Автор: Воробьева Галина Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ СОШ №11
Населённый пункт: с. Константиновское Петровского района Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Проектные технологии в школе"
Раздел: полное образование
Проектные технологии в школе.
Автор: Воробьева Г.В., учитель химии МКОУ СОШ №11 с. Константиновского Петровского
района Ставропольского края
Современное
общество
предъявляет
непростые
требования
к
личности
выпускника
школы.
Молодые люди должны обладать высокой мобильностью, т.к. каждые 5-6 лет на рынке труда
возникают новые профессии и технологии. Не случайно известный лозунг «Образование на всю
жизнь» в настоящее время можно заменить на лозунг «Образование через всю жизнь». Каждый
выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые
материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать
дополнительное образование.
Поэтому главная задача современного учителя
- научить школьника умению учиться.
Это
запрограммировано Федеральным Государственным Образовательным Стандартом
Современная
образовательная
программа,
направленная
на
формирование
у
школьников
Универсальных
Учебных
Действий
(УУД)
и
закрепленная
Федеральным
Государственным
Образовательным Стандартом (ФГОС) предполагает, прежде всего, получение ими способов
самостоятельного усвоения новых знаний.
Научиться получать знания, можно только в процессе реальной, практической деятельности.
Одним из таких методов является метод проектов. Это технология творческого, креативного
подхода к решению возникающих задач, в которой обучаемые становятся активными субъектами
образовательного процесса.
Зачем
современному
школьнику
необходимо
владеть
проектированием?
В
современном
мире
проектирование
все
шире
применяется
в
традиционных
сферах
человеческой
деятельности
таких,
как:
архитектура,
строительство,
машиностроение,
журналистика,
телевидение,
шоу-бизнес,
экология,
генетика.
Это
позволяет
говорить
о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход,
в с е о б щ и е
з а к о н о м е р н о с т и .
В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством
проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь
тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых
задач), рефлексия и анализ результатов. Все это - проектирование, которое помогает решать
различные проблемы, где бы они ни возникали, позволяет избежать ошибок, сделать выбор
с п о с о б а
р е ш е н и я
п р о б л е м ы
о п т и м а л ь н ы м .
Проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения в
различных
сферах
жизни,
профессиональной
деятельности.
Зачастую
человек,
владеющий
проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий. Целью современной школы является
обучение
проектированию
как
некоему
общеучебному
универсальному
(надпредметному)
умению.
Проектное
обучение
строится
на
принципах
личностно-ориентированного
развивающего
обучения.
Проектная
деятельность
может
быть
самого
различного
жанра:
от
обычного
реферата
и
нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с
последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы. Такой вид деятельности
позволяет
включать
в
процесс
работы
навыки
исследовательской
деятельности,
которые
способствуют
формированию
универсальных
учебных
действий.
Проектная
деятельность
осуществляется поэтапно:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения, планирование;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Форму работы над проектом выбирают в зависимости от уровня подготовленности учащихся
класса.
Форма продукта проектной деятельности зависит от поставленной проблемы.
Например, в 5 классах проектная деятельность может быть организована в течение одного - двух
уроков. Один из вариантов… Работая в группах, по определенному направлению, ребята могут
создать
модель
«Вселенной».
Этапы
работы:
постановка
проблемы,
сбор
и
обработка
информации,
составление
и
оформление
схемы
или
рисунка,
защита
и
анализ
полученных
результатов.
Итоговый
продукт
-
составление
кластера
по
теме
«Небесные
тела».
Положительный момент: охвачено большое количество информации, она систематизирована и
графически отображена, организована слаженная работа в группе. Полученную модель можно
дополнять в течение всей темы и использовать на обобщающем уроке.
Метод
проектов
всегда
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность
учащихся
-
индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного
отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.
Овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного про-
екта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности. Это
обусловлено
тем,
что метод
проектов
требует
значительных
ресурсных
зат рат
(времени, материалов, оборудования, информационных источников, и пр.).
