Автор: Гайнутдинова Чулпан Аюбовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №58"
Населённый пункт: город Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как я использую ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование
«Использование ИКТ в методической
работе ОУ»
Подготовлен
Учителем начальных классов
Гайнутдиновой Ч.А.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Оглавление:
Актуальность использования информационных технологий.........................................................................3
Цель повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного учреждения:.............................................4
Задачи:........................................................................................................................................................... 4
Предполагаемые результаты повышения ИКТ компетентности педагогов.................................................. 4
План мероприятий по повышению ИКТ-компетентности педагогов ДОУ:....................................................5
2
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Актуальность
использования
информационных
технологий
За
последние
годы
произошло
коренное
изменение
роли
и
места
персональных
компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно
владеющий
технологиями
и
информацией,
имеет
другой,
новый
стиль
мышления,
принципиально
иначе
подходит
к
оценке
возникающих
проблем,
организации
своей
деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно
представить
современное
образование.
Имеющийся
в
настоящее
время
отечественный
и
зарубежный
опыт
информатизации
среды
образования
свидетельствует
о
том,
что
она
позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система
дошкольного
образования
существенно
отстает
от
процессов,
происходящих
в
школе
и
обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация,
способы ее хранения и использования.
Компьютер,
мультимедийные
формы
как
инструменты
для
обработки
информации
могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для
совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми
должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие
навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования
компьютеров,
владеющие
методикой
работы
с
дошкольниками
с
использованием
информационных
технологий.
Учитывая
это,
первостепенной
задачей
в
настоящее
время
становится
повышение
компьютерной
грамотности
педагогов,
освоение
ими
работы
с
программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети
Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные
компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной работы с детьми на
качественно новом уровне.
Очевидно,
что
педагог,
который
осуществляет
образовательно-воспитательную
деятельность с детьми с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в
Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в
рамках
традиционных
технологий.
Мультимедиа-игры,
которые
проводятся
на
основе
компьютерных
обучающих
программ
по
всем
образовательным
областям,
позволяют
интегрировать
аудиовизуальную
информацию,
представленную
в
различной
форме
(видеофильм,
анимация,
слайды,
музыка),
стимулируют
непроизвольное
внимание
детей
благодаря
возможности
демонстрации
явлений
и
объектов
в
динамике.
Владение
компьютерными
технологиями
позволяет
увеличить
поток
информации
по
содержанию
образовательной
области
и
методическим
вопросам
благодаря
данным,
имеющимся
на
электронных носителях и в Интернете.
Информационные технологии в ДОУ можно применять в следующих направлениях:
1.
В управлении ДОУ
2.
В профессиональной деятельности педагога ДОУ
3.
В образовательно-воспитательном процессе с детьми/ с родителями
3
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
В
нашем
ДОУ
уже
осуществляется
управление
образовательно-воспитательным
процессом,
кадрами,
материально-техническим
обеспечением,
производится
мониторинг
качества
обучения,
эффективности
воспитательной
работы,
здоровья
и
психологического
состояния воспитанников с привлечением компьютерных программ.
В профессиональной деятельности педагог ДОУ может использовать:
1.
Офисные программы
2.
Интернет
3.
Электронные издания образовательного направления
Освоение
офисных
программ,
таких
Microsoft
Word,
Excel,
PowerPoint
открывает
возможность: подготовки дидактических материалов, презентаций, портфолио, буклетов для
родителей,
ведения
баз
данных,
автоматизации
работы
по
анализу
педагогической
деятельности.
Использование
ресурсов
Интернет
позволяет
не
только
находить
необходимую
информацию, но и быть активным участником сетевого сообщества, организовывать работу с
родителями.
Проектирование организованной деятельности с детьми с использованием развивающих
игр это совсем новое направление в деятельности педагога ДОУ и именно здесь можно
применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход.
Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего
дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом
направлении.
Цель
повышения
ИКТ
-
компетентности
педагогов
дошкольного
учреждения
:
Обеспечить
качество
воспитательно-образовательного
процесса
и
управленческой
деятельности на основе изучения и внедрения информационных технологий.
Задачи
:
Повышение информационной культуры педагогов;
Совершенствование
единой
информационной
образовательной
среды
с
целью
обеспечения согласованного доступа к информации всех участников воспитательно-
образовательного процесса;
Активное
вовлечение
родительской
общественности
в
развитие
информатизации
дошкольного учреждения.
4
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Предполагаемые
результаты
повышения
ИКТ
компетентности
педагогов
Разработанный план повышения ключевой информационной компетентности
педагогических работников предположительно даст следующие результаты, а именно –
педагоги:
умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют
групповую документацию, мониторинг и т. д.);
умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
владеют навыками поиска информации в Интернете;
владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
умеют разрабатывать конспекты и применять в организованной деятельности с детьми
информационные технологии;
владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с
родителями.
План
мероприятий
по
повышению
ИКТ
-
компетентности
педагогов
ДОУ
:
№
Направление работы
Название мероприятия
Ответственный
Сроки
1.
Подготовительные
мероприятия и
оценка ситуации в
ДОУ.
Изучение нормативно – правовых
документов в области
компьютерного образования
Заведующая
2010 г.
Подключение ДОУ к сети Интернет
Заведующая
2010 г.
