Напоминание

Методика организации слушания музыки.


Автор: Дутова Валентина Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СПО НСО "Новосибирский педагогический колледж № 2"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методические рекомендации к организации слушания музыки для проведения учебной и производственной практик. МДК «Музыкально–инструментальный класс» ПМ 03
Тема: Методика организации слушания музыки.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования, науки и инновационной политики

Новосибирской области

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к организации слушания музыки для проведения учебной и

производственной практик.

МДК «Музыкально-инструментальный класс» ПМ 03

Составитель: преподаватель высшей

квалификационной категории

Дутова В.П

.

Новосибирск

Содержание

Методика организации слушания музыки

1. Этапы слушания музыки………………………………………….…………………….......3

2. Методы в организации слушания музыки ...……………………………………......... ..…6

Список использованной литературы……………………………………………….… …. ….8

2

Методика организации слушания музыки

1.

Этапы слушания музыки

Слушание музыки как вид учебной деятельности направлен, прежде всего, на

освоение

детьми

глубины

музыкальной

культуры,

на

личностное,

индивидуальное

постижение высокохудожественных образцов музыки в разнообразных формах и жанрах,

на углубление эмоциональной, эстетической и нравственной сфер личности учащихся. В

процессе слушания музыки детям прививается любовь к высокохудожественной музыке,

формируется потребность в общении с ней, воспитываются их музыкальные интересы и

вкусы,

формируется

представление

о

том,

что

музыка

рассказывает

об

окружающей

жизни, а также выражает чувства, мысли и настроения человека Учащиеся могут стать

подлинными любителями серьезной музыки, но главное - они должны стать культурными

слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными

иметь

суждение

о

воспринимаемой

ими

музыке

и

определять

свое

отношение

к

услышанному.

Структура процесса организации слушания музыки

представлена следующими

этапами:

1) вступительное слово учителя,

2) собственно слушание произведения,

3) анализ-разбор прослушанного,

4) повторное слушание на новом, более высоком сознательном и эмоциональном

уровне,

5) подведение итога.

Вступительное слово учителя:

- его задача: заинтересовать учащихся тем, что предстоит услышать, создать установку

на восприятие;

- вступительное слово может быть совсем коротким или достаточно развернутым, в

редких случаях может даже отсутствовать;

3

- во вступительном слове начинается формирование центрального понятия урока,

поэтому оно должно быть связано с темой и целью урока;

- вступление может быть построено при помощи сочетания самых различных методов,

однако всегда должно быть ярким, образным, точным по смыслу;

- содержание вступления должно ориентировать детей на понимание выразительной

стороны произведения;

- обязательным завершающим компонентом вступительного слова является постановка

перед слушателями задачи, выражающейся в конкретном вопросе-задании, которое

надо выполнить в процессе восприятия; суть задачи имеет непосредственную связь с

темой и целью урока;

-

вступительное

слово

в

целом

и

задача

должны

носить

проблемно-поисковый

характер, не давать готовых понятий, а создавать условия для того, чтобы дети сами

смогли в процессе творческого поиска прийти к ответу самостоятельно.

Слушание произведения:

- музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи;

- в любом варианте исполнения музыки она должна звучать качественно;

- необходимо, чтобы во время восприятия в классе была полная тишина, и учащиеся,

готовые к ответу, не поднимали бы рук, пока музыка не закончится;

-

учитель

должен

внимательно

слушать

музыку

вместе

с

детьми,

недопустимо

заниматься посторонними делами и демонстрировать свое равнодушие к звучащей

музыке.

