Напоминание

Личностно–ориентированная модель обучения английскому языку на основе технологии развития критического мышления


Автор: Газиева Алсу Зуфаровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Школа№54"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Личностно–ориентированная модель обучения английскому языку на основе технологии развития критического мышления
Раздел: среднее образование





Назад




Личностно-ориентированная модель обучения английскому языку на основе технологии

развития критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и

личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к

стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Критическое мышление-

это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать

независимые продуманные решения.

ЦЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА

ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В настоящее время приоритетной целью обучения ИЯ в общеобразовательной школе является

овладение коммуникативной компетенцией (т.е. практическое овладение иностранным языком).

Целью данной модели обучения является развитие критического мышления учащихся в

процессе практического овладения иностранным языком.

Цель педагогического действия: обеспечить сознательное выполнение самостоятельной работы

учащихся. Построение модели педагогических действий по уровням самостоятельной работы

учащихся схематично можно представить следующим образом:

ЗАДАЧИ ДАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

1.

Создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных

ситуациях.

2.

Организация практики по формированию ориентировочной основы действий (ООД).

3.

Развитие навыков самостоятельной работы

4.

Развитие у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных

упражнений в индивидуальном режиме.

5.

Развитие творческих способностей учащихся посредством критического мышления.

Технология действий:

1.

Разрабатывается модульная программа, которая начинается с формулировки комплексной

дидактической цели (КДЦ). КДЦ распадается на цели дидактическую (цель большого

учебного раздела) и цель на перспективу(использование этого учебного содержания в

перспективе). Дается название программе (тема урока-модуля).

2.

Выделяется содержание модулей, то есть КДЦ распадается на интегрирующие

дидактические цели.

3.

Выделяются частные дидактические цели модуля.

4.

Обозначаются этапы разработки структуры проекта и проведения его.

5.

Организуются группы для обучения в сотрудничестве (сообща).

Определение критериев успешности.

Цель данной педагогической модели будет достигнута при соблюдении следующих

условий:

А.

1. Диагностика учебных возможностей учеников.

2. Диагностика познавательных интересов.

3. Соответствие содержания возможностям и склонностям учеников.

В.

1. Сформированность у учеников мотивов учения.

2. Наличие необходимого уровня знаний и специальных умений.

С.

1. Использование учителем целостной системы средств поддержки мотивации учения.

2. Использование разработанной системы получения обратной информации о ходе

усвоения знаний (рефлексия).

3. Наличие системы оценки и анализа результатов процесса обучения.

4. Наличие разработанной методики рефлексии.

5. Уровневый подход к содержанию, темпу, оценке знаний учащихся.

Каков результат?

Для ученика:

1. Ученик овладевает навыками самостоятельной работы.

2. Осуществляется индивидуализация и дифференциация по темпу, технологии,

содержанию учебного материала, контролю, самоконтролю.

3. Обеспечивается возможность усвоить стандарт образования.

4. Самостоятельная деятельность ученика в условиях выбора способствует максимальному

саморазвитию и адекватной (критической) оценки своего субъективного опыта.

5. Ученику предоставляется возможность для самореализации

Для учителя:

1. Учитель имеет возможность для саморазвития.

2. Меняется подготовка учителя к уроку.

3. Меняется роль учителя в учебном процессе; он –

мотивирует;

организует;

консультирует;

контролирует.

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может

быть раскрыта через следующие показатели:

оценка деятельности (Где ошибка?);

диагноз (В чем причина?);

самоконтроль (Каковы результаты?);

критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы );

прогноз (Постройте прогноз).

Базовая модель построения уроков в технологии развития критического мышления.

Дидактический цикл урока (или блока уроков) состоит в данной технологии из трех

взаимосвязанных частей или этапов: вызов – осмысление – рефлексия (размышление).

Технология КМ предлагает определенные методы и стратегии, объединяющие приемы

учебной работы по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждого этапа

занятия. Как видно из приведенной ниже таблицы, для каждого этапа свои методы и

приемы. Каждый же прием и стратегия в критическом мышлении имеют своей целью

раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым

этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, сознание вновь

приобретенной информации. Представим модель построения уроков в технологии

развития критического мышления в виде таблицы:

Продуктивное чтение информационных и художественных текстов способствует развитию

информационной культуры школьников, учит их работать с различного рода информацией.

Учитель приобретает новую для учебного процесса роль – организатора самостоятельной

учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него

появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения.



В раздел образования