Формирование специальных
умений
и
навыков
как
элементов
проектной
деятельности
целесообразно
проводить
и
в процессе
работы
над
проектом,
и
в
рамках
традиционных
занятий поэлементно. Например, умение делать устное сообщение формируется первоначально
как предметное умение, затем закрепляется и развивается на других предметах и становится
надпредметным (общеучебным), а затем при использовании на этапе презентации в учебных
проектах - универсальным.
Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач — формирование
универсальных учебных действий.
Универсальные
Учебные
Действия
-
это
«обобщенные
действия,
порождающие
широкую
ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению».
Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся
ряда универсальных учебных действий.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют активная
жизненная позиция, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ
жизни.
Формирование экологической культуры школьников достаточно актуальная тема в современном
мире, но в педагогике, она значима и необходима для организации практической работы детей.
В нашей школе этому вопросу уделяется большое внимание, в экологическую практическую и
проектную деятельность вовлечены обучающиеся всех классов. Не остаются равнодушными к
окружающей природе и обучающиеся 5 кл, они принимали участие в традиционных акциях
«Покормите птиц», «Живи родник», «Чистое село». В рамках ежегодной экологической акции
«Сохраним природу Ставрополья» в школе прошел «Всероссийский экологический урок», где
была поставлена злободневная проблема «Как избавиться от мусора?», одно из решений поделки
из вторсырья. Ребятам было предложено дать вторую жизнь ненужным вещам, тому, что мы
называем
бытовым «мусором», и принести изделие. В выставке приняли участие более 50
обучающихся. В ходе ее проведения был организован конкурс проектов на самую лучшую
поделку. Главное условие соревнования, поделка должна быть оригинальной и изготовлена из
вторсырья.
Самые активные оказались пятиклассники. На конкурс предложены проектные
работы из старых виниловых пластинок и газет, использованных СD – дисков и листов формата
А4,
пластиковых
бутылок,
одноразовых
вилок
и
ложек,
упаковочного
материала.
Выставка
поразила всех посетителей разнообразием работ, оригинальностью идей и креативом. Поделки,
набравшие наибольшее количество голосов представлены на Всероссийский конкурс «Лучшая
поделка из вторсырья». Боброва Софья стала призером Всероссийского конкурса. (слайды с
работами)
Так с маленькой проблемы может зародиться большой социально – значимый проект. За
последние
пять
лет
нашими
детьми
представлены
работы
на
краевых,
всероссийских
и
международных
конкурсах.
Ежегодно
многие
ребята
являются
призерами
и
победителями
муниципальных, краевых, всероссийских очных конференций.
Метод
проектов
обеспечивает
ученику
значимость
решения
учебных
задач,
увязывая
их
с
реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяет выработать свою жизненную позицию
в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего, то есть позволяет
формировать учебные личностные действия.
В
чем
феномен
проектирования,
почему
в
современном
обществе
необходимо
применять
п р о е к т н ы й
п о д х о д ,
р е ш а я
п р о б л е м ы ,
п р и н и м а я
р е ш е н и е ?
Метод
проектов
всегда
предполагает
решение
какой-то
проблемы. Современный
уровень
развития техники и технологий таков, что все взаимосвязано. Человек, принимающий решение,
вольно
или
невольно
промысливает
ту
или
иную
ситуацию,
просчитывает
экономическую
эффективность, добивается оптимальности соотношения затрат и результативности. Поэтому
дети, которые вовлечены в проектную деятельность более успешны и конкурентоспособны в
жизни. Многие наши выпускники участвовавшие в социальных школьных проектах учатся в
ведущих вузах страны, участвуют в более значимых Всероссийских проектах.
Можно проследить траекторию личного роста некоторых обучающихся нашей школы.
Чем раньше дети вовлечены в проектную деятельность, тем больших результатов они добьются
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к
школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях
чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой
свободы и, самое главное, приносят радость.