Анализ-разбор прослушанного:

- сначала должна быть решена в процессе беседы с детьми задача, поставленная перед

слушанием;

- в ходе анализа-разбора педагог вводит новую информацию, задает дополнительные

вопросы, углубляющие понимание детьми содержания произведения и центральное

понятие урока;

4

-

педагог

должен

руководить

анализом-разбором,

не

давая

готовых

ответов,

стимулируя творческую инициативу учащихся, самостоятельность их мышления;

- если в процессе беседы возникает такая необходимость, то можно дополнительно

прослушать соответствующие фрагменты произведения;

- следует помнить, что в процессе разбора основное внимание должно уделяться

содержательной, выразительной стороне музыки;

- данный этап слушания не должен быть излишне затянут, не должен превращаться в

«околомузыкальные» разговоры;

- по завершению разбора педагог подводит ему итог при помощи постановки перед

учениками 2-3 вопросов;

- далее перед школьниками ставится новая задача к повторному слушанию, которая

выступает

как

задание,

которое

необходимо

выполнить

в

процессе

музыкального

восприятия.

Повторное слушание:

-

проводится

с

дополнительным

видом

музыкальной

деятельности

(игра

на

музыкальных

инструментах,

вокализация

мелодии,

пластическое

интонирование,

музыкально-ритмические движения) или с творческим заданием (рисование музыки,

ее цветовое моделирование, создание сочинения и т.п.), с музыкально-дидактическими

играми, могут быть использованы также музыкально-исследовательские задания;

- произведение может быть прослушано несколько раз, пока дети не выполнят свое

творческое задание или не поучаствуют в достаточной степени в игре, вместе с тем

следует придерживаться запланированного на данную часть урока времени;

-

при

необходимости

повторное

слушание

может

быть

перенесено

в

одну

из

следующих частей урока или даже на другой урок (если произведение крупное).

Подведение

итога

слушания:

представляет

собой

ряд

вопросов

педагога

к

школьникам,

которые

позволяют

акцентировать

основные

понятия,

введенные

в

процессе слушания, закрепить и уточнить их, проверить, насколько дети усвоили

содержание слушания.

5

По времени слушание музыки не должно занимать более половины урока, хотя

могут быть и педагогически обоснованные исключения.

2.

Методы в организации слушания музыки.

К

методам

и

приемам

художественно-изобразительной

интерпретации

отнесены: рисование, абстрактное рисование, составление цветовой гаммы, цветовое

моделирование развития музыки, метод создания художественно-смыслового символа

музыки, метод создания художественно-музыкальной коллекции.

Метод

рисования.

Реализация

данного

метода

связана

с

«перенесением»

конкретных зрительных образов, вызванных музыкой, на бумагу. При этом в качестве

средств выразительности могут быть использованы как разнообразные краски, так и

цветные

карандаши,

фломастеры.

Процесс

рисования

требует

многократного

прослушивания

музыкального

произведения,

его

осмысления,

постижения

интонационной

сущности.

В

данном

случае

образы

становятся

«видимыми»,

реальными, что позволяет сделать их более близкими и понятными слушателю. На

одно и то же произведение может быть создано несколько рисунков, раскрывающих

различные его образы или отдельные стороны интонационной сущности.

Метод

создания

художественно-музыкальной

коллекции.

Данный

метод

отличается

от

предыдущих

тем,

что

слушатель

создает

художественно-

изобразительную интерпретацию музыкального образа не собственными силами, а

использует для этого готовые произведения профессиональных художников, близкие

музыкальным по теме, интонационному строю, стилю и т.д. К одному музыкальному

произведению

может

быть

подобрано

несколько

репродукций

картин

или

качественных

иллюстраций.

В

результате

создается

целая

коллекция,

которая

позволяет слушателю лучше прочувствовать музыкальный образ.

Методы

создания

литературных

интерпретаций. К

ним

отне сены

следующие: перевод музыкального письма, монолог-фантазия, сочинение, создание

поэтических аналогий, музыкальное иллюстрирование литературных произведений,

создание программы развития образа.

Метод перевода музыкального письма. Подобный метод в обобщенном виде

описандоктором

педагогических

наук

Л.П.

Масловой.

