Авторы: Джабраилов Аслан Дакаеич, Магомеддибирова Зульпат Абдульгалимовна
Должность: Преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ "Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий"
Населённый пункт: Чеченская Республика,город Грозный
Наименование материала: Формирование познавательной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку.
Тема: Активизация познавательной самостоятельности студентов и развития интереса к иностранному языку.
Раздел: среднее профессиональное
Активизация познавательной самостоятельности студентов
и развития интереса к иностранному языку.
Для
активизации
познавательной
самостоятельности
студентов
и
развития
интереса
к
изучаемому
языку,
важное
значение
имеют
педагогические
возможности
и
личностный
потенциал
педагога.
Для
успешного
формирования
познавательной
активности
обучаемых,
педагог
должен
быть
развит
в
прагматическом
отношении,
содержащей
психологический, творческо-интеллектуальный, эмоциональный, социально-
нравственный
направления.
Когда
педагог
постоянно
рассуждает,
размышляет, создает ситуации и вовлекает учащихся в активный процесс
доказательства,
обоснования,
и
если
предлагаемые
задания
требуют
поисковой
деятельности,
тогда
и
процесс
самостоятельности
в
познании
станет успешнее [Арстанов М.Ж., Пидкасистыйп.И., Хайдаров Ж.С., 1980].
Владение учителем иностранного языка прагматической компетенцией
способствует
достижению
целей
общения
в
учебной
и
познавательной
деятельности
студентов.
Необходимо
различать
общение
педагога
со
студентами, где проявляется индивидуальный стиль деятельности педагога и
отношение обучаемых к педагогу и общение между студентами, которое в
значительной
мере
определяет
интерес
к
современной
деятельности,
мотивацию, коллективные устремления.
Если психологическая составляющая прагматического аспекта общения
в речи учителя передана, верно, то задачи, которые решаются в процессе
коммуникации
на
уроке,
будут
достигнуты
и
взаимодействие
с
обучающимися будет иметь неформальный характер. В связи с этим речь
учителя
должна
быть
эмоциональной,
обращенной,
выразительной
и
характеризоваться прагматической направленностью.
Познавательная
самостоятельность
предполагает
максимум
активности,
творчества, инициативы, напрямую связанных
с активной мыслительной
деятельностью
и
применением
ранее
полученных
знаний
на
практике.
Эффективность познавательной самостоятельности зависит не только от ее
содержания, но и от способов и методов ее организации и осуществления, от
рационального комбинирования с другими видами и формами работы на
занятиях иностранного языка и во внеучебной деятельности студентов.
В сохранении высокой активности мыслительной деятельности при обучении
студентов иностранному языку играет мотивация, интерес к тому, что он
делает
и
как
это
делает.
Смекалка
и
сообразительность
преподавателя
позволяют
использовать
познавательные
задачи
к
месту
для
решения
проблемных ситуаций, несут на себе функцию развития сообразительности,
смысловой
догадки,
логики
и
творческих
способностей
обучаемых,
как
показателей
умения
оперировать
знаниями,
которые
выражаются
в
интеллектуально-речевых
действиях
по
анализу,
сравнению,
оценочным
суждениям обучающихся.
Мы
солидарны
с
Н.
В.
Коряковцевой,
которая
удачно
связывает
самостоятельную
познавательность
с
видами
самостоятельной
работы
по
иностранному
языку:
т.е.,
с
тренировочной
работой
над
языковым
материалом; языковыми средствами; иноязычным текстом, как продуктом
лингвокультуры; и собственно речевой практикой, результативность которых
во многом зависит от профессионализма и субъективной позиции педагога в
организации учебной иноязычной деятельности [9].
Субъективная позиция педагога определяется в способах управления
учебной
деятельностью,
установления
гуманистических,
личностно-
ориентированных взаимоотношений с обучаемыми, в которых он: стремится
к
признанию
положительных
качеств
и
сильных
сторон
личности;
значимости
каждой
индивидуальности;
проявляет
эмпатию,
понимание
эмоционального состояния обучаемых; умеет одобрять к самостоятельным
действиям,
давать
положительную
обратную
связь
студентам;
умеет
мотивировать студентов на самостоятельную познавательную деятельность,
поощрять их и достижения в ней, также адекватно относиться к ошибкам и
корректировать
их;
владеет
конкретными
этикетными
формулами
коммуникативного
поведения:
приветствие,
диалог,
презентация
себя,
прощание
и
т.д.;
умеет
уважительно
относиться
к
самому
себе
и
окружающим; знает сильные и слабые стороны как свои, так и других; умеет
создать познавательно-коммуникативные ситуации; способен осуществлять
педагогическую поддержку организации совместной речевой деятельности и
межличностного общения учащихся; [96].
