Автор: Ямру Юлия Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии обучения как средство повышения качества образования.
Раздел: начальное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.П.Ямру
Глубинные процессы, происходящие в системе образования, ведут к
формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и
методологии
инновационного
образования.
Инновационные
технологии
обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая
образовательная парадигма может быть претворена в жизнь [3; 67-69].
Главной
целью
инновационных
технологий
образования
является
подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность
такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные
возможности человека и их реализацию.
Образование
должно
развивать
механизмы
инновационной
деятельности,
находить
творческие
способы
решения
жизненно
важных
проблем,
способствовать
превращению
творчества
в
норму
и
форму
существования человека.
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных
видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных
инноваций. А именно:
- научно-исследовательская деятельность, направленная на получение
нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто
можно сделать («изобретение»);
-
проектная
деятельность,
направленная
на
разработку
особого,
инструментально-технологического знания о том, как на основе научного
знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то,
что может или должно быть («инновационный проект»);
- образовательная деятельность, направленная на профессиональное
развитие
субъектов
определенной
практики,
на
формирование
у
каждого
личного
знания
(опыта)
о
том,
что
и
как
они
должны
делать,
чтобы
инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Инновационные
технологии
в
образовании
-
это
организация
образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах,
средствах,
методах
и
технологиях
и
позволяющая
до стигнуть
образовательных эффектов, характеризуемых:
- усвоением максимального объема знаний;
- максимальной творческой активностью;
- широким спектром практических навыков и умений.
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое
образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия
для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис;
инновационное
образование
—
это
развивающее
и
развивающееся
образование.
Что
же
такое
«инновационная
образовательная
технология»?
Это
комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
1.
Современное
содержание,
которое
передается
обучающимся,
предполагает
не
столько
освоение
предметных
знаний,
сколько
развитие компетенций.
Э т о
с о д е р ж а н и е
д о л ж н о
б ы т ь
х о р о ш о
структурированным
и
представленным
в
виде
мультимедийных
учебных
материалов,
которые
передаются
с
помощью
современных
средств
коммуникации.
2.
Современные
методы
обучения
—
активные
методы
формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и
их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии
материала.
3.
Современная
инфраструктура
обучения,
которая
включает
информационную, технологическую, организационную и коммуникационную
составляющие,
позволяющие
эффективно
использовать
преимущества
дистанционных форм обучения.
В
современных
условиях
модернизации
российского
образования
изменяются
цели
и
задачи
стоящие
перед
школой
и
учителями.
Акцент
переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.
Переход
на
компетентностное
образование
начался
с
2002
года.
Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную
компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике
это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения,
умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать
на
себя
ответственность,
развивает
навыки
совместной
деятельности,
спо собно сть
к
с аморазвитию;
лично стному
ц е л е п о л а г а н и ю ;
самоактуализации.
Способствует
воспитанию
в
себе
толерантности;
способности жить с людьми других культур, языков, религий.
Таким
образом,
происходит
переориентация
на
гуманистический
подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии,
предусматривающие
учет
и
развитие
индивидуальных
особенностей
учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать
как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки
учащихся,
более
эффективного
использования
учебного
времени. В
настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные
педагогические
инновации.
Тем
не
менее,
можно
выделить
следующие
наиболее характерные инновационные технологии.
1.
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
в
предметном обучении.
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
имеют
ключевое значение на всех уровнях образовательной системы. На каждом
этапе познавательной деятельности, научных исследований и практических
приложений
во
всех
отраслях
знаний
информационно-коммуникационные
технологии
выполняют
одновременно
функции
инструментов
и
объектов
познания.
Особенность
информационно-коммуникационных
технологий
–
их
универсальность, они являются инструментом, который применяется во всех
отраслях
знаний:
гуманитарной,
естественнонаучной,
социально-
экономической.
Следовательно,
инновационный
характер
развития
ИКТ
непосредственно
влияет
и
на
другие
отрасли
знаний,
формирующих
мировоззрение
молодого
специалиста,
совершенствуя
дидактическое
и
методическое представление знаний, повышая способность к восприятию и
порождению
знаний,
тем
самым,
внося
инновационный
элемент
во
всестороннее развитие личности.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
дает
возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации,
преобразовать
характер
умственной
деятельности,
автоматизировать
человеческий труд.
Опыт применения показал:
а)
информационная
среда
школы,
включающая
различные
формы
дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к
изучению
предметных
дисциплин,
особенно
с
использованием метода
проектов;
б)
информатизация
обучения
привлекательна
для
ученика
тем,
что
повышается
эффективность
ученического
труда,
увеличивается
доля
творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного
образования по предмету в стенах школы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что
позволяет
повысить
производительность
его
труда,
повышает
общую
информационную культуру учителя.
2.
Личностно
–
ориентированные
технологии
в
преподавании
предмета.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной
образовательной
системы
личность
ребенка,
обеспечение
комфортных,
бесконфликтных
и
безопасных
условий
ее
развития,
реализации
ее
природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии проявляется в
освоении
учащимися
образовательных
программ
в
соответствии
с
их
возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса
и управление качеством образования школьника.
