Автор: Аристова Евгения Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал МБОУ Большеокуловская СШ– Поздняковская ОШ
Населённый пункт: с. Поздняково
Наименование материала: статья
Тема: Диктант как средство развития познавательной активности учащихся на уроке русского языка
Раздел: среднее образование
Диктант как средство познавательной активности учащихся на уроке русского языка.
В системе обучения орфографии диктант занимает особое место. Диктант - это
письменная работа, в процессе которой предназначенный для записи текст предварительно
прослушивается
учащимися
целиком
и
частями
записывается
ими
дословно
или
с
изменениями, обусловленными заданием учителя. В письме под диктовку более явственно
обнаруживается
конфликт
между
произношением
и
орфографической
записью.
Это
способствует выработке слуха, помогающего различить фонемы. Развитие у учащихся
умения соотносить фонему во всех ее проявлениях с одной и той же буквой и есть одна из
главных задач орфографии, так как недостаточно развитый фонематический слух является
причиной орфографических ошибок. Кроме того диктант активизирует внимание, которое
определяет скорость и точность образования твердых навыков правильного письма. Таким
образом,
в
условиях
реализации
ФГОС
диктант
имеет
большое
воспитательное
и
образовательное значение.
Диктанты мы различаем:
по назначению;
по структуре диктуемого текста ;
по восприятию учащимися диктуемого;
по характеру записи диктуемого:
1.
без изменения текста;
2.
с изменением диктуемого:
а). выборочный, б). свободный, в ). творческий, г). графический.
по некоторым особенностям в организации объяснения написанного:
1.
предупредительный;
2.
объяснительный;
3.
комментируемый в процессе письма;
4.
«проверяю себя».
Так, например, на начальных этапах изучения темы целесообразно проводить
диктанты обучающего характера и без изменения диктуемого текста. Затем практикуются
диктанты,
требующие
от
учащихся
большей
самостоятельности,
-
выборочный,
графический, диктанты с элементами занимательности.
Остановлюсь на некоторых видах диктанта, которые я использую в своей практике.
В 5-6 классах я практикую такой вид диктанта как подготовленный. Для его проведения
обычно беру текст из учебника с пометкой « диктант». Первый этап работы заключается
в том, что за несколько дней до его проведения учащимся указывается номер упражнения,
чтобы они устно объяснили написание
орфограмм в словах, подобрали проверочные
слова, подготовили вопросы, если они затрудняются в написании слов, продиктовали друг
другу дома этот текст. Следующий – предусматривает коллективное устное объяснение
слов из данного упражнения. И заключительный этап – это написание текста под диктовку.
Результаты такой работы обычно высоки. Ошибок бывает немного. Слова, в которых были
допущены ошибки, выписываются на доске и еще раз объясняются. Потом они могут быть
внесены в объяснительные или словарные диктанты.
В своей учебной деятельности использую также диктанты с изменением текста.
Это может быть любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по
заданию
учителя:
выбирается
указанный
материал,
изменяются
конструкции
продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания. К данному
виду работы условно относится выборочный, выборочно-распределительный, творческий,
свободный, восстановленный, диктант по аналогии. Такие диктанты учат школьников
распределять
внимание,
свободно
пользоваться
в
речи
изучаемыми
категориями,
закрепляют навыки правописания. Они не записываются дословно и требуют активной
умственной деятельности обучаемых, что помогает лучше понять и запомнить материал.
Почти
все
эти
диктанты
проводятся
по
связному
тексту.
Так
как
подражание
-
естественный
путь
усвоения
речи.
Текст
диктанта
должен
быть
понятен
учащимся,
интересен по содержанию и форме изложения, должен давать детям новую информацию
об окружающем мире, воспитывать школьников. Понимание текста обеспечивается не
только
его
содержанием,
но
и
соблюдением
норм
литературного
произношения
при
диктовке. Какая проводится работа перед диктантом? Готовясь к уроку, учитель должен
заранее разбить диктант на части, наметить все то, что необходимо выделить голосом,
паузами, ударением. Обязательно нужно прочитать выбранный отрывок вслух. Для того
чтобы ученик хорошо запомнил текст, нужно чередовать слушание с воспроизведением, то
есть следует рекомендовать учащимся проговаривание предложения до начала его записи.
