Автор: Трошкина Ольга Ивановна
Должность: методист научно–методического центра
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г. Норильск Красноярского края
Наименование материала: Словарик юного исследователя
Тема: Терминология научно–исследовательской технологии
Раздел: дополнительное образование
Словарь исследователя
Аспект (лат. aspectus — вид, взгляд) — точка зрения, с позиции которой
рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия,
явления.
Апробация (лат. approbatio) — одобрение, утверждение, основанное на
проверке, испытании. Аргумент (лат. argumentum) — суждение или
совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого
суждения (концепции, теории); основание доказательства.
Гипотеза (греч. hypothesis — основание, предположение) — научно
обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо
явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того,
чтобы стать достоверной научной теорией.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — вывод, рассуждение от «общего» к
«частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или
просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием —
следствия из посылок, теоремы.
Индукция (лат. inductio — наведение) — вывод, рассуждение от «частного»
к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.
Ключевое слово — слово или словосочетание, наиболее полно и
специфично характеризующее содержание текста или его части.
Контекст (лат. contextus — соединение, связь) — относительно
законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно
определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.
Концепция (лат. conceptio — понимание, система) — система взглядов на
что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-
либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов
деятельности.
Методология научного познания — учение о принципах, формах и
способах научно-исследовательской деятельности.
Обзор — документ, текст, содержащий систематизированные научные
данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа
первоисточников.
Объект исследования — процесс или явление, порождающее проблемную
ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования — то, что находится в границах объекта
исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Принцип (лат. principium — начало, основание) — основное, исходное
положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема (греч. problema— задача, задание)— теоретический или
практический вопрос, требующий разрешения.
Тезаурус (греч. thesaurus — сокровище) — словарь, в котором максимально
полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.
Тезис (греч. thesis — положение, утверждение) — утверждение, требующее
доказательства; более широко — любое утверждение в споре или в
изложении некоторой теории.
Теория (греч. theoria — рассмотрение, исследование) — система основных
идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая
целостное представление о закономерностях и существенных связях
действительности.
Факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — событие, результат;
знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие
эмпирическое знание.