Напоминание

Р. Щедрин "Полифоническая тетрадь"


Автор: Правиковская Татьяна Стефановна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. Н.А. Римского–Корсакова"
Населённый пункт: город Тихвин, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Р. Щедрин "Полифоническая тетрадь"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Р. Щедрин «Полифоническая тетрадь» в курсе

музыкальной литературы ДШИ»

«Полифоническая тетрадь» Родиона Щедрина - это цикл пьес из 25 прелюдий.

Сочинение полифонических пьес, объединенных в циклы, - старая традиция. В

таких пьесах ставились и решались не только чисто художественные задачи, эти

циклы могли служить пособием для музыканта, которое помогло бы освоить

приемы полифонической техники, познать тайны контрапункта.

«Полифоническая

тетрадь»

-

это

энциклопедия

приемов

полифонической

техники.

Каждая

миниатюра

разрабатывает

один

полифонический

прием:

Прелюдия № 1 – двухголосная инвенция

№ 2 – канон в октаву

№ 3 – остинато

№ 4 – фугетта

№ 5 – каноническая имитаци

№ 6 – подголоски

№ 7 – зеркальный канон

№ 8 – речитатив и обратное движение

№ 9 – этюд (инверсия)

№ 10- чакона

№ 11- контрапункт

№ 12- токкатина – коллаж

№ 13- трехголосная инвенция

№ 14- канон в увеличении

№ 15- мотет (двойной канон)

№ 16- остинатный бас

№ 17- бесконечный канон

№ 18- фуга

№ 19- тройной контрапункт

№ 20- канон на кантус фирмус

№ 21- пассакалия

№ 22- трехголосный канон

№ 23- двойная фуга

№ 24- горизонталь и вертикаль

№ 25- полифоническая мозаика

Большой интерес представляет пьеса №12 «Токкатина-коллаж», в которой

Щедрин использует эффект «стилистической полифонии». При изучении инвенций

И.С. Баха это произведение всегда вызывает живой отклик у моих учеников.

В названии пьесы встречаются термины, хорошо знакомые музыкантам:

- токката (ит. toccata, от

toccarе - трогать, касаться) – виртуозная музыкальная

пьеса, выдержанная в быстром темпе; токкатина – токката малых размеров.

- коллаж (фр. college – букв. наклеивание) – в музыке особая форма использования

композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения (чужого или

ранее написанного своего). Термин «коллаж» заимствован из живописи, где он

означает особый технический прием – наклеивание художником на какую-либо

основу материалов другого цвета и фактуры; такой коллаж широко применялся в

20 веке в живописи кубистов, футуристов, дадаистов. В музыке коллаж основан на

механическом соединении стилистически разнородных элементов, вызывающем

(особенно

при

одновременном

сочетании

различных

планов)

впечатление

парадоксальной «несовместимости».

В данном произведении прием коллажа создает эффект определенной

шутки, игры – ученик «забыл» текст инвенции и начинает импровизировать,

создавать нечто подобное. В первом такте поочередное вступление голосов с

повторяющимся мотивом напоминает этюды для начинающих (как бы небольшая

разминка). После этого начинается «работа». Тема верхнего голоса – моторная

нисходящая секвенция, с сосредоточенно-неудержимым бегом шестнадцатых. Ей

противостоит тема нижнего голоса с широкими скачками и пунктирным ритмом.

Целеустремленная

деятельность

приводит

к

грациозной

теме

И.С.Баха

из

инвенции

№8 F-dur, которая в данной пьесе звучит в B-dur. Но мы ее слышим

всего 3 такта (7-9т.), а дальше – вновь стихия изобретения, когда каждый поворот

стремительного движения всегда неожидан, но по-своему оправдан. Пьеса полна

контрапунктических

фокусов

и

загадок:

вертикально-подвижной

контрапункт

(30т.), канон с интервалом вступления восьмая в нижнюю большую сексту(18т),

канон с интервалом вступления четверть в чистую октаву (35т.) – при этом новый

мотив сохраняет элементы предыдущей темы (скачки и хроматическое движение).

В 37 такте - очередной канон на мотив темы из 21 такта.

Оттенок

трудно

передаваемого

словами

комизма

создает

контрастная

динамика. Вся импровизация звучит приглушенно (p), как торопливый подбор, а

«вставки»,

которых

четыре,

возникают

ярко

(f),

подобно

молниеносному

озарению. К концу пьесы деловитое движение набирает силу: в нижнем голосе

вместо широких скачков звучат кластеры (56,57тт.), подчеркиваемые акцентами и

усиленные

общим crescendo. Итогом всего развития, кульминацией становится

кадета из инвенции Баха №8 (она типична для полифонических произведений той

эпохи). Завершение пьесы прямолинейным кадансом в B-dur

- это торжество

прекрасного

образца

чистой

музыки.

Как

здесь

не

вспомнить

слова

И.Стравинского: «Назад к Баху! К светлой идее чистого контрапункта!»

Развивая в современных условия классическую западноевропейскую и

русскую

полифонию,

композитор

наполняет

свои

произведения

новым

содержанием,

воплощая

эмоции

и

ритмы

окружающей

нас

жизни,

ее

яркие

контрасты и активный динамизм. В прелюдиях и фугах Щедрина отражается

творческая

индивидуальность

композитора

ХХ

века.

Этим

опусом

Щедрин

«открыл» шлюз полифонической музыке второй половины ХХ столетия с ее

качественно новыми очертаниями. И он сделал в этом направлении, пожалуй,

больший вклад, чем кто-либо другой.

Правиковская Т.С.

г. Тихвин



В раздел образования