Применение такой инновационной технологии позволяет объективно,
беспристрастно
проследить
развитие
во
времени
каждого
ребенка
в
отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации
может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего
контроля,
изучении
состояния
преподавания
любого
предмета
учебного
плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ
и
диагностика
качества
обучения
каждого
учащегося
при
помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные
технологии
как
ведущий
м ехан и зм
формирования современного ученика.
Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения учащихся
в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых
мероприятиях по национальным традициям, обучение в театральных студиях,
центрах детского творчества и др.
6.
Дидактические
технологии
как
условие
развития
учебного
процесса ОУ.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие
себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной
книги,
игра,
оформление
и
защита
проектов,
обучение
с
помощью
аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые,
дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др.
7. Психолого-педагогическое
сопровождение
в н ед р е н и я
инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех
или
иных
инноваций.
Их
анализ
на
методических
советах,
семинарах,
консультации с ведущими специалистами в этой области.
Таким
образом,
опыт
современной
российской
школы
располагает
широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе
обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций
в
общеобразовательном
учреждении,
способности
педагогического
коллектива
воспринимать
эти
инновации,
материально-технической
базы
учреждения.
Новые
образовательные
стандарты
вводят новое
направление
оценочной
деятельности
– оценку
личных
достижений.
Для
общества
становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта
образовательного
процесса:
ученика,
учителя,
семьи.
В
стандартах
в
и т о го ву ю
о ц е н к у
у ч е н и к а
в к л юч а е т с я
и накопленная
оценка,
характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений
на протяжении всех лет обучения в школе.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы
оценки
выступает портфолио.
Это
способ фиксирования,
накопления
и
оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях,
прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период
времени.
Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности,
для
учителя –
средство
обратной
связи
и
инструмент
оценочной
деятельности.
В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а
учителем – руководителя процесса обучения.
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию,
структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие
интеллектуальных
умений
более
высокого
порядка
–
умения
метакогнитивные.
Ученик должен научиться:
- отбирать и оценивать информацию;
- точно определять цели, которые он хотел бы достичь;
- планировать свою деятельность;
- давать оценки и самооценки;
- отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
Применяя
данные
технологии
в
инновационном
обучении,
учитель
делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении
предметных
областей
естественных
наук
такая
интеграция
просто
необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия
обучающихся.
Таким
образом,
целью
инновационной
деятельности
является
качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной
системой.
Это
становится
возможным
благодаря
внедрению
в
профессиональную
деятельность
неизвестных
практике
дидактических
и
воспитательных программ.
Развитие
умения
мотивировать
действия,
с амо стоятельно
ориентироваться
в
получаемой
информации,
формирование
творческого
нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия
их
природных
способностей,
используя
новейшие
достижения
науки
и
практики, - основные цели инновационной деятельности.
Как
было
отмечено
выше,
традиционный
урок
не
отвечает
современным
требованиям
в
образовании,
поэтому
меня
заинтересовали
инновационные
педагогические
технологии.
Используя
их,
я
пытаюсь
содействовать развитию личности, способной осознавать себя и свое место в
мире,
умеющей
ориентироваться
в
сложных
жизненных
ситуациях
и
позитивно решать свои проблемы.
Таким
образом,
используя
инновационные
образовательные
технологии, удается решить следующие взаимообусловленные проблемы:
1.
способствовать
развитию
личности
учащихся
с
активной
гражданской
позицией
умеющей
ориентироваться
в
сложных
жизненных
ситуациях и позитивно решать свои проблемы;
2.
изменить
характер
взаимодействия
субъектов
школьной
системы
образования:
учитель
и
ученик
–
партнеры,
единомышленники,
равноправные члены “одной команды”;
3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая
мотивация
к
учебной
деятельности
обусловлена
еще
и
многогранностью
учебного процесса;
4. уделять больше внимания изучению и овладению современными
педагогическими
технологиями,
позволяющими
существенно
изменить
методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия
субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
Библиография:
1.
Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/
Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3.
2.
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки
учения школьников. М.: Просвещение. – 1984.
3.
Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков // Профильная
школа. - 2005. - № 6.
4.
Войниленко
Н.В.
Совершенствование
контрольно-оценочных
процессов
как
фактор
управления
качеством
начального
общего
образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) – 2010.
5.
Дебердеева,
Т.
Х.
Новые
ценности
образования
в
условиях
информационного
общества/
Т.
Х.
Дебердеева//
Инновации
в
образовании. - 2005. - № 3.
6.
Загашев
И.О.,
Заир-Бек
С.И.
Критическое
мышление.
Технология
развития. СПб.: Альянс «Дельта». – 2003.
7.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления
на уроке. М.: Просвещение. – 2010.
8.
Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании.
Дис. канд. пед. наук. М.,1994.
9.
Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления
будущего учителя. Автореф. дис. Хабаровск, 2000.
10.
Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и
педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003.
11.
Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной
школы. // Народное образование. - № 5. – 2010.
12.
Меттус
Е.В.
Живая
оценка:
Программа
«Портфолио
в
школе»
М.:
Глобус, 2009.
13.
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на
уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008.
14.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.
В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
15.
Сластенин
В.А.,
Подымова
Л.С.
Педагогика:
инновационная
деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997.
16.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального
и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.
академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е
изд. – М.: Просвещение. – 2009.