Автор: Дутова Валентина Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СПО НСО "Новосибирский педагогический колледж № 2"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методические рекомендации к организации слушания музыки для проведения учебной и производственной практик. МДК «Музыкально–инструментальный класс» ПМ 03
Тема: Методика организации слушания музыки.
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к организации слушания музыки для проведения учебной и
производственной практик.
МДК «Музыкально-инструментальный класс» ПМ 03
Составитель: преподаватель высшей
квалификационной категории
Дутова В.П
.
Новосибирск
Содержание
Методика организации слушания музыки
1. Этапы слушания музыки………………………………………….…………………….......3
2. Методы в организации слушания музыки ...……………………………………......... ..…6
Список использованной литературы……………………………………………….… …. ….8
2
Методика организации слушания музыки
1.
Этапы слушания музыки
Слушание музыки как вид учебной деятельности направлен, прежде всего, на
освоение
детьми
глубины
музыкальной
культуры,
на
личностное,
индивидуальное
постижение высокохудожественных образцов музыки в разнообразных формах и жанрах,
на углубление эмоциональной, эстетической и нравственной сфер личности учащихся. В
процессе слушания музыки детям прививается любовь к высокохудожественной музыке,
формируется потребность в общении с ней, воспитываются их музыкальные интересы и
вкусы,
формируется
представление
о
том,
что
музыка
рассказывает
об
окружающей
жизни, а также выражает чувства, мысли и настроения человека Учащиеся могут стать
подлинными любителями серьезной музыки, но главное - они должны стать культурными
слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными
иметь
суждение
о
воспринимаемой
ими
музыке
и
определять
свое
отношение
к
услышанному.
Структура процесса организации слушания музыки
представлена следующими
этапами:
1) вступительное слово учителя,
2) собственно слушание произведения,
3) анализ-разбор прослушанного,
4) повторное слушание на новом, более высоком сознательном и эмоциональном
уровне,
5) подведение итога.
Вступительное слово учителя:
- его задача: заинтересовать учащихся тем, что предстоит услышать, создать установку
на восприятие;
- вступительное слово может быть совсем коротким или достаточно развернутым, в
редких случаях может даже отсутствовать;
3
- во вступительном слове начинается формирование центрального понятия урока,
поэтому оно должно быть связано с темой и целью урока;
- вступление может быть построено при помощи сочетания самых различных методов,
однако всегда должно быть ярким, образным, точным по смыслу;
- содержание вступления должно ориентировать детей на понимание выразительной
стороны произведения;
- обязательным завершающим компонентом вступительного слова является постановка
перед слушателями задачи, выражающейся в конкретном вопросе-задании, которое
надо выполнить в процессе восприятия; суть задачи имеет непосредственную связь с
темой и целью урока;
-
вступительное
слово
в
целом
и
задача
должны
носить
проблемно-поисковый
характер, не давать готовых понятий, а создавать условия для того, чтобы дети сами
смогли в процессе творческого поиска прийти к ответу самостоятельно.
Слушание произведения:
- музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи;
- в любом варианте исполнения музыки она должна звучать качественно;
- необходимо, чтобы во время восприятия в классе была полная тишина, и учащиеся,
готовые к ответу, не поднимали бы рук, пока музыка не закончится;
-
учитель
должен
внимательно
слушать
музыку
вместе
с
детьми,
недопустимо
заниматься посторонними делами и демонстрировать свое равнодушие к звучащей
музыке.
Анализ-разбор прослушанного:
- сначала должна быть решена в процессе беседы с детьми задача, поставленная перед
слушанием;
- в ходе анализа-разбора педагог вводит новую информацию, задает дополнительные
вопросы, углубляющие понимание детьми содержания произведения и центральное
понятие урока;
4
-
педагог
должен
руководить
анализом-разбором,
не
давая
готовых
ответов,
стимулируя творческую инициативу учащихся, самостоятельность их мышления;
- если в процессе беседы возникает такая необходимость, то можно дополнительно
прослушать соответствующие фрагменты произведения;
- следует помнить, что в процессе разбора основное внимание должно уделяться
содержательной, выразительной стороне музыки;
- данный этап слушания не должен быть излишне затянут, не должен превращаться в
«околомузыкальные» разговоры;
- по завершению разбора педагог подводит ему итог при помощи постановки перед
учениками 2-3 вопросов;
- далее перед школьниками ставится новая задача к повторному слушанию, которая
выступает
как
задание,
которое
необходимо
выполнить
в
процессе
музыкального
восприятия.
Повторное слушание:
-
проводится
с
дополнительным
видом
музыкальной
деятельности
(игра
на
музыкальных
инструментах,
вокализация
мелодии,
пластическое
интонирование,
музыкально-ритмические движения) или с творческим заданием (рисование музыки,
ее цветовое моделирование, создание сочинения и т.п.), с музыкально-дидактическими
играми, могут быть использованы также музыкально-исследовательские задания;
- произведение может быть прослушано несколько раз, пока дети не выполнят свое
творческое задание или не поучаствуют в достаточной степени в игре, вместе с тем
следует придерживаться запланированного на данную часть урока времени;
-
при
необходимости
повторное
слушание
может
быть
перенесено
в
одну
из
следующих частей урока или даже на другой урок (если произведение крупное).
Подведение
итога
слушания:
представляет
собой
ряд
вопросов
педагога
к
школьникам,
которые
позволяют
акцентировать
основные
понятия,
введенные
в
процессе слушания, закрепить и уточнить их, проверить, насколько дети усвоили
содержание слушания.
5
По времени слушание музыки не должно занимать более половины урока, хотя
могут быть и педагогически обоснованные исключения.
2.
Методы в организации слушания музыки.
