Автор: Олефиренко Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза Орехова Владимира Викторовича
Населённый пункт: город Комсомольск–на–Амуре
Наименование материала: Урок литературного чтения
Тема: В.Сутеев. Под грибком
Раздел: начальное образование
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
имени Героя Советского Союза Орехова Владимира Викторовича
Урок литературного чтения
1В класс
УМК: Начальная школа ХХI века
Тема:
В.Сутеев «Под грибом»
Учитель: Олефиренко Т.А.
Первая квалификационная категория
2018 – 2019 учебный год
2
Тема урока: В.Сутеев «Под грибом»
Цели урока:
Предметные: создать
условия
для
формирования
навыка
правильного,
осознанного чтения сказки В. Сутеева «Под грибом», активизации учащихся и
вовлечение их в процесс анализа художественного текста.
Метапредметные:
Личностные:
формирование
мотивационной
основы
учебной
деятельности;
формирование готовности оказать помощь.
Регулятивные: формировать умение планировать действия в соответствии с
поставленной задачей; оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные: овладеване навыком смыслового чтения текста в соответствии
с
заданием;
умение
осознанно
и
произвольно
строить
речевое
высказывание
(ответы
на
вопросы)
о
содержании
произведения,
о
героях
и
их
поступках,
высказывать своё отношение к произведению.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, договариваться и приходить к
общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение
и позицию.
Оборудование урока:
Печатные
пособия: портрет
писателя В. Сутеева; карточки с заданиями для
групповой работы; рисунки солнышек для рефлексии.
Технические средства: компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный
экран.
Экранно-звуковые пособия: мультимедийная презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель. Добрый день, друзья. Я рада вас видеть. Пожелайте друг другу
добра на уроке.
Дети кладут ладошку на ладошку соседа и произносят:
Дети. Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра. Если будет
трудно, я тебе помогу.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Урок мы начнём с повторения. Перед вами – карточки со словами.
Каждому из вас нужно самостоятельно прочитать слова и предположить, почему
их объединили в одну группу. Затем можно посоветоваться друг с другом и
поднять руки.
Задания для групп:
1 группа: болото, палка-поднималка, выпавший птенчик, доброе сердце;
2 группа: морковь, грибы, удочка, куры и утки, Лиса, Кот, Медведь;
3 группа: письмо, Снеговик-почтовик, сани, Дед Мороз, сорока.
Учитель. И так, почему слова объединили в одну группу?
Дети. 1гр. Слова из сказки «Палочка-выручалочка;
2 гр. Слова из сказки «Дядя Миша»;
3
3гр. Слова из сказки «Ёлка».
Учитель. А как связаны между собой эти сказки? Слайд.1
Дети. Эти сказки написал В. Сутеев.
3.Сообщение темы и постановка цели урока.
Учитель. Ребята, как вы думаете, с произведением какого писателя мы сегодня
познакомимся на уроке?
- Чему будем научиться?
4.Усвоение новых знаний и проверка понимания изученного: знакомство с
текстом произведения, анализ содержания.
1.Знакомство с биографией Сутеева
Учитель.
Прежде,
чем
перейти
к
чтению
произведения,
я
хочу
немного
рассказать вам о Владимире Григорьевиче Сутееве. Слайд 2
Это детский писатель и художник. Очень талантливый был человек. В.Сутеев
одинаково хорошо владел и левой рукой, и правой. Он мог одновременно и писать
и рисовать. Он написал много сказок для детей и сам их иллюстрировал. А еще
В.Сутеев - это художник-мультипликатор. Слайд 3
2. Словарная работа
Учитель. Прежде чем мы приступим к чтению, давайте прочитаем слова, которые
нам встретятся в тексте.
Учитель. Прочитайте слова сначала по слогам, а затем целыми словами
спря-тать-ся спрятаться
пе-ре-жи-да-ет пережидает
по-тес-ни-лись потеснились
про-мок-ла промокла
ма-лень-кий маленький
нем-нож-ко немножко
Учитель. Объясните значение этих выражений
Дождь пережидает…(ждёт, когда кончится дождик)
Кое-как уместился …(еле, чуть…)
Вода ручьём течёт… (льётся струйкой)
Потеснитесь немножко… (подвиньтесь ближе друг к другу).
3.Чтение сказки учителем и учеником
Учитель. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке? Слайд 4.
Учитель. Понравилась ли сказка? Чем?
- Почему всем хватило места под грибом?
4.Выборочное чтение и работа по содержанию сказки
- Кто первый нашёл грибок? (Муравей).
4
- Кто у Муравья попросил убежища? (Бабочка).
- Прочитайте, с какими словами Бабочка обратилась к Муравью?
- Кто прибежал за Бабочкой? (Мышка).
- Прочитайте её просьбу.
- Кто из героев употребил в своей речи “волшебное” слово? (Воробей,
пожалуйста).
- Какие “волшебные” слова вы ещё знаете? (Спасибо, до свидания)
- Перечислите по порядку остальных героев сказки. (Заяц, Лиса, Лягушка).
Что вы можете о них сказать?
- Кто самый первый догадался, почему всем хватило места под грибом?
(Лягушка).
Физминутка
Танцевальная. «Солнышко лучистое»
5. Работа с иллюстрациями к сказке.
