Автор: Хайновская Лариса Дмитриевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАОУ «Кожевниковская СОШ № 1»
Населённый пункт: с.Кожевниково, Кожевниковский район, Томская область
Наименование материала: Использование информационных технологий в работе педагога–психолога с одаренными детьми
Тема: Представление опыта работы
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 1»
Использование информационных технологий
в работе педагога-психолога с одаренными детьми
(представление опыта)
Хайновская Лариса Дмитриевна,
педагог-психолог
МАОУ «Кожевниковская СОШ № 1»
Свое
выступление
я
хочу
начать
словами
педагога-новатора
Марка
Поташника
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а
потому
недопустимо
в
школе
XXI
века
использовать
неэффективные,
устаревшие
технологии
воспитания,
изматывающие
и
ученика,
и
учителя,
требующие
больших
временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...». Современный человек,
чтобы
достичь
успеха,
должен
обладать самостоятельностью,
способностью
к
сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение
нового
типа
личности:
свободной,
творчески ориентированной,
открытой.
Активно
распространяющийся
процесс
информатизации образования
придает
воспитательной
работе особое значение.
В
решении
проблем
психолого-педагогического
сопровождения
учебно-
воспитательного
процесса,
реализации
деятельности
педагога-психолога
по
базовому
компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль играют
коммуникационные и информационные технологии.
Сегодня
трудно
представить
образовательное
учреждение
без
современного
информационного обеспечения и соответствующего психологического сопровождения. В
помощь психологам создано множество компьютерных программ и методик, каждая из
которых имеет свои достоинства и недостатки.
В
своей
работе
школьный
психолог
постоянно
сталкивается
с
обилием
информации:
книги,
методики,
практические
и
методические
пособия и
пр.
Все это
обычно хранится на полках в отдельных папках. Но, в конце концов, случается так, что
места для новой папки
уже не остается. В этом случае
удобно
иметь электронную
библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет
проблема с нехваткой места.
В индивидуальной коррекционной и развивающей работе школьным психологом
удобно применять компьютерные психологические программы. Можно установить такого
рода программы в комнате разгрузки (если таковая имеется), и все желающие смогут
воспользоваться ими для релаксации.
Особенно
велик
выбор
технологий
при
проведении
психологического
просвещения. Тут хорошо использовать такой вид работы как «электронная лекция» -
проекция материала на экран. Применение видео-фильмов в просветительской работе
психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать
на
родительских
собраниях,
семинарах
для
учителей,
уроках
психологии
и
пр.
с
последующим их обсуждением или без. В медиапрезентациях есть существенный плюс:
пропадает
необходимость
распечатки
и
ксерокопирования
наглядного
материала,
все
важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал
может
быть
красочно
оформлен,
в
него
могут
быть
вставлены
музыкальные
и
видеофрагменты.
2
Психологические паспорта детей (приложение 1) - это база данных, где содержится
вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это
очень
важная
часть
деятельности
школьного
психолога,
которая
относится
к
психологическому
сопровождению
обучающихся
-
особенно
тех,
кто
по
каким-либо
причинам попал в «группу риска». Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать
информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени.
Кроме
того,
неотъемлемой
частью
работы
любого
педагога-психолога
является
самообразование.
Представление
психолого-педагогического
опыта
отражает
профессиональную культуру психолога, его мастерство, компетентность. Это проявляется
в выборе собственной позиции в образовательном пространстве, соответствующей его
возможностям как специалиста и личности. И здесь использование ИТ тоже возможно: это
создание электронного портфолио или собственного сайта.
С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10-15 минут,
подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку
все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать,
например,
при
составлении
отчетов,
консультировании,
составлении
статистической
справки. В качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная
программа MS Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику. MS
Excel
-
это
одна
из
самых
распространѐнных
программ
среди
электронных
таблиц,
приложение
Windows,
предназначенное
для
хранения
в
табличной
форме
большого
количества
исходных
данных,
результатов
и,
главное,
связей
(математических
соотношений)
между
ними,
поэтому
при
изменении
исходных
данных
все
результаты автоматически пересчитываются.
Приложение
можно
использовать
и
как
простейшую базу данных (с операциями сортировки, выборки и пр.), создавать каталоги,
планы и графики. Освоение основных приѐмов работы по обработке числовых данных с
помощью
электронных
таблиц
MS
Excel
способствует
частичной
автоматизации
профессиональной деятельности педагога-психолога при работе с выбранной методикой,
создании аналитических и статистических отчѐтов.
В психодиагностике важным рычагом повышения объективности психологических
измерений,
снижения
уровня
громоздкости
обработки
психологической
информации
является
автоматизация
методик.
Электронная
система
тестирования
делает
психодиагностическую работу психолога более продуктивной.
Хочу поделиться с коллегами опытом работы со специализированным комплексом
компьютерных
психодиагностических
и
развивающих
программ
Effecton
Studio
«Психология в школе», который предназначен для эффективной работы психолога в
образовательных учреждениях и занимает ведущее место среди других компьютерных
методик.
