Напоминание

"Играем Майкапара"


Автор: Королева Ирина Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДМШ №5"
Населённый пункт: город Пермь Пермский край
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Играем Майкапара"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Перми

«Детская музыкальная школа №5»

«ИГРАЕМ МАЙКАПАРА»

Методическое сообщение

Автор – преподаватель МАУ ДО «Детская музыкальная школа №5»

по классу фортепиано Ирина Александровна Королева

26.03.18.

2

Самуил Моисеевич Майкапар (1867-1938) известен широкому кругу музыкантов прежде

всего как советский композитор, который своё творчество посвятил созданию детской и

юношеской музыки. Это еще и выдающийся советский педагог, пианист, автор учебно-

методических

работ,

внесший

огромный

вклад

в

развитие

детского

и

юношеского

музыкального образования. Основной принцип всего творчества С. Майкапара -

«для

детей нужно писать так же, как и для взрослых, только лучше».

Подавляющее большинство пьес С. Майкапара - это программные произведения, которые

стали классикой педагогического репертуара. Методическая ценность его пьес состоит в

последовательном знакомстве ребенка с возрастающими техническими трудностями.

Детям нравятся его яркие образные и вместе с тем простые по фактуре произведения, и,

наверное, нет ни одного юного пианиста, не игравшего какой-нибудь пьесы С.Майкапара.

В музыке С.Майкапара есть все:

- картины природы: «Осенью», «Облака плывут», «Тихое утро», «Весною»;

- музыкальные портреты: «Сиротка», «Пастушок», «Маленький командир»;

- пьесы - настроения: «Мимолетное видение», «Тревожная минута», «В разлуке»;

- танцевальные пьесы: «Полька», «Вальс», «Менуэт», «Гавот», «Мазурка»;

- сказочные образы: «Шествие марионеток», «Маленькая сказка», «Семимильные

сапоги», «Танец клоунов», «Песнь трубадура», «Падчерица и мачеха», «Марш

лилипутов»;

- полифонические пьесы: «Фугетта», «Песнь моряков» (канон), «Прелюд и фугетта»;

- этюды: «Бурный поток», «Эолова арфа», «Русалка», «У моря ночью».

«Пастушок». Светлый, радостный наигрыш свирели. Поступенность движения в одной

позиции является замечательным приемом развития технических навыков. Использование

регистров - один из наиболее действенных приемов фортепианной выразительности.

Следует обратить внимание на изменение настроения в средней части пьесы. Здесь есть

простор для фантазии.

Задачи:

- ритмический унисон,

- игра в позиции,

- артикуляция левой руки,

- единый темп.

«Мимолётное видение». Какой образ здесь хотел запечатлеть композитор? Это зависит от

воображения

ребенка.

Музыка

лёгкая,

воздушная,

нежная

и

танцевальная.

Высокие,

отрывистые,

очень

тихие

звуки.

Повторяющиеся

интонации,

похожие

на

кружение,

порхание. В средней части мелодия перемещается из верхнего регистра в нижний. Музыка

становится настороженной, тревожной, таинственной и загадочной. Внезапно движение

прекращается, звучит таинственная пауза - видение исчезло. Но вот опять появляется

знакомая мерцающая интонация. Мелодия поднимается в высокий регистр и исчезает

совсем.

Задачи:

- определиться с темпом, взять сразу удобный темп (спеть конец, мелодию средней части),

- добиваться такой же подвижности, как в правой, в соло левой руки средней части,

- избегать перечисления повторяющихся интонаций в конце («нанизывать бусинки» на

лигу).

3

«Листок

из

альбома». Трехчастность

и

яркая

образность

тем

помогают

раскрыть

содержание музыкального произведения. Какой альбом? Какие события происходят в

средней части? О чем повествуют крайние?

Задачи:

- техническую трудность представляет собой непрерывное движение легато из мелких нот

– «вывязывание» мелодического узора в каждом голосе крайних частей,

- крепкий звук, четкое произношение пунктирного ритма, интонации «сопротивления» и

«преодоления», полифоничность изложения - все создает решительный, боевой образ

средней части.

«Маленькая

сказка».

Все

дети

любят

сказки

-

весёлые,

добрые,

с

чудесами

и

приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками -

ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется

настроение, то становится понятным, о чем рассказывается в этой сказке.

Задачи:

- избегать смещения сильной доли на 2-ю восьмую (2-я восьмушка – гармоническая

поддержка, дирижирование, стремление шестнадцатых нот к более длинным),

- работа над звуком в унисоне (левая недостаточно плотное легато, поверхностный звук,

«прячется за правую» - научить «петь» левую),

- в средней части: легато терциями Ми мажор, Ля мажор

3-я фраза: разные штрихи в одинаковых мотивах дают возможность поразмышлять

(Разные штрихи - разные инструменты? Пиццикато струнных – контрабас?

Легато – скрипочка?)

- здесь встречается характерный для Майкапара прием – чередование рук,

отдельно взятые звуки объединить в одно целое,

- работа над звуком в конце фразы «p – pp – ppp»,

- в конце пьесы – подготовленный мотив мелодии нижнего голоса.

«Итальянская серенада». В форме этого произведения присутствуют черты и рондо, и

трехчастности, т.к. обе темы «переживают» до-диез-минор в середине произведения, что

связано со сменой настроения и появлением нового динамического образа (что можно

считать средней частью произведения).

Задачи:

- характеристика двух основных тем,

- работа над педалью,

- мелодия в арпеджированном аккорде (способы работы),

- динамическая выстроенность произведения.

Произведения

Самуила

Майкапара

и

сегодня

остаются

популярными.

Образность,

простые

лаконичные

формы,

художественность

содержания

пьес

привлекают

преподавателей и детей, с большим увлечением их исполняющих. Еще многие поколения

юных

пианистов будут учиться на произведениях этого замечательного музыканта и

педагога.



В раздел образования