Напоминание

"Теоретические подходы к особенностям графомоторных навыков у дошкольников"


Автор: Шпак Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12 г.Куса
Населённый пункт: город Куса, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Теоретические подходы к особенностям графомоторных навыков у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Теоретические подходы к особенностям графомоторных навыков у

дошкольников

Графический навык - это разновидность сенсорных навыков, которая

представляет собой определенные привычные положения и координацию

движения руки во время письма, которые позволяют отображать звуки в

письменном написании и соединения букв между собой. Важность правильно

сформировать графический навык обусловлена тем, что именно он позволяет

писать

буквы

четко,

красиво,

разборчиво,

быстро.

Неправильно

и

несвоевременно

сформированный

графический

навык

создает

комплекс

трудностей в процессе письма, главными из которых являются небрежный,

неразборчивый почерк, а также медленный темп. Важным аспектом, который

необходимо

учитывать,

это

то,

что

скорректировать

неправильно

сформированный

графический

навык

не

только

трудно,

но

часто

и

невозможно.

Зрительно-слухо-моторная

координация

является

важнейшей

функцией, влияющей на процесс формирования и развития графо-моторных

навыков. На эту тесную взаимосвязь, начиная с середины XX века, указывали

такие исследователи, как Е.В. Гурьянов (1954), М.М. Безруких (1991), С.П.

Ефимова (1991), Е.В.Новикова(1998), Н.В. Новоторцева (2000), С.Е. Гаврина

(2001) и другие авторы [7;4;3].

В

ходе

исследования

процесса

образования

систем

связей

между

зрительным,

слуховым

и

двигательным

анализаторами

эти

специалисты

доказали,

что

сформированность

этих

систем

зависит

от

целого

ряда

врожденных и приобретенных способностей, навыков и умений и степени их

развития.

Это

такие

факторы,

как

зрительный

и

двигательный

контроль

(зрительно-моторная

координация);

навык

произвольного

изменения

направления

движения);

координация

движений

(умение

координировать

движения

звеньев

пишущей

руки;

пространственное

восприятие

(сформированность поля зрения – целостность, широта, разносторонность;

остроты

зрения;

глазомера);

пространственные

представления

(знания

«телесной схемы»; умение видеть графему и ее точное расположение; умение

анализировать предмет, его изображение: процессы соизмерения); чувство

ритма

(способности,

проявляющейся

при

воспроизведении

ритмически

организованных элементов временного ряда); «ручная умелость» (развитие

мелкой

моторики);

необходимый

объем

распределения

внимания

для

предотвращения

графических

ошибок

(антиципации,

персевераций)

(Р.Е.

Левина 1961); а также зрительное внимание.

Именно поэтому такие составляющие, как развитие общей и мелкой

моторики на хорошем уровне, серийная организация движений, развитие

пространственных

зрительных

представлений

и

зрительной

памяти

напрямую влияют на формирование и становление графомоторных навыков.

Эти утверждения позволяют определить ряд задач, поставленных перед

педагогами. Примерно треть всей площади двигательной проекции в коре

головного мозга занимает проекция кисти руки, которая располагается вблизи

от речевой моторной зоны. Это объясняет необходимость тренировать тонкие

движения

пальцев

рук,

которые

оказывают

также

большое

влияние

на

развитие

активной

речи

ребенка.

Таким

образом,

среди

основных

задач

психолого-педагогической

и

коррекционно-развивающей

задачей

является

развитие ручной умелости, мелкой моторики пальцев, развитие зрительной

памяти и представлений.

Такой подход должен осуществляться не только в виде коррекционной

работы, где идет речь о задержке и отставании моторного компонента речи

ребенка, но и в виде стимулирующих и развивающих занятий у тех детей, где

развитие речи идет своевременно.

В

частности

М.М.

Кольцова

и

ряд

исследователей

предлагает

рассматривать

кисть

руки

в

качестве

органа

речи,

подобный

артикуляционному

аппарату,

который

также

можно

считать

еще

одной

речевой зоной мозга.

Исследования также позволили сделать заключение, что если развитие

движений пальцев соответствует возрасту (то есть соответствует норме), то и

развитие речи тоже в находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев

отстает, то имеет смысл говорить об отставании в развитии, хотя общая

моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Говоря

о

тонкой

моторике

необходимо

подчеркнуть,

что

это

двигательная

деятельность,

которая

обуславливается

скоординированной

работой мелких мышц руки и глаза.

Возраст старших дошкольников, то есть 6-7 лет является особенно

сенситивным для развития кисти руки. Поэтому именно в этом возрасте, при

помощи

организации

различных

видов

деятельности,

систематически

применяя

разнообразные

тренировочные

упражнения,

можно

достичь

хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук, что необходимо

для дальнейшей подготовки ребенка к школьному обучению.