Сознательная субъективная позиция
предполагают стимулирование
познавательной
активности
обучаемых,
формирование
положительного
отношения к формированию познавательной самостоятельности. Полагаем,
что
отношение
к
студенту
как
к
ценности
положительно
влияет
на
познавательную активность и развитие творческого потенциала обучаемых.
Раскрывая ценностное отношение преподавателя к студенту,
будем
ссылаться
на
следующие
аспекты,
раскрытые
в
теории
отношений
В.Н.
Мясищева[154],
которые
составляют
триединую
основу
отношений:
когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Когнитивный
аспект
основывается
на
явлениях,
объектах
и
отношениях, содержащихся в сознании личности педагога.
Когнитивная
составляющая ценностного отношения педагога к учащемуся выражается в
умении педагога видеть в учащемся не ученика, а человека, в осознании
обучаемого
как
уникальности,
как
единичного
и
неповторимого
представителя человеческого рода.
В связи с этим когнитивный аспект в
организации
самостоятельной
работы
студентов
предполагает:
изучение
преподавателем
психического
состояния
обучаемого;
анализ
причинно-
следственных связей его поведения, реакций; отношение к обучаемому как
ценности;
изучение
его
взаимосвязи
с
другими
ценностями:
его
межличностные
отношения
в
группе,
ролевой
статус,
поиски
наиболее
адекватного и комфортного положения среди себе равных.
В
процессе
формирования
познавательной
самостоятельности
когнитивный аспект выполняет функцию активного воздействия на развитие
способов
приобретения
знаний
учащихся
в
логически
осмысленной
последовательности
и
рациональности
действий
по
переработке
информации.
Важной задачей педагога в обучении иностранному языку является
выбор
методически
целесообразного
воздействия
на
развитие
памяти,
внимания, восприятия, понимания, мышления, принятия решений, действия
и обучаемых в той мере, в какой они заняты познавательными процессами, а
не чем-то другим (влечениями, развлечениями).
Эмоциональный
аспект
отражает
систему
нравственных,
мировоззренческих установок преподавателя в отношении к студенту, его
убежденность
в
том,
что
обучаемый
является
частью
нравственных
ценностей общества, его установку и направленность на личность студента
как на ценность, умение непредвзято относиться к обучаемому, видеть и
находить
в
нем
изюминку
индивидуальности
[].
Эмоциональный
аспект
определяет
развитие
эмоционально-чувственной
сферы
педагога,
позволяющей выявить следующие качества в
ценностном отношении к
студенту:
децентрация
-
способность
и
умение
строить
педагогическое
взаимодействие
на
«безоценочном
принятии
другого
человека
и
конгруэнтности переживаний и поведения»; идентификация - такой способ
познания
другого,
при
котором
предположение
о
внутреннем
состоянии
другого строится на основе попытки поставить себя на его место; эмпатия -
аффективная
форма
идентификации,
при
которой
наступает
состояние
сочувствия, сопереживания и отклик на психическое состояние другого [162].
Поведенческий
аспект,
как
сложное
сочетание
двух
предыдущих
составляющих его профессионально-значимых качеств, требует от педагога
приложения
внутренних
и
внешних
усилий
к
развитию
мотивационно-
потребно стной
сферы
обучаемых
в
проце ссе
п о з н а ват е л ь н о й
самостоятельности. Методологической основой рассмотрения этого аспекта
является трансактный анализ (положение преподавателя и обучающихся в
позициях «субъект» - «объект» или «субъект-«субъект»"). Следовательно,
субъектная
позиция педагога
в организации процесса познавательной
самостоятельности
в
обучении
иностранного
языка
рассматривается
как
сознательная установка на всестороннее развитие личности при условии,
если у него сформированы психические свойства, которые обязательны для
успешного
межличностного
общения.
Это,
прежде
всего
способность
к
«идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии» [34].
Субъектная позиция понимается как компетентность педагога, которая
основывается
на
когнитивных,
прагматических,
процессуальных
и
оценочных
умениях
и
субъектной
позиции,
развивающих
важные
психологические
качества
обучаемых.
