Автор: Гурьянова Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных дейтсвий у младших школьников на уроках физической культуры при сдаче норм ГТО при помощи "Дневника достижений"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование универсальных учебных действий у младших
школьников на уроках физической культуры при подготовке к сдаче норм
ГТО с помощью «Дневника достижений»
Гурьянова И.А.
Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня
является актуальным и принципиальным. Целью вводимого комплекса
является дальнейшее повышение уровня физического воспитания и
готовности людей. В первую очередь молодого поколения, к труду и обороне.
Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО
должен стать основополагающим в единой системе патриотического
достижения молодежи.
Среди школьников России лишь 16 % являются относительно здоровыми, а
большинство взрослого населения страдает от последствий гиподинамии,
лишнего веса и малоподвижного образа жизни.
В связи с этим, Министерство спорта России подписало приказ о
государственных требованиях к уровню физической подготовленности
населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-
спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи
знаний, умений и навыков от учителя к ученику , становится развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе
говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится
возможным благодаря формированию системы учебных действий – УУД.
Универсальные учебные действия - это умение учиться, самостоятельно
развивать свои способности, а также усваивать свои способности, а также
усваивать новые знания, применять их на практике. По сути, это способность
ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию. В начальных классах
необходимо научить школьника самостоятельно ставить перед собой задачи,
видеть способы их решения, анализировать полученную информацию и
делать правильные выводы.
Учитывая специфику психического развития в младшем школьном возрасте
был разработан «Дневник достижений", который должен помочь в решении
следующих задач:
- формирования УУД младшего школьника ( а конкретно - личностных );
- подготовке младших школьников к сдаче норм ГТО.
«Дневник достижений» представлен в виде рабочей тетради формата А4.
Содержательная часть предлагает упражнения для формирования правильной
осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для
развития физических качеств (гибкости, быстроты, ловкости, выносливости и
силы), меню правильного питания. Тетрадь содержит пункты, которые
должен заполнить учащийся самостоятельно. Это – карточка здоровья,
которая включает в себя показатели роста и массы тела, перенесенные
заболевания, посещение спортивных секций, спортивные достижения, группу
здоровья, странички «Мой режим дня» , «Моя зарядка» и «Мои любимые
подвижные игры».
В «дневнике достижений» представлена таблица с нормативами испытаний
(тестами) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к
труду обороне» (ГТО) соответствующим 1 и 2 ступеням (возрастная группа
от 6 до 10 лет). Предполагается, что учащийся будет вносить в таблицу
собственные результаты выполнения норм ГТО и сравнивать с нормативами.
Ученик, совместно с родителями, будет иметь возможность следить за
динамикой своих достижений.
Заполнение информации о себе способствует актуализации у школьника
представления о себе, осознание собственных достижений в спортивной
деятельности. Содержательная часть способствует расширению кругозора
ребенка, формированию мотивации к здоровому образу жизни. Заполнение
страничек дневника должно стимулировать развитие самоконтроля,
самооценки, формирование внутреннего плана действий.
Разработанный дневник достижений был опробован на учащихся з-их
классов. Проанализировав заполненные работы, можно сказать, что
школьникам это было интересно. Сложности вызвало заполнение таблицы
нормативов, поэтому ее следует подкорректировать – сделать более понятной
и удобной при заполнении для учащихся . Дневник для опытного учителя
может обладать диагностической информацией об отношении учащегося с
собственному здоровью, занятиям спорту и т.д. Можно добавить анкету для
учащихся с вопросами о том, хотел бы учащийся заниматься каким-либо
видом спорта и каким и что нужно делать, чтобы продвинуться в своих
спортивных результатах.
Также предварительное знакомство школьников с комплексом ГТО показало,
что учащиеся не совсем представляют цель сдачи норматив комплекса и
вообще имеют о нем смутное представление. Возможно для начальных
классов следует организовать мотивационные мероприятия – разработать
презентацию с представлением комплекса более наглядно и понятно для
школьников с демонстрацией перспективы в сдаче нормативов комплекса
ГТО.