Автор: Милюхина Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОКУ СКШ
Населённый пункт: г. Усть–Илимск Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Давайте говорить друг другу комплименты"
Раздел: начальное образование
Тема: «Давайте говорить друг другу комплименты»
Цель: Образовательная: Научить учащихся различать комплимент от лести;
Формирование у обучающихся представлений и знаний о
правилах применения и использования в речи комплиментов.
Коррекционно-развивающая: Развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей. Коррекция речи,
обогащение словарного запаса.
Воспитательная: Развитие коммуникативных качеств учащихся. Воспитывать
чувство товарищества, коллективизма.
Ход:
1.Орг. момент
Дети встают в круг. Учитель приветствует ребят и проводит словесную игру.
Словесная игра: «Здравствуй, школа! Это я!»
Встали рано мы сегодня,
Нарядились мы не зря.
Мы сегодня скажем школе:
Все: Здравствуй, школа! Это я!
Много нас, таких всех разных…
Вместе мы – одна семья.
Мы за парты дружно сядем.
Все: Здравствуй, школа! Это я!
В школу мы пришли учиться,
Нам лениться здесь нельзя.
В школу мы пришли трудиться.
Все: Здравствуй, школа! Это я!
2. Постановка темы и цели занятия
- Я вижу, что настроение у вас хорошее. Вы готовы к сегодняшнему занятию.
Вы все сегодня хорошо выглядите. Мне приятно вас видеть.
-Скажите пожалуйста, что я вам сейчас говорила употребляя все эти слова
(делали комплимент)
Тема нашего занятия «Давайте говорить друг другу комплименты»
-Сегодня мы отправимся с вами в небольшое путешествие, в страну
Комплиментов. Это чудесная, добрая, необычная страна. В ней нет зла, в этой
стране всегда царят любовь и добро.
(звучит отрывок из песни «Маленькая страна»)-дети садятся на свои
места
3.Основная часть
1) Словарная работа.
-Кто же первым повстречался нам в сказочной стране? Угадайте загадку.
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый. (Незнайка)
-Правильно. Это незнайка. А почему его так назвали?
-Кто автор произведения «Приключения Незнайки»?
-Давайте поможем незнайке разобраться.
-Как вы думаете, что же такое комплимент?
Словарная работа. (понятие слова комплимент)
-У вас на партах карточка-словарь. Давайте прочитаем , что означает слово
комплимент.
Комплимент — это особая форма похвалы, выражение одобрения,
уважения, признания или восхищения.
-Комплименты бывают лестные, т.е. добрые, приятные, чудесные, и при этом
правдивые.
-А есть комплименты льстивые, т.е. угодливые, восхваляющие кого-либо
незаслуженно.
-Как вы думаете, для чего говорят льстивые комплименты?
-Давайте прочитаем, что означает слово лесть.
Лесть — угодливое, обычно неискреннее восхваление кого-либо с целью
добиться его благосклонности.
Да, ребята, льстят с единственной целью – добиться во что бы то ни стало
выполнения своих просьб.
-Мы с вами помогли Незнайки. Узнали, что означают слова лесть и
комплимент. Можем продолжать свое путешествие по стране комплиментов.
(звучит отрывок песни « Маленькая страна»)
2) Театрализация басни «Ворона и лисица»
-На пути нам повстречались герои басни «Ворона и лисица»
-Кто автор этой басни? (И.А. Крылов)
-Давайте послушаем басню. Посмотрим на героев и определим, что
используется- лесть или похвала.
Учитель.
-Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да подзадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
Ученик
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Учитель
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
-Что используется в басни, лесть или похвала?
-Мораль басни.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
-А мы отправляемся дальше путешествовать по этой удивительной стране
комплиментов.
(звучит отрывок песни « Маленькая страна»)
3) Работа над пословицами и поговорками. (работа в группах)
-Что значат в нашей жизни Добрые слова?
Они - целительный нектар, что льется в наши Души!
От счастья и любви вскружится голова,
Когда нас люди теплыми посланьями окружат.
-Действительно. Как приятно получать комплименты, слышать как люди
говорят друг другу добрые слова.
-К нам летит жар птица.
-Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
-Жар птица просит помощи. Существует много пословиц и поговорок.
А вы знаете какие-либо пословицы или поговорки о добрых словах?
Надо из слов составить пословицу и объяснить ее значение. (работа в
группах)
«Доброе слово лечит, а злое калечит»-1 группа
«Ласковое слово лучше мягкого пирога»-2 группа
(дети представляют свою работу и ответы)
- А мы отправляемся дальше.
(звучит отрывок песни « Маленькая страна»)
-Существуют не только пословицы и поговорки, но и стихотворения и песни
о комплиментах, добрых словах, похвале и восхищениях.
-Сейчас я хочу предложить вам послушать песню Булата Окуджавы «Давайте
говорить друг другу комплименты»
4) прослушивание отрывка из песни Б.Окуджава «Давайте говорить друг
другу комплименты»
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться,
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
Б.Окуджава.
-Какие чувства хотел передать автор слушателям?
(радости, счастья, любви.)
-К чему призывает автор? ( Мы должны замечать в людях хорошее)
- А мы отправляемся дальше.
(звучит отрывок песни « Маленькая страна»)
-Скажите, кому принадлежат слова «Ребята, давайте жить дружно»?(кот
Леопольд)
-Кто автор произведения «Приключения кота Леопольда» (Анатолий
Резников)
-В сказочной стране мы встретили кота Леопольда.
-Мне хочется поддержать кота Леопольда с его призывом «Давайте жить
дружно»
-Кто в дружбу верит горячо,
Кто друга чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
Ты добрых слов не пожалей
Произнеси их для друзей.
-Кот Леопольд приглашает вас поиграть в игру.
5) Игра «Комплимент»
-Я предлагаю всем встать в круг.
Чему может быть посвящен комплимент?
- поступку;
- характеру;
- внешнему виду;
-делам;
- эрудиции.
-Улыбнитесь друг другу. И скажите комплимент. (дети передают друг другу
солнышко и говорят комплименты)
-Уважаемые гости, спасибо, что сегодня на этом занятии вы были вместе с
нами. Поскольку наша тема «Давайте говорить друг другу комплименты»,
мы хотим вам сделать комплимент
Ученик:
-Как здорово, что в нашей во вселенной
Такие люди есть хорошие, как вы!
Ведь рядом с вами точно, непременно
Красивые рождаются мечты.
Учитель:
-Не знаю говорили или нет,
Возможно вы услышите впервые,
Но я желаю сделать комплимент,
Сказать слова, возможно и простые,
Скажу что сердце педагога- это клад,
Ваша душа как достояние,
Сегодня каждый нашей встречи рад,
Это правдивое и чистое признание!
(звучит отрывок песни « Маленькая страна»)
6.Итог
-Спасибо вам за это замечательное занятие, за ваше старание, знания и
умения. Я думаю, что вы стали еще добрее и внимательнее друг к другу.
Мне сегодня было приятно с вами работать.