Автор: Нурмамедова Ольга Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа-интернат "Вера""
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Природоведение для обучающихся 10 класса со сложной структурой дефекта"
Раздел: среднее профессиональное
Пояснительная записка по предмету «Природоведение», 10ССД класс.
Программа
по
природоведению
составлена
с
учётом
типологических
и
индивидуальных возможностей школьников со сложной структурой дефекта. Основой для
создания
программы
являлись
«Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII
вида»,
Москва
«Просвещение»
2005
год.
Естествознание. 6-9 классы ( Т. М. Лифанова, С. А. Кустова).
Данная программа рассчитана на 1 год (34часа).
Программа тесно взаимосвязана с программой по предмету «Живой мир».
Цель
–
овладение
обучающимися
элементарными
биологическими
знаниями,
необходимыми в практической жизнеднятельности.
Основные задачи:
сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе,
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, её ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
В предлагаемой программе больше внимания уделено правилам отношения к природе,
более широко показано практическое применение естествоведческих знаний. Программа
предполагает
ведение
наблюдений,
организацию
практических
работ,
проведение
экскурсий.
Что
даёт
возможность
целенаправленно
способствовать
развитию
любознательности
и
повышению
интереса
к
предмету,
а
также
более
эффективно
осуществлять коррекцию учащихся: корригировать психические процессы, речь, общую и
мелкую моторику.
Программа для 10 ССД класса состоит из 5 разделов: введение; вода, воздух, полезные
ископаемые, почва. Воспитанники узнают: чем живая природа отличается от неживой; из
чего
состоят
неживые
тела.
Получат
новые
знания
об
элементарных
физических
и
химических свойствах и использования воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы; о
некоторых
явлениях
неживой
природы.
В
тех
случаях,
когда
материал
труден
для
вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды,
воздуха,
почвы).
Технически
несложные
опыты
воспитанники
могут
проводить
самостоятельно под руководством учителя.
Программа определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков доступный
обучающимся
со
сложной
структурой
дефекта.
Также
программа
указывает
на
разноуровневые требования к овладению этих знаний.
Исходя из индивидуальных особенностей, детей со сложной структурой дефекта,
возможно обучать в 10 классе:
Достаточный уровень:
называть объекты неживой природы вода, воздух, почва, полезные ископаемые;
называть объекты живой природы растения, животные, человек;
называть какое значение вода имеет в жизни человека, растений и животных;
называть свойства чистой воды (прозрачная, без вкуса, без запаха);
называть свойства льда (твёрдый, прозрачный, холодный, скользкий);
называть вещества растворимые (сахар, соль) и нерастворимые в воде (глина,
песок);
называть причины загрязнения воды;
называть мероприятия, проводимые в стране по охране воды.
называть свойства воздуха ( прозрачный, бесцветный);
называть какое значение воздух имеет в жизни живых организмов;
называть причины загрязнения воздуха;
называть мероприятия, проводимые в стране по охране воздуха;
называть полезные ископаемые, применяемые в строительстве (песок, глина);
называть горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ);
называть полезные ископаемые, из которых получают удобрения (калийные соли,
фосфориты);
называть полезные ископаемые, применяемые для получения металла (железные
руды, алюминий, медь, золото);
называть полезное ископаемое, используемое в пищу (каменная соль).
называть
предметы,
сделанные
из
полезных
ископаемых,
применяемые
в
строительстве (песок, глина);
называть, как используют горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ);
называть предметы, сделанные из железной руды, алюминия, меди, золота.
называть состав почвы (перегной, песок, вода, минеральные соли, воздух);
называть причины разрушения почв;
называть мероприятия, проводимые в стране по охране почв.
Средний уровень:
показывать объекты неживой природы вода, воздух, почва, полезные ископаемые
по реальным объектам фотографиям, картинкам;
показывать объекты живой природы растения, животные, человек по реальным
объектам фотографиям, картинкам;
показывать по картинкам какое значение вода имеет в жизни человека, растений и
животных;
показывать по картинкам свойства чистой воды (прозрачная);
показывать по картинкам свойства льда (прозрачный, скользкий);
показывать по картинкам вещества растворимые (сахар, соль) и нерастворимые в
воде (глина, песок);
показывать по картинкам причины загрязнения воды;
показывать по картинкам мероприятия, проводимые в стране по охране воды.
