Автор: Карсунцева Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: Волжский филиал ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Волжский
Наименование материала: методическая разработка практического занятия
Тема: Второй период родов
Раздел: среднее профессиональное
ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8
Тема: Тема 5.8. Второй период родов.
Междисциплинарный курс 02.01 Сестринский уход при различных
заболеваниях и состояниях.
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах.
Курс:
Специальность:
Форма обучения:
III
34.02.01 Сестринское дело;
очная
Количество часов: 6
Разработчик: И.Н. Карсунцева.
Методическая разработка
рассмотрена и одобрена
на заседании УМО № 6
протокол № __,
от "___"__________ 2018г.
Председатель УМО № 6
Т.В Якименко__________
"___"_____________2018г.
Волжский 2018
1
Мотивация
изучения
темы: Своевременное обращение беременной женщины в медицинское
учреждения для взятия на учет-диспансеризацию, является одной из основных задач современного
акушерства.
Это
позволяет
предотвратить
ряд
потенциальных
проблем
с
вынашиванием
беременности
, в послеродовом периоде. Задача медицинской сестры вести профилактическую
работу среди женского населения о необходимости своевременного обращения в лечебные
учреждение и наблюдение за развитием беременности, что в последствии станет гарантом
здоровья матери и ребенка.
Цели занятия:
Для преподавателя:
o
формирование у студентов общих и профессиональных компетенций;
o
закрепление,
углубление,
расширение
и
систематизация
знаний,
полученных
во
время
аудиторных занятий;
o
формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
o
развитие самостоятельности мышления, способности к самоорганизации;
o
развитие
творческих
способностей,
познавательного
интереса,
повышения
активности
обучающихся;
o
мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.
Учебные:
Направленность умений и знаний на формирование ПК и ОК
№
п/
п
Умения
Знания
ПК
ОК
1
У. 1. Осуществление
сестринского ухода
во II периоде родов
.
ПК 1. Представлять
информацию в понятном для
пациента виде, объяснять
ему суть вмешательств
ПК 2. Осуществлять
лечебно-диагностические
вмешательства,
взаимодействуя с
участниками лечебного
процесса.
ПК 5 Соблюдать правила
пользования аппаратурой,
оборудованием и изделий
медицинского назначения в
ходе лечебно-
диагностического процесса.
ПК 6 Вести утвержденную
медицинскую документацию
ОК 1. Понимать сущность и
социальную
значимо сть
своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК
3.
Анализировать
р а б о ч у ю
с и т у а ц и ю ,
осуществлять
текущий
и
итоговый контроль, оценку
и
коррекцию
собственной
д е я т е л ь н о с т и ,
н е с т и
о т в е т с т в е н н о с т ь
з а
результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством,
пациентами.
ОК 7. Бережно относиться к
историческому
наследию
и
культурным
традициям,
у в а ж а т ь
с о ц и а л ь н ы е ,
культурные
и
религиозные
различия.
2
У.2. Проводить
акушерское пособие в
ПК 1. Представлять
информацию в понятном для
ОК 1. Понимать сущность и
социальную
значимо сть
2
родах.
пациента виде, объяснять
ему суть вмешательств
ПК 3. Сотрудничать со
взаимодействующими
организациями и службами
ПК 6 Вести утвержденную
медицинскую документацию
своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК
3.
Анализировать
р а б о ч у ю
с и т у а ц и ю ,
осуществлять
текущий
и
итоговый контроль, оценку
и
коррекцию
собственной
д е я т е л ь н о с т и ,
н е с т и
о т в е т с т в е н н о с т ь
з а
результаты своей работы.
ОК 7. Бережно относиться к
историческому
наследию
и
культурным
традициям,
у в а ж а т ь
с о ц и а л ь н ы е ,
культурные
и
религиозные
различия.
3
У.3. Вести
необходимую
утвержденную
документацию.
ПК 1. Представлять
информацию в понятном для
пациента виде, объяснять
ему суть вмешательств
ПК 3. Сотрудничать со
взаимодействующими
организациями и службами
ПК 6 Вести утвержденную
медицинскую документацию
ОК 1. Понимать сущность и
социальную
значимо сть
своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
исходя из цели и способов
е ё
д о с т и ж е н и я ,
определенных
руководителем.
ОК
3.
Анализировать
р а б о ч у ю
с и т у а ц и ю ,
осуществлять
текущий
и
итоговый контроль, оценку
и
коррекцию
собственной
д е я т е л ь н о с т и ,
н е с т и
о т в е т с т в е н н о с т ь
з а
результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством,
пациентами.
ОК 7. Бережно относиться к
историческому
наследию
и
культурным
традициям,
у в а ж а т ь
с о ц и а л ь н ы е ,
культурные
и
религиозные
различия.
4
З.1.Консультирование
роженицы по
применению
лекарственных
средств
ПК 2. Осуществлять
лечебно-диагностические
вмешательства,
взаимодействуя с
участниками лечебного
процесса.
ПК 5 Соблюдать правила
ОК 4. Осуществлять поиск
информации,
необходимой
д л я
э ф ф е к т и в н о г о
выполнения
профессиональных задач.
3
пользования аппаратурой,
оборудованием и изделий
медицинского назначения в
ходе лечебно-
диагностического процесса.
ПК 6 Вести утвержденную
медицинскую документацию
5
З.2. Проводить
первичный туалет
новорожденного
ПК 2. Осуществлять
лечебно-диагностические
вмешательства,
взаимодействуя с
участниками лечебного
процесса.
ПК 5 Соблюдать правила
пользования аппаратурой,
оборудованием и изделий
медицинского назначения в
ходе лечебно-
диагностического процесса.
ПК 6 Вести утвержденную
медицинскую документацию
ОК 4. Осуществлять поиск
информации,
необходимой
д л я
э ф ф е к т и в н о г о
выполнения
профессиональных задач.
6
З.3. Основные
принципы
документирования
полученных данных в
медицинскую
документацию.
ПК 3. Сотрудничать со
взаимодействующими
организациями и службами
ПК 6. Вести утвержденную
медицинскую документацию
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
исходя из цели и способов
е ё
д о с т и ж е н и я ,
определенных
руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск
информации,
необходимой
д л я
э ф ф е к т и в н о г о
выполнения
профессиональных задач.
ОК 8.
Соблюдать правила
охраны
труда,
пожарной
безопасности
и
техники
безопасности.
Воспитательные:
o
воспитывать сознательное усвоение профессионального модуля;
o
формировать чувство ответственности за свои действия;
o
осуществлять правовое воспитание на занятиях, объясняя вопросы правовой ответственности
медицинского работника.
Развивающие:
o
способствовать развитию логического и клинического мышления;
o
развитие самостоятельности, внимания, памяти;
o
развитие умений обобщать факты и делать выводы;
4
o
развитие умений общения с коллегами, руководством.
Интеграционные связи:
o
внутрипредметные связи - МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и
состояниях
Тема 5.6. Диагностика беременности. Диспансеризация беременных.
Тема 5.7.Первый период родов.
o
межпредметные
связи
- ОП.01. Здоровый человек и его окружение; ОП.03. Анатомия и
физиология
человека;
ОП.08.
Основы
патологии;
психология,
культура
речи
в
профессиональной деятельности.
Оснащение:
дидактический
материал,
стандарты
сестринской
практики,
сестринская
документация и др.
Основные этапы занятий: (с указанием хронометража):
1.
организационный момент - 5 минут;
2.
проверка исходного уровня знаний - 45 минут;
3.
практическая часть - 180 минут;
4.
итоговый контроль - 30 минут;
5.
подведение итогов занятия - 5 минут;
6.
задание на дом - 5 минут.
Список литературы:
1.
Лысак, Л.А. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии. [Текст]: учеб.пособ.для студ.
профобразования. /Л.А.Лысак; под общ.ред. Б.В.Кабарухина. -2-е изд. –Ростов н/Д.: Феникс,
2014. -378 с.- (Медицина для Вас).
2.
Крылова, Е.П. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии [Текст] / Е.П.Крылова. –Ростов
н/Д.: Феникс, 2016. - 402 с.- (Медицина для Вас).
3.
Славянова, И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии. Новая редакция [Текст]:
Учеб.пособ.для сред.спец.мед.заведений/ И.К.Славянова. –Ростов н/Д.: Феникс, 2015. -359 с. –
(Медицина для Вас)
5
«Ход занятия» для методической разработки практического занятия № 7 по МДК 02.01. ПМ 02 Сестринская помощь
при различных заболеваниях и состояниях
Специальность: Сестринское дело; 34.02.01
Содержание (формы и
методы работы)
Действия студентов
Методическое
обоснование
Результаты
(освоенные ПК и
ОК)
Основные
показатели оценки
результата
Формы и методы
контроля и оценки
1. Организационный
момент.
Преподаватель:
-приветствует студентов;
-обращает внимание на
внешний вид и готовность
аудитории к занятию;
-отмечает
присутствующих;
-сообщает тему, цели, план
практического занятия;
-отмечает актуальность
данного занятия в их
будущей
профессиональной
деятельности.
Студенты:
- приветствуют
преподавателя;
-занимают рабочие
места.
-слушают
преподавателя;
-записывают в
дневник тему, цели
занятия, знакомятся
с планом занятия,
ставят перед собой
цели.
С о з д а н и е
д е л о в о й
атмосферы,
благоприятного
психологического
климата;
активизация
внимания
студентов;
воспитание
дисциплинированности,
ответственного
о т н о ш е н и я
к
образовательному
процессу.
ОК. 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей
профессии,
проявлять к ней
интерес.
ОК.2.
Организовывать
собственную
деятельность,
исходя
из
цели
и
с п о с о б о в
е ё
достижения,
определенных
руководителем.
Соблюдение
морально-этических
норм, правил и
принципов
профессионального
сестринского
поведения;
- понимание
концепции и
основных задач
сестринской
помощи в
акушерстве.
Наблюдение и
оценивание в процессе
организационного
момента.
2. Контроль исходного
уровня
знаний.
2.1. Задание «Вопрос
ответ» (приложение 1).
Преподаватель зачитывает
предложенные вопросы по
теме занятия (для
студентов подготовлен
раздаточный
методический материал с
заданиями), студенты
отвечают на поставленные
вопросы, преподаватель
оценивает полноту ответа,
точность и научность.
Преподаватель сообщает
критерии оценки. По
окончании работы
проводится работа над
ошибками. Время на
выполнение задания и
проверку – 20 минут.
Студенты устно,
последовательно
отвечают на
поставленные
преподавателем
вопросы, дополняя
ответы друг друга,
проводят проверку
знаний и выставляют
оценку ответов
товарищей. После
проводят работу над
ошибками.
Реализация
образовательных и
развивающих целей.
К о н т р о л ь
з н а н и й
служит
необходимой
п р е д п о с ы л ко й
д л я
успешного
п л а н и р о в а н и я
и
руководства
учебным
процессом;
- проверка позволяет
определить наличный
(исходный) уровень
знаний и умений
студентов, чтобы
использовать его как
фундамент,
ориентироваться на
допустимую сложность
учебного материала и
выявления слабых мест
в изучении темы.
ОК.4.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач.
ОК.3.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять
т е к у щ и й
и
итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность за
результаты
своей
работы.
Эффективный поиск
необходимой
информации;
использование
различных
источников
информации.
Наблюдение и
оценивание в процессе
проверки исходного
уровня знаний.
2.2. Проверка
внеаудиторной
самостоятельной работы.
П р о в е р к а
н а л и ч и я
к о н с п е к т а
п о
т е м е ,
Студенты проверяют
работы и оценивают
их по пятибалльной
системе, слушая
рекомендации
Реализация
образовательных,
развивающих и
воспитательных целей.
ПК
4.1.,
ПК
5.1.,
ПК.7.1.
Эффективно
о б щ а т ь с я
с
пациентом
и
его
о к р у ж е н и е м
в
Составление
п а
м я
т
о к для
пациента
и
/ и л и
родственников
«Питание и гигиена
беременной
Оценка выполнения
внеаудиторной
самостоятельной
работы, наблюдение.
памятки
для
пациента
и
/ и л и
р о д с т в е н н и к о в
«Профилактика
гипоксии
плода».
Проводится методом
перекрёстного
рецензирования
студентами под контролем
преподавателя. Время на
проверку ВСР – 25 минут.
преподавателя.
процессе
профессиональной
деятельности.
ПК
4.4.,
ПК
5.4.,
ПК.7.4.
Консультировать
пациента
и
е го
о к р у ж е н и е
п о
вопросам
ухода
и
самоухода.
ОК.3.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять
т е к у щ и й
и
итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность за
результаты
своей
работы.
женщины».
Оценка
эффективности и
качества
выполнения ВСР.
3. Практическая часть.
3.1. Инструктаж
манипуляционный
практикум
Приложение2
Преподаватель: заранее
готовит 2 рабочих места
для отработки
манипуляций; сообщает
план самостоятельной
работы, обращает
внимание студентов на
методические указания;
демонстрирует
манипуляции в
соответствии с
алгоритмами; ведет
контроль каждого этапа
самостоятельной работы
студентов; обращает
внимание на особенности
выполнения каждого
задания.
3.2. Выполнение
манипуляций
с использованием
деятельностной
технологии, активных
методов обучения (работа
в малых группах,
групповой тренинг),
репродуктивного метода.
Студенты работают в
мини-группах по 2
человека. Манипуляции
Студенты читают
методические
указания.
Студенты делятся на
мини-группы по 2
человека изучают
особенности течения
первого периода
родов,
ознакамливаются с
основными
сестринскими
проблемами.
Изучают алгоритмы
выполнения
манипуляций.
1.
Осуществление
Принцип
наглядности
(демонстрация
проведения
манипуляций),
спо собствует
б ол е е
качественному
усвоению материала.
Проводится с целью
обобщения,
систематизации
теоретических знаний,
выработки умений,
формирования
самостоятельности,
умения проводить
оценку деятельности
медсестры
ОК.2.
Организовывать
собственную
деятельность,
исходя
из
цели
и
с п о с о б о в
е ё
достижения,
определенных
руководителем.
ОК.З.
Анализировать
рабочую ситуацию
осуществлять
текущий и
итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность за
результаты своей
работы.
ОК.6. Работать в
команде,
эффективно
общаться с
коллегами,
руководством,
пациентами.
ОК 8.
Соблюдать
правила
охраны
труда,
пожарной
Приобретение
конкретных
практических
умений,
п е р е х о д я щ и х
в
устойчивые навыки,
освоение
техники
проведения
манипуляций
п о
данному занятию;
-
р а с ш и р е н и е
и
закрепление знаний,
полученных
с т у д е н т а м и
в
процессе
обучения,
совершенствование
практических
навыков
работы
по
специальности;
- умение применять
полученные
знания
н а
п р а к т и к е ,
анализировать
ситуации,
делать
вывод.
Наблюдение и
оценивание в ходе
практической части
занятия.
отрабатываются поэтапно.
После выполнения
каждого задания
проводится общее
обсуждение полученных
результатов.
Преподаватель для
проверки манипуляций
привлекает успешных
студентов - экспертов.
Студенты оцениваются по
пятибалльной системе.
Время для изучения
материала, отработки
манипуляций, ролевой
игры, заполнения
дневников – 180 минут.
проведения
акушерского пособия
в родах. (на фантоме)
2. Осуществление
первичного туалета
новорожденного (на
фантоме)
безопасно сти
и
техники
безопасности.
ПК
4.2.,
ПК
5.2.,
ПК 7.2. Соблюдать
принципы
профессиональной
этики.
ПК
4.3.,
ПК
5.3.,
ПК.7.3.
Осуществлять
у х о д
з а
пациентами
различных
возрастных
групп
в
у с л о в и я х
учреждения
здравоохранения и
на дому.
ПК
4.6.,
ПК
5.6.,
ПК
7.6.Оказывать
медицинские
услуги в пределах
своих полномочий.
4. Итоговый контроль.
4.1 Закрепление
материала -
выполнение заданий в
тестовой форме
Студенты
выполняют задания в
тестовой форме,
затем меняются
тетрадями и под
контролем
Реализация
образовательных и
развивающих целей.
Служит для
систематизации
полученных
ОК.2.
Организовывать
собственную
деятельность,
исходя
из
цели
и
с п о с о б о в
е ё
достижения,
Эффективный поиск
необходимой
информации;
использование
различных
источников
Наблюдение и
оценивание в ходе
закрепления
материала.
(приложение 3).
Преподаватель раздает
тестовые задания.
Студенты отвечают на
тестовые задания,
проставляя в дневниках
ответы. Оценивается по
пятибалльной системе
оценки методом
взаимопроверки, с
последующей проверкой
преподавателем.
Время на выполнение
задания и проверку – 30
минут.
После проверки
преподавателем
проводится работа над
ошибками.
преподавателя
проводят проверку.
После проводят
работу над
ошибками.
теоретических и
практических знаний.
определенных
руководителем.
ОК.З.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять
текущий и
итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность за
результаты своей
работы.
ОК.4.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач.
информации.
5. Подведение итогов
занятия.
Приложение 4
(оценочный лист)
Преподаватель обращает
внимание на
положительные и
отрицательные стороны
деятельности студента,
комментирует работу
каждого, отмечает
вопросы, которые требуют
дополнительной
подготовки, определяет
степень достижения
целей, выставляет оценки
за занятие по
пятибалльной системе.
Следит за ведением,
учебной документации, за
поддержанием
комфортной
психологической
атмосферы на занятии.
Преподаватель проверяет
дневники у каждого
студента, оценивает их
ведение. 5 мин
Студенты делают
выводы, ставят перед
собой цели для
дальнейшего
совершенствования
знаний и умений.
Реализация
воспитательных целей.
Способствует
адекватному
самовосприятию
студентами своей
учебной деятельности.
ОК.З.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять
текущий и
итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность за
результаты своей
работы.
Оценка
эффективности и
качества
выполнения
заданий.
Оценивание
результатов
практического
занятия.
6. Домашнее задание.
Преподаватель дает четкие
рекомендации по
подготовке к следующему
занятию, акцентируя
внимание на главных
вопросах с учетом
дифференцированного
подхода к студентам.
Тема: Третий период
родов, послеродовый
период.
Литература:
В.И.Бодяжина, И.Б
Семенченко Издательство
«Феникс» Рстов на Дону
2015 «Акушерство»,
И.К. Славянова
«Акушерство и
гинекология», В.Н Серов
«Практическое
руководство по
акушерству», И.В. Дуда
Москва 2015
«Физиологическое
акушерство» Издательство
«Феникс» Ростов на Дону
2015 -5мин
Студенты слушают и
записывают
домашнее задание.
Правильная
организация подготовки
домашнего задания.
ОК.2.
Организовывать
собственную
деятельность,
исходя
из
цели
и
с п о с о б о в
е ё
достижения,
определенных
руководителем.
ОК.3.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять
т е к у щ и й
и
итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность за
результаты
своей
работы.
ОК.4.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач.
Эффективный поиск
необходимой
информации;
использование
различных
источников
информации
Оценка выполнения
внеаудиторной
самостоятельной
работы на следующем
практическом занятии.
Приложение№1
Исходный уровень знаний:
1.
Дайте определение второго периода родов
2.
Какие сестринские проблемы роженицы во втором периоде?
3.
Каковы сестринские вмешательства во 2 периоде родов?
4.
Каковы параметры наиболее физиологичного излития околоплодных вод?
5.
Перечислите сомнительные признаки беременности
6.
Перечислите все основные моменты биомеханизма родов при переднем виде
затылочного предлежания
7.
Каковы основные требования и показатели аускультации плода?
8.
Что включает в себя понятие «защита промежности»?
9.
Дайте характеристику схваткам и потугам
Критерии оценки студентов:
"5" - студент даёт полный, развёрнутый ответ, с использованием специализированной
терминологии, без использования конспекта и учебника;
"4" - студент, в целом владеет изучаемым материалом, но не демонстрирует целостного
понимания теории, мало пользуется специализированной терминологией;
"3"
-
студент
слабо
владеет
изучаемым
материалом,
плохо
понимает
теоретический
материал, практически не пользуется специализированной терминологией;
"2" - студент затрудняется ответить на теоретический вопрос по данной теме.
Приложение №3
АКУШЕРСКОЕ ПОСОБИЕ В РОДАХ.
1.Оснащение:
бикс
для
приема
родов
с
пакетами
для
роженицы,
акушерки,
новорожденного и набором для приема родов, инструментальный передвижной столик,
ватно-марлевые шарики, корнцанг и пинцет стерильные, раствор йодоната 2%, спирт 70
0
,
сульфацил натрия 20%, фартук, маска, стерильные губки, мыло, стерильные пеленки,
стерильные перчатки, одноразовый акушерский пакет, лоток для приема новорожденного,
емкости с дезрастворами. 0,2 балла
2.Подготовка роженицы:
- задвинуть ножной конец кровати, убрать польстер для ног;
- родовой стол застелить стерильной клеенкой и стерильной простыней из одноразового
акушерского пакета;
- надеть на роженицу стерильную рубашку (из пакета для роженицы);
-
уложить
роженицу
на
кровать
для
родов
на
спину,
ноги
согнуть
в
коленных
и
тазобедренных суставах, развести, упираться в ногодержатели;
- на ноги одеть стерильные бахилы;
- приподнять головной конец кровати;
- рекомендовать роженице держаться руками за поручни;
- произвести обработку наружных половых органов роженицы раствором 2% йодоната с
помощью ватного шарика (обработать сначала лобок, затем область вульвы, внутреннюю
поверхность бедер и промежность);
- информировать роженицу о правильном дыхании, об использовании каждой потуги, о
поведении во втором периоде родов и своих действиях. 1 балл
3.Подготовка акушерки:
- подвинуть инструментальный передвижной столик и подготовить его для приема родов:
разместить на нем йодонат 2%, спирт 70
0
, сульфацил натрия 20%;
-
из
бикса
пинцетом
достать
пакет
для
приема
родов
с
соблюдением
асептики
и
антисептики и разложить его на столике: пинцет, зажимы-2, ножницы-1, катетер для
выведения мочи, катетер для отсасывания слизи у новорожденного, емкость для сбора
крови, стерильные пеленки, ватно-марлевый стерильный материал; халат для акушерки;
перчатки для акушерки и врача;
- пакет для обработки новорожденного выложить на пеленальный стол;
- надеть фартук и маску;
- вымыть руки одним из способов, просушить их стерильной пеленкой, обработать 70
о
спиртом;
- надеть стерильный халат, перчатки, обработать их спиртом 70
о
.
- встать у ног роженицы , справа от нее;
- подставить лоток для приема новорожденного, застеленный стерильной пеленкой, под
тазовый конец роженицы. 1,5 балла
4.
Методика
выполнения,
(акушерское
пособие
начинает
оказывать
с
момента
прорезывания готовки).
- стерильной пеленкой закрыть область анального отверстия;
- руководить потугами, объясняя роженице как правильно использовать потугу
(«Сделать глубокий вдох, набрать полную грудь воздуха, закрыть рот, потужиться плавно,
три раза за время одной потуги»);
- наблюдать за движением головки;
- в паузу между потугами производить «заем тканей»,
- большим и указательным пальцами правой руки растягивать ткани вульварного кольца и
сводить их книзу в сторону задней спайки;
- в момент разгибания головки попросить роженицу дышать открытым ртом, не тужиться;
- производить защиту промежности;
- положить ладонь правой руки на промежность,
4 пальца плотно прилегают к левой
половой губе, большой палец к правой половой губе и бережно снять ткани вульварного
кольца с личика плода;
- левой рукой медленно направить головку вверх;
- после рождения головки плода ввести катетер и отсосать слизь из ротика и носика плода;
- указательный палец правой руки направляет на шейку плода и проверить, нет ли обвития
пуповины вокруг шейки плода (при наличии петель пуповины их снимают с шейки плода
или пересекают между двумя зажимами);
- попросить роженицу глубоко вздохнуть и потужиться для наружного поворота головки и
рождения плечиков плода;
- головку плода легко поддерживать снизу ладонью левой руки;
- после рождения переднего плечика его направить вверх и прижать
к лобковому
сочленению левой рукой, осторожно сводя ткани промежности с заднего плечика правой
рукой, держа под контролем зрения область задней спайки;
- в подмышечные впадины со стороны спинки плода ввести указательные пальцы обеих
рук, приподнять туловище плода кпереди и вверх и осторожно извлечь его;
- ребенка уложить на живот матери на 30 мин;
-
после
прекращения
пульсации
наложить
на
пуповину
на
расстоянии
10-15
см
от
пупочного кольца 2 зажима с промежутком в 2-3 см, обработать расстояние между ними
спиртом 70
о
и пересечь пуповину. 2 балла
5.3авершение манипуляции.
1.
Подвергнуть изделия медицинского назначения однократного и многоразового
использования обработке в соответствии с отраслевыми нормативными
документами по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации.
2.
Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с
действующим Сан. ПиНом
3.
Вымыть руки с мылом под проточной водой, высушить полотенцем.
0,3 балла
Итого 5 баллов
ПЕРВИЧНЫЙ ТУАЛЕТ НОВОРОЖДЕННОГО.
1.Оснащение: бикс со стерильными халатами (не более 5 штук); бикс со стерильными
детскими наборами (стерильные ватные шарики (3 шт.), стерильные палочки с ватой (2
шт.), стерильные бирки (3 шт.), лента для измерения длины (1 шт.), для индивидуальной
обработки пуповинного остатка 2 флакона с широким горлом (для 5 % перманганата
калия, для 0,5 % раствора хлоргексидина в 70
0
спирте), стерильные ножницы (1 шт.),
стерильная марлевая повязка-треугольник, стерильные пеленки (для пеленания) 3 шт; бикс
со стерильными перчатками или стерильная упаковка перчаток, стерильный одноразовый
зажим для пуповины, индивидуальный флакон со стерильным растительным маслом (30
ил),
0,5
%
раствор
хлоргексидина
в
70
0
этиловом
спирте
(для
обработки
остатка
пуповины), 5 % раствор перманганата калия (30 грамм), 20 % раствор альбуцида (на
основании приказа № 149 от 05.05.2000 г. Изменения в «Инструкцию по организации и
проведению
профилактических
и
противоэпидемических
мероприятий
в
акушерских
стационарах»),
стерильный
одноразовый
катетер
№
10
(для
отсасывания
слизи),
стерильная
ветошь
(не
более
5
штук
в
упаковке),
емкости
с
дезрастворами
(для
дезинфекции инструментов), весы, лоток для использованного материала, фартук, маска.
1 балл
2.Подготовка пациента: новорожденного отделяют от матери и переносят на
пеленальный стол.
Подготовка пеленального стола;
- достать из бикса стерильным пинцетом или корнцангом пакет для вторичной обработки
пуповины;
- с помощью двух пинцетов приготовить пеленальный стол: застелить тремя пеленками –
одна - для пеленания; две другие, сложенные вдвое, использовать как подгузник и
косынку;
- поместить пакет для обработки пуповины справа;
- включить обогревательную лампу;
- открыть флаконы с растворами спирта и марганца, открутить колпачок тюбика-
капельницы с раствором альбуцида. 0,5 балла
3. Подготовка акушерки:
Надеть фартук, маску, вымыть руки одним из хирургических способов, просушить их
стерильной пеленкой, обработать спиртом, надеть стерильный халат, стерильные перчатки,
обработать их спиртом. 0,2 балла
4. Методика выполнения ;
а) профилактика офтальмобленореи:
- перенести ребенка на пеленальный стол;
- протереть глаза отдельными ватными шариками от наружного угла глаза к внутреннему;
- закапать пипеткой 20% раствор сульфацила натрия по 2 капли на конъюнктиву каждого
глаза, придерживая нижние веки;
- девочке закапать 1-2 капли 20% раствор сульфацила натрия на область вульвы;
б) вторичная обработка пуповины:
- обработать пуповинный остаток 0,5 % раствором хлоргексидина в 70
0
спирте,
движениями от основания пупочного кольца к периферии стерильным шариком;
- наложить стерильный одноразовый зажим на расстоянии 3-4 мм от пупочного кольца,
стерильными ножницами отсечь остаток пуповины на расстоянии 3-5 мм от верхнего края
зажима;
- отжать остаток от крови с помощью ватного шарика;
- обработать сначала срез, затем весь пупочный остаток и кожу вокруг пупочного кольца
палочкой с ватой, смоченной раствором 5% перманганата калия;
- наложить на пупочную культю косыночную повязку;
в) антропометрические измерения:
- на электронные весы положить стерильную салфетку, затем включить их (вес пеленки
сбрасывается);
- перенести ребенка на весы, удерживая его одной рукой со стороны грудной клетки за
подмышечные впадины, другой за ножки, взвешивают;
- перенести ребенка вновь на пеленальный стол;
- сантиметровой лентой измерить рост от затылка до пяточных бугров;
- измерить окружность головки через лобные бугры и затылок в области малого
родничка;
- измерить окружность грудки по линии сосков;
г) обработка кожи ребенка:
-стерильным шариком, смоченным стерильным растительным маслом, обработать
складки кожи на шейке, в области подмышечных впадин, паховые складки, спинку, грудку
и плечики ребенка;
д) заполнение браслеток (медальонов):
браслетки заполнить на стерильной пеленке, записать:
- № «Истории родов» и порядковый номер из журнала родов;
- фамилию, имя, отчество матери;
- пол ребенка;
- дату и час родов;
- массу тела ребенка, рост.
Браслетки (2) привязать к рукам ребенка, так чтобы они свободно лежали, не стягивая
ручки ребенка
е) пеленание новорожденного:
Пеленкой, сложенной вдвое, обернуть одну ножку ребенка, край пеленки поместить
между ножками. Вторым краем пеленки обернуть нижнюю часть туловища, конец пеленки
расправить под спинкой плода (подгузник).
Вторую пеленку, сложенную вдвое, использовать как косынку. Укрыть пеленкой
головку и ручку с одной стороны, направляя пеленку наискось под шейку ребенка. Затем
так же укрыть головку и ручку с другой стороны, край пеленки заправить за спинку плода.
Третья пеленка расправить и положить верхним краем на уровне шейки плода. С
помощью ее завернуть ребенка, направив края пеленки наискосок - за спинку. Нижний
край пеленки завернуть кверху, удерживать им верхние концы и завести под спинку плода.
Затем привязать третью браслетку (медальон) поверх свертка с ребенком. 2 балла
5. Завершение манипуляции.
1.
Ребенка принести к матери:
- зачитать и проверить правильность заполнения браслеток;
- приложить ребенка к груди.
2.
Подвергнуть изделия медицинского назначения однократного и многоразового
использования обработке в соответствии с отраслевыми нормативными
документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке и стерилизации.
3.
Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с
действующим Сан. ПиНом.
4.
Остаток пуповины подвергнуть дезинфекции в 10 % растворе хлорамина,
экспозиция 120 мин.
5.
Вымыть руки с мылом под проточной водой, высушить полотенцем. 1,8 балла
Итого 5 баллов
Приложение №4
1 вариант
1.
ПОЛНОЕ ОТКРЫТИЕ ШЕЙКИ МАТКИ:
а.
3 см
б.
10 см
в.
20 см
г.15 см
д.
24 см
2.
ИЗЛИТИЕ ОКОЛОПЛОДНЫХ ВОД ДО НАЧАЛА РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТО
а.
своевременное
б.
срочное
в.
преждевременное
г.
амниотомия
д.
раннее
3.
В ПАЛАТАХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВЛАЖНУЮ УБОРКУ ПРОВОДЯТ
НЕ РЕЖЕ:
а.
3 раз в сутки
б.
после каждого кормления
в.
4 раза в сутки
г.
2 раза в сутки
д.
5 раз в сутки
4.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ВСКРЫТИЕ ПЛОДНОГО ПУЗЫРЯ ЭТО:
а.
эпизиотомия
б.
амниотомия
в.
перенеотомия
г.
пункция
д.
биопсия
5.
СПИНКА ПЛОДА ОБРАЩЕНА В ЛЕВО ЭТО :
а.
2 позиция
б.
1 позиция
в.
Задний вид
г.
Передний вид
д.
Тазовое предлежание
6.
ЦИАНОЗ
СЛИЗИСТОЙ
ВЛАГАЛИЩА
ОТНОСИТСЯ
К
ПРИЗНАКАМ
БЕРЕМЕННОСТИ:
а.
вероятным
б.
сомнительным
в.
достоверным
г.
к признакам беременности не относится
д.
предположительным
7.
СЕРЦЕБИЕНИЕ ПЛОДА СОСТАВЛЯЕТ:
а.
120-140 уд/мин
б.
60-80 уд/мин
в.
16-20 уд/мин
г.
30-31 уд/мин
д.
180-200 уд/мин
8.
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ БОЛЬШИМИ ВЕРТЕЛАМИ БЕДРЕННЫХ КОСТЕЙ:
а.
30 - 31 см
б.
26 - 27 см
в.
28 - 29 см
г.
23 - 25 см
д.
20-21 см
9.
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ГРЕБНЯМИ ПОДВЗДОШНЫХ КОСТЕЙ:
а.
28 - 29 см
б.
30 - 31 см
в.
25 - 26 см
г.
20 - 21 см
д.
12,5-13 см
10. ОТНОШЕНИЕ СПИНКИ ПЛОДА К ПЕРЕДНЕЙ ИЛИ ЗАДНЕЙ СТЕНКЕ МАТКИ -
ЭТО:
а.
позиция
б.
вид
в.
членорасположение
г.
предлежание
д.
положение
11. С ПОМОЩЬЮ 3-ГО ПРИЕМА ПАЛЬПАЦИИ ПЛОДА В МАТКЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ:
а.
предлежащую часть
б.
вид
в.
массу плода
г.
положение, позиция плода
д.
членорасположение
12. ОТНОШЕНИЯ СПИНКИ И ГОЛОВКИ ПЛОДА К БОКОВЫМ СТЕНКАМ МАТКИ -
ЭТО:
а.
позиция
б.
вставление
в.
вид
г.
членорасположение
д.
положение
13. ОТНОШЕНИЕ НАИБОЛЕЕ НИЗКО РАСПОЛОЖЕННОЙ КРУПНОЙ ЧАСТИ ПЛОДА
КО ВХОДУ В МАЛЫЙ ТАЗ - ЭТО:
а.
предлежание
б.
положение
в.
членорасположение
г.
позиция
д.
вид
14. ДЕКРЕТНЫЙ ОТПУСК ВЫДАЕТСЯ В:
а.
30 недель
б.
36 недель
в.
32 недели
г.
28 недель
д.
34 недели
15. ЗДОРОВАЯ
БЕРЕМЕННАЯ
ВО
ВРЕМЯ
БЕРЕМЕННОСТИ
ОСМАТРИВАЕТСЯ
У
ТЕРАПЕВТА:
а.
ежемесячно
б.
трижды
в.
1 раз
г.
еженедельно
д.
4 раза
16. НАРУЖНАЯ КОНЬЮГАТА ИЗМЕРЯЕТСЯ МЕЖДУ:
а.
серединой верхней части лона и верхним углом ромба Михаэлиса
б.
серединой верхней части лона и крестцово-копчиковым сочленением
в.
серединой верхней наружной части лона и копчика
г.
серединой нижней части лона и надкрестцовой ямкой
д.
середина лона и нижним углом ромба Михаэлиса
17. НАРУЖНАЯ КОНЬЮГАТА В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА:
а.
20 - 21 см
б.
22 - 23 см
в.
25 - 26 см
г.
28 - 29 см
д.
30-31 см
18. D. TROCHANTERICA В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА:
а.
30 - 31 см
б.
25 - 26 см
в.
20 – 21 см
г.
28 - 29 см
д.
23-24 см
19. ТАЗОМЕРОМ ИЗМЕРЯЕТСЯ КОНЬЮГАТА:
а.
наружная
б.
истинная
в.
анатомическая
г.
диагональная
д.
боковая
20. К НАРУЖНЫМ АКУШЕРСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ ОТНОСИТСЯ:
а.
измерение таза, окружности живота, высота дна матки
б.
все перечисленное
в.
измерение таза, окружности живота, высота дна матки
г.
выслушивание сердцебиение плода
д.
приемы Леопольда-Левицкого
е.
определение предлежащей части
21. D. SPINARUM В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА:
а.
28 - 29 см
б.
20 - 21 см
в.
26 - 27 см
г.
30 - 31 см
д.
25-26 см
22. ТОШНОТА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ БЕРЕМЕННОСТИ:
а.
обязательным
б.
вероятным
в.
достоверным
г.
сомнительным
д.
не имеет значения
23. НОРМАЛЬНЫМ МОЖНО СЧИТАТЬ СЕРДЦЕБИЕНИЕ ПЛОДА:
а.
165 уд./мин
б.
115 уд./мин
в.
100 уд./мин
г.
170 уд./мин
д.
140 уд./мин
24. ПРИ ВТОРОЙ ПОЗИЦИИ СПИНКА ПЛОДА ОБРАЩЕНА:
а.
к передней стенке матки
б.
к задней стенке матки
в.
к левой стороне матки
г.
к правой стенке матки
д.
ко дну матки
25. ПЕРВЫЙ ПРИЕМ ЛЕОПОЛЬДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
а.
Спинку плода
б.
части плода, расположенной в дне матки
в.
части плода, расположенной у входа в таз
г.
мелких частей плода
д.
головки плода
Ответы:
1. б
2. д
3. а
4. в
5. б
6. а
7. а
8. а
9. а
10.
б
11.
а
12.
а
13.
а
14.
а
15.
б
16.
а
17.
а
18.
а
19.
а
20.
б
21.
д
22.
г
23.
д
24.
г
25.
а
2 вариант
1.
ВТОРОЙ ПЕРИОД РОДОВ ЭТО:
а.
Период открытия шейки матки
б.
Период изгнания плода
в.
Последовый период
г.
Потужной период
д.
Ранний послеродовый
2.
ОТНОШЕНИЕ ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ПЛОДА К ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ МАТКИ - ЭТО:
а.
членорасположение плода
б.
предлежание плода
в.
позиция плода
г.
ложение плода
д.
вид плода
3.
ПОЗИЦИЯ ПЛОДА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
а.
2-ым приемом Леопольда
б.
1-ым приемом Леопольда
в.
3-им приемом Леопольда
г.
4-ым приемом Леопольда
д.
все перечисленное
4.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДЫ НАСТУПАЮТ В СРОКИ:
а.
32-33 нед.
б.
28 нед.
в.
22 нед.
г.
35 - 36 нед.
д.
40 нед.
5.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ СОСТАВЛЯЕТ:
а.
280 дней
б.
270 дней
в.
260 дней
г.
290 дней
д.
300 дней
6.
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ВЕРТЕЛАМИ БЕДРЕННЫХ КОСТЕЙ РАВНА:
а.
30-31 см
б.
28-29 см
в.
20-21 см
г.
25-26 см
д.
12,5-13 см
7.
ПРЕДЛЕЖИТ
ГОЛОВКА,
СПИНКА
ОБРАЩЕНА
К
ЛЕВОЙ
БОКОВОЙ
СТЕНКЕ
МАТКИ – ЭТО:
а.
головное предлежание первая позиция
б.
головное предлежание вторая позиция
в.
головное предлежание передний вид
г.
головное предлежание задний вид
д.
тазовое предлежание первая позиция
8.
“БАЛЛОТИРОВАНИЕ”
ГОЛОВКИ
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
СЛЕДУЮЩИМ
ПРИЕМОМ
ЛЕОПОЛЬДА:
а.
4-им
б.
2-ым
в.
1-ым
г.
3-ым
д.
5-ым
9.
АУСКУЛЬТАЦИЮ
ПЛОДА
ВО
ВТОРОМ
ПЕРИОДЕ
РОДОВ
ПРОИЗВОДЯТ
НЕ
МЕНЕЕ:
а.
1 раз в 60 минут
б.
Каждые 15 минут
в.
3 раза
г.
После каждой схватки
д.
Во время схватки
10. ЭТОТ ПРИЕМ ПРИМЕНЯЮТ ТОЛЬКО В РОДАХ:
а.
5-го
б.
2-го
в.
1-го
г.
3-го
д.
4-го
11. УЧЕТНАЯ ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ БЕРЕМЕННЫХ:
а.
№ 101-У
б.
№ 006-У
в.
№ 086-У
г.
№ 111-У
д.
№ 116-У
12. НАРУЖНЫЕ РАЗМЕРЫ НОРМАЛЬНОГО ТАЗА:
а.
25-28-31-21
б.
23-25-28-18
в.
28-28-32-17
г.
23-26-28-17
д.
23-26-35-19
13. ПРИ ИЗМЕРЕНИИ НАРУЖНОЙ КОНЪЮГАТЫ ТАЗА ЖЕНЩИНА ЛЕЖИТ:
а.
на боку с согнутой нижележащей ногой
б.
на спине с вытянутыми ногами
в.
на спине с согнутыми ногами
г.
на боку с согнутой вышележащей ногой
д.
не имеет значения
14. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ПЕРЕДНЕВЕРХНИМИ ОСТЯМИ ПОДВЗДОШНЫХ КОСТЕЙ:
а.
25-26 см
б.
20-25 см
в.
27-32 см
г.
30-32 см
д.
12,5-13 см
15. РАССТОЯНИЕ
МЕЖДУ
НАИБОЛЕЕ
ОТДАЛЁННЫМИ
ТОЧКАМИ
ГРЕБНЕЙ
ПОДВЗДОШНЫХ КОСТЕЙ:
а.
28-29 см
б.
20-21 см
в.
25-26 см
г.
30-32 см
д.
12,5-13 см
16. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ БОЛЬШИМИ ВЕРТЕЛАМИ БЕДРЕННЫХ КОСТЕЙ:
а.
30-31 см
б.
28-29 см
в.
12,5-13 см
г.
20-21 см
д.
25-26 см
17. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ КРАЕМ ЛОБКОВОГО СИМФИЗА И НАДКРЕСТЦОВОЙ
ЯМКОЙ:
а.
11 см
б.
20-21 см
в.
12,5-13 см
г.
28-29 см
д.
25-26 см
18. D. SPINARUM В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА:
а.
25-26 см
б.
23-24 см
в.
20-21 см
г.
26-27 см
д.
28-29 см
19. D. TROCHANTERIKA В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА:
а.
30-31 см
б.
23-24 см
в.
25-26 см
г.
26-27 см
д.
28-29 см
20. D. CRISTARUM В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА:
а.
30-31 см
б.
23-24 см
в.
20-21 см
г.
26-27 см
д.
28-29 см
21. НАРУЖНАЯ КОНЪЮГАТА РАВНА:
а.
20-21 см
б.
23-24 см
в.
30-31 см
г.
22-23 см
д.
25-26 см
22. РАЗМЕРЫ РОМБА МИХАЭЛЛИСА:
а.
10-11 см
б.
5,5 см
в.
19 см
г.
15 см
д.
21 см
23. УКАЖИТЕ РАЗМЕРЫ НОРМАЛЬНОГО БОЛЬШОГО ТАЗА:
а.
27-27-32-18-9 см
б.
25-28-31-20 см
в.
26-27-29-19-10 см
г.
22-25-29-18-9 см
д.
25-25-28-20-11 см
24. ИНДЕКС СОЛОВЬЁВА ЭТО:
а.
измерение диагональной еонъюгаты
б.
измерение горизонтали ромба Михаэлиса
в.
измерение наибольшего расстояния между гребнями подвздошных костей
г.
измерение расстояния между верхней частью лона и копчиком
д.
измерение лучезапястного сустава
25. ОТНОШЕНИЕ СПИНКИ И ГОЛОВКИ ПЛОДА К БОКОВЫМ СТЕНКАМ МАТКИ
ЭТО:
а.
вид
б.
положение
в.
предлежащие
г.
членорасположение
д.
позиция
Ответы
1. б
2. а
3. а
4. д
5. а
6. а
7. а
8. г
9. б
10.
д
11.
г
12.
а
13.
а
14.
а
15.
а
16.
а
17.
б
18.
а
19.
а
20.
д
21.
а
22.
а
23.
б
24.
д
25.
д
Приложение № 5
Оценивание учебной деятельности студента на практическом занятии
Тема 5.8. Второй период родов.
по междисциплинарному курсу: 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и
состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья).
Ф.И.О
студен
та
Оценки
исходный
уровень
знаний
самостоятель
ная
внеаудиторная
работа
Манипуляционны
й практикум
итоговый
контроль знаний
(Тестирование)
средняя за
практическое
занятие
Примечание: оценки выставляются по пятибалльной системе.