Автор: Ханхатова Анна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей № 27
Населённый пункт: г. Улан–Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы школьной адаптации при переходе из детского сада в начальную школу"
Раздел: начальное образование
Проблемы школьной адаптации
(рекомендации для воспитателей)
Сегодня мы хотели обратить внимание на те проблемы, которые возникают у
бывшего дошкольника при поступлении в 1 класс.
Во-первых, это школьная зрелость ребёнка. Она складывается из физических
показателей и умения слушать и выполнять просьбы учителя. Очень часто родители
отдают детей в 6 лет. Приходят на собеседование и уговаривают взять ребёнка.
Говорят: он всё умеет: читать, писать, считать. А физически ребёнок ещё не дорос до
тех параметров, которые должны быть у первоклассника. Конечно, вначале первые 2
месяца
уроки
по
35
минут,
динамические
паузы
на
уроке,
длинная
перемена,
безотметочная система. Но потом нагрузка увеличивается и физически неготовому
ребёнку приходится очень тяжело. Отсюда возникают искривление позвоночника,
близорукость, неврозы. Или ситуация наоборот, ребёнок психологически не готов к
школе, но «все же ребятишки из группы идут в школу, а как же наш Ваня будет себя
чувствовать». И вот этот Ваня сидит на уроке вместе со сверстниками на уроке
ничего не понимает, что ему говорят, что от него хотят, и к концу первого класса
родители наконец-то убеждаются, что они совершили ошибку, когда поторопились
отдать ребёнка в первый класс. Вы со своей стороны тоже должны сказать своё
веское слово-готов ребёнок к школе или нет. Готовность складывается из нескольких
важных вещей принципиальных для учёбы. Это фонематический слух, ребёнок
должен различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки. Именно это
обеспечит
в
дальнейшем
ему
грамотность
(кости
–гости). Чувство
величины-
ребёнок должен понимать, что стоит за каждым числом. (10 кубиков, стакан он и в
кастрюле стакан, и в банке-стакан, кусочек пластилина по весу остаётся таким же,
если
даже
мы
скатаем
его
в
шар
или
превратим
в
лепёшку. Ориентация
в
пространстве лево-право, выше-ниже и т.д. Положите куклу на правую полку, а
машинку слева от куклы, а мишку левее. Ребёнок должен владеть своим телом
(крупная моторика), играть в подвижные игры, глазом чувствовать расстояние, ритм
(прыгает на скакалке), иначе не сможет в дальнейшем разделить слово на слоги,
проверить
перенос,
подобрать
проверочное,
которое
тоже
ищут
через
слоги.
Последовательность
излагать
мысли,
вычленять
главное
и
второстепенное.
Совместное житие с родителями-залог развития. Сейчас сложилась тенденция-
родителям некогда, неохота проводить время с ребёнком-дали гаджет, не мешай.
Заниматься можно на любом материале: дома готовите еду, мастерите платьице для
куклы, гуляете вместе.
Во-вторых, проблемы здоровья. Необходимо, приучать ребёнка к режиму.
Очень часто у школьников болят животы, утром дети не завтракают. В школе не
завтракают тоже. Потому что это столовка, а мама готовит что-то необыкновенное.
Дети не приучены к разной еде. У нас на завтрак бывают каши, макароны с
котлетой,
плов,
пюре
с
мясом,
компоты,
морсы,
соки,
чай,
какао,
то
есть
всё
детсадовское меню и есть дети, которых нужно уговаривать съесть кусочек котлетки,
выпить морс. С детского сада необходимо разговаривать с родителями, чтобы те
приучали к разной еде, не было негативного отношения к общественному питанию.
Третье, логопедические проблемы.
Очень важно вовремя выявить и исправить
дефекты
речи. Они
мешают
общению
с
одноклассниками,
провоцируют
неуспеваемость, особенно по русскому языку и чтению.
Сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость, неусидчивость,
моторная
неловкость
–
с
такими
проблемами
сталкиваются
до
трети
первоклассников. Расторможенные дети не понимают роли учителя, не способны
объяснить,
для
чего
они
ходят
в
школу
–
как
говорят
психологи,
у
них
не
сформирована учебная мотивация.
Навыки самообслуживания
.
Зачастую дети не умеют застёгивать пуговицы,
шнуровать обувь, пользоваться носовым платком. Представьте, сколько уходит
времени, чтобы переодеться на урок физкультуры или сходить на прогулку между
уроками! Учителю приходится каждого второго ученика одевать, а остальные в это
время создают шум, мешают вести уроки в соседних классах. Другие учителя
делают замечания. Создаётся нервная обстановка. Учитель находится в сильнейшем
напряжении, что снижает положительный уровень общения с учащимися. Задача
родителей – научить ребёнка обслуживать себя.
Навыки самоорганизации рабочего места.
Если школьные принадлежности
будут горой свалены на рабочем столе, а выполнение задания будет сопровождаться
поисками нужной вещи – трудно рассчитывать на хорошую успеваемость. Потратьте
время на то, чтобы научить ребёнка правильно располагать предметы на столе, после
занятий следует навести порядок.
Социальная готовность. Не секрет, что почти в каждом коллективе есть дети,
которые
не
умеют
общаться,
знакомиться
с
другими
детьми,
чувствуют
себя
неуверенно и в школе не могут из-за этого подойти к учителю, высказать свою
просьбу. Можете на своих занятиях разыгрывать какие-то ситуации (например, в
магазине, в парикмахерской, чтобы ребёнок учился строить диалог), родителям
рекомендовать больше общаться со сверстниками, посещать дни рождения и т.д.
Просьба: Не учить писать письменные буквы и не учить читать, если вы не
знаете методики.
Если первоклассник с удовольствием ходит в школу, не испытывает серьезных
сложностей с освоением учебного материала, за редким исключением не ищет
помощи у взрослых при выполнении домашних заданий и тепло отзывается об
учителе
и
одноклассниках,
родители
могут
быть
спокойны:
ребенок
успешно
о с ва и ва е т
н о ву ю
д л я
с е бя
с о ц и а л ь н у ю
р ол ь
–
р ол ь
ш ко л ь н и к а .
Заключение: организационные вопросы (режим работы лицея, запись в 1 класс
через Интернет и прочее).