Напоминание

"Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося 1 класса (СИПР)"


Автор: Киреева Елена Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа–интернат г. Усмань"
Населённый пункт: г. Усмань, Липецкой области
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося 1 класса (СИПР)"
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение липецкой области

«Специальная школа-интернат г. Усмань»

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Родитель Председатель ПМПк Директор школы

ФИО ФИО ФИО

_____________ ________________ ______________

« » сентября 2017г. « »сентября 2017г. « »сентября 2017г.

Специальная индивидуальная

программа развития

для обучающейся, воспитанницы

на 2017-2018 учебный год

Валерии Ж.

Программа составлена

учителем-логопедом высшей категории

Киреевой Е.Н.

Усмань, 2017г.

1.

Индивидуальные сведения о ребенке

ФИО Ж. Валерия Владимировна

Год рождения 20.08.2010

Домашний адрес г. Усмань, ул.Л.Толстого, д.89

Мать Ж. Инна Евгеньевна

Отец Ж. Владимир Иванович

Год обучения 2

Группа (особые потребности) 2

2.

Структура СИПР

п/п

Содержание

1

Индивидуальные сведения о ребенке

2

Структура СИПР

3

Психолого-педагогическая характеристика на начало и конец учебного

года

4

Индивидуальный учебный план

5

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

6

Содержание образования:

6.1

Базовые учебные действия

6.2

Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

6.3

Нравственное развитие

6.4

Формирование

экологической

культуры,

здорового

и

безопасного

образа жизни

6.5

Внеурочная деятельность

7

Специалисты, участвующие в реализации СИПР

8

Программа сотрудничества с семьей

9

Перечень

необходимых

технических

средств

и

дидактических

материалов

10

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

3.

Психолого-педагогическая характеристика

на начало учебного года

Семья

полная,

проживают

в

частном

доме

со

всеми

удобствами.

Родители заботливо и доброжелательно относятся к дочери, заинтересованы в

успешном развитии ребенка.

Валерия Ж. обучается в ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Усмань»

с 01.09.2016 по рекомендации ЦПМПК.

Общие

двигательные

навыки

сформированы.

Девочка

может

самостоятельно

передвигаться,

поднимается

и

спускается

по

лестнице.

Координация

движений

мелкой

моторики

неточная,

негармоничная,

недостаточно произвольная. Ручку самостоятельно не удерживает. С мелкими

предметами манипулирует с трудом.

Контакт

затруднён.

Сведения

о

себе

не

выдаёт.

Здоровается

и

прощается,

используя

жесты.

Мимике

взрослых

не

подражает,

действие

может повторить после долгого повтора или в другой ситуации. Просит о

помощи

с

помощью

звуков

или

показа.

Стала

удерживать

короткий

зрительный контакт. Боится громких и резких звуков. Реагирует не на все

речевые звуки. Выполняет простейшие инструкции.

При просьбе показать части тела иногда показывает на других, реже на

себе. Оживляется при виде некоторых продуктов и животных.

Сортирует предметы, картинки по цвету.

Понимает обращенную речь на бытовом уровне. Не всегда реагирует на

свое имя.

Валерия не проявляет интереса к совместной деятельности с детьми,

хотя наблюдает за их действиями и игрой. Не всегда реагирует на изменение

интонации голоса и запрет.

В целом игровая деятельность не сформирована. Может выполнять

незначительные манипуляции с отдельными предметами.

У девочки формируются базовые учебные действия. Она поддерживает

правильную позу на занятии, стала смотреть на говорящего с ней взрослого,

улыбаться ему, выполняет простые действия по подражанию; по образцу не

выполняет.

Восприятие фрагментарное. Внимание непроизвольное, концентрация

снижена, переключение затруднено. Все виды памяти снижены, запоминание

механическое. Мышление наглядно-действенное.

В работу включается с трудом, утомляема. Темп выполнения заданий

неравномерный. Деятельность малопродуктивна.

Общий

эмоциональный

фон

ровный,

эмоции

поверхностные

и

незрелые,

на

лице

изредка

появляется

улыбка,

чаще

выражение

лица

безразличное.

