Напоминание

"ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся."


Автор: Колесников Василий Олегович
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия–интернат № 664
Населённый пункт: Санкт–Петербург, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся."
Раздел: начальное образование





Назад




ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе как средство

активизации познавательной деятельности учащихся.

Колесников Василий Олегович, учитель начальных классов ГБОУ гимназия-

интернат № 664 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Одним из видов речевой деятельности является чтение. Оно может выступать

как

целью,

так

и

средством

обучения

учащихся.

Роль

чтения

в

жизни

человека, а прежде всего ребенка, очень велика, потому что с помощью

чтения пополняется активный и пассивный словарный запас, формируются

грамматические навыки. С помощью чтения ребенок знакомится с культурой

и жизнью не только своего народа, но и других народов. В процессе чтения

он узнает о культурных и научных достижениях человечества.

Уроки чтения для младших школьников – это своеобразное окно в мир, в

область человеческих отношений, где

формируются такие понятия, как

доброта, честность, взаимопонимание и многое другое.

Следует учесть, что чтение – это предмет, которым ребенку надо не только

успешно овладеть, но и с помощью которого он постепенно будет осваивать

другие школьные предметы.

Современный

урок

невозможно

представить

без

использования

компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой

этап урока: во время словарной и индивидуальной работы, при знакомстве с

новыми знаниями, при обобщении и закреплении пройденного материала,

для контроля знаний, умений и навыков.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе, так

как

у

младших

школьников

преобладает

интерес

к

формам

и

приемам

познавательной

деятельности,

а

не

к

содержанию

и

самому

процессу.

Наглядность повышает усвоение изучаемого материала, так как у учащихся

задействованы все каналы восприятия: слуховой, зрительный, механический,

воображение.

Они

помогают

детям

глубже

погрузиться

в

изучаемый

материал, сделать процесс обучения интересным и менее утомительным.

Поэтому

при

обучении

очень

важно

применять

как

можно

больше

иллюстрированного материала.

Для

формирования

интереса

к

познанию,

в

своей

работе

я

использую

информационно-коммуникационные

технологии,

которые

делают

урок

ярким, эмоциональным.

Компьютер

помогает

вовлечь

младших

школьников

в

литературное

творчество.

Каждый урок литературного чтения мы начинаем с речевой разминки.

Другое название этого процесса – речевая зарядка. Словосочетание восходит

к

английскому

warmup

(дословный

перевод

«разогрев»).

Этот

этап

направлен

на

активизацию

речевого

общения,

организацию

речевой

деятельности и подготавливает детей к последующему изучению основного

материала.

К тому же, это маленькая хитрость, позволяющая поддержать активность и

заинтересованность ребенка в течение всего занятия.

Существует

большое

количество

видов

речевых

разминок:

разминки-

чистоговорки, разминки-скороговорки хорошо тренируют дикцию, разминки-

стихи,

направлены

на

укрепление

памяти

младших

школьников,

также

хороши упражнения для развития дыхания и артикуляции речевого аппарата.

На данном этапе урока можно применить ИКТ. Создать слайд в программе

Microsoft PowerPoint, поместить текст чистоговорки, повернуть текст на 90

или на 270 градусов, попросить учащихся прочитать данный текст.

Этот

прием

-

чтение

перевернутого

текста

направлен

на

совершенствование

координации движения глаз.

Можно вместо текста скороговорки, например

Шла Саша по шоссе,

И сосала сушку.

показать иллюстрацию, на которой будет изображена девочка, которая идет

по улице с сушками. Такую иллюстрацию не сложно найти в самой простой

поисковой

системе

Яндекс.

Этот

прием,

позволит

не

только

разогреть

речевой

аппарат,

но

и

потренировать

память,

вспомнив

текст

этой

скороговорки.

На

этапе

открытия

новых

знаний

можно

воспользоваться

поисковой

системой

и

найти

подходящий

портрет

писателя

или

поэта,

поместить

иллюстрацию

в

презентацию,

добавить

цитату

из

произведения,

историческую справку или любой другой теоретический материал и урок

станет гораздо интереснее.

На просторах интернета существует огромное количество видеоматериала о

писателях, который можно использовать и на уроках в начальной школе. Для

этого нужно добавить видео файл о биографии писателя или поэта, который

можно скачать в YouTube или создать самостоятельно в программе Windows

MovieMaker или oCam.

Это творческий и увлекательный процесс не только для самого учителя, но и

для учащихся.

В

любом

классе

есть

ребята,

которые

увлекаются

подобным

занятием,

поэтому я прошу детей о помощи, и они с удовольствием помогают. Мы

коллективно обсуждаем, что будем создавать на экране компьютера: книжку

малышку

или

выставку.

А

при

наличии

программ

для

обработки

видеоролика, можно совместно с детьми попробовать создать более сложный

творческий продукт.

Возможно, кто-то возразит, что нельзя урок сводить лишь к общению с

компьютером, что живое эмоциональное слово учителя никогда не заменить

машине, пусть даже самой умной. Я согласен, что весь урок нецелесообразно

строить на работе с компьютером, поэтому общение с «умной машиной» не

должно занимать более 15-20 минут урока.

Таким образом, умелое использование ИКТ на уроках литературного

чтения

позволяет

реализовать

не

только

обучающие,

развивающие,

но

и

эстетические цели.



В раздел образования