у тебя
же почти все готово!
А л и с а .
Да
ничего
у
меня
не
готово,
чтобы
все
получилось,
недостаточно
правильно рассчитанных формул и удачных опытов. Если это не нужно людям, то ничего
не получится!!!
А р к а д и й . Что с тобой? Где та сильная девчонка, которая всегда отстаивала
свое мнения и ни перед чем не пасовала! Хочу тебе сказать, что в нашем недавнем споре я
был не прав, я специально хотел тебя натолкнуть на эту мысль, заставить сомневаться,
ведь сомнения — это путь к истине!
Ролик «Не дай себя остановить!»
П а ш а .
Каждый из нас управляет миром. Может быть, делает это плохо.
Света. Камень на дороге управляет повозкой.
Аркаша. Ребёнок ещё говорить не умеет, а уже управляет родителями.
Алиса. Собака управляет хозяином, а кошка — собакой.
ГЗК. Все управляют всеми.
Не стыдно управлять миром, стыдно делать это плохо.
7