Напоминание

Представление опыта работы


Автор: Хайновская Лариса Дмитриевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАОУ «Кожевниковская СОШ № 1»
Населённый пункт: с.Кожевниково, Кожевниковский район, Томская область
Наименование материала: Использование информационных технологий в работе педагога–психолога с одаренными детьми
Тема: Представление опыта работы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 1»

Использование информационных технологий

в работе педагога-психолога с одаренными детьми

(представление опыта)

Хайновская Лариса Дмитриевна,

педагог-психолог

МАОУ «Кожевниковская СОШ № 1»

Свое

выступление

я

хочу

начать

словами

педагога-новатора

Марка

Поташника

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а

потому

недопустимо

в

школе

XXI

века

использовать

неэффективные,

устаревшие

технологии

воспитания,

изматывающие

и

ученика,

и

учителя,

требующие

больших

временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...». Современный человек,

чтобы

достичь

успеха,

должен

обладать самостоятельностью,

способностью

к

сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение

нового

типа

личности:

свободной,

творчески ориентированной,

открытой.

Активно

распространяющийся

процесс

информатизации образования

придает

воспитательной

работе особое значение.

В

решении

проблем

психолого-педагогического

сопровождения

учебно-

воспитательного

процесса,

реализации

деятельности

педагога-психолога

по

базовому

компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль играют

коммуникационные и информационные технологии.

Сегодня

трудно

представить

образовательное

учреждение

без

современного

информационного обеспечения и соответствующего психологического сопровождения. В

помощь психологам создано множество компьютерных программ и методик, каждая из

которых имеет свои достоинства и недостатки.

В

своей

работе

школьный

психолог

постоянно

сталкивается

с

обилием

информации:

книги,

методики,

практические

и

методические

пособия и

пр.

Все это

обычно хранится на полках в отдельных папках. Но, в конце концов, случается так, что

места для новой папки

уже не остается. В этом случае

удобно

иметь электронную

библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет

проблема с нехваткой места.

В индивидуальной коррекционной и развивающей работе школьным психологом

удобно применять компьютерные психологические программы. Можно установить такого

рода программы в комнате разгрузки (если таковая имеется), и все желающие смогут

воспользоваться ими для релаксации.

Особенно

велик

выбор

технологий

при

проведении

психологического

просвещения. Тут хорошо использовать такой вид работы как «электронная лекция» -

проекция материала на экран. Применение видео-фильмов в просветительской работе

психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать

на

родительских

собраниях,

семинарах

для

учителей,

уроках

психологии

и

пр.

с

последующим их обсуждением или без. В медиапрезентациях есть существенный плюс:

пропадает

необходимость

распечатки

и

ксерокопирования

наглядного

материала,

все

важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал

может

быть

красочно

оформлен,

в

него

могут

быть

вставлены

музыкальные

и

видеофрагменты.

2

Психологические паспорта детей (приложение 1) - это база данных, где содержится

вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это

очень

важная

часть

деятельности

школьного

психолога,

которая

относится

к

психологическому

сопровождению

обучающихся

-

особенно

тех,

кто

по

каким-либо

причинам попал в «группу риска». Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать

информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени.

Кроме

того,

неотъемлемой

частью

работы

любого

педагога-психолога

является

самообразование.

Представление

психолого-педагогического

опыта

отражает

профессиональную культуру психолога, его мастерство, компетентность. Это проявляется

в выборе собственной позиции в образовательном пространстве, соответствующей его

возможностям как специалиста и личности. И здесь использование ИТ тоже возможно: это

создание электронного портфолио или собственного сайта.

С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10-15 минут,

подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку

все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать,

например,

при

составлении

отчетов,

консультировании,

составлении

статистической

справки. В качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная

программа MS Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику. MS

Excel

-

это

одна

из

самых

распространѐнных

программ

среди

электронных

таблиц,

приложение

Windows,

предназначенное

для

хранения

в

табличной

форме

большого

количества

исходных

данных,

результатов

и,

главное,

связей

(математических

соотношений)

между

ними,

поэтому

при

изменении

исходных

данных

все

результаты автоматически пересчитываются.

Приложение

можно

использовать

и

как

простейшую базу данных (с операциями сортировки, выборки и пр.), создавать каталоги,

планы и графики. Освоение основных приѐмов работы по обработке числовых данных с

помощью

электронных

таблиц

MS

Excel

способствует

частичной

автоматизации

профессиональной деятельности педагога-психолога при работе с выбранной методикой,

создании аналитических и статистических отчѐтов.

В психодиагностике важным рычагом повышения объективности психологических

измерений,

снижения

уровня

громоздкости

обработки

психологической

информации

является

автоматизация

методик.

Электронная

система

тестирования

делает

психодиагностическую работу психолога более продуктивной.

Хочу поделиться с коллегами опытом работы со специализированным комплексом

компьютерных

психодиагностических

и

развивающих

программ

Effecton

Studio

«Психология в школе», который предназначен для эффективной работы психолога в

образовательных учреждениях и занимает ведущее место среди других компьютерных

методик.

