Автор: Правиковская Татьяна Стефановна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. Н.А. Римского–Корсакова"
Населённый пункт: город Тихвин, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Р. Щедрин "Полифоническая тетрадь"
Раздел: дополнительное образование
«Р. Щедрин «Полифоническая тетрадь» в курсе
музыкальной литературы ДШИ»
«Полифоническая тетрадь» Родиона Щедрина - это цикл пьес из 25 прелюдий.
Сочинение полифонических пьес, объединенных в циклы, - старая традиция. В
таких пьесах ставились и решались не только чисто художественные задачи, эти
циклы могли служить пособием для музыканта, которое помогло бы освоить
приемы полифонической техники, познать тайны контрапункта.
«Полифоническая
тетрадь»
-
это
энциклопедия
приемов
полифонической
техники.
Каждая
миниатюра
разрабатывает
один
полифонический
прием:
Прелюдия № 1 – двухголосная инвенция
№ 2 – канон в октаву
№ 3 – остинато
№ 4 – фугетта
№ 5 – каноническая имитаци
№ 6 – подголоски
№ 7 – зеркальный канон
№ 8 – речитатив и обратное движение
№ 9 – этюд (инверсия)
№ 10- чакона
№ 11- контрапункт
№ 12- токкатина – коллаж
№ 13- трехголосная инвенция
№ 14- канон в увеличении
№ 15- мотет (двойной канон)
№ 16- остинатный бас
№ 17- бесконечный канон
№ 18- фуга
№ 19- тройной контрапункт
№ 20- канон на кантус фирмус
№ 21- пассакалия
№ 22- трехголосный канон
№ 23- двойная фуга
№ 24- горизонталь и вертикаль
№ 25- полифоническая мозаика
Большой интерес представляет пьеса №12 «Токкатина-коллаж», в которой
Щедрин использует эффект «стилистической полифонии». При изучении инвенций
И.С. Баха это произведение всегда вызывает живой отклик у моих учеников.
В названии пьесы встречаются термины, хорошо знакомые музыкантам:
- токката (ит. toccata, от
toccarе - трогать, касаться) – виртуозная музыкальная
пьеса, выдержанная в быстром темпе; токкатина – токката малых размеров.
- коллаж (фр. college – букв. наклеивание) – в музыке особая форма использования
композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения (чужого или
ранее написанного своего). Термин «коллаж» заимствован из живописи, где он
означает особый технический прием – наклеивание художником на какую-либо
основу материалов другого цвета и фактуры; такой коллаж широко применялся в
20 веке в живописи кубистов, футуристов, дадаистов. В музыке коллаж основан на
механическом соединении стилистически разнородных элементов, вызывающем
(особенно
при
одновременном
сочетании
различных
планов)
впечатление
парадоксальной «несовместимости».
В данном произведении прием коллажа создает эффект определенной
шутки, игры – ученик «забыл» текст инвенции и начинает импровизировать,
создавать нечто подобное. В первом такте поочередное вступление голосов с
повторяющимся мотивом напоминает этюды для начинающих (как бы небольшая
разминка). После этого начинается «работа». Тема верхнего голоса – моторная
нисходящая секвенция, с сосредоточенно-неудержимым бегом шестнадцатых. Ей
противостоит тема нижнего голоса с широкими скачками и пунктирным ритмом.
Целеустремленная
деятельность
приводит
к
грациозной
теме
И.С.Баха
из
инвенции
№8 F-dur, которая в данной пьесе звучит в B-dur. Но мы ее слышим
всего 3 такта (7-9т.), а дальше – вновь стихия изобретения, когда каждый поворот
стремительного движения всегда неожидан, но по-своему оправдан. Пьеса полна
контрапунктических
фокусов
и
загадок:
вертикально-подвижной
контрапункт
(30т.), канон с интервалом вступления восьмая в нижнюю большую сексту(18т),
канон с интервалом вступления четверть в чистую октаву (35т.) – при этом новый
мотив сохраняет элементы предыдущей темы (скачки и хроматическое движение).
В 37 такте - очередной канон на мотив темы из 21 такта.
Оттенок
трудно
передаваемого
словами
комизма
создает
контрастная
динамика. Вся импровизация звучит приглушенно (p), как торопливый подбор, а
«вставки»,
которых
четыре,
возникают
ярко
(f),
подобно
молниеносному
озарению. К концу пьесы деловитое движение набирает силу: в нижнем голосе
вместо широких скачков звучат кластеры (56,57тт.), подчеркиваемые акцентами и
усиленные
общим crescendo. Итогом всего развития, кульминацией становится
кадета из инвенции Баха №8 (она типична для полифонических произведений той
эпохи). Завершение пьесы прямолинейным кадансом в B-dur
- это торжество
прекрасного
образца
чистой
музыки.
Как
здесь
не
вспомнить
слова
И.Стравинского: «Назад к Баху! К светлой идее чистого контрапункта!»
Развивая в современных условия классическую западноевропейскую и
русскую
полифонию,
композитор
наполняет
свои
произведения
новым
содержанием,
воплощая
эмоции
и
ритмы
окружающей
нас
жизни,
ее
яркие
контрасты и активный динамизм. В прелюдиях и фугах Щедрина отражается
творческая
индивидуальность
композитора
ХХ
века.
Этим
опусом
Щедрин
«открыл» шлюз полифонической музыке второй половины ХХ столетия с ее
качественно новыми очертаниями. И он сделал в этом направлении, пожалуй,
больший вклад, чем кто-либо другой.
Правиковская Т.С.
г. Тихвин