Напоминание

Современные технологии обучения как средство повышения качества образования.


Автор: Ямру Юлия Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии обучения как средство повышения качества образования.
Раздел: начальное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.П.Ямру

Глубинные процессы, происходящие в системе образования, ведут к

формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и

методологии

инновационного

образования.

Инновационные

технологии

обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая

образовательная парадигма может быть претворена в жизнь [3; 67-69].

Главной

целью

инновационных

технологий

образования

является

подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность

такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные

возможности человека и их реализацию.

Образование

должно

развивать

механизмы

инновационной

деятельности,

находить

творческие

способы

решения

жизненно

важных

проблем,

способствовать

превращению

творчества

в

норму

и

форму

существования человека.

Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных

видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных

инноваций. А именно:

- научно-исследовательская деятельность, направленная на получение

нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто

можно сделать («изобретение»);

-

проектная

деятельность,

направленная

на

разработку

особого,

инструментально-технологического знания о том, как на основе научного

знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то,

что может или должно быть («инновационный проект»);

- образовательная деятельность, направленная на профессиональное

развитие

субъектов

определенной

практики,

на

формирование

у

каждого

личного

знания

(опыта)

о

том,

что

и

как

они

должны

делать,

чтобы

инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Инновационные

технологии

в

образовании

-

это

организация

образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах,

средствах,

методах

и

технологиях

и

позволяющая

до стигнуть

образовательных эффектов, характеризуемых:

- усвоением максимального объема знаний;

- максимальной творческой активностью;

- широким спектром практических навыков и умений.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое

образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия

для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис;

инновационное

образование

это

развивающее

и

развивающееся

образование.

Что

же

такое

«инновационная

образовательная

технология»?

Это

комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

1.

Современное

содержание,

которое

передается

обучающимся,

предполагает

не

столько

освоение

предметных

знаний,

сколько

развитие компетенций.

Э т о

с о д е р ж а н и е

д о л ж н о

б ы т ь

х о р о ш о

структурированным

и

представленным

в

виде

мультимедийных

учебных

материалов,

которые

передаются

с

помощью

современных

средств

коммуникации.

2.

Современные

методы

обучения

активные

методы

формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и

их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии

материала.

3.

Современная

инфраструктура

обучения,

которая

включает

информационную, технологическую, организационную и коммуникационную

составляющие,

позволяющие

эффективно

использовать

преимущества

дистанционных форм обучения.

В

современных

условиях

модернизации

российского

образования

изменяются

цели

и

задачи

стоящие

перед

школой

и

учителями.

Акцент

переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

Переход

на

компетентностное

образование

начался

с

2002

года.

Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную

компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике

это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения,

умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать

на

себя

ответственность,

развивает

навыки

совместной

деятельности,

спо собно сть

к

с аморазвитию;

лично стному

ц е л е п о л а г а н и ю ;

самоактуализации.

Способствует

воспитанию

в

себе

толерантности;

способности жить с людьми других культур, языков, религий.

Таким

образом,

происходит

переориентация

на

гуманистический

подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии,

предусматривающие

учет

и

развитие

индивидуальных

особенностей

учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать

как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки

учащихся,

более

эффективного

использования

учебного

времени. В

настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные

педагогические

инновации.

Тем

не

менее,

можно

выделить

следующие

наиболее характерные инновационные технологии.

1.

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ)

в

предметном обучении.

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ)

имеют

ключевое значение на всех уровнях образовательной системы. На каждом

этапе познавательной деятельности, научных исследований и практических

приложений

во

всех

отраслях

знаний

информационно-коммуникационные

технологии

выполняют

одновременно

функции

инструментов

и

объектов

познания.

Особенность

информационно-коммуникационных

технологий

их

универсальность, они являются инструментом, который применяется во всех

отраслях

знаний:

гуманитарной,

естественнонаучной,

социально-

экономической.

Следовательно,

инновационный

характер

развития

ИКТ

непосредственно

влияет

и

на

другие

отрасли

знаний,

формирующих

мировоззрение

молодого

специалиста,

совершенствуя

дидактическое

и

методическое представление знаний, повышая способность к восприятию и

порождению

знаний,

тем

самым,

внося

инновационный

элемент

во

всестороннее развитие личности.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

дает

возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации,

преобразовать

характер

умственной

деятельности,

автоматизировать

человеческий труд.

Опыт применения показал:

а)

информационная

среда

школы,

включающая

различные

формы

дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к

изучению

предметных

дисциплин,

особенно

с

использованием метода

проектов;

б)

информатизация

обучения

привлекательна

для

ученика

тем,

что

повышается

эффективность

ученического

труда,

увеличивается

доля

творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного

образования по предмету в стенах школы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что

позволяет

повысить

производительность

его

труда,

повышает

общую

информационную культуру учителя.

2.

Личностно

ориентированные

технологии

в

преподавании

предмета.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной

образовательной

системы

личность

ребенка,

обеспечение

комфортных,

бесконфликтных

и

безопасных

условий

ее

развития,

реализации

ее

природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии проявляется в

освоении

учащимися

образовательных

программ

в

соответствии

с

их

возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса

и управление качеством образования школьника.