Согласно

ему,

слушателю

необходимо

вообразить,

что,

во-первых,

музыкальное

произведение

представляет

6

собой

письмо

слушателю

от

автора,

в

котором

«зашифрована»

при

помощи

соответствующих

средств

выразительности

определенная

информация,

которую

необходимо «перевести» на обычный язык. Во-вторых, слушатель должен написать

этот перевод не от своего лица, а от лица автора. То есть, для выполнения этого метода

слушатель

«вживается»

в

образ

автора,

но

содержание

перевода

отражает

его

собственные представления, ассоциации, элементы музыкального и жизненного опыта.

Метод

перевода

музыкального

письма

позволяет

слушателю

глубоко

вчувствоваться не только в художественный образ, но и попытаться найти точки

соприкосновения

своего

«Я»

и

«Я»

Другого

-

композитора.

Такое

сближение

способствует преодолению отчужденного отношения слушателя к произведению и

автору.

Монолог-фантазия. Для

реализации

данного

метода

также

необходимо

вживание в образ, но на этот раз в образ героя произведения, который сам рассказывает

о себе, о событиях, которые с ним произошли, о тех чувствах, которые ему пришлось

испытать

в

связи

с

ними.

При

этом

не

важно,

положительный

это

герой

или

отрицательный. Главный смысл монолога-фантазии состоит в том, чтобы слушатель

погрузился в мир образов произведения, смог их понять и прочувствовать, а также

передать в форме подтекста собственное отношение к героям, оценку их поступков и

мировоззрения.

Метод

сочинения.

По

сути,

два

предыдущих

метода

тоже

могут

быть

рассмотрены

как

сочинение.

Однако,

выделение

их

в

самостоятельные

способы

оправдано, так как литературная интерпретация в каждом случае осуществляется от

разных лиц. В рамках данного метода — это сам слушатель. Рассматриваемый метод

аналогичен

традиционному

сочинению

на

заданную

тему.

То

есть,

слушатель

описывает

собственные

впечатления,

чувства,

мысли,

отношения,

вызванные

конкретным произведением, дает ему профессиональную и личностную оценку и т.д.

Методы пластической интерпретации музыкального образа. В педагогике

искусства существует ряд методов пластического интонирования. В частности, метод

свободного дирижирования (Д. Б. Кабалевский), методы идентификации с образом и

одушевления (Л. П. Маслова), метод импровизации (Н. А. Терентьева и др.).

Список использованной литературы

7

1.

Абдулин,

Э.Б.

Теория

музыкального

образования:

учебник

для

студ.

высш.

учеб.

заведений. – М: Академия, 2004. – 336с.

2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студ.

пед. институтов. – М.: Просвещение,1983. – 221с.

3. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание: учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2001.

– 220с.

4.

Гажим,

И.Ф.

Вузовский

Workshop

(творческая

мастерская)

«Искусство

слушания

музыки» И. Ф. Гажим Методолого-методическая подготовка учителя музыки: материалы

VII Международной науч.-практич. конференции отв. ред. Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. –

М.; 2002. –30-35с.

5. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: пособие для учителя Л.Г.

Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Академия, 1998. –240с.

6. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989. – 191с.

7. Немов Р.С. Психология: словарь – справочник Р.С. Немов – М.: Владос, - 2003.

8.Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев: Музична

Украина, 1975. - 286 с.

9. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника -

1986., с. 102-104.

10. Радынова О.П. Слушаем музыку. - М.: 1990. - 158 с.

11. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. - М.: 1972. - 168 с.

12. Тарасова Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки. // Психол. журн. – 1994.

- № 6. - с. 130-132.

13.

Торопова

А.В.

Диагностика

особенностей

бессознательного

восприятия

музыки

детьми. - М.: 1995. - 17 с.

14. Уколов В.С., Рыбакина Е.Л. Музыка в потоке времени. - М.: 1988. - 370 с.

15. Чернов А.А. Как слушать музыку. -М.: 1964. - 60 с.

8



В раздел образования