Автор: Григорьев Сергей Афанасьевич
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Якутский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Производная функции
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Якутский медицинский колледж»
«Согласовано»
Зам.директора по НМР:
____________
Ядреева Н.И.
«Утверждаю»
Зам. директора по УР:
____________
Иванова М.Н.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
По дисциплине «Математика»
Тема: «Производная. Дифференциал функции»
(для преподавателя)
Рассмотрено на заседании
ЦМК ОГСЭ
Протокол №__ от ___.___.2018г.
Председатель:______________
Подрясова С.Ф.
Составитель:
Преподаватель математики и информатики
Григорьев Сергей Афанасьевич
Якутск, 2018г.
Тема урока: Производная. Дифференциал функции
Вид занятия: ЛПЗ
Место проведения: аудитория №30
Продолжительность: 90 минут
Курс: 1
Образовательная цель:
Систематизация
знаний
по
нахождению
производной
и
дифференциала
функции по формулам дифференцирования.
Студент должен знать:
Правило нахождения производных, геометрический и механический смысл
производной,
достаточный
признак
возрастания
(убывания)
функции,
определение критических точек, определение точек максимума и минимума,
правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции.
Студент должен уметь:
Применять производную при исследовании функции, при решении задач по
биологии, физике и технике, при нахождении наибольшего и наименьшего
значения функции.
Формируемые компетенции:
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и
осуществлять повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной
деятельности.
Методическая цель:
Развитие
логического
мышления,
пространственного
воображения,
алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом
для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования
и самообразования.
Воспитательная цель:
Формирование умения анализировать проблему и планировать способы ее
решения,
развитие
навыков
самостоятельной
работы
с
дополнительной
литературой
и
развитие
наблюдательности,
формировать
чувство
ответственности,
уверенности
в
себе,
взаимовыручки,
самоконтроля,
собранности,
организованности.
Воспитывать
требовательность
к
себе,
внимание, четкость выполнения задания.
Внутридисциплинарные связи:
Предел
функции.
Неопределенный
интеграл.
Определенный
интеграл.
Приложения определенного интеграла к вычислению площади.
Междисциплинарные связи:
Информатика «Информационно-поисковые системы»
Оборудование и оформление: Таблица производных, проектор, компьютер,
экран, раздаточный материал.
Литература для студента:
Омельченко В.П., Курбатова Э.В. «Математика», Феникс, 2012г.
Литература для преподавателя:
Омельченко В.П., Курбатова Э.В. «Математика», Феникс, 2012г.
Гилярова М.Г. «Математика для медицинский колледжей», Феникс, 2015г.
Структура занятия
№
Содержание
Время
1
Вводная часть
Организационный
этап:
приветствие,
проверка
посещаемости, выявление подготовленности к занятию.
2 м
2
Основная часть
Актуализация
опорных
знаний:
о п р ед е л е н и е
производной функции в точке. Формулы нахождения
производной n-ой
степени.
Правило
нахождения
производных.
Таблица
производных.
Нахождения
производной сложной функции.
Значение
производной
в
медицине,
исторические
сведения.
Физкультминутка
Решение текстовых задач на нахождение производных
функций
30 м
3 м
30 м
3
Закрепление знаний умений
Самостоятельное решение примеров и оценка знаний
20 м
4
Подведение итога
Рефлексия и домашнее задание
5 м
Итого: 90 минут
Основы ориентированной деятельности
№ Этапы
Цель
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студента
1
Организацио
нный этап
Правильно
настроить
с т уд е н т о в
н а
занятие
Приветствие,
проверка
г о т о в н о с т и
к
занятию,
отметка
отсутствующих
(2 мин)
П о д г о т о в к а
к
занятию
2
Актуализаци
я
о п о р н ы х
знаний
Выявление
наличия
п о н и м а н и я
и
устойчивости
з н а н и й
с
применением
фронтального
опроса
Показ слайдов
Сформулируйте
определение
производной
функции в точке.
(8 мин)
Просматривают
слайдов
Дают
определение
производной
функции в точке.
