Напоминание

Активизация познавательной самостоятельности студентов и развития интереса к иностранному языку.


Авторы: Джабраилов Аслан Дакаеич, Магомеддибирова Зульпат Абдульгалимовна
Должность: Преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ "Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий"
Населённый пункт: Чеченская Республика,город Грозный
Наименование материала: Формирование познавательной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку.
Тема: Активизация познавательной самостоятельности студентов и развития интереса к иностранному языку.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Активизация познавательной самостоятельности студентов

и развития интереса к иностранному языку.

Для

активизации

познавательной

самостоятельности

студентов

и

развития

интереса

к

изучаемому

языку,

важное

значение

имеют

педагогические

возможности

и

личностный

потенциал

педагога.

Для

успешного

формирования

познавательной

активности

обучаемых,

педагог

должен

быть

развит

в

прагматическом

отношении,

содержащей

психологический, творческо-интеллектуальный, эмоциональный, социально-

нравственный

направления.

Когда

педагог

постоянно

рассуждает,

размышляет, создает ситуации и вовлекает учащихся в активный процесс

доказательства,

обоснования,

и

если

предлагаемые

задания

требуют

поисковой

деятельности,

тогда

и

процесс

самостоятельности

в

познании

станет успешнее [Арстанов М.Ж., Пидкасистыйп.И., Хайдаров Ж.С., 1980].

Владение учителем иностранного языка прагматической компетенцией

способствует

достижению

целей

общения

в

учебной

и

познавательной

деятельности

студентов.

Необходимо

различать

общение

педагога

со

студентами, где проявляется индивидуальный стиль деятельности педагога и

отношение обучаемых к педагогу и общение между студентами, которое в

значительной

мере

определяет

интерес

к

современной

деятельности,

мотивацию, коллективные устремления.

Если психологическая составляющая прагматического аспекта общения

в речи учителя передана, верно, то задачи, которые решаются в процессе

коммуникации

на

уроке,

будут

достигнуты

и

взаимодействие

с

обучающимися будет иметь неформальный характер. В связи с этим речь

учителя

должна

быть

эмоциональной,

обращенной,

выразительной

и

характеризоваться прагматической направленностью.

Познавательная

самостоятельность

предполагает

максимум

активности,

творчества, инициативы, напрямую связанных

с активной мыслительной

деятельностью

и

применением

ранее

полученных

знаний

на

практике.

Эффективность познавательной самостоятельности зависит не только от ее

содержания, но и от способов и методов ее организации и осуществления, от

рационального комбинирования с другими видами и формами работы на

занятиях иностранного языка и во внеучебной деятельности студентов.

В сохранении высокой активности мыслительной деятельности при обучении

студентов иностранному языку играет мотивация, интерес к тому, что он

делает

и

как

это

делает.

Смекалка

и

сообразительность

преподавателя

позволяют

использовать

познавательные

задачи

к

месту

для

решения

проблемных ситуаций, несут на себе функцию развития сообразительности,

смысловой

догадки,

логики

и

творческих

способностей

обучаемых,

как

показателей

умения

оперировать

знаниями,

которые

выражаются

в

интеллектуально-речевых

действиях

по

анализу,

сравнению,

оценочным

суждениям обучающихся.

Мы

солидарны

с

Н.

В.

Коряковцевой,

которая

удачно

связывает

самостоятельную

познавательность

с

видами

самостоятельной

работы

по

иностранному

языку:

т.е.,

с

тренировочной

работой

над

языковым

материалом; языковыми средствами; иноязычным текстом, как продуктом

лингвокультуры; и собственно речевой практикой, результативность которых

во многом зависит от профессионализма и субъективной позиции педагога в

организации учебной иноязычной деятельности [9].

Субъективная позиция педагога определяется в способах управления

учебной

деятельностью,

установления

гуманистических,

личностно-

ориентированных взаимоотношений с обучаемыми, в которых он: стремится

к

признанию

положительных

качеств

и

сильных

сторон

личности;

значимости

каждой

индивидуальности;

проявляет

эмпатию,

понимание

эмоционального состояния обучаемых; умеет одобрять к самостоятельным

действиям,

давать

положительную

обратную

связь

студентам;

умеет

мотивировать студентов на самостоятельную познавательную деятельность,

поощрять их и достижения в ней, также адекватно относиться к ошибкам и

корректировать

их;

владеет

конкретными

этикетными

формулами

коммуникативного

поведения:

приветствие,

диалог,

презентация

себя,

прощание

и

т.д.;

умеет

уважительно

относиться

к

самому

себе

и

окружающим; знает сильные и слабые стороны как свои, так и других; умеет

создать познавательно-коммуникативные ситуации; способен осуществлять

педагогическую поддержку организации совместной речевой деятельности и

межличностного общения учащихся; [96].

