Автор: Королева Ирина Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДМШ №5"
Населённый пункт: город Пермь Пермский край
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Играем Майкапара"
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Перми
«Детская музыкальная школа №5»
«ИГРАЕМ МАЙКАПАРА»
Методическое сообщение
Автор – преподаватель МАУ ДО «Детская музыкальная школа №5»
по классу фортепиано Ирина Александровна Королева
26.03.18.
2
Самуил Моисеевич Майкапар (1867-1938) известен широкому кругу музыкантов прежде
всего как советский композитор, который своё творчество посвятил созданию детской и
юношеской музыки. Это еще и выдающийся советский педагог, пианист, автор учебно-
методических
работ,
внесший
огромный
вклад
в
развитие
детского
и
юношеского
музыкального образования. Основной принцип всего творчества С. Майкапара -
«для
детей нужно писать так же, как и для взрослых, только лучше».
Подавляющее большинство пьес С. Майкапара - это программные произведения, которые
стали классикой педагогического репертуара. Методическая ценность его пьес состоит в
последовательном знакомстве ребенка с возрастающими техническими трудностями.
Детям нравятся его яркие образные и вместе с тем простые по фактуре произведения, и,
наверное, нет ни одного юного пианиста, не игравшего какой-нибудь пьесы С.Майкапара.
В музыке С.Майкапара есть все:
- картины природы: «Осенью», «Облака плывут», «Тихое утро», «Весною»;
- музыкальные портреты: «Сиротка», «Пастушок», «Маленький командир»;
- пьесы - настроения: «Мимолетное видение», «Тревожная минута», «В разлуке»;
- танцевальные пьесы: «Полька», «Вальс», «Менуэт», «Гавот», «Мазурка»;
- сказочные образы: «Шествие марионеток», «Маленькая сказка», «Семимильные
сапоги», «Танец клоунов», «Песнь трубадура», «Падчерица и мачеха», «Марш
лилипутов»;
- полифонические пьесы: «Фугетта», «Песнь моряков» (канон), «Прелюд и фугетта»;
- этюды: «Бурный поток», «Эолова арфа», «Русалка», «У моря ночью».
«Пастушок». Светлый, радостный наигрыш свирели. Поступенность движения в одной
позиции является замечательным приемом развития технических навыков. Использование
регистров - один из наиболее действенных приемов фортепианной выразительности.
Следует обратить внимание на изменение настроения в средней части пьесы. Здесь есть
простор для фантазии.
Задачи:
- ритмический унисон,
- игра в позиции,
- артикуляция левой руки,
- единый темп.
«Мимолётное видение». Какой образ здесь хотел запечатлеть композитор? Это зависит от
воображения
ребенка.
Музыка
лёгкая,
воздушная,
нежная
и
танцевальная.
Высокие,
отрывистые,
очень
тихие
звуки.
Повторяющиеся
интонации,
похожие
на
кружение,
порхание. В средней части мелодия перемещается из верхнего регистра в нижний. Музыка
становится настороженной, тревожной, таинственной и загадочной. Внезапно движение
прекращается, звучит таинственная пауза - видение исчезло. Но вот опять появляется
знакомая мерцающая интонация. Мелодия поднимается в высокий регистр и исчезает
совсем.
Задачи:
- определиться с темпом, взять сразу удобный темп (спеть конец, мелодию средней части),
- добиваться такой же подвижности, как в правой, в соло левой руки средней части,
- избегать перечисления повторяющихся интонаций в конце («нанизывать бусинки» на
лигу).
3
«Листок
из
альбома». Трехчастность
и
яркая
образность
тем
помогают
раскрыть
содержание музыкального произведения. Какой альбом? Какие события происходят в
средней части? О чем повествуют крайние?
Задачи:
- техническую трудность представляет собой непрерывное движение легато из мелких нот
– «вывязывание» мелодического узора в каждом голосе крайних частей,
- крепкий звук, четкое произношение пунктирного ритма, интонации «сопротивления» и
«преодоления», полифоничность изложения - все создает решительный, боевой образ
средней части.
«Маленькая
сказка».
Все
дети
любят
сказки
-
весёлые,
добрые,
с
чудесами
и
приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками -
ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется
настроение, то становится понятным, о чем рассказывается в этой сказке.
Задачи:
- избегать смещения сильной доли на 2-ю восьмую (2-я восьмушка – гармоническая
поддержка, дирижирование, стремление шестнадцатых нот к более длинным),
- работа над звуком в унисоне (левая недостаточно плотное легато, поверхностный звук,
«прячется за правую» - научить «петь» левую),
- в средней части: легато терциями Ми мажор, Ля мажор
3-я фраза: разные штрихи в одинаковых мотивах дают возможность поразмышлять
(Разные штрихи - разные инструменты? Пиццикато струнных – контрабас?
Легато – скрипочка?)
- здесь встречается характерный для Майкапара прием – чередование рук,
отдельно взятые звуки объединить в одно целое,
- работа над звуком в конце фразы «p – pp – ppp»,
- в конце пьесы – подготовленный мотив мелодии нижнего голоса.
«Итальянская серенада». В форме этого произведения присутствуют черты и рондо, и
трехчастности, т.к. обе темы «переживают» до-диез-минор в середине произведения, что
связано со сменой настроения и появлением нового динамического образа (что можно
считать средней частью произведения).
Задачи:
- характеристика двух основных тем,
- работа над педалью,
- мелодия в арпеджированном аккорде (способы работы),
- динамическая выстроенность произведения.
Произведения
Самуила
Майкапара
и
сегодня
остаются
популярными.
Образность,
простые
лаконичные
формы,
художественность
содержания
пьес
привлекают
преподавателей и детей, с большим увлечением их исполняющих. Еще многие поколения
юных
пианистов будут учиться на произведениях этого замечательного музыканта и
педагога.