показывать по картинкам свойства воздуха ( прозрачный, бесцветный);
показывать по картинкам какое значение воздух имеет в жизни живых организмов;
показывать по картинкам причины загрязнения воздуха;
показывать по картинкам мероприятия, проводимые в стране по охране воздуха;
показывать по картинкам полезные ископаемые, применяемые в строительстве
(песок, глина);
показывать по картинкам горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ);
показывать по картинкам полезные ископаемые, из которых получают удобрения
(калийные соли, фосфориты);
показывать
по
картинкам
полезные
ископаемые,
применяемые
для
получения
металла (железные руды, алюминий, медь, золото);
показывать по картинкам полезное ископаемое, используемое в пищу (каменная
соль).
показывать
по
картинкам
предметы,
сделанные
из
полезных
ископаемых,
применяемые в строительстве (песок, глина);
показывать по картинкам как используют горючие полезные ископаемые (нефть,
природный газ);
показывать по картинкам предметы, сделанные из железной руды, алюминия, меди,
золота.
показывать по картинкам состав почвы (перегной, песок, вода, минеральные соли,
воздух);
показывать по картинкам причины разрушения почв;
показывать по картинкам мероприятия, проводимые в стране по охране почв.
Базовый уровень:
выбирать
по картинкам и показывать объекты неживой природы вода, воздух,
полезные ископаемые, почва по реальным объектам фотографиям, картинкам;
выбирать
и
показывать
какое
значение
имеют
объекты
неживой
природы
для
человека, растений, животных.
Учебно-тематическое планирование по предмету «Природоведение», 10ССД класс (31часа).
№ Раздел, тема
Цель
Контроль
Методическое
обеспечение
раздела, темы
Кол
ичес
тво
часо
в
Дата
1.
Введение.
Живая и неживая
природа.
Формирование
представлений о
природе.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
Учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева.
Стр.4 -5.
Картинки,
иллюстрации,
натуральные
объекты растений,
схемы опоры,
технологические
карты.
1
05.09
2.
Вода
Вода в природе.
Формирование
представлений о воде.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева.
Стр.8 -9.
Картинки,
иллюстрации,
натуральный объект
- вода, схемы опоры,
технологические
карты.
1
12.09
3.
Значение воды.
Формирование
представлений о
значении воды для
природы и человека.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева.
Стр.10 -11.
Картинки,
иллюстрации,
натуральный объект
- вода, схемы опоры,
технологические
карты.
1
19.09
4.
Свойства воды.
Формирование
представлений о
свойствах воды.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
Картинки,
иллюстрации,
натуральный объект
- вода, схемы опоры,
технологические
1
26.09
14 -15.
карты, оборудование
для проведения
опытов.
5-
6.
Три состояния
воды.
Формирование
представлений о трёх
состояниях , в
которых находится
вода в природе.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
28 – 29.
Картинки,
иллюстрации,
натуральный объект
- вода, схемы опоры,
технологические
карты, оборудование
для проведения
опытов.
2
03.10
17.10
7.
Круговорот воды в
природе.
Формирование
представлений о
круговороте воды в
природе.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
30 – 31.
Картинки,
иллюстрации,
натуральный объект
- вода, схемы опоры,
технологические
карты, оборудование
для проведения
опытов.
1
24.10
8.
Закрепление по
разделу: «Вода».
Закрепление
представлений по
разделу: «Вода».
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
4 – 37.
Картинки,
иллюстрации,
натуральный объект
- вода, схемы опоры,
технологические
карты, оборудование
для проведения
опытов.
1
31.10
9.
Проверочная
работа по разделу:
«Вода».
Диагностика
сформированности
представлений по
разделу: «Вода».
Проверочная работа по
вариантам.
Тексты проверочных
работ по вариантам.
Картинки.
1
07.11
10.
Воздух.
Воздух.
Формирование
представлений о
воздухе.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
1
14.11
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
38 -39.