Специализированный

комплекс

компьютерных

психодиагностических

и

развивающих

программ

Effecton

Studio

«Психология

в

школе»

предназначен

для

эффективной работы психолога в образовательных учреждениях.

Компьютерная

психодиагностика

предоставляет

психологу

целый

ряд

существенных преимуществ:

быстрое

получение

диагностических

результатов,

что

крайне

важно

при

консультировании;

освобождение от трудоемких рутинных операций, таких как инструктирование,

ведение протокола, обработка результатов;

повышение

точности

регистрации

результатов

и

устранение

неизбежных

ошибок обработки объемных тестов;

повышение уровня стандартизации обследования;

использование сложных алгоритмов обработки информации;

создание банка психологических данных;

3

наличие интеллектуального интерфейса, в частности возможность получения

справки, развернутого психодиагностического заключения;

удобство и компактность хранения психодиагностических результатов.

Программы

Effecton

Studio

удобны

в

использовании,

отвечают

потребностям

времени

по

изучению

когнитивных

процессов человека,

валидны

и

поддерживаются

разработчиками на хорошем техническом и методическом уровне.

Он

состоит

из

семи

тематических

разделов,

отражающих

основные

виды

психодиагностической работы школьного психолога:

1.

Познавательные процессы

2.

Личность

3.

Состояние

4.

Отношения

5.

Развивающие методики

6.

Профориентационные методики

7.

Анализ результатов психологических экспериментов

Комплекс содержит 43 программных пакета, включающих более 150 тестов и

развивающих упражнений. Часть из них – известные авторские стандартизированные

методики, такие, как Тест структуры интеллекта Амтхауэра, ШТУР, ШТОМ, Опросник

Шмишека, Личностный

факторный

опросник

Кеттелла,

Цветовой

тест

Люшера,

Личностный опросник Айзенка, Опросник для выявления агрессивности Басса-Дарки,

АСВ, Карта интересов Голомштока и многие другие.

Часть

из

них

являются

интеллектуальной

собственностью

разработчиков

комплекса, такие как пакеты «Ягуар» и «Зоопарк», которые не имеют аналогов, и дают

возможность

психологу

исследовать

такие

познавательные

процессы,

как

помехоустойчивость, переключаемость внимания, точность восприятия и т.д., от которых

подчас зависит успешность обучения.

Продуманный

подбор

методик

позволяет

мне

работать

со

всеми

участниками

образовательного

процесса

обучающимися

младшего,

подросткового,

юношеского

возраста, педагогами, родителями.

В любое время можно обратиться к базе данных, которая хранится в Менеджере

профилей и распечатать на принтере результаты исследования (например, для родителей

ребенка), что очень важно во время консультации.

Нельзя

не

сказать

еще

об

одной

очень

важной

отличительной

особенности

комплекса – наличии не только диагностических, но и развивающих методик, которые

помогут

эффективно

проводить

коррекционно-развивающую

работу.

Так,

например,

Тренажер «Комфорт» содержит не только эффективные упражнения, но и прекрасную

релаксирующую музыку, и замечательный интерфейс.

В

целом,

программы

Effecton

Studio

удобны

в

использовании,

отвечают

потребностям

времени

по

изучению

когнитивных

процессов

человека,

валидны

и

поддерживаются разработчиками на хорошем техническом и методическом уровне.

Эта

программа,

при

минимальных

затратах

времени

обеспечивает

надежной

информацией

о

тестируемом,

предоставляет

удобство

в

управлении

базами

данных,

обеспечивает

полную

автоматизацию

всех

этапов

индивидуальной

диагностики,

оказывает

помощь

в

составлении

психологического

заключения,

даѐт

возможность

выведения на печать текстовых интерпретаций.

Новизна

программы представляется

в

создании

среды

для

выявления

потенциальной одаренности учеников вне зависимости от их школьной успеваемости,

национальной принадлежности и социальной активности с использованием комплекса

компьютерных психодиагностических и развивающих программ Effecton.

В работе с одаренными детьми используем дополнительное образование, которое

представляет

собой

масштабный

образовательный

блок,

компенсирующий

удовлетворение

когнитивных,

коммуникативных

и

иных

потребностей

детей,

4

нереализованных

в

рамках

предметного

обучения

в

школе. Мы

стремимся

к

тому,

чтобы базовое

(основное)

и

дополнительное

образование

детей

могли

бы

стать

равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать

единое

образовательное

пространство,

необходимое

для

полноценного

личностного

развития обучающихся.

Этот комплекс дает также возможность проанализировать результаты проводимой

развивающей работы с одаренными детьми с применением методов матстатистики.

Таким

образом,

можно

с

уверенностью

говорить

о

том,

что

внедрение

в

образовательный

процесс

инновационных

технологий

является

актуальной

необходимостью в рамках перехода систему образования на качественно новый уровень.

5

Приложение 1.

Психологический паспорт детей

6

Приложение 2.

Примеры электронной обработки психодиагностических тестов

с помощью электронных таблиц MS Excel

7

Приложение 3.

Специализированный комплекс компьютерных психодиагностических и

развивающих программ Effecton Studio «Психология в школе»



В раздел образования