Применение такой инновационной технологии позволяет объективно,

беспристрастно

проследить

развитие

во

времени

каждого

ребенка

в

отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации

может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего

контроля,

изучении

состояния

преподавания

любого

предмета

учебного

плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ

и

диагностика

качества

обучения

каждого

учащегося

при

помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные

технологии

как

ведущий

м ехан и зм

формирования современного ученика.

Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения учащихся

в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых

мероприятиях по национальным традициям, обучение в театральных студиях,

центрах детского творчества и др.

6.

Дидактические

технологии

как

условие

развития

учебного

процесса ОУ.

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие

себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной

книги,

игра,

оформление

и

защита

проектов,

обучение

с

помощью

аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые,

дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др.

7. Психолого-педагогическое

сопровождение

в н ед р е н и я

инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех

или

иных

инноваций.

Их

анализ

на

методических

советах,

семинарах,

консультации с ведущими специалистами в этой области.

Таким

образом,

опыт

современной

российской

школы

располагает

широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе

обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций

в

общеобразовательном

учреждении,

способности

педагогического

коллектива

воспринимать

эти

инновации,

материально-технической

базы

учреждения.

Новые

образовательные

стандарты

вводят новое

направление

оценочной

деятельности

– оценку

личных

достижений.

Для

общества

становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта

образовательного

процесса:

ученика,

учителя,

семьи.

В

стандартах

в

и т о го ву ю

о ц е н к у

у ч е н и к а

в к л юч а е т с я

и накопленная

оценка,

характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений

на протяжении всех лет обучения в школе.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы

оценки

выступает портфолио.

Это

способ фиксирования,

накопления

и

оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях,

прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период

времени.

Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности,

для

учителя –

средство

обратной

связи

и

инструмент

оценочной

деятельности.

В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а

учителем – руководителя процесса обучения.

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию,

структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие

интеллектуальных

умений

более

высокого

порядка

умения

метакогнитивные.

Ученик должен научиться:

- отбирать и оценивать информацию;

- точно определять цели, которые он хотел бы достичь;

- планировать свою деятельность;

- давать оценки и самооценки;

- отслеживать собственные ошибки и исправлять их.

Применяя

данные

технологии

в

инновационном

обучении,

учитель

делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении

предметных

областей

естественных

наук

такая

интеграция

просто

необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия

обучающихся.

Таким

образом,

целью

инновационной

деятельности

является

качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной

системой.

Это

становится

возможным

благодаря

внедрению

в

профессиональную

деятельность

неизвестных

практике

дидактических

и

воспитательных программ.

Развитие

умения

мотивировать

действия,

с амо стоятельно

ориентироваться

в

получаемой

информации,

формирование

творческого

нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия

их

природных

способностей,

используя

новейшие

достижения

науки

и

практики, - основные цели инновационной деятельности.

Как

было

отмечено

выше,

традиционный

урок

не

отвечает

современным

требованиям

в

образовании,

поэтому

меня

заинтересовали

инновационные

педагогические

технологии.

Используя

их,

я

пытаюсь

содействовать развитию личности, способной осознавать себя и свое место в

мире,

умеющей

ориентироваться

в

сложных

жизненных

ситуациях

и

позитивно решать свои проблемы.

Таким

образом,

используя

инновационные

образовательные

технологии, удается решить следующие взаимообусловленные проблемы:

1.

способствовать

развитию

личности

учащихся

с

активной

гражданской

позицией

умеющей

ориентироваться

в

сложных

жизненных

ситуациях и позитивно решать свои проблемы;

2.

изменить

характер

взаимодействия

субъектов

школьной

системы

образования:

учитель

и

ученик

партнеры,

единомышленники,

равноправные члены “одной команды”;

3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая

мотивация

к

учебной

деятельности

обусловлена

еще

и

многогранностью

учебного процесса;

4. уделять больше внимания изучению и овладению современными

педагогическими

технологиями,

позволяющими

существенно

изменить

методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия

субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Библиография:

1.

Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/

Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3.

2.

Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки

учения школьников. М.: Просвещение. – 1984.

3.

Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков // Профильная

школа. - 2005. - № 6.

4.

Войниленко

Н.В.

Совершенствование

контрольно-оценочных

процессов

как

фактор

управления

качеством

начального

общего

образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) – 2010.

5.

Дебердеева,

Т.

Х.

Новые

ценности

образования

в

условиях

информационного

общества/

Т.

Х.

Дебердеева//

Инновации

в

образовании. - 2005. - № 3.

6.

Загашев

И.О.,

Заир-Бек

С.И.

Критическое

мышление.

Технология

развития. СПб.: Альянс «Дельта». – 2003.

7.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления

на уроке. М.: Просвещение. – 2010.

8.

Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании.

Дис. канд. пед. наук. М.,1994.

9.

Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления

будущего учителя. Автореф. дис. Хабаровск, 2000.

10.

Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и

педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003.

11.

Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной

школы. // Народное образование. - № 5. – 2010.

12.

Меттус

Е.В.

Живая

оценка:

Программа

«Портфолио

в

школе»

М.:

Глобус, 2009.

13.

Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на

уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008.

14.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.

учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.

В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

15.

Сластенин

В.А.,

Подымова

Л.С.

Педагогика:

инновационная

деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997.

16.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального

и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.

академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е

изд. – М.: Просвещение. – 2009.



В раздел образования