При работе над диктантом с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном
времени, поэтому учитель должен диктовать такие диктанты несколько медленнее, чем
обычные.
Место каждого диктанта при изучении отдельной темы определяется
психологическими особенностями усвоения языка и характером той умственной работы,
которую производят учащиеся.
Так, например, выборочный диктант применяется на первом этапе закрепления
изучаемого материала. При выборочном диктанте необходимо анализировать текст до
записи,
опознавать
и
выделять
в
тексте
изучаемое
явление.
Выборочный
диктант
активизирует учащихся, тренирует их внимание, развивает языковое чутье. Научившись
опознавать изученное, школьники должны уметь объяснять записываемое. На этом этапе
проводятся
объяснительный,
предупредительный,
комментированный
диктанты.
Они
помогают усвоить образец рассуждения и сблизить во времени объяснение и написание,
готовя учащихся к самостоятельной работе. Освоив приемы работы, школьники должны
приобрести умение пользоваться этими приемами. На этом этапе проводится диктант с
обоснованием,
распределительный
и
выборочно
–
распределительный
диктанты.
Самостоятельность ученика увеличивается, потому что коллективная работа сменяется
индивидуальной,
темп
работы
убыстряется,
так
как
объяснение
вслух
заменяется
рассуждением про себя. В диктанте с обоснованием ученик делает объяснительную запись
самостоятельно. В распределительном диктанте ученик ничего не объясняет ни устно, ни
письменно,
но
он
вынужден
производить
анализ
до
записи.
Выборочно
–
распределительный, сменяющий распределительный, усложняет мыслительную работу
ученика, включает изучаемое в новые связи и закрепляет автоматизацию действий.
Но, чтобы умение закрепилось, нужно расширение полученных знаний, включение
их
в
творческую
деятельность.
Поэтому
необходим
творческий
диктант,
в
котором
предлагается выполнить определенное творческое задание по каждому предложению.
Свободный диктант еще больше увеличивает самостоятельность учащихся: они
работают уже не с отдельным предложением, а с целым отрывком.
Еще
большей
самостоятельности
требует
восстановленный
диктант,
где
приходится
воспроизводить
продиктованный
текст
по
определенным
выписанным
категориям,
которые хотя и помогают запоминать прослушанное, но не дают возможности запомнить
его
дословно.
В
результате
ученики
конструируют
текст
по
заново
выписанным
выражениям.
Как
правило,
при
сравнении
текста-
образца
с
восстановленным
оказывается, что границы отдельных предложений, а отчасти и абзацев не совпадают.
Диктант по аналогии требует распределения внимания ученика между формой и
содержанием
записываемого:
школьники
должны
следить
за
тем,
чтобы
сконструированный ими текст был по форме сходен с продиктованным или отличался от
него указанными учителем признаками, и в то же время создавать свой текст с новым
содержанием на совершенно новом материале. Умственная работа еще более усложняется,
и написания осознаются только в случае затруднений.
Проведение диктантов в системе обеспечивает усвоение теоретического
материала, выработку навыка правописания и постепенное наращивание активности и
самостоятельности учащихся. Место каждого диктанта при изучении отдельной темы
определяется
психологическими
особенностями
усвоения
языка
и
характером
той
умственной работы, которую производят учащиеся. Применение приведенных выше видов
диктантов
не
только
позволяет
создать
систему
работы,
обеспечивающую
выработку
пунктуационных и орфографических навыков, но и делает эту работу разнообразной и
привлекательной для учащихся. Такие диктанты развивают речь, мышление, память, так
как
они
требуют
запоминания
предложений,
отрывков
и
целых
текстов
для
их
последующего
переконструирования.
Они
помогают
организовать
самостоятельную
работу,
показать
практическую
значимость
изучаемого
материала,
развивают
познавательную активность и познавательный интерес учащихся.