Сознательная субъективная позиция

предполагают стимулирование

познавательной

активности

обучаемых,

формирование

положительного

отношения к формированию познавательной самостоятельности. Полагаем,

что

отношение

к

студенту

как

к

ценности

положительно

влияет

на

познавательную активность и развитие творческого потенциала обучаемых.

Раскрывая ценностное отношение преподавателя к студенту,

будем

ссылаться

на

следующие

аспекты,

раскрытые

в

теории

отношений

В.Н.

Мясищева[154],

которые

составляют

триединую

основу

отношений:

когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Когнитивный

аспект

основывается

на

явлениях,

объектах

и

отношениях, содержащихся в сознании личности педагога.

Когнитивная

составляющая ценностного отношения педагога к учащемуся выражается в

умении педагога видеть в учащемся не ученика, а человека, в осознании

обучаемого

как

уникальности,

как

единичного

и

неповторимого

представителя человеческого рода.

В связи с этим когнитивный аспект в

организации

самостоятельной

работы

студентов

предполагает:

изучение

преподавателем

психического

состояния

обучаемого;

анализ

причинно-

следственных связей его поведения, реакций; отношение к обучаемому как

ценности;

изучение

его

взаимосвязи

с

другими

ценностями:

его

межличностные

отношения

в

группе,

ролевой

статус,

поиски

наиболее

адекватного и комфортного положения среди себе равных.

В

процессе

формирования

познавательной

самостоятельности

когнитивный аспект выполняет функцию активного воздействия на развитие

способов

приобретения

знаний

учащихся

в

логически

осмысленной

последовательности

и

рациональности

действий

по

переработке

информации.

Важной задачей педагога в обучении иностранному языку является

выбор

методически

целесообразного

воздействия

на

развитие

памяти,

внимания, восприятия, понимания, мышления, принятия решений, действия

и обучаемых в той мере, в какой они заняты познавательными процессами, а

не чем-то другим (влечениями, развлечениями).

Эмоциональный

аспект

отражает

систему

нравственных,

мировоззренческих установок преподавателя в отношении к студенту, его

убежденность

в

том,

что

обучаемый

является

частью

нравственных

ценностей общества, его установку и направленность на личность студента

как на ценность, умение непредвзято относиться к обучаемому, видеть и

находить

в

нем

изюминку

индивидуальности

[].

Эмоциональный

аспект

определяет

развитие

эмоционально-чувственной

сферы

педагога,

позволяющей выявить следующие качества в

ценностном отношении к

студенту:

децентрация

-

способность

и

умение

строить

педагогическое

взаимодействие

на

«безоценочном

принятии

другого

человека

и

конгруэнтности переживаний и поведения»; идентификация - такой способ

познания

другого,

при

котором

предположение

о

внутреннем

состоянии

другого строится на основе попытки поставить себя на его место; эмпатия -

аффективная

форма

идентификации,

при

которой

наступает

состояние

сочувствия, сопереживания и отклик на психическое состояние другого [162].

Поведенческий

аспект,

как

сложное

сочетание

двух

предыдущих

составляющих его профессионально-значимых качеств, требует от педагога

приложения

внутренних

и

внешних

усилий

к

развитию

мотивационно-

потребно стной

сферы

обучаемых

в

проце ссе

п о з н а ват е л ь н о й

самостоятельности. Методологической основой рассмотрения этого аспекта

является трансактный анализ (положение преподавателя и обучающихся в

позициях «субъект» - «объект» или «субъект-«субъект»"). Следовательно,

субъектная

позиция педагога

в организации процесса познавательной

самостоятельности

в

обучении

иностранного

языка

рассматривается

как

сознательная установка на всестороннее развитие личности при условии,

если у него сформированы психические свойства, которые обязательны для

успешного

межличностного

общения.

Это,

прежде

всего

способность

к

«идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии» [34].

Субъектная позиция понимается как компетентность педагога, которая

основывается

на

когнитивных,

прагматических,

процессуальных

и

оценочных

умениях

и

субъектной

позиции,

развивающих

важные

психологические

качества

обучаемых.