Учитель. Рассмотрите иллюстрации. Правильно ли художник передал
последовательность событий сказки?
Дети. Художник не нарисовал иллюстрацию, на которой должен был изобразить
Зайца, когда тот прибежал к грибу.
Учитель. Какую похожую сказку мы уже прочитали?
Дети. Рукавичка.
Учитель. Кто автор этой сказки?
Дети. Это украинская народная сказка.
Учитель. А какую ещё сказку тебе напоминают «Рукавичка» и сказка В. Сутеева
«Под грибом»?
Дети. Русскую народную сказку «Теремок». Слайд 14
Учитель. Какая из этих сказок народная, а какая авторская? Почему?
Учитель Почему в сказке В.Г. Сутеева всё кончилось благополучно?
6. Работа с пословицами.
Учитель. Прочитайте вопрос 6 на странице 38.
Какую из пословиц можно сделать названием всех этих сказок? Слайд 15
Не берись за дело с которым не можешь справиться.
Если люди дружны, теснота им не мешает.
7.Составление обложки книги.
Учитель. Давайте сделаем обложку нашей книжке:
- Что читали? Жанр – сказку (круг)
- О чем сказка? (О животных) – цвет коричневый
- Кто автор? Как называется сказка?
Учитель. Какова главная мысль сказки?
8. Инсценировка сказки.
5
Учитель. Ребята для вас приготовили сюрприз. А теперь давайте посмотрим
наших артистов.
Муравей: Дождь застал меня в пути,
Надо крышу мне найти.
Лапки мокрые уж стали
Буду думать о привале.
Муравей подходит к грибу.
Муравей: Я под грибом здесь укроюсь
Отогреюсь и отмоюсь.
Летит бабочка мимо гриба.
Бабочка: Милый, милый муравей.
Ты меня уж пожалей.
Крылья вымокли мои
Не взлетаю, погляди.
Муравей: Да куда ж тебе здесь встать.
Мне здесь негде уж стоять.
Бабочка: Места много не займу
Муравей: Ладно. Заходи. Приму.
Пробегает мимо грибка мышка.
Мышка: Можно с вами здесь укрыться?
Негде мне от ливня скрыться.
Муравей: Места нет здесь. Ты ведь видишь.
Мышка: В тесноте, да не в обиде.
Бабочка: Ладно, прячься поскорее.
Ну, не бойся, будь смелее.
Пролетает воробей, садится на веточку.
Воробей: Весь замерз я и устал.
Бабочка: Как бы с ветки не упал.
Мышка: Может пустим, муравей?
Бабочка: Воробьишку пожалей.
Мышка: Мы подвинемся немножко.
Пусть обсохнет этот крошка.
Муравей: Воробей иди скорей
Здесь тебе будет теплей.
Бежит мимо гриба заяц. Испуганно прячется за дерево.
Заяц: Помогите! Там лисица!
Нужно где-то мне укрыться!
Муравей: Жалко зайца мне совсем.
Бабочка: Места здесь нам хватит всем.
Мышка: Прячься к нам скорей, косой
Разберемся мы с лисой.
6
Подходит лисица.
Лиса: Зайца здесь вы не видали?
Муравей: Нет. Ведь вы за ним бежали.
Лиса(обходит гриб): Может спрятали его?
Мышка: Места мало без него.
Лиса: Тьфу. Удрал косой опять
Снова голодом мне спать.
Уходит лиса. Бабочка выходит из под гриба.
Бабочка: Посмотрите, нет дождя
Выходите все, друзья!
Муравей: Как же места нам хватило?
Одному ведь тесно было.
Появляется лягушка
Лягушка: Ква, на гриб то поглядите.
Вырос он, а вы боитесь.
Муравей: Гриб и вправду больше стал.
Бабочка: Вместе всех он нас собрал.
Мышка: Будем мы теперь дружить.
Заяц: В мире дружбы станем жить.
Муравей: Когда дружба наступает
Все герои: Тесно вместе не бывает!
5. Рефлексия.
Учитель. Я буду читать вам высказывания по теме сегодняшнего урока, а вам
нужно занять позицию: согласны ли вы с этим высказыванием. Если вы согласны,
то поднимаете табличку со знаком «+», если нет, то со знаком «-». Если я вас
спрошу, то вы должны мне свою позицию обосновать.
1. Сказка «Под грибом» - русская народная сказка. (-)
2. Сказку «Под грибом» написал Владимир Григорьевич Сутеев. (+).
3. Сказка «Под грибом» по сюжету напоминает сказку «Теремок». (+).
4. Сказка «Под грибом» относится к волшебным сказкам. (-).
5. Муравья застал дождь. (+).
6. Муравей не пустил бабочку под грибок. (-).
7. Из птиц под грибом спрятался голубь. (-).
8. Эта сказка учит, как спастись от дождя. (-)
9. Эта сказка учит дружелюбию. (+).
Учитель. Что на уроке вам показалось интересным? Что вызвало затруднения?
Выразите ваше отношение к уроку, изобразив его на солнышке.
Слайд № 16
Если вы довольны уроком, нарисуйте солнышко улыбающееся. Если грустно –
нарисуйте его грустным.
7
Дети получают рисунки солнышек и изображают своё отношение к уроку.
Спасибо за работу на уроке.