К
методам
и
приемам
художественно-изобразительной
интерпретации
отнесены: рисование, абстрактное рисование, составление цветовой гаммы, цветовое
моделирование развития музыки, метод создания художественно-смыслового символа
музыки, метод создания художественно-музыкальной коллекции.
Метод
рисования.
Реализация
данного
метода
связана
с
«перенесением»
конкретных зрительных образов, вызванных музыкой, на бумагу. При этом в качестве
средств выразительности могут быть использованы как разнообразные краски, так и
цветные
карандаши,
фломастеры.
Процесс
рисования
требует
многократного
прослушивания
музыкального
произведения,
его
осмысления,
постижения
интонационной
сущности.
В
данном
случае
образы
становятся
«видимыми»,
реальными, что позволяет сделать их более близкими и понятными слушателю. На
одно и то же произведение может быть создано несколько рисунков, раскрывающих
различные его образы или отдельные стороны интонационной сущности.
Метод
создания
художественно-музыкальной
коллекции.
Данный
метод
отличается
от
предыдущих
тем,
что
слушатель
создает
художественно-
изобразительную интерпретацию музыкального образа не собственными силами, а
использует для этого готовые произведения профессиональных художников, близкие
музыкальным по теме, интонационному строю, стилю и т.д. К одному музыкальному
произведению
может
быть
подобрано
несколько
репродукций
картин
или
качественных
иллюстраций.
В
результате
создается
целая
коллекция,
которая
позволяет слушателю лучше прочувствовать музыкальный образ.
Методы
создания
литературных
интерпретаций. К
ним
отне сены
следующие: перевод музыкального письма, монолог-фантазия, сочинение, создание
поэтических аналогий, музыкальное иллюстрирование литературных произведений,
создание программы развития образа.
Метод перевода музыкального письма. Подобный метод в обобщенном виде
описандоктором
педагогических
наук
Л.П.
Масловой.
Согласно
ему,
слушателю
необходимо
вообразить,
что,
во-первых,
музыкальное
произведение
представляет
6
собой
письмо
слушателю
от
автора,
в
котором
«зашифрована»
при
помощи
соответствующих
средств
выразительности
определенная
информация,
которую
необходимо «перевести» на обычный язык. Во-вторых, слушатель должен написать
этот перевод не от своего лица, а от лица автора. То есть, для выполнения этого метода
слушатель
«вживается»
в
образ
автора,
но
содержание
перевода
отражает
его
собственные представления, ассоциации, элементы музыкального и жизненного опыта.
Метод
перевода
музыкального
письма
позволяет
слушателю
глубоко
вчувствоваться не только в художественный образ, но и попытаться найти точки
соприкосновения
своего
«Я»
и
«Я»
Другого
-
композитора.
Такое
сближение
способствует преодолению отчужденного отношения слушателя к произведению и
автору.
Монолог-фантазия. Для
реализации
данного
метода
также
необходимо
вживание в образ, но на этот раз в образ героя произведения, который сам рассказывает
о себе, о событиях, которые с ним произошли, о тех чувствах, которые ему пришлось
испытать
в
связи
с
ними.
При
этом
не
важно,
положительный
это
герой
или
отрицательный. Главный смысл монолога-фантазии состоит в том, чтобы слушатель
погрузился в мир образов произведения, смог их понять и прочувствовать, а также
передать в форме подтекста собственное отношение к героям, оценку их поступков и
мировоззрения.
Метод
сочинения.
По
сути,
два
предыдущих
метода
тоже
могут
быть
рассмотрены
как
сочинение.
Однако,
выделение
их
в
самостоятельные
способы
оправдано, так как литературная интерпретация в каждом случае осуществляется от
разных лиц. В рамках данного метода — это сам слушатель. Рассматриваемый метод
аналогичен
традиционному
сочинению
на
заданную
тему.
То
есть,
слушатель
описывает
собственные
впечатления,
чувства,
мысли,
отношения,
вызванные
конкретным произведением, дает ему профессиональную и личностную оценку и т.д.
Методы пластической интерпретации музыкального образа. В педагогике
искусства существует ряд методов пластического интонирования. В частности, метод
свободного дирижирования (Д. Б. Кабалевский), методы идентификации с образом и
одушевления (Л. П. Маслова), метод импровизации (Н. А. Терентьева и др.).
Список использованной литературы
7
1.
Абдулин,
Э.Б.
Теория
музыкального
образования:
учебник
для
студ.
высш.
учеб.
заведений. – М: Академия, 2004. – 336с.
2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студ.
пед. институтов. – М.: Просвещение,1983. – 221с.
3. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание: учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2001.
– 220с.
4.
Гажим,
И.Ф.
Вузовский
Workshop
(творческая
мастерская)
«Искусство
слушания
музыки» И. Ф. Гажим Методолого-методическая подготовка учителя музыки: материалы
VII Международной науч.-практич. конференции отв. ред. Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. –
М.; 2002. –30-35с.
5. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: пособие для учителя Л.Г.
Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Академия, 1998. –240с.
6. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989. – 191с.
7. Немов Р.С. Психология: словарь – справочник Р.С. Немов – М.: Владос, - 2003.
8.Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев: Музична
Украина, 1975. - 286 с.
9. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника -
1986., с. 102-104.
10. Радынова О.П. Слушаем музыку. - М.: 1990. - 158 с.
11. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. - М.: 1972. - 168 с.
12. Тарасова Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки. // Психол. журн. – 1994.
- № 6. - с. 130-132.
13.
Торопова
А.В.
Диагностика
особенностей
бессознательного
восприятия
музыки
детьми. - М.: 1995. - 17 с.
14. Уколов В.С., Рыбакина Е.Л. Музыка в потоке времени. - М.: 1988. - 370 с.
15. Чернов А.А. Как слушать музыку. -М.: 1964. - 60 с.
8