Напоминание

"Сила России – в единстве народов"


Автор: Салиндер Алма Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Школа–интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: с. Ныда, ЯНАО, Надымский район
Наименование материала: Внеклассное мероприятие для воспитанников
Тема: "Сила России – в единстве народов"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема:

«Сила России – в единстве народов»

Салиндер Алма Ивановна воспитатель

МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда »

Круглый стол для воспитанников

Цель: Продолжить формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать

необходимость мирного сосуществования детей различных национальностей и

религиозных конфессий, а также улучшить психологический климат в группах с

многонациональным составом.

Задачи:

1. Напомнить воспитанникам об истории формирования национального состава

населения России;

2. Сформировать нравственное представление о толерантности, интолерантности,

патриотизме;

3. Провести анкетирование воспитанников для определения уровня толерантности

каждого ребенка и обсудить полученные результаты.

План работы круглого стола.

1. Исторические аспекты формирования населения России;

2. Нация, национальность, национализм;

3. Патриотизм и национализм: как их различить?;

4. Толерантность, диагностика ее уровня у школьников;

5. Заключение.

Ход работы

«В многонациональных и двунациональных странах существует сложная

проблема межнациональных отношений»

В.П. Максаковский.

«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный»

Н.А. Добролюбов.

Воспитатель. Эмоциональный настрой на занятие (дети повторяют за

воспитателем): «Сегодня на занятии я буду внимательным. Буду размышлять.

Буду фантазировать и творить». Ребята, улыбнитесь друг другу. Подарите и нам

свои

улыбки.

Спасибо.

Ваши

улыбки

располагают

к

приятному

общению,

создают хорошее настроение.

Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100

различных народов.

Вопрос воспитанникам: Какие народы в составе Российской федерации вы

знаете? (дети отвечают)

Воспитанники: (2 ребёнка)

1.Россия

находилась,

да

и

находится

до

сих

пор,

на

стыке

двух

великих

цивилизаций,

называемых

Востоком

и

Западом.

На

протяжении

своей

многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между

западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем

виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских

племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.

Так,

рано

возникшая

и

гораздо

более

долго,

по

сравнению

с

Западом,

существовавшая

у

славян

территориальная

община,

определила

восприимчивость

славянских

народов

к

внешнему

влиянию

(когда

представители иных племен, «чужаки», могли спокойно селиться в славянских

общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая «чужие» обычаи и

порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все

чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

2.

В

формировании

русского

народа

приняло

участие

большое

количество

различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о

поражающей

жизнеспособности

славянских

народов,

которая

и

определила

своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем

на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же

время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них. Таким

образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась

уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены

к

шовинизму

(крайней

форме

национализма,

проявление

агрессии

по

отношению к другим народам) Вследствие своей уникальности в отношении

национального

состава,

наша

страна

имеет

множество

политических,

социальных, экономических проблем.

Воспитатель:

Вопрос

к

воспитанникам:

Почему

люди

разных

национальностей

в

большинстве

своем

испытывают

взаимную

неприязнь

друг

к

другу?

(отвечают дети)

Воспитанники: (2 ребёнка)

1. Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её

от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей

неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление:

«Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно». Предпосылки развития

национальной

проблемы

начались

еще

давно.

Во

времена

СССР

был

интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое,

в одну общность, имя которой «Советский народ».

2.

При

распаде

СССР

это

обстоятельство

исчезло,

и

появились

законы,

направленные

на

самоопределение

национальностей,

входящих

уже

в

Российскую

Федерацию,

и

это

вызвало

отрицательную

реакцию.

Возникла

напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и

представителями коренных наций.

Русские

вдруг

почувствовали

себя

национальным

меньшинством,

по

отношению к которому проявлена дискриминация. Естественно, напряженность

межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это

всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д.

Воспитатель:

.Нация, национальность, национализм.

Для

того

чтобы

понять

причину

межнациональных

разногласий,

нужно

определить

значение

таких

понятий,

как «нация»,

«национальность»

и

«национализм». Именно большое количество существующих наций (народов,

народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.

НАЦИЯ (карточка с термином размещается на доске) – (от лат. natio — племя,

народ),

историческая

общность

людей,

складывающаяся

в

процессе

формирования общности их территории, экономических связей, литературного

языка,

этнических

особенностей

культуры

и

характера.

Складывается

из

различных племен и народностей.

«Нация

есть

сообщество

людей,

которых

объединяют

иллюзии

об

общих

предках и общая ненависть к соседям» Уильям Индж.

Вопрос к воспитанникам: что такое национальность и как ее определить?

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

(карточка

с

термином

размещается

на

доске)

принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения.

Если

место

рождения

человека

по

каким-то

обстоятельствам

пришлось

за

границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той

страны, в которой родился.

Человек

принадлежит

к

той

национальности,

к

которой

принадлежат

его

родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность

– раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет

является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать

её недостатком.

Со

смешанными

семьями

труднее.

В

любом

случае

национальность

по

смешению

кровей

узнать

невозможно.

Как

ни

странно,

в

таких

ситуациях

большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя считает,

если имеет «разных» родителей.

Вопрос к воспитанникам: Может ли кто-нибудь из Вас точно так же, как и я,

сказать, кем по национальности являетесь Вы?

(отвечают дети)

Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу «Национальность». В

2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который

нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что

паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе

было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы «национальность». Такой

шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным

каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной

дискриминации.

Наличие

этой

графы

в

документе

придавало

особую

значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание

граждан на этой больной теме.

Народности

имеют

отличия

друг

от

друга,

причем

эти

отличия

или

сразу

бросаются

в

глаза,

или

незначительны

и

на

первый

взгляд

незаметны.

Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у

человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством –

привилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ.

НАЦИОНАЛИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – идеология и

политика,

исходящая

из

идей

национального

прево сходства

и

противопоставления своей нации другим.

Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об

этой проблеме и всегда сходятся в одном:

«Национализм может быть огромным. Но великим – никогда».

Станислав Ежи Лец

Национализм

проявляется

в

двух

видах:

так

называемый,

бытовой

и

международный.

Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда

межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события,

основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.

Сюда

можно

отнести

факты,

нигде

не

зафиксированные

официально:

конфликты

между

небольшими

группами

людей,

употребление

резких

«ярлыков»,

затрагивающих

национальные

чувства,

проявление

неприязни

в

общении, частные столкновения и т.д.

Большую проблему представляет собой международный национализм – войны

и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это

проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и

отдельных стран.

Противоречия

и

конфликты

имеют

место

и

между

различными

народами

Северного

Кавказа

в

составе

Российской

Федерации.

Экономические

и

территориальные

противоречия

между

Чечней

и

Дагестаном,

Чечней

и

казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и

Азербайджаном,

Абхазией

и

Грузией

и

т.д.

и

делают

невозможным

в

перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного

государственного

образования

народов

Северного

Кавказа

вне

России

и

вопреки воле России.

При таком раскладе «кавказская война» может обернуться войной не только и

не

столько

против

«общего

врага»

в

лице

«Российской

империи»,

сколько

войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще

большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки

решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и

порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и

чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов.

Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на мой взгляд, эта задача

будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на Земле не останется

только одна национальность.

Но в любом случае, даже если эта проблема исчезнет, решится, люди найдут

другой

повод

для

вражды

друг

с

другом:

«Когда

у

оппонента

кончаются

аргументы, он начинает уточнять национальность».

Есть, конечно, категория людей, относящихся терпимо к другим народностям,

не считающих их чужими. Но число националистов часто перевешивает их.

Патриотизм и национализм: как различить

Воспитатель:

Вопрос к воспитанникам: что такое патриотизм?

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТИЗМ - любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения,

месту жительства.

Обратите

внимание:

в

этом

определении

нет

никакого

намека

на

дискриминацию

других

народов,

ущемление

чьих-то

прав.

Тем

более,

ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.

Патриотизм

переходит

в

шовинизм,

когда

человек

не

имеет

возможности

помогать своей стране и стремится угнетать другую.

ШОВИНИЗМ

(карточка

с

термином

размещается

на

доске)

крайний

национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и

разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит

не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств

нации, проживающей рядом, в России.

Воспитатель:

Обращение к воспитанникам: А теперь давайте поговорим о толерантности.

Вам знакомо это слово? Понятие толерантности многолико. В качестве особого

аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека

и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных

языках.

Для

того

чтобы

понять,

применимо

ли

это

понятие

к

данной

ситуации,

необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.

Перевод слова «толерантность» с разных языков

язык

Перевод на русский язык

английский

Готовность и способность без протеста воспринимать личность

или вещь

французский

Уважение

свободы

другого,

его

образа

мысли,

поведения,

политических и религиозных взглядов

китайский

Проявление великодушия в отношении других

арабский

Прощение,

снисхождение,

мягко сть,

с о с т р а д а н и е ,

благосклонность, терпение, расположенность к другим

персидский

Терпение,

терпимость,

выносливость,

готовность

к

примирению

Воспитатель

Обращение

к

воспитанникам:

Мы

с

вами

разобрались,

что

такое

толерантность, давайте же теперь попытаемся сами дать определение этому

понятию.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

способность

к

признанию

или

практическое

признание и уважение убеждений и действий других людей.

Впрочем,

существует

мнение,

что

понятие

«толерантность»

не

просто

признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и

уважение

самих

“других

людей”,

которые

отличаются

от

нас.

В

«других»

признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в

качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат. Как вы

видите,

это

понятие

очень

сложно,

и

мы

можем

дать

множество

его

определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее

важным.

Существует

ряд

социальных

показателей,

которые

выделяют

психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию

в обществе.

По

мнению

психологов,

лучшее

понимание

толерантности

воспринимается

благодаря

уяснению

сущности

ее

противоположности

нетерпимости

(ИНТОЛЕРАНТНОСТИ). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя

группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других.

Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных

взглядов,

предпочитает

подавление,

а

не

убеждение. Формы

проявления

нетерпимости

разнообразны:

оскорбления,

игнорирование,

осквернение

религиозных

или

культурных

символов,

угрозы,

запугивание,

преследование,

поиск врага, дискриминация, расизм.

Воспитатель:

Заключение.

Стремление

сохранить

оригинальность,

народность

той

или

иной

нацией

характеризуется

иногда

негативными

проявлениями.

Особенно

ярко

эти

проявления

заметны

в

современной

России.

Постоянная

миграция

других

этносов на её территорию вызывает у людей опасение, страх перед возможным

улучшением «национального достоинства». Оттенки этого опасения различны:

от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений

страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации

. Обращение к воспитанникам: а теперь давайте с вами подведем итоги нашей

беседы и выделим самое важное из сказанного.

Выводы:

Национально сть

определяется

не

ме стом

рождения,

а

национальностью родителей.

Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение.

Своей национальной принадлежностью нужно гордиться

-

национальные

вопросы

должны

решаться

законным

путем

с

помощью

переговоров;

- шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни

граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;

- компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;

-

каждый

человек

в

отдельности,

который

является

националистом,

несет

ответственность за разгоревшуюся вражду.

Воспитатель:

Обращение к воспитанникам: Сегодня мы попытались разобраться в очень

сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме

межнациональных

отношений.

Она

касается

всех

вместе

и

каждого

в

отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию,

но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения

между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу

повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на

досуге

о

том,

как

вы

относитесь

к

другим

людям.

Может

быть,

в

вашем

поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.



В раздел образования