Напоминание

Терминология научно–исследовательской технологии


Автор: Трошкина Ольга Ивановна
Должность: методист научно–методического центра
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г. Норильск Красноярского края
Наименование материала: Словарик юного исследователя
Тема: Терминология научно–исследовательской технологии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Словарь исследователя

Аспект (лат. aspectus — вид, взгляд) — точка зрения, с позиции которой

рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия,

явления.

Апробация (лат. approbatio) — одобрение, утверждение, основанное на

проверке, испытании. Аргумент (лат. argumentum) — суждение или

совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого

суждения (концепции, теории); основание доказательства.

Гипотеза (греч. hypothesis — основание, предположение) — научно

обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо

явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того,

чтобы стать достоверной научной теорией.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — вывод, рассуждение от «общего» к

«частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или

просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием —

следствия из посылок, теоремы.

Индукция (лат. inductio — наведение) — вывод, рассуждение от «частного»

к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.

Ключевое слово — слово или словосочетание, наиболее полно и

специфично характеризующее содержание текста или его части.

Контекст (лат. contextus — соединение, связь) — относительно

законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно

определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.

Концепция (лат. conceptio — понимание, система) — система взглядов на

что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-

либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов

деятельности.

Методология научного познания — учение о принципах, формах и

способах научно-исследовательской деятельности.

Обзор — документ, текст, содержащий систематизированные научные

данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа

первоисточников.

Объект исследования — процесс или явление, порождающее проблемную

ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования — то, что находится в границах объекта

исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип (лат. principium — начало, основание) — основное, исходное

положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (греч. problema— задача, задание)— теоретический или

практический вопрос, требующий разрешения.

Тезаурус (греч. thesaurus — сокровище) — словарь, в котором максимально

полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.

Тезис (греч. thesis — положение, утверждение) — утверждение, требующее

доказательства; более широко — любое утверждение в споре или в

изложении некоторой теории.

Теория (греч. theoria — рассмотрение, исследование) — система основных

идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая

целостное представление о закономерностях и существенных связях

действительности.

Факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — событие, результат;

знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие

эмпирическое знание.



В раздел образования