К
ним
относятся
формы
педагогического сопровождения процесса формирования самостоятельности
в познании, такие как формы, методы, средства организации
обучения
иностранному языку.
Итак, нетрудно увидеть, что основным стимулом для формирования
познавательной
самостоятельности
и
активности
студентов
является
педагогическое сопровождение, развивающее их познавательный интерес в
области
иностранного
языка.
Задача
педагога
-
заинтересовать
учеников,
побудить их к самостоятельной работе, развивая, таким образом, в первую
очередь,
личностные
качества,
в
том
числе
уровень
самостоятельности
студентов в познавательной деятельности.
В
выполнении
главной
задачи
формирования
познавательной
самостоятельности
обучаемых
большое
значение
имеют
такие
качества
педагога, как: педагогический такт, эмпатия, толерантность, общительность,
обладание педагогической этикой (знаниями гуманистических норм своей
профессии и следование им).
В
содержание
субъектной
позиции
педагога
входят
педагогический
такт, педагогическая эмпатия и толерантность, как чувство разумной меры на
основе
соотнесения
задач,
условий
и
возможностей
обучаемых.
В
педагогическом такте отражены форма и мера педагогического воздействия к
личности обучающегося как главной ценности. Педагогический такт имеет
большой удельный вес в формировании познавательной самостоятельности
как умело организованная грань между отдельными воздействиями в виде
простого и естественного речевого обращения к обучаемым. Характеризуя
значимость
педагогического
такта
в
обучении,
Гнедых
выделяет
его
основные
признаки,
способствующие
реализации
педагогической
этики
педагога в учебном процессе: естественность и
простота; обращение без
фамильярности,
искренность
без
фальши,
доверие
без
попустительства,
просьба
без
упрашивания,
рекомендации
и
советы
без
навязчивости,
воздействия
в
форме
предупреждения,
внушения
и
требования
без
подавления
самостоятельности,
серьезность
без
натянутости,
юмор
без
насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства,
деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации
педагогической этики [..].
Педагог
также
должен
быть
наделен
свойствами
педагогической
эмпатии,
безусловно,
отражающейся
на
активности
обучаемых
в
познавательной
деятельности.
Эмпатия
включает
понимание
другого
человека,
опирающееся
на
анализ
его
личности;
эмоциональное
сопереживание
другому
человеку,
отклик
на
чувства
другого
человека
и
выражение,
своих
чувств;
стремление
содействовать,
помогать
другому
человеку. Достаточный уровень развития эмпатии у
педагога
поможет
обучающимся легко справиться с психологическими и языковыми барьерами
в сотрудничестве и в общении.
Важную функцию в формировании познавательной самостоятельности
студентов играет толерантность педагога, которая рождает взаимное доверие,
понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации,
способствует
проявлению
доброжелательности
и
глубокой
человечности,
помогает, психологической совместимости характеров.
Однако на практике не у всех преподавателей одинаково в достаточной
мере сформированы перечисленные выше прагматические, психологические
и
профессиональные
качества.
Для
выработки
данных
умений
каждый
педагог
должен
самосовершенствоваться
путем
самообразования
с
использованием
интернет-сайтов,
специализированных
акмеологических
тренингов, тренажеров и учебно-методических электронных материалов.
Целью самообразования педагогов является овладение теоретическими
и
практическими
знаниями
и
умениями,
позволяющими
им
быстрее
и
квалифицированнее
ориентироваться
в
содержании
профессиональной
деятельности,
психологической
грамотности,
развития
креативности,
установления
субъект-субъектных
взаимоотношений
с
обучающимися,
определения
имеющихся
профессиональных
ограничений
и
способов
их
преодоления.
Литература:
1.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной
работы
изучающих
иностранный
язык: Пособие для учителей [Текст]/
Н.Ф. Коряковцева. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.
2.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность
школьников в обучении. - М., Педагогика; 1980. - 265 с.
3.
Абрамова, Т.В. Педагогическая система формирования познавательной
самостоятельности школьников как средство актуализации знаний (на
материале предметов естественно математического цикла) : Дис. … канд.
пед. наук. Саратов, 2003. 195 с.
4.
Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, А.
Степанович. - Екатеринбург, 1999. - 214 с.
5 .
Абульханова-Славская
К.А.
Деятельность
и
психология
личности.
-
М.:
Наука,
1980.-
335
с.