технологические
карты, оборудование
для проведения
опытов.
11-
12.
Движение воздуха
в природе.
Формирование
представлений о
движении воздуха в
природе.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева.
Стр.44 – 45.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, оборудование
для проведения
опытов.
2
28.11
05.12
13.
Значение воздуха
Формирование
представлений о
значении воздуха.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
46. -47.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, оборудование
для проведения
опытов.
1
12.12
14.
Закрепление
представлений по
разделу: «Воздух».
Закрепление
представлений по
разделу: «Воздух».
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
38 – 51.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, оборудование
для проведения
опытов.
1
19.12
15.
Проверочная
работа по разделу:
«Воздух».
Диагностика
сформированности
представлений по
разделу: «Воздух».
Проверочная работа по
вариантам.
Тексты проверочных
работ по вариантам.
Картинки.
1
26.12
16.
Полезные
ископаемые.
Полезные
ископаемые.
Формирование
представлений о
полезных ископаемых.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное
пособие
по
естествознанию
«Неживая
природа»
автор
–
составитель
С. Е. Николаева. Стр.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты,
образцы
1
16.01
52 - 53.
полезных
ископаемых,
предметы,
с д е л а н н ы е
и з
полезных
ископаемых.
17.
Песок.
Формирование
представлений о
песке.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
58 – 59.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, образцы
полезных
ископаемых,
предметы,
сделанные из
полезных
ископаемых.
1
23.01
18.
Глина.
Формирование
представлений о
глине.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
60 - 61.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, образцы
полезных
ископаемых,
предметы,
сделанные из
полезных
ископаемых.
1
30.01
19.
Торф.
Формирование
представлений о
торфе.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
66 -67.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, образцы
полезных
1
06.02
ископаемых,
предметы,
сделанные из
полезных
ископаемых.
20.
Природный газ.
Формирование
представлений о
природном газе.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
72 – 73.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, образцы
полезных
ископаемых,
предметы,
сделанные из
полезных
ископаемых.
1
13.02
21.
Золото.
Формирование
представлений о
золоте.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
90 -91.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, образцы
полезных
ископаемых,
предметы,
сделанные из
полезных
ископаемых.
1
27.02
22.
Закрепление
представлений по
разделу: «Полезные
ископаемые».
Закрепление
представлений по
разделу: «Полезные
ископаемые».
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
52 - 95.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, образцы
полезных
ископаемых,
1
06.03
предметы,
сделанные из
полезных
ископаемых.
23.
Проверочная
работа по разделу:
«Полезные
ископаемые».
Диагностика
сформированности
представлений по
разделу: «Полезные
ископаемые».
Проверочная работа по
вариантам.
Тексты проверочных
работ по вариантам.
Картинки.
1
13.03
24.
Почва
Почва.
Формирование
представлений о
почве.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
96 – 97.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, почва,
оборудование для
проведения опытов.
1
20.03
25
-
26.
Состав почвы.
Формирование
представлений о
составе почвы.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
98 – 99.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, почва,
оборудование для
проведения опытов.
2
27.03
10.04
27.
Обработка почвы.
Формирование
представлений об
обработке почвы.
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева.
Стр.102 – 103.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, почва,
оборудование для
проведения опытов.
1
17.04
28.
Закрепление по
разделу: «Почва».
Закрепление
представлений по
разделу: «Почва».
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
1
24.04
по вопросам.
С. Е. Николаева. Стр.
96 – 107.
карты, почва,
оборудование для
проведения опытов.
29.
Повторение по
разделу: «Вода».
Закрепление
представлений по
разделу: «Вода».
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
4 – 37.
Картинки,
иллюстрации,
натуральный объект
- вода, схемы опоры,
технологические
карты, оборудование
для проведения
опытов.
1
15.05
30.
Повторение по
разделу: «Воздух».
Закрепление
представлений по
разделу: «Воздух»
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
38- 51.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, оборудование
для проведения
опытов.
1
22.05
31.
Повторение по
разделу: «Полезные
ископаемые».
Закрепление
представлений по
разделу: «Полезные
ископаемые».