К

ним

относятся

формы

педагогического сопровождения процесса формирования самостоятельности

в познании, такие как формы, методы, средства организации

обучения

иностранному языку.

Итак, нетрудно увидеть, что основным стимулом для формирования

познавательной

самостоятельности

и

активности

студентов

является

педагогическое сопровождение, развивающее их познавательный интерес в

области

иностранного

языка.

Задача

педагога

-

заинтересовать

учеников,

побудить их к самостоятельной работе, развивая, таким образом, в первую

очередь,

личностные

качества,

в

том

числе

уровень

самостоятельности

студентов в познавательной деятельности.

В

выполнении

главной

задачи

формирования

познавательной

самостоятельности

обучаемых

большое

значение

имеют

такие

качества

педагога, как: педагогический такт, эмпатия, толерантность, общительность,

обладание педагогической этикой (знаниями гуманистических норм своей

профессии и следование им).

В

содержание

субъектной

позиции

педагога

входят

педагогический

такт, педагогическая эмпатия и толерантность, как чувство разумной меры на

основе

соотнесения

задач,

условий

и

возможностей

обучаемых.

В

педагогическом такте отражены форма и мера педагогического воздействия к

личности обучающегося как главной ценности. Педагогический такт имеет

большой удельный вес в формировании познавательной самостоятельности

как умело организованная грань между отдельными воздействиями в виде

простого и естественного речевого обращения к обучаемым. Характеризуя

значимость

педагогического

такта

в

обучении,

Гнедых

выделяет

его

основные

признаки,

способствующие

реализации

педагогической

этики

педагога в учебном процессе: естественность и

простота; обращение без

фамильярности,

искренность

без

фальши,

доверие

без

попустительства,

просьба

без

упрашивания,

рекомендации

и

советы

без

навязчивости,

воздействия

в

форме

предупреждения,

внушения

и

требования

без

подавления

самостоятельности,

серьезность

без

натянутости,

юмор

без

насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства,

деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации

педагогической этики [..].

Педагог

также

должен

быть

наделен

свойствами

педагогической

эмпатии,

безусловно,

отражающейся

на

активности

обучаемых

в

познавательной

деятельности.

Эмпатия

включает

понимание

другого

человека,

опирающееся

на

анализ

его

личности;

эмоциональное

сопереживание

другому

человеку,

отклик

на

чувства

другого

человека

и

выражение,

своих

чувств;

стремление

содействовать,

помогать

другому

человеку. Достаточный уровень развития эмпатии у

педагога

поможет

обучающимся легко справиться с психологическими и языковыми барьерами

в сотрудничестве и в общении.

Важную функцию в формировании познавательной самостоятельности

студентов играет толерантность педагога, которая рождает взаимное доверие,

понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации,

способствует

проявлению

доброжелательности

и

глубокой

человечности,

помогает, психологической совместимости характеров.

Однако на практике не у всех преподавателей одинаково в достаточной

мере сформированы перечисленные выше прагматические, психологические

и

профессиональные

качества.

Для

выработки

данных

умений

каждый

педагог

должен

самосовершенствоваться

путем

самообразования

с

использованием

интернет-сайтов,

специализированных

акмеологических

тренингов, тренажеров и учебно-методических электронных материалов.

Целью самообразования педагогов является овладение теоретическими

и

практическими

знаниями

и

умениями,

позволяющими

им

быстрее

и

квалифицированнее

ориентироваться

в

содержании

профессиональной

деятельности,

психологической

грамотности,

развития

креативности,

установления

субъект-субъектных

взаимоотношений

с

обучающимися,

определения

имеющихся

профессиональных

ограничений

и

способов

их

преодоления.

Литература:

1.

Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной

работы

изучающих

иностранный

язык: Пособие для учителей [Текст]/

Н.Ф. Коряковцева. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.

2.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность

школьников в обучении. - М., Педагогика; 1980. - 265 с.

3.

Абрамова, Т.В. Педагогическая система формирования познавательной

самостоятельности школьников как средство актуализации знаний (на

материале предметов естественно математического цикла) : Дис. … канд.

пед. наук. Саратов, 2003. 195 с.

4.

Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, А.

Степанович. - Екатеринбург, 1999. - 214 с.

5 .

Абульханова-Славская

К.А.

Деятельность

и

психология

личности.

-

М.:

Наука,

1980.-

335

с.



В раздел образования