3
Основная
часть
1.Теоретичес
кая часть
2.Из истории
математики
Повторение
теоретической
части,
дополнение
темы
историей
математики
Показ слайдов
Давайте распишем
формулы,
правила
и
т а б л и ц у
производных.
(15 мин)
Н е м н о г о
и з
истории
математики
(7 мин)
Просматривают
слайды
Расписывают
формулы,
вспоминают
основные
правила
дифференцирован
и я ,
з а п о л н я ю т
таблицу
производных.
4
Физкультмин
утка
Удержание
умственной
работоспособно
сти студентов на
занятии
Физкультминутка
« М ат е м ат и ка
в
движении»
Выполняют
упражнения
5
Основная
часть
3.Практическ
а я
ч а с т ь ,
решение
текстовых
з а д а ч
н а
вычисления
скорости
химической
Усвоение
материала темы
Показ слайдов
Решение
текстовых задач на
нахождение
производных
функций
вместе
с
преподавателем
(30 мин)
Просматривают
слайды
Решение
задач
с
выходом к доске
реакции,
построение
графиков
производной
функции,
определения
скорости
движущегося
тела.
6
Закрепление
знаний
умений
Контроль
усвоения
полученных
знаний,
самооценка
своей работы
Показ слайдов
Самостоятельное
решение примеров
п о
т е м е
производных
(15 мин)
Проверка
выполненной
работы
в
парах
и
выставления
соответствующей
оценки
(5 мин)
Просматривают
слайды
Самостоятельно
решают
задания,
обмениваются
с
соседями,
проверяют задания
п о
о т в е т а м ,
выставляют
оценки друг другу.
6
Подведение
итогов
Анализ
выполненной
работы
Показ слайдов
Таблица
усвоения
материала,
рефлексия
(5 мин)
Просматривают
слайды
Проводят
анализ
с в о е й
р а б о т ы ,
о т в е ч а ю т
н а
вопросы.
Приложение 1
Определение
производной
функции
в
точке: Если
отношение
f
(
x
)
−
f
(
x
0
)
x
−
x
0
имеет
предел
при
x → x
0
,
то
этот
предел
называется
производной функции в точке
x
0
и обозначается
f
I
(
x
0
)
.
Таким образом
f
I
(
x
0
)
=
lim
x → x
0
f
(
x
)
−
f
(
x
0
)
x
−
x
0
.
Формулы нахождения производной n-ой степени:
(
x
n
)
I
=
n
∗
x
n
−
1
(
1
x
n
)
I
=
−
n
x
n
+
1
Приложение 2
Основные правила дифференцирования:
1.
Производная
суммы
(разности)
нескольких
функций,
равна
сумме (разности) производных:
(
u± v
)
I
=
u
I
± v
I
2.
П р о и з в о д н а я
п р о и з в ед е н и я
д в у х
фу н к ц и й
р а в н а :
(
u± v
)
I
=
u
I
∗
v ±v
I
∗
u
3.
Постоянный
множитель
можно
выносить
за
з н а к
производной:
(
с
∗
u
)
I
=
с
∗
u
I
4.
Производная отношения равна:
(
u
v
)
I
=
u
I
∗
v
−
v
I
∗
u
v
2
5.
Производная
функции
от
сложной
функции
р а в н а :
y
=
f
(
u
)
, u
=
φ
(
x
)
;
dy
dx
=
f
I
(
u
)
∗
φ
I
(
x
)
Приложение 3
Механический смысл производных:
1.
Производная первого порядка – скорость.
2.
Производная второго порядка – ускорение.
Приложение 4
Таблица производных: производные элементарных функций
Функция
Производная
ln x
1
x
a
x
a
x
ln a
log
a
x
1
x ln a
e
x
e
x
sin x
cos x
cos x
−
sin x
tgx
1
cos
2
x
ctgx
−
1
sin
2
x
arcsin x
1
√
1
−
x
2
arccos x
−
1
√
1
−
x
2
arctg x
1
1
−
x
2
arcctg x
−
1
1
−
x
2