Создание локальной сети
заведующая
2015 г
Создание сайта ДОУ
Ст.воспитатель
2010 г.
Создание электронного почтового
ящика дошкольного учреждения
Ст.воспитатель
2010 г.
Проведение анкетирования
педагогов
Ст.воспитатель
ежегодно
2.
Развитие материально-
технической базы.
Приобретение компьютеров,
сканеров, принтеров, телевизоров,
экрана, медиапроектора
Зам.зав по АХР
2010-14
Приобретение обучающих
программ для детей дошкольного
возраста.
Ст.воспитатель
2011-15
3.
Создание и развитие
информационных
ресурсов дошкольного
Создание медиатеки для проведения
воспитательно-образовательного
процесса (подбор компьютерных
Ст.воспитатель
2011-15
5
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
учреждения.
презентаций по всем разделам
программы, составление
электронного каталога презентаций)
Анализ «Психолого –
педагогического содержания
компьютерных игр для
дошкольников» и их апробация
Ст.воспитатель
2012-15
Анализ «Психолого –
педагогического содержания
развивающих компьютерных
программ для дошкольников» и их
апробация
Ст.воспитатель
2012-15
4.
Организация
методической работы с
воспитателями по
освоению
инновационных
компьютерных
технологий
4.1.
Повышение
квалификации
педагогов.
Направление педагогов на курсы по
ИКТ на базах РЦОКОиИТ,
СПбАППО, ГУИТМО,
Ст.воспитатель
2010-15
Ознакомление педагогов с фондами
информации на электронных
носителях в методическом кабинете
Ст.воспитатель
2010-15
Изучение методической и педагогической
литературы и периодических изданий о
внедрении инновационных компьютерных
технологий в ДОУ
Педагоги
2011-15
Организация серии обучающих
семинаров – практикумов по
освоению педагогами основ
компьютерной грамотности,
ознакомлению с условиями работы
и программно – методическим
обеспечением «Начальный уровень
компьютерной грамотности» (по
отдельному плану):
Организация рабочего места
педагога с использованием
компьютера.
Введение в графический
интерфейс операционной
системы Microsoft Windows
Приемы подготовки учебно-
методических материалов
средствами текстового
Заведующая,
Ст.воспитатель
Зам. зав по
АХР
2011-14
6
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
процессора Microsoft Word.
Приемы подготовки учебно-
методических материалов c
помощью электронных таблиц
Microsoft Excel.
Приемы подготовки
презентаций Microsoft
PowerPoint
Поиск ресурсов в сети
Интернет. Образовательные
Интернет-ресурсы (обзор и
тематический поиск).
Электронная почта
Проведение индивидуальных и
подгрупповых консультаций по работе с
ПК (по запросу)
Ст.воспитатель
Зам.зав по АХР
2011-15
Консультации для воспитателей:
« Методические рекомендации
по внедрению информационных
компьютерных технологий в
воспитательно –
образовательном процессе
ДОУ»
«Компьютерные игры как новые
педагогические
информационные технологии в
системе дошкольного
воспитания»
«Правила безопасного общения
с компьютером»
«Общая характеристика
развивающих компьютерных
программ. Цель и возможности
их использования в совместной
деятельности с детьми, в игре и
других видах самостоятельной
деятельности»
«Организация
межпредметных
связей
в
образовательно
–
Ст.воспитатель
2011-13
7
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
воспитательном процессе»
Помощь в подготовке презентации
педагогов на районных и областных
мероприятиях
Ст.воспитатель
2011-15
Педагогическое наставничество
Педагоги
2012- 15
Педагогический совет:
«Использование информационно-
коммуникационных технологий в
практике работы дошкольных
учреждений»
«ИКТ – компетентность педагога»
Ст.воспитатель
2011-15
Разработка педагогами электронной версии
мини-музея групп
Педагоги
2011 г.
Разработка собственных
презентаций специально-
организованной деятельности в
соответствии с:
Методическими темами
педагогов
При подготовке презентаций
для педагогических советов:
Разработка собственных
презентаций деятельности с
детьми по всем направления
учебно-воспитательного
процесса
Педагоги
2011-15
Проведение семинаров-
практикумов:
«Создание тематических
презентаций для использования на
занятиях»
Ст.воспитатель
2012-14
Организация открытых занятий и других
мероприятий с детьми дошкольного
возраста с использованием современных
компьютерных технологий
Педагоги
2011-15
Организация открытых занятий и других
мероприятий для родителей с
использованием современных
компьютерных технологий
Педагоги
2011-15
5.
Участие в
городских и
районных
мероприятиях с
использованием
информационных
технологий.
Пополнение и обновление в
методическом кабинете
тематического каталога
компьютерными программами,
развивающими играми и
собственными презентациями
Ст.воспитатель
Педагоги
2010-15
Разработка и подготовка
презентаций к работе различных
Ст.воспитатель
Педагоги
2011-15
8
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
методических объединений района,
города
Разработка и подготовка
презентации – визитки:
Дошкольное учреждение № 39
Специалистов дошкольного
учреждения
Ст.воспитатель
Педагоги
2010-12
6.
Развитие
информационно-
управленческой
системы ДОУ и
использование ИКТ в
организации
управления ДОУ.
Создание базы электронных
документов (средствами Word,
Excel)
Заведующая
Ст.воспитатель
Зам.зав по АХР
2010 г.
9