В

выполнении

заданий

мало

заинтересована,

на

успех

и

неудачу реакция безразличная. Не способна к проявлению волевых усилий. К

результату деятельности не критична.

Ребенок относится ко 2-ой типологической группе.

Навыки

самообслуживания

практически

не

сформированы.

Требуется

контроль и помощь взрослого в режимные моменты.

4.

Индивидуальный учебный план на 2017 – 2018

учебный год

Предмет

Групповые занятия

Учитель

Учитель

музыки

Воспитат

ель

Учитель-

дефект.

Учитель-

логопед

Педагог-

психолог

Р е ч ь

и

альтернативная

коммуникация

Математические

представления

Окружающий

природный мир

Человек

Окружающий

социальный мир

Музыка и движение

Изобразительная

деятельность

Адаптивная

физическая

культура

Предметно-

практическая

деятельность

Сенсорное развитие

1

Коррекционно-

развивающие

занятия

Внеурочная

деятельность

Итого часов

5.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

09.50 – 10.20

13.30 – 14.00

15.30 – 16.00

пн

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

вт

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

ср

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

чт

Прием пищи

Прием пищи

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

пт

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

Прием пищи

Контроль

Гигиенические

процедуры

Контроль

Перечень необходимых специальных материалов и средств ухода: влажные

салфетки, полотенце, мыло, салфетки.

6.

Содержание образования

6.1 Базовые учебные действия

Содержание

1

полугодие

2 полугодие

1.Создание благоприятной обстановки,

способствующей формированию

положительной мотивации пребывания

в образовательной организации и

эмоциональному конструктивному

взаимодействию с взрослыми

(родственник, специалист, ассистент и

др.) и сверстниками

- принятие контакта, инициированного

взрослым

- установление контакта с педагогом и

другими взрослыми, участвующими в

организации учебного процесса

- ориентация в учебной среде

(пространство, материалы) класса:

нахождение места хранения игрушек

нахождение индивидуального шкафа

для хранения личных вещей;

нахождение своего (рабочего) места

за столом;

н а х о ж д е н и е

с в о е г о

н а б о р а

индивидуальных заданий;

нахождение места для отдыха;

нахождение места, предназначенного

для игровой деятельности;

2. Формирование учебного поведения

- поддержание правильной позы

- направленность взгляда:

на говорящего взрослого

на задание

- подражание простым движениям и

действиям с предметами

- выполнение простых речевых

инструкций:

«Возьми»

«Дай»

«Сядь»

«Встань»

«Покажи»

«Подними»

- принятие помощи взрослого

- использование по назначению учебных

материалов

- выполнение простых действий с одним

предметом (по подражанию)

- выполнение действий с предметами

(по подражанию)

- выполнение простых действий с

картинками (по подражанию)

- соотнесение одинаковых предметов

(по образцу)

- соотнесение одинаковых картинок

(по образцу)

- выполнение простых действий с

предметами и картинками (по образцу)

- соотнесение предмета с

соответствующим изображением (по

образцу)

- сидение за столом в течение

определенного периода времени на

групповом занятии

- принятие помощи учителя на групповом

занятии

6.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Сенсорное развитие

Содержание

1полугодие

2 полугодие

Зрительное восприятие

- фиксация взгляда на лице человека

- фиксация взгляда на неподвижном предмете,

расположенном напротив ребенка:

на уровне глаз

выше уровня глаз

ниже уровня глаз

- фиксация взгляда на неподвижном предмете,

расположенном справа:

на уровне глаз

выше уровня глаз

ниже уровня глаз

- фиксация взгляда на неподвижном предмете,

расположенном слева:

на уровне глаз

выше уровня глаз

ниже уровня глаз

-

прослеживание

взглядом

за

движущимся,

близко расположенным предметом:

по горизонтали (вправо/влево)

по вертикали (вверх/вниз)

по кругу (по/против часовой стрелке)

вперед/назад

-

прослеживание

взглядом

за

движущимся

удаленным предметом

Слуховое восприятие

- локализация неподвижного источника звука,

расположенного на уровне уха:

справа

слева

- локализация неподвижного источника звука,

расположенного на уровне плеча:

справа

слева

- локализация неподвижного источника звука,

расположенного на уровне талии:

справа

слева

-

прослеживание

за

близко

расположенным

перемещающимся источником звука

Кинестетическое восприятие

-

адекватная

эмоционально-двигательная

реакция на прикосновение человека

-

адекватная

реакция

на

соприкосновение

с

материалами, различными по температуре:

теплый

холодный

-

адекватная

реакция

на

соприкосновение

с

материалами, различными по фактуре:

гладкий

шероховатый

-

адекватная

реакция

на

соприкосновение

с

материалами,

различными

по

вя з ко с т и

(клейстер, крупа, вода):

густой

жидкий

- адекватная реакция на вибрацию, исходящую

от объектов

-

адекватная

реакция

на

давление

на

поверхность тела

-

адекватная

реакция

на

соприкосновение

с

различными поверхностями

Восприятие запаха

- адекватная реакция на запахи:

пищевые продукты

парфюмерная продукция

Ожидаемые результаты

Целенаправленное

выполнение

действий

и

движений

по

инструкции

педагога.

Фиксация взгляда на лице человека, неподвижных объектах, движущихся

предметах.

Локализация неподвижного источника звука.

Адекватная

реакция

на

прикосновение

человека,

на

соприкосновение

с

различными материалами.

Адекватная реакция на запахи.

Выполнение простейших игровых действий.

Альтернативная коммуникация

Содержание

1полугодие

2 полугодие

Установление зрительного контакта

Ре а г и р о в а н и е

н а

с о б с т в е н н о е

и м я ,

отождествление

человека

с

его

именем:

узнавание своего имени, применение жеста и

символа «я», «меня зовут».

Приветствие собеседника:

жестом

словом

Коммуникативные взаимодействия по теме

«Моя

семья»:

разыгрывание

ситуаций,

используя символы и жесты.

Коммуникативные

взаимодействия

по

теме

«Наша

школа»:

разыгрывание

ситуаций,

используя символы и жесты.

Коммуникативные

взаимодействия

по

теме

«Учебные

вещи»»:

разыгрывание

ситуаций,

дополнение предложений, используя символы

и жесты.

«Чтение»

изображений

по

временам

года.

Подбор к названному слову связанных с ним

по смыслу жесты, картинки.

Выражение жестом, символом:

«хорошо»,

«отлично»,

«хочу»,

«не

хочу»,

«дай», «на», «нет», «занятие», «перемена»

Знакомство

с

обозначениями

на

дверях

туалета, знакомство с символами и жестами

данной тематики, применение их на практике.

Подражательно-речевая деятельность в форме

любых звуков, проявлений (голоса животных,

птиц,кап-кап, тук-тук, у-у-у и т.д.)

Коммуникативные

взаимодействия

по

теме

«Домашние

животные»:

разыгрывание

ситуаций, используя символы и жесты.

Коммуникативные

взаимодействия

по

теме

«Транспорт, ПДД»: разыгрывание ситуаций,

используя символы и жесты.

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты освоения коррекционного курса:

- Развивать качества: быть опрятным, аккуратным

- Формировать уважительное отношение друг к другу, к окружающим людям

- Формировать проявление чувства понимания и потребности в общении

- Развивать положительные черты характера

- Формировать проявление внимание друг к другу, к окружающим

- Формировать стремление анализировать и оценивать собственное

поведение и поступки окружающих людей

- Развивать интерес к окружающему миру

- Развивать умение видеть красоту природы и выражать свои чувства

- Развивать чувство заботы и любви к животным, растениям

- Формировать умения понимать свое эмоциональное и эмоциональное

состояние других людей

- Формировать навыки культурного поведения за столом

- Формировать правила поведения и общения в общественных местах

Предметные результаты освоения коррекционного курса:

- Иметь представление о временах года

- Иметь представления о погодных изменениях в природе

- Иметь представления о правилах поведения

- Знакомство с пиктограммами «труд людей в природе»