Некоторые

специалисты,

как,

например,

Н.Г.

Агаркова,

разделяют

понятия

«графический»

и

«каллиграфический»

навыки.

Н.Г.

Аграркова

связывает это с тем, что понятие «каллиграфический» не отражает всей

сущности и содержания графического письма, а характеризует только его

внешнее

качество.

«Графический»

навык

как

понятие

отражает

все

содержание графики, как раздела лингвистики.

Таким образом, можно сделать вывод, что «каллиграфия» - это просто

искусство красиво писать, то есть обладать четким и устойчивым почерком с

той или иной долей его стилизации. «Графический» навык более объемное

понятие, которое означает как автоматизированный способ дифференцировки

и

перекодирования

фонем,

то

есть

звуков

в

их

графический

образ

в

графическое изображение их при помощи букв, начертание их на плоскости,

но также и осознание воспроизводимых буквенных комплексов, то есть слов.

Графический

навык

по

своей

сути

является

навыком

передачи

и

фиксации звучащей речи при помощи письменных графических знаков, то

есть букв. То есть это техника деятельности и процесса письма как действия

и

как

действие

он,

конечно,

имеет

общую

природу

с

остальными

двигательными навыками.

Для того, чтобы правильно, разборчиво и красиво писать, к тому же

еще и с хорошей скоростью, что очень важно для подготовки к школе,

необходимо формировать графические навыки. Тогда, при сформированных

навыках, рука ребенка пишет быстро, связно, совершая при этом ритмичные

слаженные колебания при помощи вращательных движений предплечий по

направлению к корпусу.

Напротив,

неправильно

сформированные

графические

навыки

обуславливают

возникновение

трудностей,

которые

мешают

ребенку

в

процессе дальнейшей учебной деятельности. А это не только небрежный и

неразборчивый почерк, но и медленный темп письма.

В процессе формирования графических навыков могут возникнуть и

дополнительные

трудности,

которые

обусловлены

особенностями

физического

развития

дошкольника.

У

ребенка

старшего

дошкольного

возраста,

то

есть

в

возрасте

6-7

лет,

еще

не

закончено

окончательное

формирование

костей

кисти

руки,

еще

не

до

конца

происходит

процесс

окостенения фаланг пальцев, пястья и запястья. Проблемы также возникают и

на

фоне

несовершенства

нервной

регуляции

движений,

довольно

низкой

выносливости

к

статическим

нагрузкам

у

ребенка

а

это

непременная

составляющая процесса письма. У многих дошкольников еще не закончен

процесс

формирования

механизмов

пространственного

восприятия

и

зрительной

памяти,

зрительно-моторной

координации

и

звуко-буквенного

анализа.

Но,

хотя

графические

навыки.

Как

было

указано

выше,

и

имеют

отношение

к

остальным

двигательным

навыкам,

природа

их

все-таки

несколько отличается. Особенность этих навыков состоит в том, что в самом

начале

процесса

их

формирования

происходит

ассоциация

двигательного

образа с определенным смысловым значением буквы, а также и совокупности

букв,

которые

необходимо

изобразить.

Таким

образом,

процесс

формирования

графических

навыков

зависит,

с

одной

стороны,

от

закономерностей

формирования

двигательных,

а

с

другой

от

речевых

интеллектуальных действий.

Формирование графического навыка требует определенной готовности

к

обучению,

и

каждый

отдельный

навык

зависит

от

подготовки

своих

специфических

сфер

деятельности.

Функционал

графомоторных

навыков

состоит из серийной организации движений, навыков зрительной памяти,

зрительно-пространственной координации и моторики движений.

Что

касается

дизартрии,

то

в

этом

случае

необходимо

выявить

особенности графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с этой

особенностью развития с тем, чтобы грамотно сформировать весь процесс

обучения. Именно это будет способствовать сглаживанию дефекта дизартрии

и дальнейшему формированию полноценной личности ребенка.

Список использованной литературы

1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф.

Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.

2. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия / Л. И.

Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. —

287 с.

3. Буцикина Т. П., Вартапетова Г. М. Развитие общей и мелкой

моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших

школьников./ Т. П. Буцикина, Г. М. Вартапетова // Логопед. – 2005. - № 3. –

С.84–94.

4. Илюхина В. А. Особенности формирования графических навыков и

анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Логопед. – 2008. – № 8. – С. 16–

19.

5. Ханафина Г. Р., Иванова А. С. Выявление у дошкольников с

дизартрией нарушений графомоторных навыков // Молодой ученый. – 2016. –

№23. – С. 525-527.

6.Заводнова Н.В.Развитие логики и речи у детей. Игры и

упражнения / Н.В. Заводнова. Ростов н/Д., 2006.

7.Киселева В. Ваш ребенок не говорит? : домашние занятия с

детьми 6-го года жизни. М.,2009.



В раздел образования