Специализированный
комплекс
компьютерных
психодиагностических
и
развивающих
программ
Effecton
Studio
«Психология
в
школе»
предназначен
для
эффективной работы психолога в образовательных учреждениях.
Компьютерная
психодиагностика
предоставляет
психологу
целый
ряд
существенных преимуществ:
быстрое
получение
диагностических
результатов,
что
крайне
важно
при
консультировании;
освобождение от трудоемких рутинных операций, таких как инструктирование,
ведение протокола, обработка результатов;
повышение
точности
регистрации
результатов
и
устранение
неизбежных
ошибок обработки объемных тестов;
повышение уровня стандартизации обследования;
использование сложных алгоритмов обработки информации;
создание банка психологических данных;
3
наличие интеллектуального интерфейса, в частности возможность получения
справки, развернутого психодиагностического заключения;
удобство и компактность хранения психодиагностических результатов.
Программы
Effecton
Studio
удобны
в
использовании,
отвечают
потребностям
времени
по
изучению
когнитивных
процессов человека,
валидны
и
поддерживаются
разработчиками на хорошем техническом и методическом уровне.
Он
состоит
из
семи
тематических
разделов,
отражающих
основные
виды
психодиагностической работы школьного психолога:
1.
Познавательные процессы
2.
Личность
3.
Состояние
4.
Отношения
5.
Развивающие методики
6.
Профориентационные методики
7.
Анализ результатов психологических экспериментов
Комплекс содержит 43 программных пакета, включающих более 150 тестов и
развивающих упражнений. Часть из них – известные авторские стандартизированные
методики, такие, как Тест структуры интеллекта Амтхауэра, ШТУР, ШТОМ, Опросник
Шмишека, Личностный
факторный
опросник
Кеттелла,
Цветовой
тест
Люшера,
Личностный опросник Айзенка, Опросник для выявления агрессивности Басса-Дарки,
АСВ, Карта интересов Голомштока и многие другие.
Часть
из
них
являются
интеллектуальной
собственностью
разработчиков
комплекса, такие как пакеты «Ягуар» и «Зоопарк», которые не имеют аналогов, и дают
возможность
психологу
исследовать
такие
познавательные
процессы,
как
помехоустойчивость, переключаемость внимания, точность восприятия и т.д., от которых
подчас зависит успешность обучения.
Продуманный
подбор
методик
позволяет
мне
работать
со
всеми
участниками
образовательного
процесса
–
обучающимися
младшего,
подросткового,
юношеского
возраста, педагогами, родителями.
В любое время можно обратиться к базе данных, которая хранится в Менеджере
профилей и распечатать на принтере результаты исследования (например, для родителей
ребенка), что очень важно во время консультации.
Нельзя
не
сказать
еще
об
одной
очень
важной
отличительной
особенности
комплекса – наличии не только диагностических, но и развивающих методик, которые
помогут
эффективно
проводить
коррекционно-развивающую
работу.
Так,
например,
Тренажер «Комфорт» содержит не только эффективные упражнения, но и прекрасную
релаксирующую музыку, и замечательный интерфейс.
В
целом,
программы
Effecton
Studio
удобны
в
использовании,
отвечают
потребностям
времени
по
изучению
когнитивных
процессов
человека,
валидны
и
поддерживаются разработчиками на хорошем техническом и методическом уровне.
Эта
программа,
при
минимальных
затратах
времени
обеспечивает
надежной
информацией
о
тестируемом,
предоставляет
удобство
в
управлении
базами
данных,
обеспечивает
полную
автоматизацию
всех
этапов
индивидуальной
диагностики,
оказывает
помощь
в
составлении
психологического
заключения,
даѐт
возможность
выведения на печать текстовых интерпретаций.
Новизна
программы представляется
в
создании
среды
для
выявления
потенциальной одаренности учеников вне зависимости от их школьной успеваемости,
национальной принадлежности и социальной активности с использованием комплекса
компьютерных психодиагностических и развивающих программ Effecton.
В работе с одаренными детьми используем дополнительное образование, которое
представляет
собой
масштабный
образовательный
блок,
компенсирующий
удовлетворение
когнитивных,
коммуникативных
и
иных
потребностей
детей,
4
нереализованных
в
рамках
предметного
обучения
в
школе. Мы
стремимся
к
тому,
чтобы базовое
(основное)
и
дополнительное
образование
детей
могли
бы
стать
равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать
единое
образовательное
пространство,
необходимое
для
полноценного
личностного
развития обучающихся.
Этот комплекс дает также возможность проанализировать результаты проводимой
развивающей работы с одаренными детьми с применением методов матстатистики.
Таким
образом,
можно
с
уверенностью
говорить
о
том,
что
внедрение
в
образовательный
процесс
инновационных
технологий
является
актуальной
необходимостью в рамках перехода систему образования на качественно новый уровень.
5
Приложение 1.
Психологический паспорт детей
6
Приложение 2.
Примеры электронной обработки психодиагностических тестов
с помощью электронных таблиц MS Excel
7
Приложение 3.
Специализированный комплекс компьютерных психодиагностических и
развивающих программ Effecton Studio «Психология в школе»