- Иметь понятия: глаза – видим; уши – слушаем; рот – едим, говорим, дышим;

нос – нюхаем, руки – пишем, рисуем

- Знакомство с жестами для выражения простых желаний: хочу есть, хочу

пить, хочу в туалет, хочу спать

- Знакомство с пиктограммами: есть, пить, туалет, играть, читать, спать,

отдыхать

- Знакомство с пиктограммами эмоций (радость, удивление, грусть, страх)

- Знакомство с пиктограммами, обозначающих приветствие, прощание,

благодарность, просьбу

- Знакомство с собственным «Я» посредством самопознания

- Иметь представления о формах и правилах поведения во время разговора

- Знакомство с жестами для выражения простых желаний: хочу есть, хочу

пить, хочу в туалет, хочу спать

- Иметь понятия о жестах: « здравствуйте», «до свидания», «спасибо»

- Иметь представления о жестах: «болит голова», «болит живот», «болит зуб»

- Иметь представления о жестах « нельзя», «можно», «не знаю»

6.3. Нравственное развитие.

6.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного

образа жизни.

6.5. Внеурочная деятельность.

7.

Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

Учителя

класса,

учитель-логопед,

учитель-дефектолог,

учитель

физкультуры, учитель музыки, воспитатели, педагог-психолог.

8.

Программа сотрудничества с семьей.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение

осведомленности

родителей об

особенностях

развития и

специфических

образовательных

потребностях

ребенка

- индивидуальные консультации

родителей со специалистами

- тематические семинары:

«Коррекция

поведенческих

проблем»,

«Ре а лизация

С И П Р

в

д о м а ш н и х

условиях»

Обеспечение

участия семьи в

-

з а к л юч е н и е

д о го в о р а

о

с о т р у д н и ч е с т в е

м е ж д у

разработке и

реализации

СИПР

родителями и ОО;

-

обсуждение

специалистами

с о в м е с т н о

с

р о д и т е л я м и

с о д е р ж а н и я

о б у ч е н и я

и

воспитания

ребенка,

вносимого

в СИПР;

-

п о с е щ е н и е

р о д и т е л я м и

уроков/занятий;

- личные встречи, беседы.

Психологическая

поддержка семьи

- индивидуальные консультации

с психологом;

- тренинги.

Организация

участия

родителей во

внеурочной

деятельности

-

привлечение

родителей

к

планированию,

разработке

и

реализации мероприятий:

Школа мастеров

Новогодний праздник

Первый учебный день

Последний учебный день

-привлечение

родителей

к

решению вопросов, связанных с

управлением

образовательной

организацией

(родительский

комитет)

9. Перечень необходимых технических средств

и дидактических материалов

-

Предметы

для

нанизывания

на

стержень,

шнур,

нить

(кольца,

шары,

бусины),

звучащие

предметы

для

встряхивания,

предметы

для

сжимания

(мячи

различной

фактуры,

разного

диаметра),

вставления

(стаканчики

одинаковой

величины,

мозаика,

шарики

разной

величины),

игрушка

на

колесах, резиновая игрушка, прищепки, емкости для предметов, конструктор,

коробка с крышкой, банка с крышкой.

-

Игрушки

и

предметы

со

световыми,

звуковыми

эффектами,

образцы

материалов,

различных

по

фактуре,

вязкости,

температуре,

плотности,

наборы аромабаночек.

- Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал

(каштаны, желуди, шишки), мягкая и плотная бумага.

- Музыкальные игрушки, музыкальный

центр, аудиозаписи.

- Конструкторы, мозаики, пирамидки, игрушки.

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

1.Пассивное участие / соучастие - действие выполняется взрослым

(ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

-

2. Активное участие. Действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

- по подражанию или по образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использования с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельного использования

+

Учитель ______________ ФИО

Учитель музыки______________ ФИО

Учитель-логопед_______________ ФИО

Учитель-дефектолог____________ ФИО

Педагог-психолог______________ ФИО



В раздел образования