Автор: Газиева Алсу Зуфаровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Школа№54"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Личностно–ориентированная модель обучения английскому языку на основе технологии развития критического мышления
Раздел: среднее образование
Личностно-ориентированная модель обучения английскому языку на основе технологии
развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и
личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к
стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Критическое мышление-
это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать
независимые продуманные решения.
ЦЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА
ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В настоящее время приоритетной целью обучения ИЯ в общеобразовательной школе является
овладение коммуникативной компетенцией (т.е. практическое овладение иностранным языком).
Целью данной модели обучения является развитие критического мышления учащихся в
процессе практического овладения иностранным языком.
Цель педагогического действия: обеспечить сознательное выполнение самостоятельной работы
учащихся. Построение модели педагогических действий по уровням самостоятельной работы
учащихся схематично можно представить следующим образом:
ЗАДАЧИ ДАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
1.
Создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных
ситуациях.
2.
Организация практики по формированию ориентировочной основы действий (ООД).
3.
Развитие навыков самостоятельной работы
4.
Развитие у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных
упражнений в индивидуальном режиме.
5.
Развитие творческих способностей учащихся посредством критического мышления.
Технология действий:
1.
Разрабатывается модульная программа, которая начинается с формулировки комплексной
дидактической цели (КДЦ). КДЦ распадается на цели дидактическую (цель большого
учебного раздела) и цель на перспективу(использование этого учебного содержания в
перспективе). Дается название программе (тема урока-модуля).
2.
Выделяется содержание модулей, то есть КДЦ распадается на интегрирующие
дидактические цели.
3.
Выделяются частные дидактические цели модуля.
4.
Обозначаются этапы разработки структуры проекта и проведения его.
5.
Организуются группы для обучения в сотрудничестве (сообща).
Определение критериев успешности.
Цель данной педагогической модели будет достигнута при соблюдении следующих
условий:
А.
1. Диагностика учебных возможностей учеников.
2. Диагностика познавательных интересов.
3. Соответствие содержания возможностям и склонностям учеников.
В.
1. Сформированность у учеников мотивов учения.
2. Наличие необходимого уровня знаний и специальных умений.
С.
1. Использование учителем целостной системы средств поддержки мотивации учения.
2. Использование разработанной системы получения обратной информации о ходе
усвоения знаний (рефлексия).
3. Наличие системы оценки и анализа результатов процесса обучения.
4. Наличие разработанной методики рефлексии.
5. Уровневый подход к содержанию, темпу, оценке знаний учащихся.
Каков результат?
Для ученика:
1. Ученик овладевает навыками самостоятельной работы.
2. Осуществляется индивидуализация и дифференциация по темпу, технологии,
содержанию учебного материала, контролю, самоконтролю.
3. Обеспечивается возможность усвоить стандарт образования.
4. Самостоятельная деятельность ученика в условиях выбора способствует максимальному
саморазвитию и адекватной (критической) оценки своего субъективного опыта.
5. Ученику предоставляется возможность для самореализации
Для учителя:
1. Учитель имеет возможность для саморазвития.
2. Меняется подготовка учителя к уроку.
3. Меняется роль учителя в учебном процессе; он –
•
мотивирует;
•
организует;
•
консультирует;
•
контролирует.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может
быть раскрыта через следующие показатели:
•
оценка деятельности (Где ошибка?);
•
диагноз (В чем причина?);
•
самоконтроль (Каковы результаты?);
•
критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы );
•
прогноз (Постройте прогноз).
Базовая модель построения уроков в технологии развития критического мышления.
Дидактический цикл урока (или блока уроков) состоит в данной технологии из трех
взаимосвязанных частей или этапов: вызов – осмысление – рефлексия (размышление).
Технология КМ предлагает определенные методы и стратегии, объединяющие приемы
учебной работы по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждого этапа
занятия. Как видно из приведенной ниже таблицы, для каждого этапа свои методы и
приемы. Каждый же прием и стратегия в критическом мышлении имеют своей целью
раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым
этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, сознание вновь
приобретенной информации. Представим модель построения уроков в технологии
развития критического мышления в виде таблицы:
Продуктивное чтение информационных и художественных текстов способствует развитию
информационной культуры школьников, учит их работать с различного рода информацией.
Учитель приобретает новую для учебного процесса роль – организатора самостоятельной
учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него
появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения.