Напоминание

В.Сутеев. Под грибком


Автор: Олефиренко Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза Орехова Владимира Викторовича
Населённый пункт: город Комсомольск–на–Амуре
Наименование материала: Урок литературного чтения
Тема: В.Сутеев. Под грибком
Раздел: начальное образование





Назад




1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

имени Героя Советского Союза Орехова Владимира Викторовича

Урок литературного чтения

1В класс

УМК: Начальная школа ХХI века

Тема:

В.Сутеев «Под грибом»

Учитель: Олефиренко Т.А.

Первая квалификационная категория

2018 – 2019 учебный год

2

Тема урока: В.Сутеев «Под грибом»

Цели урока:

Предметные: создать

условия

для

формирования

навыка

правильного,

осознанного чтения сказки В. Сутеева «Под грибом», активизации учащихся и

вовлечение их в процесс анализа художественного текста.

Метапредметные:

Личностные:

формирование

мотивационной

основы

учебной

деятельности;

формирование готовности оказать помощь.

Регулятивные: формировать умение планировать действия в соответствии с

поставленной задачей; оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные: овладеване навыком смыслового чтения текста в соответствии

с

заданием;

умение

осознанно

и

произвольно

строить

речевое

высказывание

(ответы

на

вопросы)

о

содержании

произведения,

о

героях

и

их

поступках,

высказывать своё отношение к произведению.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, договариваться и приходить к

общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение

и позицию.

Оборудование урока:

Печатные

пособия: портрет

писателя В. Сутеева; карточки с заданиями для

групповой работы; рисунки солнышек для рефлексии.

Технические средства: компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный

экран.

Экранно-звуковые пособия: мультимедийная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель. Добрый день, друзья. Я рада вас видеть. Пожелайте друг другу

добра на уроке.

Дети кладут ладошку на ладошку соседа и произносят:

Дети. Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра. Если будет

трудно, я тебе помогу.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Урок мы начнём с повторения. Перед вами – карточки со словами.

Каждому из вас нужно самостоятельно прочитать слова и предположить, почему

их объединили в одну группу. Затем можно посоветоваться друг с другом и

поднять руки.

Задания для групп:

1 группа: болото, палка-поднималка, выпавший птенчик, доброе сердце;

2 группа: морковь, грибы, удочка, куры и утки, Лиса, Кот, Медведь;

3 группа: письмо, Снеговик-почтовик, сани, Дед Мороз, сорока.

Учитель. И так, почему слова объединили в одну группу?

Дети. 1гр. Слова из сказки «Палочка-выручалочка;

2 гр. Слова из сказки «Дядя Миша»;

3

3гр. Слова из сказки «Ёлка».

Учитель. А как связаны между собой эти сказки? Слайд.1

Дети. Эти сказки написал В. Сутеев.

3.Сообщение темы и постановка цели урока.

Учитель. Ребята, как вы думаете, с произведением какого писателя мы сегодня

познакомимся на уроке?

- Чему будем научиться?

4.Усвоение новых знаний и проверка понимания изученного: знакомство с

текстом произведения, анализ содержания.

1.Знакомство с биографией Сутеева

Учитель.

Прежде,

чем

перейти

к

чтению

произведения,

я

хочу

немного

рассказать вам о Владимире Григорьевиче Сутееве. Слайд 2

Это детский писатель и художник. Очень талантливый был человек. В.Сутеев

одинаково хорошо владел и левой рукой, и правой. Он мог одновременно и писать

и рисовать. Он написал много сказок для детей и сам их иллюстрировал. А еще

В.Сутеев - это художник-мультипликатор. Слайд 3

2. Словарная работа

Учитель. Прежде чем мы приступим к чтению, давайте прочитаем слова, которые

нам встретятся в тексте.

Учитель. Прочитайте слова сначала по слогам, а затем целыми словами

спря-тать-ся спрятаться

пе-ре-жи-да-ет пережидает

по-тес-ни-лись потеснились

про-мок-ла промокла

ма-лень-кий маленький

нем-нож-ко немножко

Учитель. Объясните значение этих выражений

Дождь пережидает…(ждёт, когда кончится дождик)

Кое-как уместился …(еле, чуть…)

Вода ручьём течёт… (льётся струйкой)

Потеснитесь немножко… (подвиньтесь ближе друг к другу).

3.Чтение сказки учителем и учеником

Учитель. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке? Слайд 4.

Учитель. Понравилась ли сказка? Чем?

- Почему всем хватило места под грибом?

4.Выборочное чтение и работа по содержанию сказки

- Кто первый нашёл грибок? (Муравей).

4

- Кто у Муравья попросил убежища? (Бабочка).

- Прочитайте, с какими словами Бабочка обратилась к Муравью?

- Кто прибежал за Бабочкой? (Мышка).

- Прочитайте её просьбу.

- Кто из героев употребил в своей речи “волшебное” слово? (Воробей,

пожалуйста).

- Какие “волшебные” слова вы ещё знаете? (Спасибо, до свидания)

- Перечислите по порядку остальных героев сказки. (Заяц, Лиса, Лягушка).

Что вы можете о них сказать?

- Кто самый первый догадался, почему всем хватило места под грибом?

(Лягушка).

Физминутка

Танцевальная. «Солнышко лучистое»

5. Работа с иллюстрациями к сказке.

Учитель. Рассмотрите иллюстрации. Правильно ли художник передал

последовательность событий сказки?

Дети. Художник не нарисовал иллюстрацию, на которой должен был изобразить

Зайца, когда тот прибежал к грибу.

Учитель. Какую похожую сказку мы уже прочитали?

Дети. Рукавичка.

Учитель. Кто автор этой сказки?

Дети. Это украинская народная сказка.

Учитель. А какую ещё сказку тебе напоминают «Рукавичка» и сказка В. Сутеева

«Под грибом»?

Дети. Русскую народную сказку «Теремок». Слайд 14

Учитель. Какая из этих сказок народная, а какая авторская? Почему?

Учитель Почему в сказке В.Г. Сутеева всё кончилось благополучно?

6. Работа с пословицами.

Учитель. Прочитайте вопрос 6 на странице 38.

Какую из пословиц можно сделать названием всех этих сказок? Слайд 15

Не берись за дело с которым не можешь справиться.

Если люди дружны, теснота им не мешает.

7.Составление обложки книги.

Учитель. Давайте сделаем обложку нашей книжке:

- Что читали? Жанр – сказку (круг)

- О чем сказка? (О животных) – цвет коричневый

- Кто автор? Как называется сказка?

Учитель. Какова главная мысль сказки?

8. Инсценировка сказки.

5

Учитель. Ребята для вас приготовили сюрприз. А теперь давайте посмотрим

наших артистов.

Муравей: Дождь застал меня в пути,

Надо крышу мне найти.

Лапки мокрые уж стали

Буду думать о привале.

Муравей подходит к грибу.

Муравей: Я под грибом здесь укроюсь

Отогреюсь и отмоюсь.

Летит бабочка мимо гриба.

Бабочка: Милый, милый муравей.

Ты меня уж пожалей.

Крылья вымокли мои

Не взлетаю, погляди.

Муравей: Да куда ж тебе здесь встать.

Мне здесь негде уж стоять.

Бабочка: Места много не займу

Муравей: Ладно. Заходи. Приму.

Пробегает мимо грибка мышка.

Мышка: Можно с вами здесь укрыться?

Негде мне от ливня скрыться.

Муравей: Места нет здесь. Ты ведь видишь.

Мышка: В тесноте, да не в обиде.

Бабочка: Ладно, прячься поскорее.

Ну, не бойся, будь смелее.

Пролетает воробей, садится на веточку.

Воробей: Весь замерз я и устал.

Бабочка: Как бы с ветки не упал.

Мышка: Может пустим, муравей?

Бабочка: Воробьишку пожалей.

Мышка: Мы подвинемся немножко.

Пусть обсохнет этот крошка.

Муравей: Воробей иди скорей

Здесь тебе будет теплей.

Бежит мимо гриба заяц. Испуганно прячется за дерево.

Заяц: Помогите! Там лисица!

Нужно где-то мне укрыться!

Муравей: Жалко зайца мне совсем.

Бабочка: Места здесь нам хватит всем.

Мышка: Прячься к нам скорей, косой

Разберемся мы с лисой.

6

Подходит лисица.

Лиса: Зайца здесь вы не видали?

Муравей: Нет. Ведь вы за ним бежали.

Лиса(обходит гриб): Может спрятали его?

Мышка: Места мало без него.

Лиса: Тьфу. Удрал косой опять

Снова голодом мне спать.

Уходит лиса. Бабочка выходит из под гриба.

Бабочка: Посмотрите, нет дождя

Выходите все, друзья!

Муравей: Как же места нам хватило?

Одному ведь тесно было.

Появляется лягушка

Лягушка: Ква, на гриб то поглядите.

Вырос он, а вы боитесь.

Муравей: Гриб и вправду больше стал.

Бабочка: Вместе всех он нас собрал.

Мышка: Будем мы теперь дружить.

Заяц: В мире дружбы станем жить.

Муравей: Когда дружба наступает

Все герои: Тесно вместе не бывает!

5. Рефлексия.

Учитель. Я буду читать вам высказывания по теме сегодняшнего урока, а вам

нужно занять позицию: согласны ли вы с этим высказыванием. Если вы согласны,

то поднимаете табличку со знаком «+», если нет, то со знаком «-». Если я вас

спрошу, то вы должны мне свою позицию обосновать.

1. Сказка «Под грибом» - русская народная сказка. (-)

2. Сказку «Под грибом» написал Владимир Григорьевич Сутеев. (+).

3. Сказка «Под грибом» по сюжету напоминает сказку «Теремок». (+).

4. Сказка «Под грибом» относится к волшебным сказкам. (-).

5. Муравья застал дождь. (+).

6. Муравей не пустил бабочку под грибок. (-).

7. Из птиц под грибом спрятался голубь. (-).

8. Эта сказка учит, как спастись от дождя. (-)

9. Эта сказка учит дружелюбию. (+).

Учитель. Что на уроке вам показалось интересным? Что вызвало затруднения?

Выразите ваше отношение к уроку, изобразив его на солнышке.

Слайд № 16

Если вы довольны уроком, нарисуйте солнышко улыбающееся. Если грустно –

нарисуйте его грустным.

7

Дети получают рисунки солнышек и изображают своё отношение к уроку.

Спасибо за работу на уроке.



В раздел образования