Автор: Колесников Василий Олегович
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия–интернат № 664
Населённый пункт: Санкт–Петербург, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся."
Раздел: начальное образование
ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе как средство
активизации познавательной деятельности учащихся.
Колесников Василий Олегович, учитель начальных классов ГБОУ гимназия-
интернат № 664 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Одним из видов речевой деятельности является чтение. Оно может выступать
как
целью,
так
и
средством
обучения
учащихся.
Роль
чтения
в
жизни
человека, а прежде всего ребенка, очень велика, потому что с помощью
чтения пополняется активный и пассивный словарный запас, формируются
грамматические навыки. С помощью чтения ребенок знакомится с культурой
и жизнью не только своего народа, но и других народов. В процессе чтения
он узнает о культурных и научных достижениях человечества.
Уроки чтения для младших школьников – это своеобразное окно в мир, в
область человеческих отношений, где
формируются такие понятия, как
доброта, честность, взаимопонимание и многое другое.
Следует учесть, что чтение – это предмет, которым ребенку надо не только
успешно овладеть, но и с помощью которого он постепенно будет осваивать
другие школьные предметы.
Современный
урок
невозможно
представить
без
использования
компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой
этап урока: во время словарной и индивидуальной работы, при знакомстве с
новыми знаниями, при обобщении и закреплении пройденного материала,
для контроля знаний, умений и навыков.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе, так
как
у
младших
школьников
преобладает
интерес
к
формам
и
приемам
познавательной
деятельности,
а
не
к
содержанию
и
самому
процессу.
Наглядность повышает усвоение изучаемого материала, так как у учащихся
задействованы все каналы восприятия: слуховой, зрительный, механический,
воображение.
Они
помогают
детям
глубже
погрузиться
в
изучаемый
материал, сделать процесс обучения интересным и менее утомительным.
Поэтому
при
обучении
очень
важно
применять
как
можно
больше
иллюстрированного материала.
Для
формирования
интереса
к
познанию,
в
своей
работе
я
использую
информационно-коммуникационные
технологии,
которые
делают
урок
ярким, эмоциональным.
Компьютер
помогает
вовлечь
младших
школьников
в
литературное
творчество.
Каждый урок литературного чтения мы начинаем с речевой разминки.
Другое название этого процесса – речевая зарядка. Словосочетание восходит
к
английскому
warmup
(дословный
перевод
–
«разогрев»).
Этот
этап
направлен
на
активизацию
речевого
общения,
организацию
речевой
деятельности и подготавливает детей к последующему изучению основного
материала.
К тому же, это маленькая хитрость, позволяющая поддержать активность и
заинтересованность ребенка в течение всего занятия.
Существует
большое
количество
видов
речевых
разминок:
разминки-
чистоговорки, разминки-скороговорки хорошо тренируют дикцию, разминки-
стихи,
направлены
на
укрепление
памяти
младших
школьников,
также
хороши упражнения для развития дыхания и артикуляции речевого аппарата.
На данном этапе урока можно применить ИКТ. Создать слайд в программе
Microsoft PowerPoint, поместить текст чистоговорки, повернуть текст на 90
или на 270 градусов, попросить учащихся прочитать данный текст.
Этот
прием
-
чтение
перевернутого
текста
направлен
на
совершенствование
координации движения глаз.
Можно вместо текста скороговорки, например
Шла Саша по шоссе,
И сосала сушку.
показать иллюстрацию, на которой будет изображена девочка, которая идет
по улице с сушками. Такую иллюстрацию не сложно найти в самой простой
поисковой
системе
Яндекс.
Этот
прием,
позволит
не
только
разогреть
речевой
аппарат,
но
и
потренировать
память,
вспомнив
текст
этой
скороговорки.
На
этапе
открытия
новых
знаний
можно
воспользоваться
поисковой
системой
и
найти
подходящий
портрет
писателя
или
поэта,
поместить
иллюстрацию
в
презентацию,
добавить
цитату
из
произведения,
историческую справку или любой другой теоретический материал и урок
станет гораздо интереснее.
На просторах интернета существует огромное количество видеоматериала о
писателях, который можно использовать и на уроках в начальной школе. Для
этого нужно добавить видео файл о биографии писателя или поэта, который
можно скачать в YouTube или создать самостоятельно в программе Windows
MovieMaker или oCam.
Это творческий и увлекательный процесс не только для самого учителя, но и
для учащихся.
В
любом
классе
есть
ребята,
которые
увлекаются
подобным
занятием,
поэтому я прошу детей о помощи, и они с удовольствием помогают. Мы
коллективно обсуждаем, что будем создавать на экране компьютера: книжку
–
малышку
или
выставку.
А
при
наличии
программ
для
обработки
видеоролика, можно совместно с детьми попробовать создать более сложный
творческий продукт.
Возможно, кто-то возразит, что нельзя урок сводить лишь к общению с
компьютером, что живое эмоциональное слово учителя никогда не заменить
машине, пусть даже самой умной. Я согласен, что весь урок нецелесообразно
строить на работе с компьютером, поэтому общение с «умной машиной» не
должно занимать более 15-20 минут урока.
Таким образом, умелое использование ИКТ на уроках литературного
чтения
позволяет
реализовать
не
только
обучающие,
развивающие,
но
и
эстетические цели.