Устный и письменный
контроль. Ответы на
вопросы. Технологические
карты. Рассказ по плану,
по вопросам.
учебное пособие по
естествознанию
«Неживая природа»
автор – составитель
С. Е. Николаева. Стр.
52 - 95.
Картинки,
иллюстрации, схемы
опоры,
технологические
карты, образцы
полезных
ископаемых,
предметы,
сделанные из
полезных
ископаемых.
1
29.05
Список литературы
1. Афанасьева Р. А. Умственное воспитание школьников с нарушениями интеллекта в процессе ознакомления с явлениями и объектами
живой природы. М., 1996.
2. Барышева Ю. А.,Вахрушев А.А. Я и мир вокруг: Методические рекомендации для учителя по курсу «Мир и человек». М., 1998.
3. Берюхова Е. К., Груздева Н. В. Экологическое образование в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной
школы. СПб., 1999.
4. Богданец Т. П. Летние наблюдения по природоведению// Начальная школа. 1991. № 4.
5. Виноградова Н. Ф. О курсе «Окружающий мир».
6. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.
7. Дефектология 1990 № 6 Мирочник М. П. Межпредметные связи на уроках естествознания о вспомогательной школе стр. 59.
8. Дефектология 1989 № 1 Худенко Е. Д.Использование словесных методов на уроках естествознания во вспомогательной школе стр. 30.
9. Егорова Т.Г Природоведческие кроссворды. – М.,2002 г.
10. Естествознание (5класс) Под редакцией Хрипковой А. Г. – М. , 1996 г.
11. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактических исследований. М., 1982.
12. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы. М., 1981.
13. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Эколдогическое образование школьников. М., 1983.
14. Золотов В. В. Детская энциклопедия природы (в трёх частях). – Рязань, 1994 г.
15. Илларионова Ю. Г. учите детей отгадывать загадки. Изд. 2. М., 1985.
16. Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2004.
17. Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дошкольная олигофрено – педагогика. М., 2005.
18. Клепинина З. А., Что такое курс «Природа и люди»?//Начальная школа: плюс, минус. 1999. № 7.
19. Коррекционная педагогика. Под ред. Б. П. Пузанова, М., Академия, 1998.
20. Ляхов П. Р. Я познаю мир ( животные). – М., 2002 г.
21. Николаева С. Н. Экологическая тетрадь. – М., 2001 г.
22. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учебник для пед. ин-тов. М., 1980.
23. Папорков М. А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. М., 1980.
24. Петросова Р. А., Голов В. П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для
студентов пед. учеб. Заведений. М.,1999.
25. Плешаков А. А. Мир вокруг нас (2 класс 1 часть). – М., 2003 г.
26. Плешаков А. А. Мир вокруг нас (3 класс 1 часть). – М., 2003 г.
27. Плешаков А. А. Мир вокруг нас (4 класс 1 часть). – М., 2003 г.
28. Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению (3 класс). – М., 2003 г.
29. Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению (3 класс). – М., 2003 г.
30. Половцев В. В. Основы общей методики естествознания. М., 1994.
31. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе Под ред. Ж. И. Шиф. М., Педагогика, 1972.
32. Райков Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М., 1960.
33. Рыжова Н. Новый приём экологического обучения. // Начальная школа. 1994.№ 8.
34. Севрук Л. С. Методика начального курса естествознания: Книга для учащихся. СПб., 1992.
35. Скаткин Н. А. Методика естествознания в начальной школе. М., 1953.
36. Стрельцова В. Б. Наш друг – природа. М., 1985.
37. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание ( Планета Земля). Ростов-на-Дону, 2003 г.
38. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание (Жизнь на Земле). Ростов-на-Дону, 2003 г.
39. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание ( Природа Земли). Ростов-на-Дону, 2003 г.
40. Тихомирова С. А., Полесская Л. И. Кроссворды на уроках природоведения //Начальная школа. 1989. № 9.
41. Шалаева Г. П. Окружающий мир. – М., 2003 г.
42. Щербакова А. М. Воспитание ребёнка с нарушением развития. М.. НЦ ЭНАС, 2000.
43. Ягодовский К. П. Вопросы общей методики естествознания. М., 1954.